Шестой, или котёнок по имени Лео

Пьеса вошла в шорт листы конкурсов "Время драмы" (Зима 2017), "Детство,Отрочество, Юность" Национальной ассоциации драматургов 2019, "ЛитоДрама" 2019. Написана в соавторстве с Валерием Алферовым.

                Валерий Алферов, Андрей Амельяненко
ШЕСТОЙ, ИЛИ КОТЕНОК ПО ИМЕНИ ЛЕО

Действующие лица:
Тёма, мальчик.
Лиза, девочка.
Леопард, он же Лео, он же Барсик, котёнок.
Тобик, щенок.
Ворона.
Девушка с синими волосами.
Девушка с красными волосами.
Митрофаныч, дворник.
Марьиванна, старшая по дому.
Бабушка Тёмы.

Действие происходит осенним днем во дворе обычной панельной многоэтажки. На заднем плане – высотный дом. Возле входа в подъезд – традиционная лавочка. На лавочке сидит маленький пятнистый котенок. Справа от подъезда – старый раскидистый дуб, под которым куча опавших пожелтевших листьев. На ветке дуба сидит ворона. Она громко каркает. Слева – детская площадка: горка, песочница, скамейки.
Из подъезда, насвистывая, выбегает мальчик Тёма. Он явно куда-то торопится и уже минует лавочку, когда вдруг замечает сидящего на ней котенка. Тёма останавливается и оборачивается. Ворона замолкает и следит за мальчиком. Тёма подходит к котенку. Котенок испуганно поджимает хвост.

ТЁМА. Пр-ривет! Тебя как зовут?
КОТЁНОК. Леопард.
ТЁМА. Как-как? Леопар-р-р-рд?  (Плохо выговаривая букву «р»). Какое стр-р-ранное имя.
КОТЁНОК. Наверное, это потому, что я пятнистый. А тебя как зовут?
ТЁМА. Ар-р-ртем. (Садится на лавочку рядом с котенком). Только все называют меня Тёма. И мама с папой, и в садике. Мне не очень нр-равится, конечно, но ладно… пусть так называют. Знаешь, мне самому свое имя – Ар-р-ртём – тр-рудно выговар-р-ривать. Потому что «р-р-р» не всегда получается. Слушай, Леопар-р-рд! А может, тебя тоже по-др-ругому называть можно? Что бы «р-р-р» не говор-рить.
КОТЁНОК. А как?
ТЁМА. А что, если – Лео? По-моему, хор-рошо! И звучно, и «р-р-р» нет.
КОТЁНОК. Лео? Красиво! Мне нравится. Пусть будет – Лео.
ТЁМА (гладит котенка по голове). Откуда ты взялся? Ты, вообще, чей, Лео?
КОТЁНОК. Не знаю.
ТЁМА. Ты потер-рялся?
КОТЁНОК. Наверное. Я упал…
ТЁМА. Откуда? Из окошка что ли?
КОТЁНОК. Нет, я из окошка не падал. Я раньше на крыше жил. У меня была мама, был братик и две сестренки. А потом… потом они пропали.
ТЁМА. Как это пр-р-ропали?
КОТЁНОК. Однажды на крышу пришли какие-то люди. Строгая тетенька очень ругала хмурого дяденьку, что тот не следит за порядком. Она его странно называла: не то Матросыч, не то Макароныч. А тот лишь ворчал, что крыша – не его территория. Вот они и забрали маму вместе с братиком и сестренками и куда-то унесли. А меня не заметили: я в сторонке лежал, на солнышке грелся.
ТЁМА. Ужас какой! И ты остался один?
КОТЁНОК. Ну, да. Я два дня сидел на крыше и тихонечко мяукал. Мне было так одиноко. А еще молочка хотелось. И тут… вдруг кто-то схватил меня за шиворот, и я полетел. Сначала полетел, но…  потом упал.
ТЁМА. Кто тебя схватил? Ты видел?
КОТЁНОК. Нет. Я подумал сначала, что мне кошмарный сон приснился. Потому что увидел, как быстро внизу проносятся деревья. Тогда я легонечко укусил себя за лапку… Меня мама так учила: если снится что-то плохое и страшное, нужно укусить себя за лапку – и тогда обязательно проснешься! Вот я и укусил, и понял, что не сплю. Тёма, я так испугался! Ничего не пойму – только слышу за спиной как бы шорох: «шух-шух-шух», а голову повернуть не могу. Меня как будто прищепкой за шею к чему-то подвесили. Так больно было. И страшно.

Из подъезда выходит девочка Лиза, ведущая на поводке щенка. Ни мальчик, ни котенок, увлеченные разговором, не замечают их появления. Щенок, увидев сидящего на лавочке котенка, натягивая поводок, тащит за собой хозяйку в сторону лавочки.

