Кто же всё-таки был первый? вставка март, 2003 г
Справедливости ради нужно отдать должное истинным первым.
«Археологические раскопки» убедительно доказали первородство устькаменогорского туризма. Уже в то время, когда мы только пытались организовать конкурсы, а потом и фестивали авторской песни, в городском туризме существовала давно отлаженная система проведения … нет, Читатель, не концертов, не фестивалей в том смысле, который мы вкладываем в них сейчас, а просто рядовых конкурсов туристской песни, который проводились, между прочим, 4 раза в год! Конкурсы туристской песни входили в обязательную программу соревнований между турклубами. Существовала сложная система подсчёта очков, например, «за профилирующие предметы» – ориентирование, там, или большая эстафета, за первое место присуждали по 2 очка, за второе – 4, и так далее, обычные «номера» типа полоса препятствий или, к примеру, слалом на байдарах – по очку за место (первое – 1 очко, второе – 2 и т.д.). Но после трудного дня, как правило, субботнего, вечером всегда проводился конкурс туристской песни. За него много не давали – всего лишь 0,5 за 1 место, очко за второе и т.д. То есть туристская песня шла всегда как бы «золушкой», много на ней очков не заработаешь, но чашу весов при равенстве прочих показателей, недостающие пол-очка вполне могли и перевесить. И готовились к конкурсам туристской песни основательно. Нередки случаи, когда удачную песню, найденную на старой плёнке или в поездках по «эсэссеру» прятали от посторонних глаз, не пели длительное время. Танка@укг.кз сказала даже понятнее – песню копили. Копили бывалоча целый год, чтобы потом, на зимнем слёте туристов блеснуть ею во всей красе, забрать первое место, сорвать куш! Несмотря на как бы неполноценность, всего лишь, половинку очка, за первое место в конкурсе песни также вручали призы, грамоты, и хорошие гитаристы, певцы ценились наравне с признанными мастерами ориентирования. Конкурсы, как я уже сказал, проходили 4 раза в год: весной (на 1-2 мая – там три дня отдыха + пятница), летом, осенью («Золотая осень») и в конце января – подведение итогов за год. Обычно это был кинозал «Турист» с показами слайдов, фильмов, выставкой стендов с фото, и гвоздём программы – конкурсом самодеятельности, смеси КВН с фестивалем авторской песни. Собственно, ради него всё это и затевалось. Причём вся фестивальная атрибутика присутствовала явно: жюри, критерии, зрители, микрофоны, ведущие, совещание жюри, награждение.
Так вот, заболтался я что-то. О чём это я? Ах, да, о первых! Так вот, первый конкурс туристской песни состоялся 25 мая 1968 года в «Голубом заливе». Пели тогда Визбора и Высоцкого, Кукина и Богдановича, а также «А на кладбище всё спокойненько» Ножкина. Об этом поведал мне в прошлом году старейшина алтайского туризма – Альтаир Голиков. А Володя Шибаров даже показывал мне кубок с надписью «Туристу за искусство», датированный 1975 годом.
Пожалуй, эта дата – 25 мая 1968 года – и является точкой отсчёта не только устькаменоргских, а, пожалуй, что и казахстанских конкурсов туристской (тогда так называли авторскую) песни. По крайней мере, никто ни в Алма-Ате, ни в Астане, не смог назвать мне более раннюю дату. А, учитывая, что турклуб «Алтай», проводивший конкурс 68 года – первый турклуб в Казахстане, то более ранней даты никто и не назовёт.
А вот первенство в номинации «Первый авторский концерт» похоже, принадлежит всё-таки Алма-Ате. Александр Жовтис в журнале «Простор» (статья «И вот она, эта книжка!», дата утеряна) рассказывает о неофициальных концертах Александра Галича весной 1967 года в фойе алматинского театра им. Лермонтова (после какого-то спектакля в 11 вечера) и в КазГУ, в котором принял участие, между прочим, Евгений Агранович!
Так что датой рождения авторской песни в Казахстане можно считать весну 1967 года.
Свидетельство о публикации №219120301705