О колбасе, рыцарях и человеческих слабостях

Каждому известно выражение: «ну он же просто человек» или, скажем, «никто не идеален»..
Пьеса Николая Эрдмана «Самоубийца» начинается с того, как главный герой, Семён Подсекальников, неприятный, самолюбивый безработный, упрекает свою жену за то, что она не даёт ему ночью съесть немного колбасы. Он обижается, потому что его в доме, как безработного, не считают за человека. Тогда Подсекальников решает совершить самоубийство, чтобы все пожалели о нем, да было бы уже поздно, натолкнул его на эту идею его хитроумный сосед, подумавший, что в кармане у Подсекальникова не та самая запрещённая колбаса, а револьвер.
На протяжении пьесы он всё никак не решается покончить с собой и в конце концов оказывается в гробу, притворившись мертвецом, вот до чего доводят его планы. Вдруг в нём просыпается невероятная, невообразимая жажда жизни, и он разражается финальным монологом. Я клянусь вам, женщины в театре плакали и мотали головами, жалели бедного героя. Он же обыкновенный человек, что к нему все привязались!
Но дело в том, что ничего в нём к концу пьесы не изменилось, положение обиженного безработного его очень даже устраивало, а обнаруженная жажда жизни оказалась мещанской мечтой о колбасе.

До какой степени мы можем прощать человеческие слабости, где граница, разделяющая не совсем доброе, но приемлемое от плохого?
Всем нравятся герои со недостатками, но, разве, жалея их, мы не прощаем себе те же самые слабости?

Причиной прощения может быть и вина. В «Авиаторе» Евгения Водолазкина Зарецкий, работник на колбасной фабрике, каждый вечер крадёт с фабрики палку колбасы, пронося её в своих штанах, и ужинает в одиночестве жирными колбасными ломтиками, запивая их водкой.
В нем нет ничего человеческого, он трусливый и неприятный тип, который стучит на отца возлюбленной главного героя Платонова, и отца в конце концов расстреливают. Через годы Платонов начинает с жалостью относиться к Зарецкому, первым его воспоминанием после долгого восстановления памяти становится темная, скрюченная над столом фигурка с ломтиками колбасы.
В чем секрет жалости? А в том, что Платонов вспомнил, что его, Зарецкого, убил, отомстил, подождав, пока у того закончится смена. Это была последняя украденная палка колбасы для Зарецкого.

Последний сюжет, который я бы хотела вспомнить, это средневековый не-рыцарский роман из цикла о короле Артуре «Сэр Гавейн и зелёный рыцарь». Почему не-рыцарский? Считается, что это первое произведение, где рыцарь, вопреки правилам жанра, не справляется с испытанием и не завоёвывает даму. Сэр Гавейн приходит в Камелот ни с чем, опозоренный, опоясанный зелёным поясом зелёного рыцаря в знак своей трусости и проваленного испытания. Рыцари круглого стола решают надеть такие же пояса в знак памяти об этом событии. Означает ли этот жест солидарность и снисхождение к Гавейну, простому человеку, как и они все?

Тут, мне кажется, другое. Напоминание о нашей несовершенной человеческой природе и о том, что нужно себя преодолевать, нужно быть лучше, справедливее, честнее с самим собой и другими.

Так что каждый раз, когда делаете снисхождение кому-то или себе самому, списывая разные, не очень правильные поступки на человеческую слабость, не забудьте посмотреть на свой зелёный пояс.


Рецензии