воспоминание о Булате Шалвовиче Окуджаве

Воспоминание о Булате Шалвовиче Окуджаве

 ...это было в далёком 1966 г.
...я ещё был совсем мальчишкой,которому едва исполнилось шестнадцать лет и на день рождения родители подарили мне магнитофон-"ЯУЗА-5".Это был один из первых отечественных,бытовых магнитофонов.
   Я тогда окончил среднюю школу восемь классов и поступил в ГПТУ-32(городское профессионально-техническое училище)по специальности слесарь-ремонтник низового,промышленного оборудования,на первый курс.
   Пару лет тому назад,отец,увидав,что я постоянно приношу домой чью-то гитару и усердно на ней тренькаю,купил мне за семь рублей пятьдесят копеек гитару и сказал:"Что же у людей-то брать?Раз уж,не захотел дальше учиться играть на баяне,на вот,осваивай",-и подал мне гитару.
   В то далёкое время-шестидесятых годов,ещё в самом их начале,только-только началось зарождаться бардовское движение в г.Москве.
   В провинции естественно,лишь слышались отголоски этого движения в виде записанных на рентгеновских плёнках звукозаписи песен,да первые магнитофонные записи для первых в стране катушечных магнитофонов,на которых едва-едва можно было что-либо разобрать.Любая запись ужасно фонила,пищала,скрипела,трещала,но раскупались такие грампластинки и катушки на барахолке,которая работала в районе Успенского кладбища в городе Челябинске,со скоростью звука.
   Если сейчас показать сегодняшнему юному поколению ту древнюю,магнитную ленту?
...это-целлофановая плёнка,коричневого цвета,толщиной чуть меньше 0,1 мм.,которая постоянно рвалась при прослушивании и которую необходимо было склеивать обычным ацетоном.Люди моего поколения прекрасно помнят этот атрибут меломанов тех лет.
   Если же приезжали настоящие барды из Москвы,то всё это происходило в тихУю,нелегально,потому как,общественные организации-тех времён; пионерская, комсомольская,партийная,а также,милиция и спец.службы следили за этим очень бдительно.
   Поведаю один из примеров:мой средний брат,немного нахулиганил в школе,в пятом классе и отца вызвали в милицию на разборки.Хотя до этого,брата с родителями вызывали и на пионерское собрание,на педагогический совет школы.
   Отца,отдельно вызывали на внеочередное профсоюзное собрание на работе,где требовали отчёт за воспитание сына.
   Как он потом рассказывал;дежурный милиционер сопроводил его в кабинет начальника милиции,где находились сам начальник и представительный дядя в штатском из спец.служб.
   Первый вопрос который задал отцу этот представительный дядя был:не увлекается ли сын Высоцким,Окуджавой и прочими самодеятельными авторами?
   Второй вопрос был:не увлекается ли сын течением "стиляг"и джазом?
   Эти примеры говорят о многом.
   Такая воспитательная работа велась повсеместно во всём социалистическом обществе Советского Союза.И сейчас...по прошествии шестидесяти девяти лет с моего рождения,когда большая часть жизни была прожита при Социалистическом обществе,я осознано сознаю,когда страна встала на иные рельсы-строительства ни кому неизвестного общества и ни кому не известного строя,в котором;
   -каждый сам за себя,по волчьим законам империализма и ни как не отвечает перед обществом,если он занимает большие ответственные посты,
   -в котором кумовство,протежёрство,коррупция,откровенное воровство и разврат стали нормой,если он занимает большие ответственные посты,
   -в котором,исполнительная судебная власть,силовые структуры,с самого верха до низу буквально пронизаны коррупцией,
   -в котором воспитание молодёжи и всего подрастающего поколения ведётся начиная с пелёнок,через все СМИ и на личных примерах чиновников(начиная с малых сельских поселений и кончая самым "ВЫСОКИМ ВЕРХОМ")в русле-"ГЛАВНОЕ-ЗАНЯТЬ ЧИНОВНИЧЬИ ПОСТЫ,ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ",и желательно по выше рангом.
   ...живой пример:кого только нет в государственной думе?
...и артисты и спортсмены,а уж сколько "думцев" с иностранными паспортами и со счетами за кордоном,а сколько уже за границей и в тюрьме?Тоже самое начиная с низу до верху и у народа возникает естественный вопрос:а,за каким...так сказать...вообще нам нужна любая дума?Почему с развитием компьютерных технологий количество чиновников только увеличивается,а не наоборот?
...МА-МА-А!Вот тут,я начинаю трезво осознавать,что именно такая работа общественных организаций при социалистическом обществе,при социалистическом строе имела весьма плодотворные плоды,хотя и было много искажений.Общество воспитывалось в духе патриотизма,любви в родителям,к РОДИНЕ, честности,справедливости,взаимовыручки,трудолюбия и ответственности перед обществом за свои поступки,что в последствии вело к качественному воспроизводству продукции.
   Пример-1:до сих пор на гаражах и сараях можно встретить остовы годов(я,к концу восьмидесятых годов был в г.Хиве.Иду по улице,стоят автомобили-ЗИМ и напротив ВАЗ2106.ЗИМ,как буд-то с конвейера сошёл,а у шестёрки...с наружи видно,что внутри делается.Вся гнилая.Спрашиваю у хозяев,-какого года ЗИМ?
   -1952г.в.
   -а,шестёрка?
   -прошлого года.)
   пример-2:колбаса в шестидесятых-семидесятых годах пахла мясом и вкус её был мясной.
   Теперь...даже медики откровенно,напрямую,через СМИ,говорят,что сегодняшние мясные продукты вредны для здоровья...и не только мясные...
...а,всё почему?Потому,что в те годы всё делали для людей и патриотизм был настоящий.
...теперь-для зарабатывания денег.
   ...и,люди разделены на;белая каста,у которых есть деньги и власть и чёрная каста-все остальные.
   
