А в глазах зелёных - леший

Страничка из дневника.

1974 г. Последние денёчки тёплого августа. Отпуск закончился. Старшая сестра Тамара с маленькой дочкой и нашим украинским гостем Николаем отправляются в Донецк, мы с Диной со своими детками уезжаем в далёкий Казахстан.

Прощание с Колей - с давним другом по заочной переписке в наши далёкие студенческие годы. Ещё тогда он своими изумительными письмами и стихами мне - юной девочке напрочь вскружил голову, а воочию увиделись спустя десять с лишним лет и познакомились только сейчас в эти короткие дни августа... Вновь его слова, его удивительные стихи и мои робкие разбуженные чувства...

Сегодня зажигаем на реке прощальный костёр до неба. Мы организовали скатерть-самобранку, напекли картошки, открыли бутылочку домашнего смородинового винца, приготовленного мамой, и тут и наш папа подошёл да так тихо, что мы и не заметили.

Впервые в жизни наш папа со всеми тремя дочерьми сидит тут на брёвнышке и рассуждает о жизни и бренности бытия, видно, что ему с нами беседовать очень нравится.

Я смотрю на папу и невольно думаю:
«Это никогда больше не повторится! Никогда! Остановись мгновение! Задержись, пожалуйста как можно дольше!»

А костёр пылает, трещит, рассыпая вокруг себя искры...
Папа с Тамарой и Диной о чём-то оживлённо беседуют. Коля впервые сидит рядышком со мной на брёвнышке совсем близко, касаясь плечом...

Мне кажется, что от него ко мне проскакивает электрический ток. Я моментами отключаюсь от общей беседы, смотрю на пульсацию горячих красных углей, на таинственную сказочную огненную стихию:

-- Коля, смотри, в пламени костра - сказка! Ты видишь?

Он изумлённо посмотрел мне в глаза:

-- Ты тоже увидела сказку, это же удивительно! 

-- Сейчас я прочту одно из своих давних стихотворений, вот послушай: 


             ***
Пляски ночного костра.

Звёзды меркнут над костром,
Звёзды гаснут пред костром,
Вот таким, совсем обычным,
Над простым ночным костром.
               
Может быть, они и ярче,
Может, греют они жарче,
Может в светлых звёздных чащах
Удивительней цветы,
               
Но костёр весёлый пляшет
И зелёной веткой машет,
То завяжет, то развяжет
Свои красные узлы...
 
А в глазах зелёных - леший,
Он в тебя вселился, леший,
И откуда этот леший
В молодых твоих глазах?

То костёр весёлый пляшет
И зелёной веткой машет.
Ах, зачем, зачем он вяжет
Эти тонкие узлы?
 
Если б он на миг хоть замер
За зелёными глазами,
Что б тогда они сказали –
Я боюсь узнать...
               
Пусть костёр весёлый пляшет
И зелёной веткой машет.
Леший вяжет - не развяжет
Эту сказку до утра.
               
         Н. Чайковский.               
               
               
               
Лесная русалка - девушка малава.               
 
Какие чудные минуты на берегу реки у нашего костра! Мы с сидим на берёзовых брёвнышках и поём душевные песни про наших мам и про любовь: русские, украинские...

Лёгкий туман вдруг поднялся и поплыл над водой... Папа, посмотрев задумчиво на светлый туман, рассказал историю... Думаю, он пошутил над нами, на полном серьёзе рассказав байку о лесной русалке (малаве).

Работая в лесу и зная тайгу на многие километры вдоль и поперёк, однажды наш папа немножко заплутал. День был серый, солнца не было, чтобы сориентироваться по нему...

Собака настороженно залаяла... И вдруг он увидел впереди, примерно в сотне метров, высокую красивую стройную девушку с длинными светлыми волосами, одетую в лёгкое одеяние. Он окликнул её, спросил как выйти, куда идти, в какую сторону?

Девушка приостановилась, медленным жестом махнула худенькой рукой на запад и... быстро свернув в сторону, растворилась в тёмном хвойном лесу.

Естественно, мы папиной сказке не поверили... Привели свои аргументы: что папа устал и на ходу вздремнул, или надышался каких-то трав в лесу и в молодом лесном деревце ему почудилась девушка-малава или, может быть, у него с собой была взята водочка? Папа уверил нас, что в лес выпивку ни в коей мере брать нельзя!

В нашем далёком детстве папа учил нас как выйти из лесу на случай если случайно заблудишься.

-- Запомните, выходишь из деревни - солнце смотрит в правое ухо, выходишь из лесу - в левое...

-- Если нет солнца, смотрите на стволы деревьев: ветви с северной стороны слабей и ствол густо покрыт лишайником, а с южной стороны всё наоборот: ветви густые и крепкие, всегда тянутся в солнечную сторону и лишайника мало... 

Так, что наш папа ещё тот шутник, он никогда не блудил! Он знает свой лес, как свои пять пальцев.

Сёстры продолжают общаться с папой, а Коля прочитал мне своё новое стихотворение.


        ***
Мне весёлый паренёк
Из лозы певучей
Славный вырезал манок -
Но он меня замучил:

Стоит свистнуть: из лесов -
Чтоб мне застрелиться! -
На его призывный зов
Мчатся зверь и птица.

Только я плохой стрелок,
Зря сижу в болоте -
Не такой ты мне манок
Вырезал, охотник! 

Голова моя в дыму
Кружится, кружится...
Мне теперь и самому
Впору застрелиться.

Сделай мне другой манок -
Из дуды зелёной,
Чтоб гулял в нём ветерок
Губ моих влюблённых,
 
Чтобы шли ко мне на зов
Не олень, не птица, -
Чтоб у милой хоть разок
Вздрогнули ресницы. 

Мне ответил паренёк: -
Делай сам такой манок!
               
             Н. Чайковский.      
               


Рецензии
Здравствуйте, Нина!
1974-й... Ещё счастливые все, ещё дружеское общение и надежды на счастье и любовь.
Прекрасные стихи. Н.Чайковский - это и есть Николай, Коля?
Спасибо за эти воспоминания.
С уважением,

Элла Лякишева   25.05.2022 17:33     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Элла! Да! Это и есть тот человек, с которым мы познакомились по письмам в мои 17 лет. Увиделись впервые в мои 30, и неожиданно я стала его поэтической музой. Мы любили друг друга чистой платонической любовью всю долгую жизнь. Может, поэтому мы так долго и общались. Вся история здесь - в моих дневниках.

Нина Ганьш   16.06.2022 16:00   Заявить о нарушении
Почти как у Чайковского и Надежды фон Мекк.
С уважением,

Элла Лякишева   16.06.2022 17:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.