Неизвестные страницы истории

Частенько  задаю себе вопрос: «Как бы пошла моя жизнь, если бы я стал учителем истории?».  Мне всегда нравился этот школьный предмет,  к тому же я еще много читал исторической литературы, беря книги в школьной и поселковой библиотеках. И вот уже в зрелые годы моя страсть к истории получила некоторое развитие. Я часами сижу у компьютера, читая или слушая лекции и беседы на исторические темы. Есть группа отечественных историков, чьи работы написаны после изучение исторических материалов и недавно рассекреченных архивов, я им доверяю. 

Одним из таких историков является Юрий Жуков, который глубоко изучил историю нашей страны так называемого «сталинского периода». Некоторые оппоненты  его обвиняют, что он обеляет Сталина, на что Юрий Николаевич отвечает, что он похож на патологоанатома, который при вскрытии устанавливает, от чего же умер пациент. И никакого желания  обелить Сталина у него нет, только факты, подтвержденные архивными документами.  В недавней беседе на радиостанции  «Говорит Москва» он поведал некоторые неизвестные мне факты.  Они касаются отношения вождя к образованию и науке. По документам, которые стали известны Жукову, Сталин огромное внимание уделял образованию в СССР и особенно науке.  В это вкладывались огромные государственные деньги.  Сталин лично знал многих отечественный ученых, того же Капицу он лично уговорил вернуться в СССР, где ему были созданы все условия для работы. Когда Капица отказался возглавить атомный проект, никаких репрессий к нему не было.  Жуков привел цифры, сколько же царских генералов  воевали в Красной Армии – свыше тысячи, и все они умерли в своих постелях в преклонные годы. Именно эти профессионалы и создавали Красную Армию, как считает Жуков, а не распиаренный  советской пропагандой тех лет Троцкий.

Интересно его мнение на счет «шарашек». Он их сравнил с тем, как реализовывался «Манхетенский проект» по созданию атомной бомбы в США.  Там тоже ученые жили в закрытом городе  в условиях изоляции от внешнего мира, что требовалось по условиям соблюдения строгой секретности. Тоже самое представляли и так называемые «шарашки» в СССР.  Ученые, работавшие над военными изобретениями, тоже имели серьезные ограничения, но жили в комфортных условиях, разве что ограничивали их общение с внешним миром. После войны у нас появились закрытые города вместо пресловутых «шарашек», вокруг которых так же была зона повышенной секретности.

О том, что Сталин уделял большое внимание образованию и науки, по мнению Жукова, говорит такой факт. Еще в 1943 году, когда до конца войны было еще 2 долгих года, по приказу Сталина как Верховного Главнокомандующего, были демобилизованы все призванные в армию ученые и преподаватели ВУЗов, и направлены для работы в институтах. Надо было, чтобы молодежь получала высшее образование, им предстояло много работы в послевоенные годы.  А в 1945 году, уже после победы, первыми увольняли в запас учителей школ, так как за годы войны наши дети порядком отстали в учебе, особенно в западных районах СССР.

Еще один уважаемый мной историк Алексей Исаев, автор многочисленных книг по истории Второй мировой войны, на мнение которого я не раз ссылался в своих работах, в беседе на канале «История» сказал, что СССР перед Второй мировой войной был второй в мире страной по численности грузовиков после США.  Примерно 70% автопарка, задействованного в войне, были отечественные ГАЗ-АА (полуторки) и ЗИС-5, и лишь, когда автомобили к 1944 году или погибли, или вышли из строя по причине изношенности (ведь во время войны их почти не производили), стали играть роль американские «Виллиссы» и «Студебеккеры», которых в это время поставили по лэнд-лизу в достаточном количестве.  А вот в немецком вермахте было много мотоциклов с коляской потому, что в Германии это был личный транспорт во многих семьях, в то время как в  той Франции уже появились малолитражки. А в нашей стране выпуск легковых автомобилей был весьма ограничен.

