Грузинская мечта спустя три года или миражи на гор

ВОСПОМИНАНИЕ. РЕТРОСПЕКТИВА, Александр Чиманян
3 декабря 2015 г. ·
«Грузинская мечта» спустя три года или призрачные огни на горизонте?

Более трёх лет назад, в октябре 2012 года, завершилась эпоха девятилетнего правления Единого Национального движения под руководством Михаила Саакашвили, которое на политическом поприще Грузии сменило новое на то время политическое движение «Грузинская мечта», созданная и возглавляемая грузинским олигархом Бидзиной Иванишвили. Имя Иванишвили в сознании народном ассоциировалось с меценатством, благотворительностью, прочими благими делами… На тот момент его в лицо никто и не видел, впервые он появился перед объективами телекамер, когда начал свою политическую деятельность (примерно за год до выборов).
Националы пришли к власти в настоящей борьбе, смели с политической арены прежний бездарный режим, приняли руководство страной, когда она была в полнейшем упадке, с разорённой казной, тотальной коррупцией, криминальным беспределом, повязанным с правоохранительными органами, с критическими бытовыми условиями жизни людей, морально униженных… Ключевые фигуры фракции Националов уже были известны на всю Грузию.
Несколько иначе обстояло дело с приходом к власти «Грузинской мечты». С момента её создания и до прихода к власти прошёл всего лишь год. Основной фигурой нового политического движения являлся Бидзина Иванишвили, сделавший своё состояние в России, имевший французское гражданство, но пожелавший теперь испытать себя в должности грузинского лидера. Следует добавить, что особо Бидзине не пришлось «попотеть» за власть, к тому же в стране была налажена работа всех государственных и жизненно важных систем. На то время Саакашвили считал себя безальтернативной фигурой, доказавшей свою способность управлять и направлять страну по единственному вектору, не имеющему альтернативы… У его команды было много креативных идей, блестяще проводилась PR-компания. При нём Грузия была поднята на дыбы, республика укрепила основы своей государственности, построена инфраструктура, налажена работа государственных структур, в том числе и фискальной… Но с определённого этапа своего правления Михаил Саакашвили потерял чувство меры, началась политика государственного рэкета, умеренного террора, нарушения прав граждан, прав на собственность, создание авторитарной системы государственного управления… Популистические заявления грузинского лидера, часто не были согласованы с его практическими действиями… Население устало от сочетания метода кнута и пряника. Окончательно чаша терпения переполнилась у избирателей незадолго до выборов, когда грузинское телевидение и соцсети распространили кадры издевательств полицией над заключёнными в глданской тюрьме.
Не смотря ни на что, уверенность в своей победе на выборах у Саакашвили ещё существовала. Может быть, потому и не было предпринято попыток фальсификаций? Но выборы показали, что Националы потеряли доверие и поддержку среди избирателей… К чести Саакашвили, он признал своё поражение, объявил выборы состоявшимися и демократическими…
С апреля 1989 года выборы октября 2012г стали первым прецедентом, когда власть в Грузии перешла законным путём, без вынужденных отставок, госпереворотов или использования потенциала уличной массы.
Что же произошло дальше? На следующий день перед многочисленными объективами телекамер уже выступал олигарх Иванишвили, говорил он не складно, не уверенно, не производил впечатления оратора. В частности декларировал перед журналистским социумом о том, что через год он готов уйти в отставку. (Зачем же он пришёл к власти, какую цель преследовал?) «Грузинская мечта» столкнулась с кадровыми проблемами, долгое время не могли укомплектовать кабинет министров. В течение года в республике воцарилось двоевластие, со всеми ожидаемыми последствиями… Через год срок конституционных полномочий Саакашвили подошёл к завершению. Сдержал своё слово и Иванишвили, он ушёл с должности премьера, признавшись: «Я не политик». Однако, на его горбу к власти пришли другие люди из его команды, пришли из неоткуда, из неизвестности, люди совершенно случайные в политике и даже не имеющие политического опыта... Выборы 2013 года также остались за «Грузинской мечтой», таковым было желание большинства грузинских избирателей. Если в первый год своего пребывания у власти «Мечта» не достигла результатов, и это оправдывалось кохабитацией, то теперь двоевластия уже не было и вполне оправданно все ожидали конструктивных действий со стороны новой власти. Власть в стране оказалась в руках «Грузинской мечты» и большинство в парламенте тоже. Ожидали перемен. Премьер-министром Грузии стал 31-летний Ираклий Гарибашвили, который до того год как возглавлял департамент внутренних дел республики. Новый мэр столицы Давид Нармания и вовсе не воспринимается как серьёзная фигура в новом государственном истеблишменте страны, ни воспринимается он и населением, это просто случайный человек, пожелавший самовыразиться.
