Мой дикий сад

Месяц назад я наткнулась на самую новую книгу Меира Шалева и сразу же купила её, ни секунды не сомневаясь. Потому что книга называлась «Мой дикий сад».
И зацепило меня в ней именно то, что название замечательно отражало один из наших с подругами столпов жизни — «natural garden», то есть приверженность дикости, неухоженным садам и ясное нежелание обуздать природу, словом, лень.

В сущности, у меня на даче и есть тот самый «дикий сад», потому что бабушка, единственный человек, им занимающийся, имеет уникальный талант: у неё ничего не растёт, я имею в виду, конечно, культурные, выведенные сорта. Зато взъерошенных одуванчиков, огненно-рыжих китайских фонариков, розовых капелек разбитого сердца, терний ежевики — хоть отбавляй. А я, похоже, пошла в бабушку, ведь у меня тоже ничего не растёт, а если и растёт, то вскоре вянет, как мой любимый лохматый папоротник, который я, признаюсь, загубила. Теперь из горшка протыкает воздух частокол мёртвых прутьев, а по ним ползают мелкие бусины жучков.

Философия Шалева в том, что он спасает дикие цветы и высаживает их у себя в саду: в нём есть и анемоны, и морской лук, и целое поле шершавых, алых маков, которое всё наровят затоптать бесчисленные молодожёны ради удачного свадебного фото.
Как и творчество, процесс ухода за садом требует безумных усилий, каждодневного, тяжёлого труда, и труд этот совершается только для того, чтобы насладиться сиюминутной красотой.
Шалев лукавит, ведь есть ещё одна причина, почему он выбрал эти два благородных занятия (садоводство и писательство) — это обессмерчивание.

В одной из глав (под оригинальным названием «Лимонное дерево») он рассказывает о
старом лимонном дереве, оставшемся от прошлых хозяев участка. Из его скорченных лимонов многие годы получалась лучшая в мире настойка — лимончелло, а потом дерево умерло от старости. И Шалев вместе с внучкой посадил новое, на том же месте, теперь он надеется, что успеет ещё отдохнуть в тени его листвы.
Шалев не боится писать болезни, старение и смерть, потому что это совершенно естественно, и как хорошо, как красиво он это делает. Вся сила его таланта в том, что он верит в природу, её живую и творящую силу и через искусство это утверждает.
Герой его «Русского романа» в день свадьбы своей возлюбленной убежал в поле и выкосил в траве её имя, испортил урожай жителям мошава и ушёл навсегда.

Прошло время, девушка погибла, а поле заросло,
но имя осталось, и теперь, видимое с горы, оно мерцало глубоким синим.
В ту самую ночь герой на выкошенных им участках посеял васильки.

Чтобы увидеть результат, нужно время, терпение и работа, и даже дикие цветы нуждаются в постоянном и кропотливом уходе, в любви.

Я поняла это, когда после трёх месяцев тщетного полива сухих веток из чёрной и влажной земли горшка показались два маленьких ростка моего милого папоротника.


Рецензии