Недавно прослушал беседу известного российского историка Евгения Спицына, который рассказал о своей новой книге под названием «Хрущевская слякоть».  Многие любители истории помнят, что период правления Хрущева  называли «оттепелью».  В те годы был развенчан «культ личности Сталина», что нанесло огромный урон мировому коммунистическому движению. Как теперь известно, многие факты Хрущевым о репрессиях были выдуманы, у него самого руки были по локоть в крови.  Да и другие решения «кукурузника» вызывают сомнение в их целесообразности. Были возвращены в места постоянного проживания выселенные чеченцы, крымские татары, калмыки, бандеровцы, что через много лет привело к распаду СССР,  войне в Чечне, проблемам в Украине.   Подъем целины в Казахстане привел к тому, что весь плодородный слой почвы  господствующими в степях Казахстане ветрами был сдут в другие регионы, и урожайность зерновых резко сократилась.

Много еще негативного в своей политике совершил Никита Хрущев, и именно о периоде его правления Евгений Спицын написал новую книгу, дав ей такое бросающее в глаза название – «Хрущевская слякоть». 

В беседе в «Российском радиоуниверситете»  он рассказал о некоторых фактах, ставших ему известными в результате изучения архивов, и о некоторых он поведал в своей беседе.  Начал он свой рассказ о том, что случилось еще перед смертью Сталина, когда того разбил инсульт, и он еле-еле дышал.  Как известно, Сталин в это время находился на даче, которую называли Ближней, она  имела два этажа. Сталин лежал на первом этаже на диване, вокруг него суетились врачи, и постоянно находился кто-то из членов Политбюро.

Известно, что в конце жизни Сталин собирался отодвинуть партию от  реального управления экономикой, оставив за ней пропаганду и подбор кадров.  Всю полноту власти он собирался передать в Советы министров на уровне Союз, союзных и автономных республик, в крайоблисполкомы  на уровне регионов. До последних дней своей жизни Сталин занимал пост председателя правительства, и был одним из десяти секретарей ЦК КПСС.  На последнем при нем партийном съезде пост генерального секретаря был упразднен.  На этом же съезде по предложению Сталина было упразднено  и политбюро, вместо него был избран Президиум ЦК КПСС, намного больше по составу, чем прежнее политбюро.  Причем в состав Президиума было введено по предложению Сталина очень много новых лиц, в основном не партийных секретарей, а руководителей министерств и ведомств.  А вот такие старые соратники Сталина, как Молотов и Микоян, не были включены в состав Президиума ЦК.

Вторым после Сталина руководителем государства фактически  был Маленков, первый заместитель председателя Совета министров и секретарь ЦК КПСС.  Известно, что Маленков на какое-то время после войны попал в опалу у Сталина, и помог ему вернуться на верхушку партийного Олимпа ближайший соратник Сталина Лаврентий Берия, которому Сталин  доверял. С тех пор отношения между Маленковым и Берией были очень теплые, тем более что по решению ЦК подписи этих двух членов правительства и еще Булганина, были однозначны подписи самого Сталина.

И вот вождь лежит без сознания, и всем ясно, что дни его сочтены. В один из таких дней, 4 марта, как рассказал Спицын, на втором этаже Ближней дачи Маленков и Берия провели небольшое заседание, на котором распределили обязанности в ЦК КПСС и правительстве.  Оба они придерживались точки зрения, что место партии на втором плане, а руководить всем в стране будет Совет министров. Поэтому Маленков взял себе пост председателя Совета Министров, оставив за собой должность секретаря ЦК КПСС.  За Берией решили оставить должность первого заместителя председателя правительства и должность министра МВД,  для чего решили снова, как это было до войны, объединить все силовые структуры, в том числе МГБ (потом КГБ и сейчас ФСБ).

