Проблема социализации современного ребёнка в школе

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА В ШКОЛЕ

Попова Яна Александровна

ОБПОУ «Курский педагогический колледж», г. Курск

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблем социализации современного ребёнка в школе, причинам этих проблем и поиску путей их решения, а также выделению показателей социализированности школьника.

Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что современные дети развиваются и растут в совершенно новой социокультурной среде, что не может не влиять на процесс их социализации при поступлении в школу, т.к. в этот период в корне меняется их социальная позиция, у младшего школьника возникают социально значимые обязанности, а также меняется форма его основной деятельности, начинает складываться новый тип общения с окружающими людьми и т.д. Успешность учебной деятельности младшего школьника, его новой, теперь школьной жизни тесно связана с социализацией в новом коллективе, на новой ступени развития ребёнка.

Проблема социализации современного ребёнка в школе возникает по следующим причинам:

- новая для ребёнка социокультурная среда;

- психические новообразования, возникающие в семилетнем возрасте;

- особенности развития современного ребёнка;

- несформированность психологической готовности ребёнка к школе;

- отсутствует единство всех воспитательных сил;

- школьная дезадаптация;

- ребёнок не участвует в коллективной деятельности.

Чтобы акцентировать своё внимание в частности на социализации младшего школьника, важно вспомнить что есть такое социализация в общем.

Согласно статье Закировой В. Г., социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [4].

Таким образом мы можем сказать, что процесс социализации для ребёнка, который пришёл в первый класс, это процесс усвоения норм поведения в школе, в классе со своими сверстниками, более старшими школьниками и педагогами. Постоянное пребывание в этой среде облегчает усвоение законов и норм школьной жизни, тем самым одновременно и закрепляя их.

Именно в 7 лет, как раз в период поступления ребёнка в школу, происходит кризис, в ходе которого происходит утрата детской непосредственности. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, поэтому он становится менее понятен взрослым. Потеря детской непосредственности обусловлена также и тем, что ребёнок начинает размышлять прежде, чем действовать, пытается предугадать возможные последствия своих действий и слов. Это говорит нам о том, что поведение ребёнка начинает становится более опосредованным и произвольным, хоть в этом возрасте ребёнок ещё и не утратил наивность, желание делать всё, что хочется. Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возника­ет обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каж­дый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), при­водят к формированию устойчивых аффективных комп­лексов чувства неполноценности, ущемленного самолю­бия или, напротив, чувства собственной значимости, уме­лости, компетентности [3].

Очень важно заметить, что период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребёнка. Он начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений, у него, наконец, формируется внутренняя позиция школьника, чрезвычайно важная для мотивации к учебной деятельности.

Дети, прошедшие кризис 7 лет, уже находятся на новом возрастном этапе [5]. Именно здесь мы и можем обратить внимание на то, что у современных детей этот кризис наступает немного раньше, поэтому можно назвать его кризисом 6-7 лет. Современный ребёнок в силу высокого развития информационных технологий, под влиянием Интернет-сети и телекоммуникаций получает в день намного больше информации, чем его ровесник 20-30 лет назад. Это позволяет нам говорить о более раннем перешагивании ребёнком кризисной отметки.

Необходимо упомянуть также и то, какую важную роль имеет сформированность психологической готовности ребёнка к школе при его поступлении в первый класс. Психологическая готовность включает следующие структурные компоненты:

; личностная или социально-психологическая готовность;

; интеллектуальная готовность;

; эмоционально-волевая готовность [2].

Сформированность всех этих компонентов на необходимом уровне позволит ребёнку успешно интегрироваться в учебный процесс. Пройдя кризис, чрезвычайно важно, чтобы ребёнок смог адаптироваться в новом коллективе, на совершенном новом для него возрастном этапе и при изменившейся социальной ситуации развития.

Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Здесь мы можем также упомянуть и особенности систематического школьного обучения, наблюдающиеся у младших школьников в процессе адаптации:

- с появлением учебной деятельности, которая является общественно значимой, ребёнок становится общественно оцениваемым;

- школьное обучение требует обязательного выполнения ряда всех правил, которым подчиненно всё поведение ученика во время его пребывания в школе.

Ребёнку необходимо привыкнуть к тому, что теперь он - школьник, его основной деятельностью становится учебная деятельность, его теперь окружают сверстники, имеющие ту же новую для них социальную роль. В жизни ребёнка появляется новая авторитетная фигура - это учитель.

