Цицернакаберд - время скорби и время радости

               
         Игра в числа - всего лишь игра, если в нее играют без цели
         и метода. Но она может дать неплохие результаты, когда
         умственные построения надлежащим образом подкрепляются.
                Джералд Хокинс


29 ноября 1967 года, на холме Цицернакаберд в столице Армении Ереване был торжественно открыт Мемориальный комплекс в память о жертвах геноцида армянского народа 1915 года. Этот величественно-скорбный кенотаф стал одним из ключевых сооружений армянского модернизма, значительно повлиявшим на развитие современной национальной архитектуры Армении.
Возведению мемориала предшествовал негласный архитектурный конкурс.
По воспоминаниям одного из участников конкурса архитектора Сашура Калашяна: «…И чтобы разобраться в этом, нам, привлеченным архитекторам, негласно поручается в месячный срок представить эскизные материалы... Местом же предлагался тот самый земельный участок в парке Цицернакаберд, где и возвышается ныне мемориал геноцида».
Привлеченные семь архитекторов-модернистов являлись носителями нового течения, ставшего доминирующим в армянской архитектуре шестидесятых годов прошлого века. Но конкурс не выявил победителя.
Сохранился первоначальный проект мемориала, выполненный совместно А.Тарханяном, С.Калашяном и Г.Погосяном. Вот как С. Калашян описывает этот проект: «...душевные переживания предопределили начальное наше видение мемориала, воплотившееся в облике вырытой в толще базальта крестообразной в плане и открытой сверху подземной часовни с венчающей ее центр набатной колокольней. Вершина креста, несущая алтарную функцию, традиционно ориентирована на восток. ...Процессия должна была спускаться по траурной лестнице, размещенной в начале креста, вниз, ... подойдя к алтарной части ... выразить дань памяти невинным жертвам возложением цветов или зажжением свечей, и далее выйти из часовни по лестницам, размещенным в боковых крыльях креста. Одной из задач композиции было ... ограничение визуального обзора окружающего пространства с целью концентрации внимания и мыслей посетителей к сути трагедии. Эскизные разработки велись в обособленных условиях (в находящейся в ереванских «черемушках» однокомнатной квартире Тарханяна) и близились к завершению, когда нас навестил художник В. Хачатурян, в те годы известный своими настенными фресками в интерьерах Академии наук и Матенадарана. ...он предложил свои услуги в монументально-декоративном оформлении стен часовни и ... композицию дополнить объемной конной статуей взывающего к мести национального героя раннего средневековья Вардана Мамиконяна. С этими поправками проект был представлен на суд правительственной комиссии».
Впоследствии проект претерпел существенные изменения, ибо крестообразная композиция не вписывалась в рамки атеистического мировоззрения советского человека. 7 марта 1965 года республиканские газеты от имени правительства опубликовали сообщение «О сооружении обелиска в увековечение памяти армян — жертв резни 1915 года». Спустя неделю программа нового открытого конкурса была опубликована в республиканских газетах. Председателем жюри конкурса, состоящего из 13 человек, был назначен руководитель Госстроя Армянской ССР, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР Г. Агабабян. Жюри в большинстве состояло из должностных лиц, в том числе и из числа архитекторов; председателя Госстроя, сотрудника Госстроя, мэра города и главного архитектора города, председателя Cоюза архитекторов, директора проектного института.
