Мои путешествия. С сыном. Лофотенские острова

МОИ ПУТЕШЕСТВИЯ. С СЫНОМ.
ЛОФОТЕНСКИЕ ОСТРОВА


Я до слёз
(а не плакала около 10 лет, конечно, благодаря таблеткам)
благодарна Васе (сыну) за эту поездку.

Мне исполнился 81 год.
Практически не выходя из дома по причине больных ног и сердца,
продолжаю мечтать и по возможности осуществлять поездки-путешествия.

--Я могу перемещаться  с помощью ходунков-роллаторов.
Для движения
сижу на них и отталкиваюсь ногами от пола, земли, дороги.
А ещё несколькими короткими  шагами преодолеваю расстояния между местами,
где можно сесть.    
Это вне дома.
Дома же использую компьютерный стул на колёсиках.

Вот и на  этот мой день рождения я неуверенно,
с малой надеждой на исполнение,
забросила удочку –
предложила сыну
сделать мне подарок в виде поездки его со мною на его машине
в Норвегию: посмотреть фьорды.

--На машине самый удобный для моего состояния  способ  перемещения:
погрузилась у дома,
а потом выходи или не выходи -
смотри в окна, что и где тебе интересно.
Это раз.
А два – я просто люблю ездить на машине.

И вдруг мой сын согласился.

Таким образом  мы  совершили поездку   в Норвегию,
на Лофотенские острова и город Трамсё,
с 29.06.2019 по 04.07.2019.
 
Маршрут был выбран следующий:
Санкт-Петербург, Выборг /Россия/ - Тампере, Колари / Финляндия/ -
Тромсё, Лофотенские острова, Нарвик / Норвегия/-  Кируна / Швеция/ -   
Оула, Хельсинки  /Финляндия/ - Выборг, Санкт-Петербург.
 
Две ночи мы спали в поезде, машина в нём же в  специальном вагоне,
преодолев таким образом  участки пути Тампере - Колари и Оулу- Хельсинки (Финляндия).
 
Всей красоты увиденного я не смогу передать словами,
но если у Вас возникнет желание,
можно в Интернете посмотреть эти места,
тем более,
что Лофотены считаются одним из красивейших мест на земле,
а снимки в Интернете передают это.
 
Я же поведую на словах о том,
с чем интересным столкнулась  в этой поездке и всвязи с этой поездкой.

Конечно, я начала с поисков в интернете,
чтобы ознакомиться и запланировать, что и как увидеть.

Если у меня первоначальным интересом были  фьорды,
то после просмотренного материала в интернете 
эта цель как бы ушла на второй план.
Я даже не могла представить себе,
с чем столкнёт меня история Норвегии и мест, куда определились мы ехать.
В результате желания посетить сузились  до Лофотенских островов и того,
что можно было увидеть по дороге к ним и от них.

С чем у меня связывалась Норвегия до данной поездки?
Фьорды… Киркинес  (по увиденному фильму)…

А теперь,
знакомясь с  материалами  в интернете,
натыкаюсь на «Нарвик», «странную войну»,
«памятник советским пленным» (особенно удивило),
«памятник участию польского флота в битве при Нарвике»…

Всё это  мне неизвестно или забыто напрочь.
Ведь «Нарвик»  тоже как-то знаком,
поэтому и привлек мое внимание.

Становится интересно, начинаю изучать.

Но перед этим хочу рассказать об очень интересном,
несколько раз случавшемся  в моей жизни,
явлении:
когда я чем-либо заинтересовывалась,
совершенно неожиданно по этому поводу происходили какие–либо действия
или приходили какие-либо известия.
Сами по себе, со мною не связанные.

Ну, например.
Я люблю зрительно представлять людей,
о которых читаю или узнаю,
то есть увидеть их или их фото.
Однажды, много лет тому назад,
когда ещё интернет не был  у нас в обиходе,
я прочла что-то об отношениях Сталина и Надежды Аллилуевой,
после чего захотелось увидеть их фото.
Решила,
что смогу это найти в музее  «Квартиры-явки» семьи Аллилуевых,
на 2-ой Советской  улице (Ленинград),
где Сталин прятался-жил в свое время.
Сделать мне это было несложно, поскольку я живу в Питере.
Но не тут-то было:
кроме  фото старших, хозяев квартиры, Аллилуевых,
в рабоче-крестьянском духе  над их кроватью,
в музее ничего не было.

