День позора

Как то мне посчастливилось побывать на знаменитых Гавайских островах и, конечно, воспользовавшись случаем, я заглянул и в порт Перл Харбор. Был на мемориале известного всему миру затопленного японскими агрессорами американского линкора «Аризона», видел всплывающие до сих пор «слезы» американских парней, находящихся в трюмах потопленного корабля. Горючее в трюмах, запечатанных вместе с телами тысячи ста матросов, просачиваясь, всплывает на поверхность, рисуя на ней радужные разводы. Американцы называют день той коварной атаки японцев 7 декабря 1941 года днем позора. Сегодня мне хотелось бы вспомнить, как это было.

Атака, совершенная японцами на американскую военно-морскую базу Перл Харбор, была кульминацией десятилетия ухудшавшихся отношений между Японией и Соединенными Штатами из-за положения в Китае и безопасности в Юго-Восточной Азии. Разногласия эти начались в 1931 году, когда японские экстремисты вторглись на территорию Китая и захватили его северную провинцию – Маньчжурию. Япония игнорировала заявления протеста США и летом 1937 года начала широкие военные действия на остальной территории Китая. Ни США, ни другие страны, имевшие интересы на Дальнем Востоке, не решались применять военную силу для остановки японской экспансии.

Через три года война обрушилась на Европу и Япония образовала с нацистской Германией альянс «Акциз». Соединенные Штаты, пытаясь решить китайско-японский конфликт, использовали дипломатическое и экономическое давление. Правительство Японии рассматривало эти меры, особенно эмбарго на нефтепродукты, как угрозу своей национальной безопасности. Хотя оба государства поддерживали дипломатические отношения и правительства продолжали обмениваться точками зрения, Япония тайно решила начать войну.

Атака на Перл Харбор была частью грандиозного плана по захвату западной части Тихого океана. Объективность диктовала японцам полностью вывести из строя американский тихоокеанский военно-морской флот, чтобы он не мог помешать реализации планов Японии. Автором атаки был Исокуру Ямамото, командующий императорским объединенным флотом. Ямамото знал, что на успех можно расчитывать только в случае быстрой неожиданной атаки и полной победы, поскольку американская превосходная экономика и индустрия в случае затянувшегося конфликта могли склонить чашу весов в пользу США.

26 ноября 1941 года японский военно-морской флот в составе тридцати трех кораблей и вспомогательной авиации, включая шесть авианосцев, вышел с севера Японии к Гавайским островам. Маршрут его пролегал далеко севернее обычной параходной линии. Рано утром 7 декабря корабли уже находились в исходной позиции захвата – в двухстах тридцати милях севернее острова Оаху со столицей Гонолулу. В шесть утра первая волна истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев вылетела к цели. Накануне ночью в десяти милях от входа в бухту Пирл Харбор бросили якоря пять маленьких подводных лодок, имевшие две специальные команды и две торпеды, выброшенные большими подлодками – «матерями». Их задачей было войти в порт до начала воздушной атаки и оставаться там невидимыми до конца ее, чтобы разрушить из остающегося в порту, как можно больше.

Между тем в порту, на рейдах и у причалов мирно и безмятежно отстаивались сто тридцать кораблей Тихоокеанского флота США. Семь из девяти линкоров стояли на рейде «Линии линкоров». Морская авиация находилась на острове Форд и на базе морской авиации в бухте Кайнио.

В 6:40 утра пограничная морская группа США «Верд» обнаружила одну из японских маленьких подлодок, направлявшуюся к входу в Перл Харбор. Потопила ее глубинными снарядами и огнем орудий, и радировала об этом в штаб. До семи утра американская радиостанция на Опама Пойнт запеленговала сигналы приближающейся большой группы самолетов с севера. Но было решено, что это одна из эскадрилий «Б-17», ожидавшихся с материка, или группа пассажирских самолетов. Поэтому вообще никаких действий принято не было.

Первая волна удара с воздуха обрушилась в 7:55. Командир этой команды Митзуо Фушида дал закодированный приказ, означавший начало атаки. Приблизительно в 8:10 линкор «Аризона» уже был охвачен пламенем, семьсот килограммовая бомба, пронзив его палубу, попала в арсенальный отсек. Менее чем за девять минут линкор затонул со всем экипажем в тысяча сто семьдесят семь человек. Никто из состава так и не смог спастись. Линкор «Оклахома» был торпедирован и так же пошел ко дну. Перевернувшись, он поглотил четыреста человек своего экипажа. Остальные линкоры были сильно повреждены. При этом линкор «Невада», пытавшийся выйти в море, был остановлен и заблокировал выход из бухты.

Атака японцев была интенсивной на всей территории островов. Так и не взлетев, были разбиты сотни американских военных самолетов, сотни людей были убиты, оставшиеся в живых были шокированы происшедшим.

Хотя американская противоздушная оборона начала отражать удары противника уже спустя пять минут после начала атаки, много снарядов в этой неразберихе было пущено по самому Гонолулу. После временного затишья, в 8:40 вторая волна японских самолетов атаковала порт, продолжая наносить смертоносные удары по технике и живой силе. Бомбились корабли, сухой док, самолеты терзали «Неваду» со всех сторон. Японцы старались нанести такой урон, какой только был возможен, чтобы американцы еще долго не могли оправиться после всего этого ужаса.

В 10:00 утра атака закончилась, самолеты направились на север. Японцы потеряли двадцать девять самолетов и пять, тех самых, подводных лодок «малюток».

Надо сказать, хотя атака была мощной, она не имела полного успеха. Несмотря на точные попадания и понесенные американцами большие потери, воздушные силы Тихоокеанского военно-морского флота не находились в момент атаки на островах, поэтому остались в полной боевой готовности, и Перл Харбор удивительным образом сохранился, как военно-морская база. Корабли, корабельные стоянки, склады горючего и базы подводных лодок имели значительные разрушения, но не были в безнадежном состоянии.

Как бы то ни было, это событие сыграло чрезвычайно важную роль в решении американцев о присоединении к лагерю стран – противников агрессивной политики Японии и Германии. Кроме того, американцы именно этим коварным нападением японцев в декабре 1941 года объясняют и оправдывают свою ответную бомбардировку городов Хиросимы и Нагасаки.

Что же, эта история лишний раз подтверждает слова нашего святого, благоверного князя Александра Невского: «Кто с мечом придет, тот от меча и погибнет».


Рецензии