Лесная прогулка

Эссе
Пятница, 27 октября: сегодня я раньше обычного закончила свои неотложные дела. На часах 15. 30 – у меня свободное время до вечера. Погода на улице неплохая. Тепло. Снег, который выпал накануне, растаял. Ветра нет. И вдруг, как магнитом потянуло меня сбежать от привычной суетности на свободу, – туда, где всегда легко думается, мечтается, дышится, где снова и снова не раз обретала душевный покой, – я решила съездить на прогулку в лес. Наш посёлок Фариново со всех сторон окружён лесом. Он же и есть его главная достопримечательность, а для меня он ещё к тому же – волшебный источник силы и вдохновения. И я еду туда на машине с надеждой посетить свои любимые места, чтобы в полной мере ощутить там праздник безграничной свободы…
Проезжаю дорожный указатель «Воробьи» – и я в лесу. Выхожу из машины… Здесь начинается моя пешая прогулка. Здравствуй, мой дорогой, мой любимый уголок! Я вижу: ты рад нашей встрече!..
Иду по лесной дороге. Вот они мои знакомые и сосны, и ели – красавицы! Мне кажется, что каждое дерево я узнаю «в лицо» и они, безусловно, узнают меня тоже: ощущаю это на каком-то необъяснимом особом телепатическом уровне взаимного общения. Чувствую рядом живое присутствие и мха, зеленеющего в лесной подстилке; и кустиков брусники, выделяющихся тёмной зеленью жёстких от воскового налёта листьев; и голых ребристых кустиков черники. Наклоняюсь, рассматривая каждый стебелёк и удивляясь их изяществу, их необыкновенной жизненной стойкости. Сколько раз им приходилось распрямить свои кустики после того, как их примяли ступни человеческих ног! Этой выносливости можно позавидовать! А в нас, людях, во мне?! Разве её меньше?! Мне самой не раз приходилось преодолевать жизненные препятствия, оказываясь в сложной ситуации. Но откуда-то появлялись силы вновь подняться и идти вперёд. Кажется, я знаю, что это за сила, которая заключена в каждом дереве, в каждой травинке, в каждом живом существе – это жажда жизни, неуёмная, непреодолимая, страстная! Она живёт и во мне! Я её чувствую своим сердцем. Она в каждой моей клетке, в моих мыслях, в моём сознании, в моей душе – она живёт там, затаившись, проявляясь в необъятном чувстве любви ко всему, что является моим миром и окружает меня: в моих детях, внуках, родных, друзьях, в моих учениках, в моих питомцах, в моём саду, в моём доме, в светлой памяти о близких людях… И в этом чудесном уголке леса, где я нахожусь сейчас! Я люблю свой мир, в котором живу. Я связана с ним незримыми нитями своих чувств и радуюсь, что могу видеть и ощущать всю красоту и неповторимость этого мира, понимать его настроение, чувствовать боль от нанесённых ему ран. Он отвечает мне взаимностью…
Смотрю на одинокую рябину с яркими оранжевыми гроздьями плодов, украшающих её голые ветки – как она хороша поздней осенью, как алеют её плоды, контрастируя с тёмной мрачноватой зеленью елей, выделяясь ярким пятном на их фоне! Я удивляюсь художественному «вкусу природы». Как, имея в запасе минимум скромного материала, она умудряется создавать неповторимой красоты шедевры осенних пейзажей – настоящих живых картин, в которых всё изящно, тонко продумано, гармонично, оптимально в художественном исполнении?! Долго смотрю я на это великолепие, любуясь им. Пытаясь запечатлеть в памяти эту картину, я продолжаю свой путь дальше по лесной дороге, по сторонам которой возвышаются старые ели: их стебли обильно покрыты лишайником уснея, свисающим, как бороды, вниз. Сразу вспоминается сказка из детства про Бабу Ягу – в таком же тёмном лесу стояла её избушка…
Иду дальше. Смотрю, как деревья гордо возносят свои кроны высоко в небо, и мне кажется, что все они ощущают моё присутствие, радуясь моему приходу и всему, что нас окружает: теплу, скупому солнцу, пробивающемуся сквозь дымку облаков, и синему, неожиданно по-весеннему яркому, небу. Подхожу к мохнатой ели, касаюсь её колючей ветви, и мне кажется, что я с подружкой здороваюсь! Ветка от моего прикосновения медленно качнулась: словно ель, таким образом, проявляла живое желание участвовать в нашем диалоге. Иду дальше к моим старым знакомым соснам. Вот они, на пригорке, три сестры-красавицы: огромные стройные высокие деревья – им, наверное, каждой по сто лет! Подхожу к соснам и, чтобы не обиделись, обнимаю их по очереди, прижимаясь к стволу, говорю: «Здравствуй, моя красавица!» Кора их тёплая, шершавая. Смотрю вверх, в кроны этих великолепных созданий. Как они хороши на фоне неба! Вдыхаю полной грудью целебный воздух, влажноватый с запахом сосновой смолы и хвои…