В ереванском Доме архитекторов была организована экспозиция всех предлагаемых проектов. Лучшим был признан проект архитекторов А.Тарханяна и С.Калашяна. В сентябре того же года на неосвоенном, расположенном в четырех километрах от центра города холме Цицернакаберд,   началось  строительство мемориала.  Выбор места объяснялся этическими и идеологическими соображениями. Памятник всенародной скорби не должен был находиться в центральной части города, среди повседневной суеты и шума. Добраться до него будет нелегко, следовало пройти «путь к голгофе» по городским улицам, далее по Большому Разданскому мосту и, наконец, преодолеть непростой рельеф холма по траурной аллее, выводящей к мемориальному комплексу. В День национальной скорби – 24 апреля на магистралях, ведущих к холму, движение транспортных средств приостанавливается, и огромный людской поток пешим ходом движется к Мемориалу. Первый секретарь ЦК КПАрм.ССР Я.Заробян как-то произнес в конце 1964 года фразу: "Все это (планы, связанные со строительством памятника, и поминовение жертв армян) пока не подлежит огласке. Центр принципиально не против, только осторожен и старается найти такие способы, чтобы не повредить внешней политике СССР". Понятно, что Центр использовал армянский вопрос для оказания политического давления на Турцию. Очевидно, что к 1965 году проведение мероприятий, посвященных 50-летней годовщине геноцида армян в Османской империи, уже не могло пагубно отразиться на процессе активизации советско-турецких отношений. 
 Следовательно, можно было приступить к реализации более глобальной задачи - обеспечение рычагов влияния СССР в многочисленной армянской диаспоре.
Было бы логично провести торжественную церемонию открытия памятника 24 апреля, однако вопреки этому - оно произошло в 47-ю годовщину советизации Армении 29 ноября 1967 года. Похоже, республиканское руководство решило угодить центральным властям и засвидетельствовать приверженность выработанной стратегии; взять под контроль процесс националистических проявлений в народе и следовать в фарватере идеологических догм страны Советов.
Ансамбль памятника состоит из зала-памяти (мавзолея), обелиска возрождения и стены скорби. Композиционным центром памятника являются двенадцать массивных базальтовых пилонов, склоненных над расположенным на полутораметровой глубине, круговым залом, в центре которого на бронзовом диске реет пламя вечного огня. Пространство наполнено негромкими звуками траурных мелодий. Существует мнение, что пилоны символизируют 12 турецких вилайетов (провинций) в которых происходила резня. Кто-то связывает эту цифру с новозаветными апостолами. С.Калашян объясняет выбор числа следующим образом: «В процессе проектирования мы пробовали комбинации 4, 6, 8, 12 и 16. Перед нами стояла эстетическая задача и только. Мемориальный комплекс не таит в себе никакой скрытой нумерологической символики».
Рядом возвышается 40-метровый остроконечный стальной обелиск, вдоль которого, от основания до вершины тянется глубокий разлом, раскалывающий его на две неравные части, - это символ разделенного народа и символ его возрождения.
Вдоль последнего участка траурной аллеи расположена стена с названиями городов и сел, по которым проходил путь депортированных в годы Первой мировой войны армян.
Последним элементом комплекса стало здание Музея геноцида армян, который открылся в 1995 году.
Сашур Калашян вспоминает: «С помощью стандартных методов изобразительного искусства невозможно решить поставленную задачу. Оставалось    надеяться   только на ассоциативные виды искусства: архитектуру и музыку. Нашей задачей стало найти достойное обрамление для достойной музыки».
Вот мнение архитектора о памятнике: «Основой задумки являлся постамент, - как бы огромная надгробная плита в память безвинно погибшим. И наконец, боль утраты жива и сегодня, плита эта словно незаживающая рана, дала трещину и раскрыла перед нами бездну полную горя».
Просветы между пилонами и вправду похожи на разломы. По ним вниз по ступенькам люди спускаются в Зал памяти. Хотя выдающийся архитектор С.Калашян отмечал, что никакой скрытой символики памятник не содержит, я позволю не согласиться с ним, и воспроизведу иное дополнительное толкование символики монументального произведения.