На следующий день, 5 марта 1953 года,  еще до смерти Сталина,  но буквально за пару часов до неё, в Кремле было собрано заседание Президиума ЦК и Совета министров СССР, где обсуждались кадровые вопросы.  По предложению Берии должность председателя Совета Министров занял Маленков, сам Берия стал его первым заместителем в правительстве и министром МВД.  В составе Президиума ЦК был образован компактный  орган примерно такой же численности, как прежнее политбюро. Председателем комиссии по организации похорон Сталина назначили Хрущева.  Вернули в Президиум опальных Молотова и Микояна, и поехали прощаться с умершим на даче вождем.

Все понимали, что тандем Маленков-Берия очень силен, тем более что последний значительно усилил свои позиции, став министром МВД.  Видимо, Берия хорошо знал своего товарища по дуумвирату, который  был мастер оформлять протоколы заседаний партийных органов, преуспел в борьбе с двурушниками, но реальной практической работой никогда не занимался.  Поэтому роль заместителя Маленкова Берию не устраивала. И тогда он на очередном заседании усеченного состава Президиума ЦК внес предложение освободить Маленкова от должности секретаря ЦК, чтобы он целиком сосредоточился на работе в Совете министров. Берия заявил, что пора прекратить практику совмещения сразу нескольких постов в партии и правительстве, и его поддержали. Благая на первый взгляд мысль, но тем самый Маленков, партчинуша до мозга костей, лишился прежнего веса среди партийного аппарата.  И тогда получилось, что единственным секретарем из верхушки страны, т.е. бюро Президиума ЦК КПСС,  оказался Никита Хрущев.  После этого последний стал активно обхаживать Берию, видя в нем самого сильного человека во власти.

А сам Берия развил бурную деятельность. Предложения в Совмин от МВД шли одни за одним. Именно по предложению Берии Президиумом Верховного Совета депутатов трудящихся была проведена амнистия.  Но не таких рецидивистов, как показано в фильме «Холодное лето 53-го»,  а женщин, людей с небольшими сроками отсидки, стариков. Эта амнистия получила название «бериевская». Но далеко не все знают, что  была еще одна «бериевская» амнистия, но не оформленная на уровне Президиума ВС, а просто путем пересмотра дел многих заключенных, которых освободили из-под стражи, как будущего маршала Рокоссовского.  Тогда же появились «шарашки», где были созданы все условиях для работы конструкторов военной техники, которые получили реальные сроки за излишнюю болтовню или не выполненные задания партии и правительства. Это произошло в 1939 году, когда Берия сменил Ежова на посту наркома НКВД.

Но в 1953 году  в некоторых лагерях заключенных начальство за взятки освободило тех, кто не должен был увидеть свободу в ближайшие годы, и криминогенная обстановка в стране ухудшилась. Позднее в этом обвинят Берию.

Но не амнистия напугала многих партийных руководителей в центре и на местах.  Берия стал назначать своим приказом, без согласования с местными партийными секретарями, начальников УВД республик, краев и областей, а так же поручил им докладывать ему о всех неблаговидных поступках местного партийного руководства.  Это и испугало многих партчиновников, у которых было  «рыльце в пушку».  Угрозу для себя лично в деятельности своего друга Берии увидел и Маленков.  И созрел план по снятия Лаврентия Берии с его постов и переведения в министры нефтяной промышленности.  По крайней мере, именно так было написано в проекте очередного постановления Президиума ЦК партии, которое нашел в архивах Маленкова  историк Юрий Мухин.  Маленков, умеющий хорошо писать всякие бумаги, протоколы, обычно перед заседаниями, которые он проводил, писал от руки будущее решение, и когда заседание проходило, эта писанина отдавалась машинисткам, оформлявшим окончательный протокол.

А вот найденная Мухиным  писанина не была передана машинисткам, а осталась в архиве Маленкова. Мухин делает вывод, что такого заседания не было.  Вернее, оно  было, но прошло не так, как планировал Маленков.  Членам Президиума был предъявлен труп Берии, которого привезли в Кремль, завернутого в ковер, взятый из особняка Берии, где он и был убит из крупнокалиберного пулемета военными.  Все это организовал Никита Хрущев, который боялся разоблачения, что его подручные умертвили Сталина.  По крайней мере, это подозревал Берия, который хотел получить разрешение на арест бывшего начальника МГБ  Игнатьева, ему в объединенном МВД не нашлось места, и он стал секретарем ЦК.

