Часть 7. Гомингенез 2

Необходимо напомнить некоторые данные гомингенеза: повышенная агрессивность и в то же время гомеостаз, представленный очагами протокультуры; жесткая смена видов гоминид, следующая одна за другой, и, одновременно, прогрессивная преемственность агрессии, разума и их результатов.


Вновь рассмотрим эпоху с самого начала, где хозяйничает Анастас, первый гоминид, вставший уверенно на ноги. Он обладает излишками энергии, посмотрим, на что он ее тратит. Он презирает всех, кто ниже его ростом – это его соплеменники, и ненавидит тех, кто пытается встать на ноги самостоятельно, не подражая ему – это его враги. Всю свою агрессию, теперь уже управляемую разумом, он обрушивает на врагов. С этого момента начинается невиданное в природе явление – война: борьба за территорию – разумеется, за лучшую территорию – конечно, но еще борьба за идею стоять на ногах. Такое право имеют только Я и его соплеменники, для которых архонт – все, и его дети, которые продолжают идею Я.


Идея превыше всего, и наш гоминид, первый австралопитек, бывший проконсул, начинает жестоко и внешне беспричинно истреблять своих предков, конкурируя с их естественными врагами, хищниками. Немало достается и своим. Несмотря на несоизмеримость силы агрессивного отношения к врагам и сородичам, следует учитывать временной фактор. Подтверждение статуса лидера и поддержка заданной жесткости структуры племени требует перманентных усилий в отличие от скоротечных и относительно редких стычек с чужаками (смотрите модельное описание стресс-затрат в первой части).


Успешное истребление «врагов» обеспечивает большее L, которое генерирует увеличение Н(Е) и … большую агрессию. Вид, успешно проведший военную кампанию, оказывается единственным на столь высоком энергетическом эволюционном уровне и по закону «давления жизни» начинает диффундировать от центра возникновения с постепенным снижением агрессии и вхождением в равновесие в биогеоценозы. Все увеличивающемуся племени нужны все более организованные, согласованные действия и мозг разрабатывает адекватно все более совершенную сигнальную систему [4, с.30,32]. Это все тот же генераторный процесс в новых рамках более высокоэнергетических параметров.


Противоречие, но австралопитек, у которого со временем снижается свободная энергия, обязан был породить более высокоэнергичный вид – Homo habilis. Человек умелый, повторив эволюцию австралопитека, потом, в конце своей эволюции стал тружеником и создал олдувайскую технологию, но сначала он овладел камнем как оружием, потому что был агрессивным и умным. Он ясно видел врага в оскорбляющей его высокое достоинство образине, карикатуре, посмевшего быть похожим на него – красивого и совершенного, и он объявил истребительную войну своему предшественнику. Но почему эти и последующие войны гоминид были успешными? Проблема отношений двух видов этим вопросом не исчерпывается. Как было замечено выше, Человек умелый, будучи генетическим наследником австралопитека, не мог быть рожденным от этого угасающего вида (Australopithecus robustus – угасающий вид в агрессивном, энергетическом смысле, в гомеостатическом, напротив, это был процветающий вид).


Для разрешения противоречий необходимо проследить развитие событий от т.А. Для этого составим модель видообразования и ее энергораспределения (смотрите модель 7.1 и модель 7.2 в начале этой части).


В т.А наблюдается расхождение только что родившейся популяции по экологическим нишам. Это можно объяснить чередованием типов r и К стратегий в рамках общеэкологической науки, но соблюдая принятые рамки, воспользуемся одним из определений этногенеза («Одновременно в этносе присутствуют представители всех … типов, но статистически господствует тип, соответствующий данному уровню пассионарного напряжения» [2, с.411]), который переформулируем в удобном для рассмотрения здесь виде: в рамках любого этнопроцесса, в любое заданное время (заданная фаза этногенеза) протекает множество субпроцессов с любыми фазами, при сложении которых получается величина суммарного этносостояния, совпадающая с заданным. Частный вывод из этой формулы в приложении к данной теме: в одно и то же, любое время сосуществуют этносы гоминид в любой фазе – и в фазе подъема, и в нейтральной фазе гомеостаза, и в фазе обскурации (эти три наиболее характерны).


До т.А и в т.А распределение особей по энергетическому признаку рассмотрено на модели 2, которое представлено в форме шеренги. В таком распределении имеются всегда пассионарии (вершина шеренги) и гармоничные особи (основание шеренги) с равномерным распределением остальных типов между энергетическими экстремумами системы. В критической этногенной ситуации, требующей максимальной отдачи энергии, остается в живых предельно малое число пассионариев, остальные погибают – т.А (жесткая модель). Популяция, наследующая все признаки пассионарной особи, обязана построить иерархическую шеренгу, с соответствующим энергетическим распределением по формуле 4: E/n – const. Но достигнутый основателем уровень Н является предельным для новой популяции, поэтому энергетическая шеренга строится максимумом на уровне А (Модель 7.1), т.е. прямых наследников по пассионарному признаку оказывается предельно мало.