Как-то раз, размышляя о характерных особенностях памятника, я вспомнил, что в начале шестидесятых годов Ереванский часовой завод выпускал малыми партиями оригинальные будильники-сувениры. Их, как правило, преподносили в подарок высокопоставленным партийным деятелям, передовикам производства, известным деятелям науки и культуры, знатным гостям республики. В чем же состояла особенность этого далеко не дешевого красочно оформленного будильника? А в том, что помимо своей первостепенной функции – показывать время, он еще исполнял в установленное время мелодию известной в народе песни «Цицернак» (в переводе с армянского «Ласточка»).
Холм Цицернакаберд был отдаленным, неосвоенным, весьма труднодоступным местом Еревана. Проведенные здесь раскопки доказали, что на этой территории располагалась древняя крепость "Цицернаки берд" ("крепость ласточки"), относящаяся к X веку д.н.э. Нередко ласточки строят свои «крепости» в жилищах людей, и по качеству строительства превосходят гнезда остальных пернатых. Сразу же возникла ассоциативная цепочка: мелодия «Цицернак», холм «Цицернакаберд», циферблат часов. Далее я заметил, что конструкция Зала памяти напоминает циферблат часов. Раздвоенный обелиск вполне можно принять за стрелки часов, причем, в таком вертикальном, спаренном положении они бывают дважды за сутки. То есть на отметке 12 часов. Всего в сутках 24 часа. Должен заметить, что это ключевое число, день памяти жертв геноцида отмечается ежегодно 24 апреля.
Как видите, никакой нумерологической подгонки. Совпадение, - скажут скептики. Ну и что? – спросят иные. Это число, думал я, каким-то образом связано с памятником. Выше я отмечал, что его (памятника) открытие состоялось 29 ноября 1967 года. Прибавив 24 года (в масштабах такого монумента уместно час принять за год) я получил 1991 год. Год памятен роковыми событиями для Арм.ССР и СССР в целом. 21 сентября – в республике Армения был проведен референдум о выходе из состава СССР. Большинство населения республики проголосовало за.
Так что же получается, - монумент содержал в себе закодированную информацию. Не думаю, что авторы проекта могли заложить такую феноменальную пророческую программу в стиле теории заговора. По-видимому, в процессе обдумывания идеи, они использовали свой богатый опыт, спец литературу и получали ассоциативные «подсказки» из иных источников. Например, в виде мелодичного будильника, или печатных и кино-материалов о памятнике неолита - Стоунхендже, или архитектурных шедеврах бразильского архитектора Оскара Нимейера. Главная идея – связать монумент с символом времени, была достигнута. Существует мнение, что многие книги древности, например, Библия и Коран были написаны их авторами непосредственно со слов Всевышнего. Так по крайней мере думают люди верующие. По мнению ученого, руководителя российского Центра Инструментальных наблюдений за окружающей средой и прогноза геофизических процессов Игоря Яницкого, представители многих религиозных конфессий предпочитают придерживаться «Бога» только в Его самом простом и понятном представлении. В действительности же в известной иерархии – (Бог-Сын, Бог-Отец и Бог-Дух) – высшим божественным началом является все-таки Бог-Дух, о котором на нашем интеллектуальном уровне вообще не дано знать. И мы это Нечто можем понимать как угодно, будь то Логос, или Высший Разум, или даже то самое неопределенное и общее, заключаемое в известном понятии Пантеизм. Еще раз отметим, что не это главное. Первостепенным является признание факта наличия над нами Некоего, много более высокого начала, о чем люди обязаны помнить постоянно. К сути таких представлений уже вплотную подошла прикладная математика, вскрывающая фундаментальные основы мироздания в свете теории «Странного аттрактора». 
Можно конечно сказать, что гениальное архитектурное сооружение, каким безусловно является предмет данного исследования, - есть Божий промысел, а его создатели лишь инструмент в его руках. Великие умы человечества допускали наличие Некоего, более высокого трансцендентного начала, которое вершит историю рода человеческого. Возможно, все значительно прозаичнее, и за мистическим Началом скрываются обладатели сверхмощных технологий, которые на протяжении длительного времени ведут тотальный контроль за человеческой цивилизацией и осуществляют ее планомерное развитие. Но это уже отдельный вопрос и в рамках этого труда не представляется возможным тщательно разобраться в нем.