Устранив Берию, уже другой дуумвират – Маленков и Хрущев, - повели борьбу за власть между собой. Малограмотный, но поднаторевший на интригах Никита Хрущев переиграл своего оппонента, взяв в союзники членов  ЦК от Украины, где он долгие годы был первым секретарем ЦК КПУ.  Именно для подкупа их был подарен Украине исконно русский Крым.  Хрущев перетащил в Москву многих членов ЦК с Украины, в числе которых был Брежнев, Подгорный и многие другие.  Подкупил он и первых секретарей ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, вернув им дополнительную плату в конвертах сверх официальной зарплаты. И все они дружно встали на сторону Хрущева.

Став во главе партии, которой он сохранил первую роль в управлении страной, а потом и главой правительства, Хрущев повернул вспять прежний курс Сталина,  и этим нанес огромный вред СССР. Самыми большими негативными деяниями Хрущева были:
- Курс на военное противостояние с капиталистическими странами. Но эту политику Хрущев проводил бездумно.  Посчитал, что одними ракетами можно победить, сократил другие виды Вооруженных Сил, порезал на патефонные иголки многие современные корабли Военно-морского флота,  и чуть не поверг мир в хаос Третьей мировой войны во времена Карибского и Берлинского кризисов.
- Под лозунгом «Догнать и перегнать Америку по производству мяса» пустил под нож крупный рогатый скот, восстановить поголовье которого СССР смог через десять лет, хотя увеличилось население на 20%. Со времен Хрущева в нашей стране продолжался дефицит мяса.
- Прекратил выполнение программы создания лесополос в стране, которая могла дать возможность увеличения урожайности зерновых за счет лучшего снегозадержания и увеличения влаги на полях.  Стране именно во времена Хрущева пришлось закупать зерно за границей, в Канаде и Аргентине.
- Прекратил много «сталинские» стройки, которые создавались на перспективу, и через много лет возобновились,  или планируются снова.
- Посадил страну на «нефтяную иглу», прекратил разработку многих перспективных направлений в науке, которые могли дать прорыв нашей промышленности на годы вперед.
- Начал реформировать школьное образование, которое в сталинское время воспитывало новаторов, а не потребителей, какой стало во времена «кукурузника».
- Именно при Хрущеве в Программу партии было записано, что главной целью является рост благосостояния народа, а не воспитание сознательного  строителя социализма.
- Обманул советский народ,  сказав, что в 1980 году в стране будет коммунизм, хотя все уже понимали, что это вообще нереальная задача.  Нельзя построить общество всеобщего благоденствия, где можно будет не работать всем категориям населения.

Конечно, в часовой беседе Евгений Спицын не мог рассказать обо всем, что было негативного сделано во времена правления Хрущева, недобитого троцкиста. Именно с этого руководителя начался процесс перерождения элиты, сдачи позиций нашего строя перед капиталистическими странами. Этот путь продолжил Брежнев, потом Андропов, Горбачев и добил Ельцин, который отрапортовал президенту СМА Бушу-старшему, что СССР больше не существует.  Случилось это в декабре 1991 года в Беловежской пуще.