Таким образом, власть в Грузии оказалась в руках людей, не способных принимать самостоятельные решения и действующих с оглядкой друг на друга. Просто, большинство из них, неожиданно для себя удачно трудоустроились. Как-то выступая в телеэфире премьер Ираклий Гарибашвили, произнёс слова: « Батоно Бидзина …», Имя Иванишвили было упомянуто в определённом контексте и с таким пиететом, что указывало на вассальную зависимость одного из первых лиц государства от уже гражданина, пусть даже и влиятельного олигарха. Непреложно, что Иванишвили уйдя с политического поприща официально, присутствует в нём относительно подспудно и вполне реально, сохранив своё влияние на все государственные структуры. Именно к нему обращаются с ключевыми вопросами работники СМИ. Ещё одна фигура грузинской политики, президент Грузии Георгий Маргвелашвили на первый взгляд наделён серьёзными полномочиями: глава государства и исполнительной власти, верховный главнокомандующий, высший представитель Грузии, направляет её внутреннюю и внешнюю политику. Но и он не обладает теми полномочиями, которыми обладал его предшественник. Права нынешнего президента республики сильно урезаны конституцией, в некотором смысле символичны и почти что не имеют необходимости практического, каждодневного применения. Реально, власть в Грузии разделена между президентом, премьером и олигархом, в результате между ними случаются и трения.
Однако! Какую же цель преследовал Бидзина, когда проводил избирательную компанию и стремился к власти? Непреложно, что ему нужно было сместить Саакашвили, по мнению многих экспертов это была его стратегическая задача, поставленная перед ним политиками другого государства. Но это не привело к изменению внешнеполитического вектора Грузии, республика по-прежнему поддерживает активные контакты с Брюсселем и стремится к интеграции с НАТО и ЕС, но изменилась и антироссийская риторика, появились подвижки в отношениях соседних государств, возобновились торговые контакты. Всё же эти позитивные сдвиги настолько незначительны, что по большому счёту ничего не дают экономике Грузии, тем более России. Доминирующая проблема – деоккупация оккупированных территорий Грузии тяготит отношения между соседними православными государствами, загоняет их в непрошибаемый тупик. В результате Грузия пока не делает резких шагов, дрейфует между Западом и Востоком, заняв выжидательную позицию.
Не редко во время парламентских дебатов представители большинства и меньшинства выступают друг против друга с нареканиями и взаимными претензиями. Прислушиваясь к речам, в частности, некоторых представителей парламентского большинства, сознаёшь их демагогичность, неубедительность и некоторую оторванность от реальности. Представители «Грузинской мечты» пускают свои упрёки в сторону Националов с тональностью уверенного в своей правоте человека, с сознанием людей честно выполнивших свой долг перед избирателями. Возможно, в понимание парламентского большинства ещё не закралась мысль, что их рейтинг сегодня уже не тот, что был в 2012 году. Правда в республике застой, но сохраняется стабильность, все структуры продолжают свою работу, неприхотливый народ живёт заботами о насущном, ну и, слава Богу! Остальное, и как быть в перспективе, по мнению лидеров «Мечты», время покажет. Но одно не вызывает сомнений: граждане Грузии не представляли «Грузинскую мечту» в таком сером практическом выражении. Не произошло главного: "мечтатели" не смогли способствовать экономическому развитию республики и достатку её жителей, которые в очередной раз купились на популистические обещания. По-видимому прошлое ничему не учит.