Вместе с появлением учителя в жизни ребёнка происходит перестройка системы отношений «ребёнок-взрослый»:

- «ребёнок-учитель»;

- «ребёнок-родитель».

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе — итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма [1].

Определяющим фактором полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей. Здесь важно сказать пару слов о единстве всех воспитательных сил. Успешность социализации ребёнка в самом начале нового жизненного этапа зависит также и от того, насколько сообща действуют педагог и семья, в которой растёт ребёнок. Необходимо кооперировать свои действия совместно с родителями обучающегося, прослеживая его активность в новом коллективе, успешность его обучения.

Потребность ребёнка в общении принимает форму желания выполнять важную общественную деятельность, и семья вместе с педагогом должна поддержать в этом первоклассника.

В период социализации ребёнка в новом коллективе очень важна диагностика и профилактика школьной дезадаптации, возникновение

которой чревато тем, что ребёнок может стать изгоем в коллективе, сильно отстающим в учёбе от своих сверстников, перестанет видеть свои ошибки, не сможет контролировать себя, потеряет мотивацию к учёбе, снизится уровень его самооценки.

Школьная дезадаптация - это невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения.

В норме первоклассник адаптируется к новым условиям за 5-6 недель, но при наличии у ребёнка школьной дезадаптации этот срок затягивается, из чего мы можем выделить следующие формы школьной дезадаптации по временному признаку:

- лёгкая (до конца первой четверти);

- средняя (до Нового года);

- тяжёлая (до конца года обучения).

При наличии любой формы школьной дезадаптации для ребёнка из группы риска необходимо создать такую педагогическую среду, которая будет учитывать его индивидуально-педагогические особенности, использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время.

Во избежание школьной дезадаптации, но для способствования успешной социализации, процесс воспитания в школе должен проходить через совместную деятельность детей и педагогов, детей со сверстниками, в которой ребёнок сможет понять и присвоить важные для этого возраста в частности и для дальнейшей жизни в целом ценности. Воспитание должно пронизывать все виды деятельности, в которых участвует ребёнок.

Большую ценность для процесса социализации ребёнка играет его участие в коллективной деятельности вместе с его сверстниками и со взрослыми, что также носит и воспитательный аспект, о чём уже было сказано выше.

Для современных детей очень важно живое, непосредственное общение, так как в этом возрасте ребёнок уже владеет гаджетами и знаком с Интернет-сетями, однако они не в состоянии повысить уровень социализации ребёнка должным образом [6].

Таким образом, основываясь на предыдущем тексте статьи, мы можем увидеть выделенные учёными следующие показатели социализированности школьника:

- когнитивно-рефлексивный показатель, который включает в себя потребность, готовность, способность к познавательной деятельности, умение планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, способность к самопознанию;

- коммуникативный показатель, отвечающий за умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, умение общаться со взрослыми, умение сотрудничать;

- практический показатель, включающий способность к репродуктивным и творческим действиям, а также самостоятельность в деятельности;

- ценностно-смысловой показатель представлений об основных человеческих ценностях, наличие сформированности нравственных качеств, способность к нравственной самооценке, сформированность социально одобряемого поведения [6].

Теперь мы можем сделать вывод о том, как важно в наше стремительно меняющееся время помочь младшему школьнику принять свою новую социальную роль и успешно войти на новый возрастной этап, ведь залог будущих побед ребёнка в нашем кропотливом труде сегодня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп./ Н.В. Волкова//Спб.: Питер. - 2009.

2. Гришаева, Н.П. Практики социализации в образовательной среде в условиях современного общества: теоретико-методологические подходы и эмпирические исследования: коллективная монография/ научн. ред. М.В. Рыбакова// М.: Издательство «Перо». - 2017.

3. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан// 4-е издание, стереотипное. – Москва: Академия. - 2006.

4. Закирова, В.Г. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема/Закирова В.Г., Камалова Л.А. - Международная научно-практическая конференция «Начальная школа сегодня: проблемы социализации». - Казань: КФУ. - 2014.

5. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе/О.Б. Конева//Челябинск. - Изд-во ЮУрГУ. - 2000.

6. Матвеева, О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях/О.Н. Матвеева//Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2010. - №16. - 151-157.


Рецензии
Спасибо. А про снижение возраста перехода не согласна. Информация информацией, но волевые усилия сейчас способны совершать позже.

Александра Казакова 2   02.11.2021 17:28     Заявить о нарушении