Дальнейшее развитие популяции во времени (история племени) связано с неизбежным снижением пассионарного напряжения, переходящее в формы и навыки, и интенсивность этого снижения напрямую связано с положением в шеренге. Т.е. энергетическая шеренга является задающим фактором формирования видовой шеренги. На модели 7.1 наибольшее снижение пассионарного напряжения, обусловленное наилучшим вхождением наибольшего числа наследников в биогеоценоз, обозначено плавной спадающей кривой А–О(А).. Остальные уровни только намечены в т.А, поскольку они обязаны иметь место в соответствии с принципом Set.


В момент построения после т.А первой шеренги происходит взрыв этой системы. Взрыв племени обусловлен противоречиями между ВП и новой увеличенной Н. У нового вида в т.А пропорционально Н увеличено L, которое вмещает большую численность – n, но ВП остались прежние, их энергия нисколько не ослабла. В более многочисленном стаде включается ВП, отвечающая за регулирование численности, подается сигнал – «здесь стало тесно». Молодой разум, не знакомый с наукой этнологией, не контролирует ситуацию, отдается чувствам раздражения, неприязни и ненависти к своим родственникам. Происходит эмоциональный и вслед за ним популяционный взрыв. При этом перебираются все возможные варианты стабилизации системы: конфликты на всех уровнях, жестокое обращение со слабыми сородичами, стычки равных (именно в это время должны начаться первые убийства соплеменников как обратная сторона войн) и решение проблемы – выход из племени пассионариев.


Почему из племени выходят наиболее энергичные особи? По той же причине, что и в этногенезе – по закону сохранения энергии в популяции. Переход наибольшей части популяции в гомеостаз после фазы подъема должен компенсироваться исходом из популяции наиболее активных особей.


Выходящий из племени и из геохора прямой пассионарный наследник максимального Н переходит на новый участок, где закрепляется и обозначает своим появлением новую т.А(1) – копию т.А, из которой он сам появился, в силу наследственности (в модели расход энергии на переселение не учитывается). Не требование большой энергии для обустройства на новой территории (здесь нулевые энергозатраты) связано с тем, что для биоценоза, впервые столкнувшегося с этим явлением, – это также т.А, поскольку он никогда не встречался со столь высокой свободной энергией. Для аборигенного биоценоза т.А(1) – недосягаемая точка эволюции, новый, спустившийся сверху, вид живого вещества (Аналогичные выводы с ТЗ этологии в приложении к Homo sapiens: «… Когда человек со своими сложными приемами охоты выселился за пределы Африки, не знавшие его животные оказались беззащитными, а охота на них – очень результативной» [4, с.34]).


В т.А(1) происходит копирование т.А: расхождение популяции, закрепление на данном геохоре наибольшей части племени и исход максимально пассионарного типа, сохранившего Н(Е). Таким образом, происходит диффузия нового живого вещества с заданной Н в неизменном виде во времени и в пространстве, что обозначено на модели горизонтальной прямой А–А(i), сколь угодно долгой (Для заданного уровня здесь – обоснованное условие. На следующем уровне представления необходимо учесть открытость живой системы, с неизбежным ростом энтропии и потерей «энергии». С ТЗ этногенеза также трудно представить постоянство этого процесса, ведь только учет повышенной смертности у готовых рисковать своей жизнью пассионариев указывает на спад горизонтали. То есть, энергия расходуется при расселении).


Т.А ознаменована еще одним очень ярким событием, указанным здесь. Вырвавшийся из т.А на волю пассионарий с максимальной видовой энергией максимально энергоемкого вида просто обязан совершать подвиги во имя славы, идеи, … ни ради чего, без всякой цели, просто потому, что он – чистый агрессор. Самый лучший подвиг – убить врага, самый злейший враг – предшествующий вид, достигший в своем развитии своей т.О – точки тихого, мирного равновесия с окружающей средой, с минимальной свободной агрессией. Вот почему войны были успешными и истребительными.