Оглядываюсь кругом. Тишина. Она, особая, бывает в лесу только поздней осенью, когда он будто застывает в глубоком безмолвии, готовясь к зиме. Поздняя осень, время увядания… И я невольно поддаюсь этому настроению, глубоко задумываясь и подводя итог прошлым событиям, переосмысливаю заново свой отрезок жизни: своё лето и свою осень… Оттенок лёгкой грусти заполняет моё сердце… Невольно выхватываю взглядом срубленный можжевельник, искорёженное дерево – рядом, противопожарную полосу. Видимо, деревья мешали прохождению техники. За горкой – широкая просека: от могучих сосен остались одни пеньки и вздыбленная лесная подстилка, сброшенные в кучу засохшие ветки. На ели, растущей невдалеке у края оврага – оранжевая метка, означающая, что дерево заболело и подлежит санитарной рубке. Удручающая картина вызывает у меня чувство боли и отчаянья, несмотря на понимание того, что эти меры, наверное, необходимы. И всё же, представив, как падает срубленная сосна, мне, кажется, что она стонет от боли, и я вдруг начинаю ощущать её – эту боль своим сознанием. Кажется, я слышу, как гудит бензопила, вгрызаясь в тело сосны, как с громким звуком, от удара о землю, падает гордое величавое дерево, с треском ломая свои хрупкие ветки. Зачем?! Ей так хотелось жить, создавая красоту, которую в данный момент заменил безобразный вид вырубки. Почему всё, созданное природой, гармонично, красиво и всё, к чему прикасаемся в ней мы, люди, так безобразно? Каждый пенёк, оставшийся от срубленной сосны, и эта ель своим видом напоминают мне о быстротечности жизни. Что будет с моими любимыми деревьями? Моё сознание внезапно пронзает мысль о том, что и я когда-то уйду! Что останется после меня?!. Страшно!.. Неужели также, как жизнь этой срубленной сосны, от которой остался один бесполезный пенёк, пенёк, который время превратит в труху, в какой-то миг оборвётся и моя жизнь?!. Невольно начинаю себя сравнивать с деревьями по их состоянию. Может, я – вот эта сосна с могучим прямым стволом или вот эта, на краю карьера, с оголёнными корнями, цепляющаяся за жизнь всеми своими силами. А может быть, – вот эта берёза с искривлённым, похожим на огромную змею, собирающуюся сделать бросок, стволом. Её мощные ветки похожи на руки, одна из которых мощной хваткой вцепилась в растущую рядом сосну, как будто бы вросла в неё. И эта живая опора, в виде сосны, позволила ей выпрямить верхнюю часть своего ствола и расти вертикально. Сосне явно это соседство не нравится, судя по тому, что её ствол, повёрнутый к берёзе, лишён боковых веток. Эти деревья, растущие так близко рядом, в какое-то мгновение напомнили мне супружескую пару, в которой сварливая жена, как вампир, высасывает жизненные силы супруга. Нет! Это, точно, – не я! Скорее всего, я похожа вон на ту одинокую, чудом оставшуюся на вырубке, сосну с обломанными ветками и однобокой кроной, но зелёной и пышной по-прежнему. Сила жизни в ней сохранилась, несмотря на то, что работающая техника или сильный ветер сломали часть её ветвей. Да, чем-то мы с ней похожи! Или вот эта ель, с меткой на стволе. Не очень мне хочется быть этой елью. Ведь её скоро срубят. Всё внутри во мне сопротивляется такой печальной участи и кричит: «Жить!» Если каждая травинка поднимается, тянется к свету, каждый кустик и каждое деревце надломленное обновляют весной свою листву, дают новые побеги, демонстрируя мне пример стойкости, то как могу я сомневаться в своих силах и безграничных возможностях, заложенных и во мне самой природой. Жить! Стараюсь переключить своё сознание и бросаю взгляд на молодую поросль сосен. Как я радуюсь их виду! Вот они, будущие лесные красавицы, растут на краю вырубки под моими соснами! Жизнь продолжается – и я начинаю понимать весь её глубинный смысл, всю силу и красоту каждого её мгновения, осознавая каждый её миг как самое большое в мире счастье, счастье от того, что я могу гулять по лесу, наслаждаясь его красотой и прохладой и, обнимая любимые деревья, мечтать, думать о своих детях и внуках, встречаться с друзьями, пасти свою козу Белку и просто любоваться осенним пейзажем! Я живу!..
Я радуюсь жизни, её величию и красоте!
Вот и уже заходящее солнце выглянуло из-за облаков, позолотило кроны деревьев. Ярким пятном оно высветило верхушку берёзы, не успевшей сбросить свой осенний наряд, – в его лучах крона засветилась тёплым золотым светом, добавляя волшебства в осенний пейзаж леса. Чувство радости, покоя, необыкновенной лёгкости, заполнили мою душу: я ощутила гармонию единения со всем, что меня окружает. С восторгом смотрю вокруг, стараясь запомнить все малейшие штрихи этой живой лесной картины, чтобы надолго сохранить в душе то волшебное состояние, обретённое мной во время прогулки, чтобы потом долго о ней вспоминать, возвращая каждый раз это состояние умиротворения и гармонии с окружающим миром, с огромным чувством благодарности, за ощущение радости, душевного подъёма, от того, что я могу, прикасаться душой к этому прекрасному удивительному миру живой природы.
Вот и солнце клонится к закату: начинают блекнуть верхушки деревьев. Приближаются сумерки. Лес начинает обретать новую таинственность…
Пора прощаться…


Рецензии