   ...и вот как раз в эти времена прибежал как-то дружок ко мне и сказал,-слушай новость;приезжают нелегально барды из Москвы и дают всего один концерт в Челябинске,концерт в клубе на ЧЕГРЭСе(ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГИДРОЭЛЕКТРО СТАНЦИЯ),собирайся,поехали и мы резко рванули с ним на концерт.Попасть на концерт конечно нам было не суждено за неимением билетов,которые стоили тогда-пятьдесят копеек,но на следующий день...дружок принёс катушку с записью с этого концерта.На записи был концерт Булата Окуджавы.Качество конечно было архи чем аховое;запись постоянно фонила,свистела,в общем...
...но,именно тогда...я услышал впервые песни легендарного поэта и барда,Булата Шалвовича Окуджавы.
   До самого призыва в армию я свято хранил все катушки с записями,где были собраны все записи всех самодеятельных артистов-бардов;Владимира Высоцкого,Булата Окуджавы и многих других.
   Впервые я с ним встретился и поговорил в г.Тольятти в 1988 г.
   Я тогда работал старшим инженером электриком во Дворце культуры объединения"СИНТЕЗКАУЧУК".
   Булат Шалвович приехал в г.Тольятти и давал всего один концерт.Концерт прошёл при полном аншлаге с большим успехом.
   После концерта,я зашёл к Булату Шалвовичу в гримёрку.
Мы поговорили.Я поведал ему о том,что я сочиняю стихи и песни,что являюсь лауреатом многих районных,городских,областных,региональных поэтических и конкурсов самодеятельной песни,но главное,являюсь большим поклонником бардовского движения.
   Разговор наш закончился тем;он дал мне свой домашний адрес в Москве,на Безбожном переулке и сказал,-вы запишите свои песни на плёнку и пришлите,или привезите мне.
   -Хорошо,-ответил я.На том и расстались.
   В то время я часто ездил по командировкам и много раз бывал в столице и вот...буквально через неделю я приехал в г.Москву пришёл по указанному адресу.Консьержка в вестибюле меня спросила,-куда,к кому,вас приглашали?После чего позвонила Булату Шалвовичу и получив положительный ответ назвала мне номер этажа и квартиры.
   Не скрою,что с большим волнением стоял перед дверью и ещё долго не решался нажать кнопку звонка.
   Дверь мне открыла красива,молодая блондинка в сиреневом,плюшевом,домашнем халате импортного производства.
   -Вы к Булату Шалвовичу,проходите,присаживайтесь,он пока занят.
   Я прикрыл за собой дверь и начал спешно снимать ботинки.
   -Нет,нет,что,вы!Это тамбур.В прихожую проходите пожалуйста и на разувайтесь,у нас не принято,да и не убрано ещё.
   Я окинул взглядом огромную прихожую,она вся,до самого потолка была в книжных стеллажах и про себя отметил,что в прихожей была идеальная чистота.В открытую дверь в комнату виднелись такие же стеллажи до самого потолка с книгами.Из дальней комнаты слышался знакомый,чуть приглушённый тембр Булата Шалвовича.
   -Вам,чай,кофе,-предложила красивая блондинка.
   -Нет,нет,-засмущался я.
   Через некоторое время в дверях появился сам хозяин квартиры.
   Я поздоровался и напомнил ему о нашем разговоре в г.Тольятти.
   -Ах,да-а...привезли?
   Я подал ему записанную катушку с магнитной лентой,двести пятьдесят метров.Он взял в руки,как-то странно поглядел на упаковку и произнёс,-простите,у меня такой аппаратуры нет,что бы озвучить ваш материал.Есть плохонький,старенький магнитофон.Не могли бы вы переписать на кассету?
   Я утвердительно ответил,-конечно.В следующий раз поеду в командировку в Москву и привезу вам.
   Уже выйдя из подъезда,я про себя отметил,-плохонький...старенький...это вроде какого-нибудь"СОНИ"или"ШАРПА",который в провинции достать по великому блату за счастье?Да-а-а,живут же люди?А,какой же всё-таки приятный,добродушный голос?И у неё...-вам чай или кофе?...

   ...после этого случая я ещё три раза приезжал к Булату Шалвовичу.Встречи эти не были продолжительными.На одной из встреч,я прочёл ему несколько своих стихотворений.Он внимательно слушал.
   После последней встречи,на прощанье он мне сказал:"я внимательно прослушал ваши песни,послушал ваши стихи.Особенно,не плохие патриотические стихи МИГ и о России.Хорошие образы в стихотворении"ГОЛУБОЙ МЛАДЕНЕЦ",но откровенно скажу,что вы можете выступать со своим творчеством на публике.Стихи и песни хорошие.Они заслуживают достойного внимания,но...-он немного помедлил,смотря внимательно мне в глаза...потом добавил,-но,лично меня...они не заинтересовали.
   А...насчёт рецензии...на счёт рецензии?...Может вам стоит обратиться ещё к кому-нибудь?
   Он пожал на прощание мне руку,-желаю успеха.
   Так закончилась наша последняя встреча.
   Потом ещё долго-долго у меня в ушах звучали его последние слова.И...даже сейчас,когда меня давно уже приняли в СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ,в интернациональный Союз писателей,драматургов и журналистов,когда у меня вышло в печать не одна книга,я с большой теплотой вспоминаю эти короткие встречи с маститым автором и его виноградную косточку...
                24.11.2019 г.


Рецензии