Армяне по природе своей не склонны к метафизическому восприятию мира и окружающих их явлений. Неудивительно, что подобная «иррациональная», ассоциативная интерпретация символики памятника не могла возникнуть в народе за десятилетия советской власти. К тому же зритель зачастую очень инертен в своих рассуждениях. Он схватывает только поверхностную визуальную информацию, подкрепленную историческими сведениями о предмете наблюдения. Аналитический метод познания требует определенной интеллектуальной подготовки. Памятник посещали и продолжают посещать многие выдающиеся государственные деятели, ученые с мировым именем, они по традиции сажают деревья на аллее. И кому, как не им открывается в первую очередь многозначительность уникального памятника.
Многие зарубежные посетители Мемориального комплекса вдруг обнаруживают параллели с архитектурой памятника. Так, британец сразу заметит сходство с круговым памятником неолита – Стоунхенджем, иудей вспомнит Моисея, поставившего под горою жертвенник и двенадцать камней (по числу двенадцати колен Израилевых), бразилец проведет аналогию с архитектурными шедеврами столицы родной страны…
Думаю, нет ничего зазорного в том, что деятели искусства нередко вдохновляются творческими идеями других авторов, используя их неординарные решения при создании своих собственных произведений.
Даже великий архитектор Александр Таманян при проектировании ереванского театра оперы и балета, очевидно использовал стилистические особенности парижского дворца Трокадеро (арх. Габриэль Давью), построенного к международной выставке 1878 года и снесенного в 1936 году.
Предлагаю обратить внимание на окружающий Цицернакаберд ландшафт. На склонах холма бурно разрослась еловая роща. На востоке открывается панорама города. С южной стороны холма возвышается двуглавый библейский Арарат – два потухших вулкана молчаливо взирают на плато Цицернакаберда, где расположен мемориал. По форме мавзолей памятника представляет собой усеченный конус, внутри которого пылает пламя Вечного огня. Но ведь это не что иное, как символ вулкана – катастрофического природного явления, последствия которого непредсказуемы.  Разломы между пилонами ассоциируются с разломами на почве в момент активного извержения вулкана, образуемыми серией землетрясений. Базальтовые плиты, из которых сложены пилоны, являются каменистой породой вулканического происхождения. Спитакское землетрясение в Армении унесло более 25 тысяч жизней. Рухнул до основания город Спитак и почти весь город Ленина (Ленинакан), символизируя агонию Советской власти. Несмотря на предупреждения ученых-геофизиков, власти не предприняли мер по предотвращению последствий грозящего катастрофического землетрясения (об этом рекомендую почитать в моем произведении «Мифы и реалии Спитакского землетрясения 1988 года»). В сущности, памятник на плато Цицернакаберда можно считать и предвестником подземной бури. Вновь число 24; прибавляю к дате открытия монумента 29 ноября 1967 года. Это реально, - долгосрочный прогноз на ожидаемое землетрясение. Такой прогноз, равно как и среднесрочный, допускает временные погрешности, в отличие от краткосрочного, более достоверного.
Если принять за точку отсчета дату 13 ноября 1964 г., когда Президиумом ЦК КПАрм.ССР был заслушан меморандум первого секретаря Н.Заробяна, и одобрен текст письма «О мероприятиях в связи с 50-летием массового истребления армян в 1915 году», для направления его в Москву, то пророчество оказывается абсолютно верным. (1964 + 24 = 1988) !               
