О книге Дарьи Симоновой Нежная охота на ведьму

Книга со столь загадочным названием написана в жанре детектива, но здесь нет убийств и смертей. Сюжет построен на распутывании сложного переплетения семейных тайн и поиске решения психологических загадок. Особый шарм повествованию придает присутствие непознанного, потустороннего, и сопутствующие обстоятельствам страхи. «Мистика. Московская мистика, которую облюбовали иностранцы».
Так же как в Булгаковской квартире номер пятьдесят, живут в некоем параллельном мире голоса и звуки, взаимодействуя с реальностью. Духи ушедших? Привидения? Или вымысел?
Но не им отведена основная роль. Вся многогранная палитра действующих лиц, и философия их поступков имеют в основе своей важнейшую, на мой взгляд, идею – изменение судьбы.
Человек способен влиять на избранную для него определенность, выбирая свой собственный путь.
Для этого необходимо понять настоящее, оглянувшись назад, а значит пристально вглядеться в сложные и неприятные, порой, моменты прошлого, дать оценку виновности своих родных, так тщательно скрывавших из поколения в поколение неприглядную правду.
Не даром эпиграфом к книге взята строфа из стихотворения Саши Черного: «Душа, порвав с навязанною ролью, ткет в лунный час иное бытие».
Поэтому, воспринятое близкими людьми как таинственное и страшное событие - исчезновение одного из членов семьи, не имеет криминального подтекста. Это его личное решение, продуманное и обоснованное желанием изменить власть кармы, вырваться из назначенного круга, из колеса Дхармы, обозначенного в Буддизме, или выйти за пределы христианского понимания проклятия «За грехи наши ответят дети наши, до четвертого колена», передаваемое последующим поколениям как воздаяние за преступления предков. Ибо «рвать с прошлым» необходимо сразу, как только настигнет понимание этой необходимости, и делать это следует не советуясь ни с кем, даже с самыми близкими, только наедине с собой. Иначе завертит воронка первого, второго, шестого... кругов, и втянет в свою пропасть, в продолжающуюся петлю Мебиуса. Вот и уходит человек, исчезает, чтобы возникнуть опять в положенное время, но уже из другой жизни.
Все это как бы выведено за скобки, и становится понятным только по прочтении, когда кажутся знакомыми и понятными и герои книги, и мотивы их поведения.
Каждый их них, и все они вместе взятые - хорошие люди, заботливые, участливые, но, по-человечески, наделены способностью творить зло, в той или иной степени, умышленно или по неосторожности.
И возникает завязка сюжета, та главная нить, которую предстоит распутать необычной женщине, превозмогающей диагностированную у нее страшную болезнь. Она, в конце концов, обретает власть над болезнью, разгадав тайну, соприкоснувшись с истиной, став своеобразным «сталкером» в «зоне» чужой нездоровой жизни.
Она находит в себе силы противостоять чужому мнению, отрицанию и оговору, чтобы пережить конфликт, хоть и не зримый, с близкой по многим жизненным параметрам «искательницей», так же наделенной особенными способностями видеть и слышать то, что другим не подвластно, чтобы помочь ей справиться с проблемой. И каждый шаг навстречу, хоть и наполнен сомнением, но необходим для достижения общей цели.

В отличии от многих современных «женских» детективов, написанных односложными предложениями, этот завораживает развитием действия, которое, как бы неспешно вливаясь в череду будничных дел, приводит к неожиданности «назначенных» встреч.
Простым, но подлинно литературным и насыщенным языком разговаривает автор с читателем, раскрывая тот тайный смысл, который заложен между словами и поступками героев, знакомит с их характерами, их образом жизни.
Это напоминает картину, на которой изображены фигуры мужчин, женщин, детей, ближе или дальше друг к другу, и между этими фигурами есть еще нечто невидимое, есть целая жизнь, - суть их появления тут.
Техника письма основана на точных наблюдениях за жизнью, тонко схваченных переплетениях событий, фраз и слов.
С первой же страницы погружаешься в умело созданный, своеобразный мир, наполненный, словно прозрачными акварельными мазками, полутонами и отголосками: «…слепок многолетней тишины в воздухе или, напротив, почти физически осязаемое присутствие живших здесь, блики и миражи голосов и звуков, оставившие шрамы в эфире. Это выходит на связь с человеком внутренний зародыш истины, которая почти всегда оказывается непостижимой, но остается нашим невидимым маяком».
Так может сказать только поэт, обращенный внутренним зрением, особым чутьем к пониманию добра и зла.

Меня поразило, как описан страх матери, размышляющей о самоубийстве. Ее не в последнюю очередь останавливает то, что «если она умрет по своей воле, то это впоследствии повлияет на сына». То есть на судьбу сына возляжет грех ее самовольного ухода. Она просчитывает на несколько шагов вперед. И не о себе заботится, но о сыне.
Размышляя о насущном, философски звучат в устах героини определения степени вины: «Не та вина, которая парализует и медленно убивает, а та, которая побуждает к действию и исцелению». Как достоверно сказано, если исходить из смысла человеческого бытия.
Или вот еще, о книгах, что тотчас отзывается внутренним эхом: «Очень жаль, если из домов исчезнут книги. Ведь по их корешкам мы считываем знаки родства. Особенно — если они нас встречают».
Понятно и ощущение писателя, столкнувшегося с проблемой невозможности опубликовать свой труд, сходное чувству не рожденного дитя, и боль потери в узнавании своих мыслей, оформленных в авторский текст, украденный кем-то, и изданный под чужими фамилиями. Иное, не оцененное пока или в данном контексте преступление морального плана, которому еще надлежит проявиться в последствиях в отношении его совершивших. Но это не здесь и не сейчас. Быть может читателя ждет личное открытие при повороте заложенного в сюжет ключа в нераскрытую пока дверь.
И что очень важно, - все оканчивается хорошо, глотком счастливого момента, который придает сил, и окрыляет после столь виртуозно закрученного, и динамичного развития сюжета на последних страницах, когда невозможно оторваться от чтения, пока не узнаешь, чем же это все обернется, как это кончится, и почему именно так.
Прочитанное оставляет послевкусие, и хочется возвращается к тексту, чтобы осмыслить и подумать, а это признак хорошей прозы.
Мне, несомненно, захотелось прочесть еще какую-нибудь книгу Дарьи Симоновой, талантливой современной писательницы, представителя русской интеллектуальной прозы.


Рецензии