Священнослужитель. Ангел хранитель

Волчье урочище, мощными дубовыми опушками подступающее вплотную к мазаным хаткам обитателей деревни Соломино, всегда изобиловало наличием в его потаенных схронах негативных персонажей. На всем протяжении истории села среди жителей бытовали предания о нечистой силе, бесах, леших, «блуде» и прочей нечисти, скрывавшейся в огромном лесном массиве.

Существующие страшилки, очень редко реальные, зачастую же, просто выдуманные для запугивания малышни, были на руку лесным разбойникам, хранившим в лесных оврагах свою незаконную добычу, и таившимся в непроходимых дебрях урочища в дневное время суток.

Воровские нападения на жителей окрестных деревень не были редкостью. Но и не отличались кровожадностью. Шайки разбойников, состоящие из беглых крепостных крестьян, голодных и обездоленных, чаще всего воровали урожай с полей и огородов. Редко, под покровом ночи, забирались в сараи и хаты, угоняли домашний скот. Смертельных исходов при встрече с местными «кудеярами» зафиксировано не было. Больше были популярны противоположные случаи, когда бывшие разбойники поселялись в отдаленных хуторах, женились на местных вдовушках.

Тогда «остепененные» бандиты шли в церковь, каялись в грехах, давали клятву в Божьем храме никогда больше не браться за старое ремесло. Мне, как священнику, приходилось знать больше информации о действиях лесных братьев, чем обычным местным жителям. Но приходилось помалкивать. Во-первых, меня сдерживала тайна исповеди, которую нельзя никому открывать. Во-вторых, радовал факт раскаяния и оседлости на земле бывшего разбойника, означавший, что еще одним грабителем на лесных дорогах стало меньше.

Мое отношение к местным «кудеярам» было им хорошо известно. Это ли, или присутствие у них принципов православного воспитания, которое нельзя было утратить даже в лесу с кистенем, но разбойники меня уважали. И несколько раз приглашали в свое потаенное становище причастить тяжелобольных или придать земле умерших товарищей по несчастью.

Отец Ипатий моего расположения к беглым крестьянам не разделял. Но и прямо не запрещал общения с вынужденными разбойниками, предоставляя мне право действовать по своему усмотрению.
 
Пока не наступило утро Мартынова дня. По календарю начала семнадцатого столетия – 13 февраля, день поминовения усопших. В этот день жители поусожских сел посещали могилы и храмы. Ставили свечки за упокой всех родственников «от сотворения мира», подавали милостыню нищим с той же целью. А с появлением первой вечерней звезды дружно выходили в поле «окликать небо». Как священник  я был категорически против языческого обряда, но как краеведа меня радовал факт, что любой малограмотный крестьянин, от подростка до глубокого старика, мог без усилия назвать имена нескольких сотен своих ушедших в мир иной родичей. Ну-ка, читающие, напрягите свою память!

Наши праотцы в семнадцатом столетии всё еще полагались на силу родовых связей. Они считали, что все их покойные пращуры находятся у Господа на виду и могут попросить помощи у Спасителя для живущих на земле родичей. Свято веря что, чем больше имен умерших родственников произносил просящий человек, тем большее внимание к его проблеме обращал Христос. «Мефодий, Симеон, Мелания, Христина, Автоном…. Бога о нас молите и света Божьего пошлите, нам недостойным зрити…» - старательно выводил каждый из «ревностных» православных прихожан, пристально уставившись в холодное февральское небо.

В Мартынов праздник не принято было ссориться, а еще плохим знаком было умереть в этот день. С плохого знака началось то утро 13 февраля 1615 года от Рождества Христова. Спозаранку мы с отцом Ипатием были уже на ногах, ожидая большого притока почитателей поминовения усопших. Но первым к храму привезли самого усопшего. Крестьяне хутора Подбориха (находился недалеко от современной деревни Елагиной) по дороге наткнулись на тело лежащего у лесной опушки человека. Незнакомого мужчину погрузили в сани и привезли в храм, где надеялись при большом количестве прихожан опознать несчастного.
 
— Батюшка, никак разбойники созорничали, - седобородый коренастый крестьянин в овчинном тулупе обратился к отцу Ипатию, - в такой-то день.