Какие ещё позитивные сдвиги произошли в Грузии с приходом «Грузинской мечты»? Безусловно, все граждане Грузии были обеспечены тотальной медицинской страховкой, оказана и помощь школьникам. Но эти социальные программы были реализованы на те бюджетные средства, которые унаследовали от Националов новые власти. Вообще, уютная, тихая Грузия, приютившаяся между двух морей, живёт за счёт того потенциала, тех ресурсов, законов, которые были заложены за девять лет правления Единого Национального движения. Вряд ли здравомыслящие головы в Грузии поверят, что нынешняя власть смогла бы справиться с двенадцатилетним наследием деструктивной политики Шеварднадзе… Следует причислить к заслуге «мечты» и позитивную политику в плане соблюдения прав человека. Конечно же, пенсионеры не дождались легкомысленно обещанной 250 - ларовой пенсии, но она была поднята за три года от 100 до 160 лари в три этапа, на фоне обвального падения курса национальной валюты, каковой не было даже в начале нулевых. При этом нужно признать, что цены на товары первой необходимости выросли лишь незначительно. (Справедливости ради следует напомнить уважаемому читателю, что и Националы в первый год пребывания у власти, распространяли рекламные буклеты, с обозначенной на них схемой возрастающей пенсии, которая в 2009-ом должна была достичь отметки ста долларов.) С июня 2016 г. ожидается очередное незначительное повышение пенсионных выплат на двадцать лари (Националы настаивали на пятьдесят.) Новые власти объявили и амнистию для заключённых, но не все завсегдатаи криминального мира смогли оценить этот жест доброй воли…
В обозримом будущем пока не вырисовываются перспективы кардинальных изменений в экономике Грузии. Ключевыми источниками пополнения её бюджета являются различные области предпринимательства, включая трубопроводы и аграрный сектор.
И что бы не думали о своих заслугах «мечтатели» и ЕНД, наиболее объективно их качество и результативность могут оценить лишь рядовые граждане, испытывающие на своей шкуре те реалии, на которые народные избранники смотрят порой сквозь розовые очки.
Что касается внешней политики Грузии, то в этом направлении, как уже было сказано, республика занимает выжидательную, осторожную позицию, обусловленную неопределённостью на международной арене, в частности, в регионе. Для Грузии важно не потерять достигнутые результаты в отношениях с НАТО и ЕС и в то же время не углубить кризис в отношениях с Россией, которая оплачивает транзитный газопровод через Грузию в Армению, из России также поступают в республику не малые валютные средства, а грузинские товары находят сбыт на российском рынке. Это слишком очевидные факты, не требующие детального анализа, и в случае неправильного подхода к ним, могут появиться у страны серьёзные политические риски. Нельзя спускать со счетов, что на Южном Кавказе существуют законсервированные конфликты, как спящие вулканы, способные проснуться в самый неожиданный момент. В частности, в самой Грузии таких потенциальных неурегулированных очагов целых два и их разгерметизация не в интересах ни Брюсселя, ни Москвы. Дестабилизация в регионе станет вакханалией, пиршеством для находящихся в подполье и присягнувших на верность ИГИЛ джихадистам.
У Грузии не самое плохое положение среди государств Закавказья, её политические риски минимальны, чем у Армении. Лучше обстоит дело у Азербайджана, именно он является самой сильной экономикой региона.
"PS.Риски и угрозы безопасности Грузии увеличиваются после того, как некоторые
северокавказские джихадисты (которые и ранее проявляли интерес к Панкиси), начиная с ноября 2014 года, стали присягать на верность ИГИЛ. Все это подталкивает Тбилиси к поиску путей взаимодействия с Москвой, поскольку представители США и НАТО, хотя и заявляли о признании Грузии в качестве важного партнера в борьбе с ИГИЛ, не предлагали конкретных механизмов для минимизации джихадизма внутри самой кавказской республики. Выводы: Сегодняшняя Грузия остается уязвимой во многих отношениях. Правящая коалиция не может похвастаться серьезными успехами в экономическом развитии. Сохраняются конфронтационные отношения между ней и ведущей оппозиционной силой страны в лице ЕНД (два ключевых лидера которого оказались в эмиграции и в заключении). Однако высоких рисков в политическом развитии Грузии удается избежать. Представляется, что даже непрочность правящей коалиции и возможное возвращение к власти «националов» не приведут к новому витку политически мотивированного насилия. Грузинские элиты настроены на компромисс. Характерно, что ни одна грузинская политическая партия не желает объединяться с ЕНД в рамках правящей коалиции. При этом внешнеполитический курс Грузии, сохранивший с некоторыми тактическими корректировками свою стратегическую преемственность со временем правления Саакашвили, несет гораздо большие риски. Нормализация отношений Тбилиси и Москвы (крайне важная в силу укрепления негосударственных игроков в виде ИГИЛ и исламской радикализации в некоторых регионах Грузии) остается под вопросом. Как бы то ни было, а угроза со стороны джихадистов остается одним из наиболее серьезных рисков для сегодняшней Грузии.
Из доклада "оценка политических рисков в регионе Закавказья"
Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг»
Евгений Минченко, Сергей Маркедонов, Кирилл Петров

--
Амаяк Чиманян


Рецензии