На том же холме, в его северо-западной части в 1983 году был открыт Спортивно-культурный комплекс (СКК) многофункционального назначения, но довольно скоро его закрыли на реконструкцию (перестройку) после сильного пожара. Объятое пламенем здание напоминало извержение вулкана и вероятно служило сигналом о надвигающейся беде. СКК был заново открыт лишь в конце 1987 года. Опять, как и в случае с Мемориальным комплексом в память о жертвах геноцида, в юбилейный год Великой октябрьской революции. Оба сооружения именуются комплексами, кроме них на холме Цицернакаберд нет иных сооружений. Проекты комплексов выполнены архитекторами А.Тарханяном и С.Калашяном. Должен отметить, что первоначальный проект СКК весьма удачно поддерживал общую стилистику комплексов. Конструкция дворца спорта задумывалась, как сужающийся кверху цилиндр, стены которого должны были иметь вертикальное ребристое членение ритма. Вновь, как и у Зала памяти, ярко выраженный профиль вулканического конуса. В случае реализации данного проекта, с высоты птичьего полета можно было бы наблюдать впечатляющие кратеры рукотворных «вулканов». Однако, несколько лет спустя родился новый проект тех же авторов, который и был реализован. И хотя конструкция здания СКК лишена конусности, тем не менее мощная энергетика, присущая устремленным ввысь железобетонным пролетам в виде гигантских крыльев, придает ему сходство с извергающимся вулканом.
Зрительные залы СКК вмещают в себя около 6000 человек. Здесь проходят крупные спортивные соревнования, концерты и театрализованные мероприятия. А в нескольких сотнях метров от него памятник жертвам геноцида.
Получается, что печаль и радость соседствуют друг с другом. Нечто похожее можно увидеть в российской столице на Красной площади, где рядом с кладбищем большевистских вождей устраиваются различные театрализованные мероприятия, проводятся концерты и различные балаганные представления и парады.
Памятник жертвам геноцида сразу же проявил содержащиеся в нем ассоциации со Спитакским землетрясением, причем не опосредованно, а   явно, к тому же эти ассоциации весьма убедительны, благодаря соседству двух комплексов. В истории армянского народа нередко происходили события, вследствие которых люди покидали родные края и устремлялись в другие страны. К традиционному способу выдавливания армян за пределы родной земли – резне, социально-политическим притеснениям, добавился еще один – природная катастрофа. Весьма эффективный, надо отметить. Именно после Спитакского землетрясения 1988 года и последовавшей в 1991 году экономической блокады республики, состоялась массовая эмиграция народа в Россию и страны дальнего зарубежья.
Наблюдается закономерность; живет себе народ, созидает, учится, радуется, вдруг происходит нечто ужасное и он срывается с насиженного места. Видимо, очень востребованы армяне, раз их, подобно евреям, разнесло историей по всему миру. По какому-то злому року армян лишают возможности иметь большую территорию страны, хотя такая возможность создавалась не раз, но неизменно судьбу государства определяли сильные мира сего, вопреки чаяниям народа.
Вот мнение об эмиграции одного из бывших партийных руководителей Арм.ССР, доктора филологических наук Карлена Даллакяна: «Я осуждаю эмиграцию как явление, но вместе с тем не следует рассматривать людей, покидающих Армению, как предателей. Не надо забывать, что армянин за рубежом – это наша связь со всем остальным миром, и нам предстоит работать с ним, чтобы не дать угаснуть в нем чувству национальной принадлежности. Не надо забывать, что рассеивание по всему свету – вечного пандухта (скитальца), и раздвоенность в душе нашего соотечественника стала нормальным ее состоянием. Эта раздвоенность и сохраняет в нем армянина».
Следует заметить, что раздвоенность наблюдается не только в душах людей, но повсюду в Армении, я имею ввиду ландшафты и архитектуру в первую очередь. Самый главный и масштабный символ раздвоенности – двуглавый Арарат, следом идет озеро Севан с его большой и малой акваторией. В гражданской архитектуре можно обнаружить массу примеров «раздвоенности», ставших архетипами. Это, уже отмеченный выше обелиск возрождения народа, состоящий из двух фрагментов, здание бывшего двухзального кинотеатра «Россия» (арх. Г.Погосян, А.Тарханян, С.Хачикян) с его расходящимися в противоположные стороны эффектными гигантскими «козырьками», ассиметричная композиция стадиона «Раздан» и др.