— Почему ты так считаешь?

Крестьянин повернул к свету мертвое тело. Под левой лопаткой торчал обломок плохо оструганной стрелы.

— Убит. А стрела не охотничья – короткая и шумная.

Прибывавшие из разных деревень прихожане не узнавали в убитом своего  односельчанина. Выходило: или случайный прохожий (темной февральской ночью в лесу?)  стал жертвой лихих людей, или один из лесных разбойников погиб в результате собственных разборок. Расследование убийства и установление личности не входили в круг обязанностей священнослужителей. Отец Ипатий распорядился поместить тело в дровяной амбар и благословил церковного сторожа Агапита на рассвете отправиться в Курск с донесением к воеводам Татищеву и Сафонову…

…После службы, отец Ипатий поманил меня из алтаря. Присев в свое любимое плетеное кресло, кивнул в сторону скамьи:

— Садись, отец. Видел, к чему разбойные люди склонны?

— Видел, отче.

— А ты к ним в логовище мирно наведываешься. Негоже жизнь свою опасности подвергать. 

— Так ведь я – священник. Как откажу человеку, жаждущего покаяния и сострадания? А насчет смерти Господь сказал: «не бойтесь убивающих тело».

— Так-то оно, так. Но поосторожнее все же быть надо. Святой апостол Павел сказал: «тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога». И я тебе говорю: наши тела освящены человеческой ипостасью Господа нашего Иисуса Христа, и искать смерти - грех.
 
— Я смерти не ищу. Но и не боюсь ее. Чего мне страшиться, когда я в путь отправляюсь с Господом, с Пречистой Материю Его, с Ангелом-хранителем.

Отец Ипатий улыбнувшись, откинул голову на спинку кресла. Признак хорошего настроения и желания пофилософствовать старца-настоятеля. Такие мгновения жизни своего духовника я особо любил. В минуты душевного подъема отец Ипатий всегда предлагал интересные темы для размышления.

— А скажи мне, отец Анатолий, где в Писании сказано об Ангелах-хранителях?

— В 90-м псалме, батюшка. «Ангелам своим даст заповедь о тебе, охранять тебя на всех путях твоих». 
 
— Это Ангел – охранник. Я спросил об Ангеле – хранителе.

Я замешкался, перебирая в памяти страницы Священной книги. Отец Ипатий сам ответил на свой вопрос:

— Нет в Писании слов об Ангелах-хранителях. Девяностый псалом, авторство которого евреи приписывают пророку Моисею, вторит словам книги Исход, рассказывающей о беседе Бога с Моисеем. «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих». Ангел-охранник еврейского народа водил людей по пустыне, охраняя от бед и врагов.

— Согласен, отче. Еще два Ангела были посланы в Содом к праведному Лоту, чтобы вывести из города племянника пророка и его семью.
 
— И в других известных событиях описаны случаи явления Ангелов для охраны Божиих избранников. Пророк Даниил говорит: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне». В книге праведного Иова указан Ангел – наставник, чтобы показать человеку прямой путь к Богу. У Маккавеев есть указание, что еврейский народ с плачем умолял Господа, чтобы Он послал доброго Ангела ко спасению Израиля.

— То есть, присутствие Ангела непостоянно?

— В Святом Писании апостола Луки о Христе говорится: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». И там же о Деве Марии: «И отошел от Нее Ангел». Даже у Спасителя и Пречистой Девы Ангелы Божии не всегда были непременными спутниками и собеседниками.

— Получается, Ангела-хранителя у человека нет?

— Почему, нет? Есть. И дается нам от рождения. Он хранит всю информацию о человеке: слова, поступки, мысли, чувства. Записывает в так называемой «Книге жизни», которую затем по смерти человека представит на Суд Божий. А Ангела – охранника Бог посылает индивидуально в каждом отдельном случае.

— Отче, откуда тогда исходит упоминание об Ангелах-хранителях?