Мои представления, 
что в музеях  должно быть много материалов по их музейной направленности, 
потерпели фиаско.
Но,
когда я возвращалась из музея,
в троллейбусе вдруг услышала из приемника, бывшего у кого-то из пассажиров, 
что в Советский Союз приехала из Америки дочь Сталина Светлана Аллилуева,
фото коей матери  я только что попыталась увидеть.
Её приезд вызвал новый всплеск обсуждений в стране жизни Сталина и Аллилуевых.

Так и перед этой поездкой в Норвегию,
я совершенно случайно,
«листая» телевизионные программы,
затормозилась на поразившей меня  картине
отвода  из котла взятых в плен немцами советских солдат в 1941г..

Такую хронику я видела впервые.
Показывали бесконечную, с извивами,  с редкими конвоирами, движущуюся колонну наших солдат.
Причем,
не изможденных,
каких мы видели в аналогичной ситуации немцев после Сталинграда,
а каких можно было видеть на учениях нашей армии, только без оружия.

Конечно, зрительные представления у меня о войне были только из кино, художественного или хроники.
Но все они показывали войну как-бы отдельными действиями,
масштабность  её ощущалась только в некоторых показах,
а о начале войны, её панорамной трагичности, вообще ничего мною увидено не было.

И вдруг эта хроника! 
И сразу вопрос в голове,
а где же такое количество размещали и что с ними было в дальнейшем?

Ответы на этот вопрос я получила неожиданно (вот оно стечение!), 
готовясь к поездке в Норвегию.

Оказывается, в Германии было целое ведомство с руководством,
которое занималось трудовыми ресурсами из военнопленных.

В Норвегию же было отправлено 100 тысяч советских пленных в августе 1941года.
   
Через Польшу и Германию  их везли морем до порта  Нарвик,
а дальше они были распределины по  лагерям для работы в Норвегии и Швеции.
Да, Швеции.
Ибо именно шведская железная руда была нужна Германии.

«Странной войной»  оказался начальный период 2-ой мировой войны,
когда объявив войну Германии, напавшей на Польшу 1сентября 1939года,
Франция и Англия не проявляли военной активности на суше.
Закончилась она 10 мая 1940г.
вторжением  Германии в Голландию, Бельгию и Францию.

Мемориал «Гром»  посвящен участию ПОЛЬСКОГО флота в битве при Нарвике
военно-морских сил Англии и Франции с Германией  в мае 1940г.

Решение участвовать в этом сражении было решением самих моряков польской эскадры,
так как Польша уже была оккупирована Германией и боевых действий не вела. Головной эсминец этой эскадры «Гром» был потоплен в том бою.

На момент  освобождения от немцев Норвегии  советских пленных осталось  84 тыс.
За время плена погибло 13700 человек.

Почти везде в местах,
где были лагеря или использовались пленные,
в Норвегии были сохранены могилы
с захоронениями советских пленных с надгробиями-памятниками.
А в 1951 году большая часть захоронений была перемещена
в одно место на остров Хьётта.

Нахождение в лагерях Норвегии усугублялось невозможностью побега из них:
с одной стороны  океан, с другой Швеция.
Население под страхом наказания за укрывательство
выдавала рискнувших отважиться на побег.

Мои думы о тех наших ребятах, что оказались в плену в Норвегии,
особенно печальны.

Представляете, 
родившегося в российской глубинке молодого парня,
ничего и никого,
кроме этой глубинки не видавшего,
пошедшего служить в родную армию,
а в результате оказавшегося  за тридевять земель, 
«в Ледовитом Лукоморье».

Не только ужас плена,
но ещё и всё вокруг чуждое, невиданное, «холодное».

А теперь о самом путешествии.

С погодой нам повезло,
мы увидели все её состояния:
и целый день дождь, как будто осенний  питерский день,
причем, когда это нам не мешало – при переездах;
и целый день солнце,
когда,
сидя в машине,
не можешь поверить,
что снаружи только 12 градусов тепла,
а визуально - картинка жаркого лета с пышной растительностью;
и перемену в течение дня хмурого на солнечное.

