Двуликость

Д  В  У  Л  И  К  О  С  Т  Ь



Сейчас я не езжу за рулем, чаще всего хожу пешком,
реже пользуюсь общественным транспортом. Читать в дороге
не очень удобно из-за тесноты, другое дело электричка.
Мобильником баловаться, вроде, не по возрасту,  остается только
наблюдать. Делаю я это, как мне кажется, тактично, во всяком
случае, не назойливо, да и наблюдения мои не носят болезненного
характера и, уверен, не бросаются в глаза окружающим.

Зато время пребывания в транспорте если не укорачивается
или не уплотняется, то, по крайней мере, из затраченного впустую
часто переходит в нечто занимательное. Ведь любуются же люди
природой, зверюшками в зоопарке, радугой в поле или на речке и это
приносит им бодрое настроение, радужные мысли и надежды на лучшее.   

Вот и я сижу как-то в вагоне метро, напротив меня беседуют
две симпатичные институтского возраста девчонки. Вернее, одна
увлеченно солирует, а вторая сопереживает рассказчице глаза в глаза.
Ну, как тут не залюбоваться таким чудом.

Монолог увенчивается взрывом заразительного смеха
слушательницы на весь вагон. Окружающие просыпаются и невольно
тоже улыбаются. Потом неожиданно и мгновенно, как будто ей как 
Аркадию Райкину в фильме помощники поменяли маску за занавесом,
так и у слушательницы лицо становится абсолютно серьезным, даже
слегка насупленным и отстраненным. Дескать, ничего я не знаю, никакого
отношения ни к каким улыбкам и тем более хохоту не имела никогда и
сейчас не имею тем более.

Будто какой-то фокусник-невидимка провел ладонью по ее лицу
и оно неузнаваемо изменилось, стало ничуть  не похожим на только
что закатывающееся от смеха. Ни дать ни взять, метаморфоза или, понятнее
сказать, чертовщина какая-то. Так продолжалось до самой Комсомольской.

Обычно улыбка не держится на лице долго. Мне кажется,что
продолжительность ее зависит от двух чувств, чувства меры и чувства
юмора, ну, и настроения владельца самого лица. И постепенно, подобно
свету в зрительном зале, она гаснет. Но  некоторое время в глазах еще
искрится ее след, потому что продолжается мыслительный процесс
переваривания причины, вызвавшей улыбку.

Исключение составляет вечная мокрогубая улыбка дегенерата,
потому что он  счастливый человек от рождения. И еще  я не говорю
здесь об улыбке почтительной, улыбке, обозначающей вежливость, и
прочих аксессуарах общения, приобретенных в процессе воспитания,
поскольку к юмору они ровно никакого отношения не имеют. Зато могут
касаться, например, дипломатии, в том числе, и официальной, сарказма
и пр.

Здесь же улыбка исчезла мгновенно, без всяких переходов,
будто ее стер с лица шершавым рукавом одним коротким незаметным
движением невидимо присутствующий рядом волшебник из транспортного
ведомства. И на физиономии только что молоденькой и смешливой
девочки без всяких переходов и промежуточных превращений появилось
выражение обреченности и скуки всё уже видевшего в этой жизни человека.

Но это еще не всё. Ко всему у меня появилось такое чувство,
а потом и уверенность, будто лица эти принадлежали разным людям,
поскольку они действительно совершенно не были похожи одно на другое.

Потом приятельницы перешли на диалог, руки переплелись, губы
непосредственно в ухо, глаза выше лба. И снова все повторилось - пока 
тараторка делилась своими смешными секретами вторая выглядела 
совершенно нормальной слушательницей. Но чуть только откидывалась на
спинку сиденья чтобы передохнуть от хохота - тут же снова становилась
человеком с другим лицом, не просто с серьезным, но еще и с лицом ей
не принадлежавшим какую-то секунду назад.

Я начал копаться в памяти, встречалось ли мне что-нибудь подобное
в литературе. Кроме "Человек меняет кожу" Бруно Ясенского, фантастических
романов Александра Беляева "Человек, потерявший свое лицо" и "Человек,
нашедший свое лицо" ничего не приходило в голову. Но и это тоже не имело
отношения к нашему случаю, поскольку там все про политику, про социальную
ломку личности.

Я продолжал искать объяснение поразившему меня факту. Ну,скажите,
ну, как это может быть, что человек на моих глазах меняет  свое лицо на
совершенно неузнаваемое. Может быть, одно лицо, например, с улыбкой,
это и есть настоящее, а другое, с серьезной  миной, фальшивое, натянутая
настоящее лицо маска. А кем, для чего? И как разобраться, какое лицо есть
настоящее, а какое маска?

Интересно, ее собеседники, подруги знали за ней такое.
А она сама, кстати, подозревает ли о  своей двуликости (прошу ни в коем
случае не путать с двуличностью) и если да, то пусть она научит нас,
если этому можно научить. И вот еще интересно знать, а  вам такие фокусы
с превращениями лиц случайно не приходилось наблюдать в жизни? Или вы
просто не обращали на них свое внимание? Нет, мне кажется, это здорово
интересно, ведь это-ж какой булгаковской мистикой отдает!

01.11.2017 г.


Рецензии
Костя, интересное наблюдение, действительно заставляющее задуматься о причинах столь стремительного преображения лица слушательницы. Первое, что мне приходит в голову - девушка постоянно занята собственными невеселыми мыслями, но легкоподвижный сангвинический темперамент позволяет ей моментально переключаться на забавный рассказ подруги, бурно на него реагировать и столь же быстро возвращаться к прежним собственным размышлениям.

Владимир Микин   06.12.2019 20:41     Заявить о нарушении
Пожалуй, ты прав, Володя. Поскольку чаще всего все-таки именно характер
л и ч н о с т и откладывает свой отпечаток на л и ц е владельца характера. В моем конкретном случае надо выражаться точнее - на морду лица.

Константин Миленный   11.12.2019 18:36   Заявить о нарушении