— Из Святого Предания. Святым отцам дано было видеть присутствие Ангелов рядом с человеком. Святой Андрей, Христа ради юродивый, находясь на ярмарке в Царьграде, встретил жадного монаха, шею которого обвил змей - сребролюбец. Святому было открыто, как Ангел и бес ведут борьбу за душу монаха. Голос с Неба указал Ангелу оставить нерадивого инока, поскольку он был немилостив. А только милостивые в жизни вечной прощены будут.

— А я читал в житии преподобного Нифонта, как он встретил плакавшего юношу у дверей публичного дома. На вопрос: «Кто ты?» Юноша ответил: «Я – Ангел, посланный от Бога на сохранение находящегося здесь человека. Но приблизится к грешнику не могу. И плачу, потеряв надежду исправить его и привести к пути покаяния».

— Так и Ангелы, посланные нашим разбойникам, плачут где-нибудь рядом с ними, в сторонке. Не имея возможности приблизиться к своим подопечным из-за их непотребной жизни.

— И ожидая от них примирения с Богом.

— Хорошо ты сказал, отец. Именно, примирения. Ты знаешь, что означает слово «разбойник»?

— Нет, отче.

— Словом РА наши языческие предки называли Всевышнего Бога. И старались неизменно находиться в РАДОСТИ – единении с Божьими заповедями. Если человек разрывал своими поступками союз с Богом, и его общение с Создателем давало сбой, то такого человека называли «РА-СБОЙ-ник». Он, подвластный животным СТРАСТЯМ, приносил окружающим и себе РАЗОЧАРОВАНИЕ в жизни,  СТРАДАНИЕ, СТРАХ, РАЗОРЕНИЕ, КАРУ и ТРАУР.

— Очень интересно, отче! Никогда не знал, что все эти слова образованы от слова «Бог».

— Просто ты никогда не задумывался над их происхождением. Вот мы с тобой сейчас сидим в ХРАМЕ – месте обитания Бога, и объединяет нас ВЕРА – то, что приближает к Всевышнему. Сегодня ПРАЗДНИК – торжество в честь Бога, народный день поминовения усопших (ПРАЩУРОВ), ушедших к горнии обители. А скоро вся церковь будет праздновать РАДОНИЦУ – общий день поминовения всех умерших.

— Спаси Господь, тя отче, за бесценные сведения. Надо будет хорошенько запомнить твои слова.

— Запомни и запиши. В назидание следующим поколениям. Небось, в ваше время не наставляют тому, что наши мудрые предки постигли, имея духовное общение с Ангелами.

— В нашем веке уже ничему не поучают. Готовят из людей полуобразованных недоучек, готовых на любые низменные поступки.

— Малейший сбой в общении с Богом ведет к появлению разбойников.

— Отче, я ведь тоже часто ощущаю в себе нарушение принципов Богообщения. Я тоже разбойник?

Отец Ипатий улыбнулся:

— Мы с тобой сохраняем РАВНОВЕСИЕ в жизни, служа ПРАВДЕ. А если чувствуем нарушение в своей стойкости, то с помощью покаяния всегда имеем возможность вернуться ОБРАТНО к Богу. И достичь, таким образом, РАЯ – место обитания Бога. А по большому счету, мы все разбойники, безгрешен лишь один Господь.

Я был поражен, сколько слов, образованных от слова РА – Бог, привел мой наставник. Долгое время пользуясь ими в повседневной речи, я и не предполагал об истинном значении слов русского языка.

— Отец Анатолий, я не могу тебе запретить выполнять твое пастырское служение. Но, как настоятель прихода, не благословляю на посещение разбойничьих мест. Мы все ждем от падших людей раскаяния. Но пусть они приносят его в Божьем храме и в среде мирных христиан. И за таинствами пусть обращаются в храмы.
 
— Как благословишь, отче.

— Так и порешим…. Ну, что – побогомудрствовали, пора и по домам.

Помолившись у Престола, мы отправились по своим делам. Шагая по переметенной февральской пургой дороге, я раздумывал над каждым словом своего мудрого духовника. И радовался его нежной заботе обо мне грешном.

«Вот истинный Ангел, посланный Небом на землю», - благодарил Бога я, радуясь, что у меня есть такой многоопытный наставник.

Мой Ангел-хранитель.
 


Рецензии