А вот о том, как разваливали партию и страну во времена «перестройки, рассказал в беседе на телеканале «День»  Вячеслав Матусов, в настоящее время дипломат, а в 80-е годы работавший в ЦК КПСС, бывший секретарем первичной партийной организации одного из отделов ЦК.  О том, что в любом райкоме, горкоме, обкоме и крайкоме партии, даже  в республиканском и союзном ЦК есть первичная партийная организация и её выборные органы, я знал давно.  Мой шеф во время моей работы в отделе здравоохранения крайисполкома Анатолий Вялков до этого много лет проработал инструктором в крайкоме партии, и там несколько раз избирался секретарем первичной партийной организации Хабаровского  крайкома партии. Во времена «раннего» Горбачева таким секретарем первичной партийной организации  ЦК КПСС был Мельниченко Константин Николаевич. Он занимал должность заместителя руководителя отдела оргпартработы, был очень опытным и преданным делу партии руководителем и коммунистом.  Возглавлявшийся им партком был на правах райкома партии, хотя формально подчинялся Фрунзенскому райкому.  И когда Горбачев взял курс на развал СССР, для этого ему потребовалось сменить под разными предлогами не устраивающих лично его партийных работников в центре и в республиках.  Поэтому он под благовидным предлогом удалил Могильченко, а потом своим решением запретил в первичных организациях отделов ЦК КПСС проводить партийные собрания, и вообще вести какую-либо партийную работу. Для того, чтобы обвинить Могильченко в некомпетентности, ошибках с подбором кадров, началось так называемое «хлопковое» дело Иванова и Гдляна, и снятие с поста Могильченко стало уроком для тех, кто мог возражать в ЦК против политики тогда еще генерального секретаря Горбачева.

Все это рассказал Матузов, который из этого делает вывод, что Горбачев таким образом стремился подавить всякое инакомыслие в ЦК КПСС. Многие опытные члены Политбюро были отправлены в отставку, на их место пришли такие, как Ельцин, Шеварнадзе, Крючков, которые ему в рот заглядывали и не смели возражать.  Горбачев  знал о планах ГКЧП, и сделал  вид, что ничего не знал о планах Ельцина, Кравчука и Шушкевича подписать Беловежские соглашение и тем самым добить СССР. Поэтому они не позвали в Беловежскую пущу Назарбаева из Казахстана, который мог бы сорвать этот процесс.

Но такая работа  по развалу СССР началась намного раньше. Как сказал Спицын, еще во времена правления Никиты Хрущева его советник Бурлацкий предложил шесть вариантов разделения СССР на отдельные государства. На вопрос Хрущева, кем же в таком случае он будет, Бурлацкий сказал – Президентом или Председателем, как Мао Дзедун.  Но дальше разговоров дело не пошло.

Но занявший пост председателя КГБ Юрий Андропов узнал об этих разговорах, и создал в рамках КГБ подразделение, где такие, как Бурлацлий, Шахназаров вырабатывали действия по превращению СССР в нечто, подобное американским штатам. Далее, опасаясь, что его могут обвинить в измене Родине, Андропов создал рядом с КГБ несколько институтов, типа НИИ США и Канады, который долгие годы возглавлял один из авторов «перестройки» Александр Яковлев.  Именно в этих институтах под крылышком КГБ и появились те, кто в 90-е годы развалил СССР.  Но большинство из них использовались «втемную», как тот же помощник Горбачева Черняев,  их потом просто отодвинули в сторону, а кого-то отправили в мир иной.

Одним из тех, кто помогал разваливать Советский Союз, по мнению Матузова, является Евгений Примаков. В начале 90-х он был председателем Совета Союза Верховного Совета СССР, т.е. очень большим чиновником.  Именно ему принадлежит вопрос о том, почему мы не живет так, как в Швейцарии, при всех своих высоких должностях.  Вот его не забыли, и кем он только в постсоветское время не был. И Председателем правительства, и министром иностранных дел, и главой Службы внешней разведки, и всегда жил, как если бы был в Швейцарии. Пожалуй, он единственный, кто мог к концу своей жизни стать долларовым миллионером из тех, кто помогал Горбачеву и Ельцину разваливать  СССР.

Вообще в последнее время подобных выступлений в Интернете можно найти много. Связано это с тем, что все больше снимают гриф секретности с архивов ЦК КПСС, КГБ,  правительства СССР.  Историки получили возможность работать в этих архивах, а потом делиться найденными материалами не в СМИ, а на просторах Интернете, пока там нет жесткой цензуры, как в Иране или Северной Корее.


Рецензии