В стародавние времена на болотистой равнине в Англии талантливые архитекторы построили памятник на все времена – Стоунхендж. Профессор Бостонского университета Джералд Хокинс путем детального математического анализа на электронно-вычислительной машине доказал, что многотонные каменные арки-трилиты служили визирами для закрепления направлений на особые точки горизонта. Он убежден, что солнечно-лунные направления   камней были установлены и отмечены по следующим причинам: они служили календарем, для предсказания времени начала сева, они способствовали установлению и сохранению власти жрецов, поскольку позволяли им устраивать театрализованные мистерии-представления при восходах и заходах Солнца и Луны, особенно восхода Солнца над особым (Пяточным) камнем в день летнего солнцестояния и захода Солнца в арке большого трилита в день зимнего солнцестояния; возможно, они служили также для чисто интеллектуальных упражнений.
Я думаю - пишет ученый в своей книге «Разгадка тайны Стоунхенджа», - что строители Стоунхенджа были нашими истинными предками. Я думаю, что люди, которые проектировали его различные части, и возможно, некоторые строители получали истинное удовольствие от «умственной гимнастики», выходившей далеко за пределы их прямых обязанностей.
«Я думаю, что когда при постройке Стоунхенджа I они решили основную проблему эффективно, но не эффектно, они не могли с этим примириться и на этом успокоиться. Они поставили перед собой новые задачи, еще более сложные, в поисках новых, еще более внушительных решений отчасти для прославления Бога, но отчасти и для удовольствия человека – мыслящего существа. Быть может, наступит день, когда какой-нибудь ученый установит связь между духовными устремлениями строителей Стоунхенджа и создателей Парфенона, готических соборов и первого космического корабля», заключает Дж.Хокинс.
Нечто подобным руководствовался и я при изучении комплексных сооружений на ереванском холме Цицернакаберд.

                2019 г.




Список использованной литературы:


1. 24 апреля 1965 года. Три версии одного дня. - Луиза Погосян. Интернет
-версия “Alternative Start”.
2. Спюрк: надежда души и сердца. - Н.Манучарова. Интервью с председателем Комитета по культурным связям с армянами за рубежом К.Даллакяном. Газета «Коммунист» (орган ЦК КПАрм.ССР), №97, 24 апреля 1989г.
3. Разгадка тайны Стоунхенджа. - Дж.Хокинс, Дж.Уайт. Москва. Изд. «Мир»,
1984г.
4. К тайне всемирного потопа. Физика и механизмы процесса. И.Н.Яницкий. Москва, Издательский Дом «Гелиос», 2001г.
5. Рубикон–65. Н.Заробян, А.Григорян. Москва, Журнал «Ереван»,
Специальный выпуск (2005-2013 лучшее).
6. Архитектура Советской Армении. В.М.Арутюнян, М.М.Асратян,
А.А.Меликян. Москва. Издательство литературы по строительству, 1972г.
7. Архитектура Советской Армении. А.Г.Григорян, М.Л.Товмасян. Москва.
Стройиздат, 1986г.
8. Ереван. В.М.Арутюнян, М.М.Асратян, А.А.Меликян. Москва. Издательство
ьлитературы по строительству, 1965г.
9. Оскар Нимейер. В.Л.Хайт. Москва. Стройиздат. 1986г.
10. Архитектор Анна Тарханян. О том каким был первый проект Цицернакаберда. Сайт: Спутник Армении 24 апреля 2017г.
11. Исход. Библия. Гл.24:4

 


Рецензии
Написано прекрасно!

Григорий Аванесов   11.03.2022 14:20     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий.

Томас Арутюнян   16.03.2022 13:28   Заявить о нарушении