А вот из-за того, что мы в воскресенье приехали в Трамсё,
ни в ресторанчик, ни в старую пивную,
которые я заранее по отзывам определила для посещения,
мы не попали по причине их закрытия.
Были закрыты не только они, но и многое другое,
так как воскресенье там – день отдыха.
Пивная же открывалась ближе к вечеру.

Трамсё действительно очаровательный городок,
но поразил меня нескончаемый тоннель под ним,
по которому мы добирались до нашей ночевки.
А ночью я проснулась от света,
подумала, что включена электрическая мощная лампочка,
но это оказалось солнцем.

Ресторан же,
но уже другой,не предполагаемый, и в другом месте,
мы посетили на следующий день в городе Свольвер,
где, наконец-то,  попробовали картофельного супа с треской.

А вот ещё там же хотели прокатиться на морском судне
по Тролльфьорду с экскурсией или без,
но не получилось из-за высокого причала,
с которого на катер мне было не спуститься, вернее, не подняться.
Так что фьорды мы обозревали, объезжая их почти везде  по дорогам.

Там, где дороги находились близко к подножию гор,
почти везде стекала по всей их поверхности вода
в идущие вдоль дорог оборудованные углубления.

Следующая ночевка у нас была около Баллстада в рорбу,
рыбацком доме-гостинице.
Там Вася купил у рыбаков только что пойманную треску.
Используя найденную в квартире фольгу и электропечь,
он её приготовил  в духовке.
Это было мне единственный раз вкусно.
Накануне в ресторане мне треска не понравилась.

Уезжая,
Вася у тех же рыбаков купил сушеной трески в качестве презента друзьям и родным.

Следующим моим сильным впечатлением было место нахождения  немецкой станции наблюдения во  2-ую мировую  войну  Эггум на берегу океана.
Станция использовалась в основном для борьбы с английскими конвоями.
Сейчас здесь её остатки.
Вася пошел их смотреть, а я устроилась на скамье,
с которой мне  открылся  океан
бескрайним  тёмно-синим, подвижно-тяжелым существом, 
приподнимавшимся всем пространством вдалеке от берега.


Сейчас подумала, возможно, это был отлив?
Но впечатление очень сильное.
Наверное, определялось размерами увиденного.

Из-за ограниченного времени  поездки
мы не смогли всё намеченное рассматривать в доскональности. 

Поэтому Нарвик просто проехали через центр, издали увидев порт.

Назад мы возвращались через Швецию,
и как только  пересекли её границу в сторону Кируны,
обнаружили совершенно другой стиль домов: с темными  крышами.
Картина открывалась не столь радужная, нежели  в Норвегии.
Но в Оулу, Финляндии, всё вернулось:
и солнечная погода, и светлые краски домов.
И сам город оказался очень даже привлекательным,
так, что можно и ещё раз съездить.
В поисках пообедать мы попали на ярмарку, где и поели.
Ярмарка, многолюдная, во всю функционировала, несмотря на рабочий день.
Вечером мы втроем -
я, Вася и машина -
погрузились на поезд в Оулу,
а ранним утром уже были в Хельсинки.

Спустя пару часов в рыбном магазине,
по дороге,
мы пробовали рыбный суп уже в Финляндии.
В нём же закупили рыбу и икру
и благополучно прибыли в Выборг.

Вася до конца проявлял заинтересованность в поездке
и предложил проехать через центр Выборга,
в котором я не была несколько десятков лет.
Что мы и  сделали.

Остается пожелать,
чтобы Выборг побыстрее восстановили,
и это будет ещё один очаровательный уголок России.

Вечером мы были дома.
 
 


P.S.Поясняю снимок:
Вася стоит у вывески города "О"
(так читается А с кружочком сверху, это последняя буква алфавита языка Норвегии),
последней точки Лофотен,
нашего путешествия и международной трассы Е10,
которая начинается далеко в Швеции,
а в Норвегии называется Дорогой Короля Улафа 5.

                \\\


Рецензии