Предшественник особо и не был агрессивным, как по причине разницы эволюционных уровней, так и потому, что новый вид встретился не со своим родичем в энергетическом смысле, а с заметно дистанцированной боковой ветвью, практически другим видом (Именно так начинается формирование вида, определение которого актуализировала биология. Но у любого живого явления нет такого начала, у которого нельзя найти своего начала), живущим рядом в уравновешенном со средой состоянии. Биогеоценозно уравновешенные виды – это и есть законченные виды гоминид, экземпляры которых чаще всего находят палеоанропологи. Например, первые австралопитеки, решившие потратить всю свою наследственную агрессию на формы, увеличили массу тела, ушли в леса, перешли на растительную пищу, приобрели мощный жевательный аппарат, крепкие кости и прочный череп. Все это совершенно необходимо для занятия как можно более высокого места в биоценозе, но за лучшее место платить надо самой высокой ценой – энергией. Последние австралопитеки из т.А создали т.О в условиях все более изолированного гомеостатического существования, где свободная энергия, агрессия и разум стремятся к минимальному для вида уровню – предшествующему уровню, уровню приматов.


Выход пассионариев из племени был пусковым синхронизирующим фактором противоречивых процессов, начинавшихся в одной точке: нейрофизиологической и экзистенциальной проблемы конфликта нового разума с врожденными программами; этнической проблемы необходимости пассионарию лидировать в популяционных структурах и невозможности его существовать ни в каких заданных рамках, эволюционной проблемы необходимости решения двух противоречивых проблем.


Последняя проблема – это необходимость видом выполнить два противоречивых требования: максимального распространения себя и максимального приспособления к новым условиям. В терминах экологической науки эта проблема решается с помощью двух противоречивых стратегий, вырабатываемых видом под давлением К и r отборов. Здесь r-стратегию наилучшим образом решают пассионарии, К-стратегию – гармоничные особи. Следовательно, исход из геохора пассионариев с последующим порождением ими на новых местах большого числа гармоничных типов – есть наиболее точное решение всех задач, с которыми столкнулось новое живое вещество в образе гоминид.


С помощью этой модели видообразования построим элементарный блок, из набора которых и будет составлен гомингенез. Возможно это благодаря тому, что модель 8 прекрасно работает в качестве модели диффузии. Рассмотрим модель 8, которую можно найти в начале этой части.


Порождение новых волн происходит синхронно с гашением матерой волны, т.е. новое вещество двигается как бегущая волна. В идеальных условиях возможно наблюдать картину расходящихся волн Н(Е) от центра экзистенциального, пассионарного возмущения, или мощные популяционные всплески агрессивной энергии могут порождать расходящиеся во все стороны волны расселения.


Е(К)–Е(А)=Е(Д) – энергия диффузии, которая обеспечивается только за счет превышения силы вспышки над потенциальной энергией нового уровня. В терминах общей экологии – это расселение, антропологи говорят – отпочковывание [5].


Расселение вида происходит по определенному закону последовательной смены К и r стратегий или смены фаз этногенеза, при которой происходит смена стереотипа поведения.


Если подобрать размерность расстояния к времени диффузии так, чтобы L = t , то представляется возможным всю эволюцию гоминид свернуть в двухмерную систему координат, что снимает проблему описания эволюции, протекающей в трехмерном мире плоского геохора и времени, даже и в простейшей модели, не учитывающей особенности рельефа и окружающей среды. Это возможно, если принять условие модельной среды, имеющей равномерное воздействие на популяции, постоянный вызов среды или равномерную плотность среды, проявляющуюся на популяционном уровне. Т.е.:

L = t    при (р, v) – const,  где р – плотность среды, v – скорость расселения.


В этоприроде можно наблюдать подобные диффузионные процессы при хорошо известных расселениях саранчи, леммингов, многих других видов животных, например, [3, термиты, муравьи – с.53, саранча, бабочки – с.100, бабочки-бражники – с.102] и в скрытой форме повсеместно («Американский исследователь Джеймс выселил с площади 32 тыс. кв. м. 87 лягушек (техаские лягушки киррофисы), через некоторое время эта территория была заселена лягушками с периферии. При попытках вернуть хозяев на свои места, не смогла там остаться ни одна» [1, с.55].), что обозначено на модели пунктирной линией, начинающейся от обычной этоагрессии. Значит, известные вспышки агрессии в этогенезе несут еще один смысл: энергетическое обеспечение «давления жизни» на популяционном уровне. При малейшем ослаблении рамок биогеоценоза, при сбое равновесия в благоприятную для вида сторону, популяция сразу начинает диффундировать в эту нишу.


Литература:

1    Акимушкин И.И. Проблемы этологии. М. Молодая гвардия. 1985. 191 с.
2   Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М. Ди Дик. 1994. 544 с.: ил. ISBN 5-87583-007-7.
3   Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Насекомые. М. Олимп. 1997. 288 с., с илл.
4   Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. М. Педагогика-Пресс. 1994. 208 с.: ил. ISBN 5-7155-0627-1.
5   Констэбл Дж. Неандертальцы. М. Мир. 1978. 159 с.; ил. С.80.


Рецензии