ТЁМА. Я понял: тебя укр-р-р… тьфу ты, похитили! Вот только кто?
КОТЁНОК. Не знаю. Честное кошачье! Ой!  (Заметив щенка, изгибает спину и, подняв хвост трубой, шипит). Фр-р-ш-ш-ш!
ТЁМА. Ты чего, Лео? Да ладно, не пер-реживай! Подумаешь, ну не знаешь ты…
ЛИЗА (еле сдерживая щенка на поводке). Зато я знаю! Знаю, что с ним приключилось!
ТЁМА. (Оглядывается). О, пр-ривет, Лизка! (Замечает рвущегося к котенку щенка и укрывает собой котенка). Немедленно убер-ри свою собаку! Не видишь р-разве, что она котенка пугает?
ЛИЗА. Прости, я не специально. (Щенку). Фу, Тобик, нельзя! Фу! (Тянет за поводок). Отойди отсюда! (Щенок не слушается и рычит). Не слушается, он – такой непослушный. (Тёме). Папа говорит, он еще молодой и глупый. Фу, Тобик! (Щенок рычит  и рвется с поводка). Нельзя!
ТЁМА. Тобик, ты зачем Лео пугаешь? Видишь, какой он маленький?
ТОБИК. Я котов не люблю! Гав-гав! Хотя ты прав, он совсем кроха. Так и быть, отойду, не буду малыша пугать. (Отходит в сторону). 
ЛИЗА. Он тебя послушался!? Разве ты умеешь разговаривать с собаками?
ТЁМА. Умею. И с кошками тоже, и с хомяками, и с мор-рскими свинками. Со всеми! Даже с аквар-риумными р-рыбками.
ЛИЗА. С рыбками? Врешь! Они же немые.
ТЁМА. Это тебе кажется. Все р-р-разговаривают. Только не все их слышат и не все понимают.
ЛИЗА. Здорово как! А кто тебя научил?
ТЁМА. Никто не учил. Я всегда со всеми умел р-р-разговаривать и всех понимал.
ЛИЗА. Может быть, ты меня тоже научишь?
ТЁМА. Погоди, Лизка, сейчас не об этом. Ты лучше р-расскажи, что знаешь?
ЛИЗА. Я?
ТЁМА. Когда я спр-рашивал котенка, кто его похитил, ты подошла, и сказала, что знаешь, что с ним пр-р-р-ри… тьфу ты... случилось.
ЛИЗА. Да, да! Я на балконе цветы поливала и все видела! Котенка ворона притащила и бросила. Или он просто у нее из клюва выпал. Не знаю. Слушай! А может, ты и с воронами умеешь разговаривать? Тогда сам у нее спроси.
ТЁМА. А где эта вор-р-рона?
ЛИЗА. Она на дереве сидит. Вон там, видишь?
ТЁМА (повернувшись к дубу). Ага, вижу! Надо её прогнать. А то вдр-руг она опять Лео утащит.
ТОБИК (рычит). Её поймать надо и перья из хвоста вырвать. Гав-гав!
ТЁМА. Нельзя! Мы же не такие вр-редные как она.
ЛИЗА (обиженно). Опять вы разговариваете, а я ничего не понимаю.
ТЁМА. Не обижайся! Я тебе потом всё р-расскажу. Ты постой пока тут, посмотр-ри за Лео.

Тема бежит к дубу. Тобик рвется за ним, но Лиза крепко держит его за поводок.

(Вороне). Скажи, зачем ты котенка утащила?
ВОРОНА. Не скажу! Не твое дело!
ТЁМА. Его, навер-рное, уже мама ищет.
ВОРОНА. Карррр! Никто его не ищет! Кому он нужен? Всю его семейку тетка какая-то сцапала. А котенок мне достался!
ТЁМА. Он же совсем маленький! Неужели тебе его не жалко?
ВОРОНА. Нисколечко! Каррр!

Тобик вырывается и бежит к дубу. Он лает, прыгает на дерево, царапая ствол.

ТОБИК. Я же говорю, надо её поймать и перья вырвать! (Пытается подпрыгнуть выше, ворона перебирается на пару веток вверх). Гав-гав, я ее разорвать готов!
ЛИЗА. Фу, фу! (С котенком на руках подходит к дубу). Тобик, Тобик, успокойся!
ВОРОНА. Что хотите делайте, а я его утащу и выброшу куда-нибудь подальше! Карр!
ТЁМА. Он же тебе ничего не сделал. Смотр-ри, какой он кр-рохотный. Зачем ты хочешь его утащить?
ВОРОНА. За мной толстый рыжий кот гонялся. Я из его лап еле вырвалась. Карр! Он мне даже перо в хвосте сломал. Жди, когда новое вырастет! Я теперь всем котам мстить буду! И плевать мне, что они маленькие, каррр!
ТОБИК. Подумаешь, перо ей сломали. Мне большие кошки нос поцарапали. Я же маленьких котят не трогаю!
ВОРОНА. А я трогаю! Вы сейчас уйдете, я его схвачу за шиворот и утащу!
ЛИЗА. Так, я ничего не понимаю! Немедленно расскажите, о чем вы говорили!
ТЁМА. Эту вор-рону обидел какой-то кот, и тепер-рь она мстит всем котам – большим и маленьким. Она говор-рит, что все р-равно утащит Лео.
КОТЁНОК. Ой, я так ее боюсь!
ЛИЗА. Не бойся! Тёма, надо котенка спрятать. Только сначала нужно прогнать эту противную ворону! Чтобы она, не подглядела.
ТОБИК. Я говорил, говорил! Гав-гав, надо её поймать и перья из хвоста вырвать. Или в коробку какую-нибудь посадить и завязать крепко.

Лиза громко кричит, Тёма машет руками, пытаясь прогнать ворону. Тобик лает и прыгает, но ворона не обращает никакого внимания – спокойно сидит на ветке и каркает.
Во дворе появляются две девушки: у одной волосы синего оттенка, у другой – красного. Обе «украшены» тату и пирсингом. Девушки напевают что-то веселое и громко смеются.

ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. Давай, что ли присядем. До кино еще полчаса. (Оглядывается). Идем к песочнице. А то эти дети так галдят, что поговорить не дадут.

Девушки идут к песочнице, занимают одну из скамеек.

ТЁМА. Ну ладно! Вот сейчас я залезу на дер-рево и пр-рогоню тебя! (Мальчик пытается залезть, карабкается, но у него не получается). Ствол гладкий – не зацепишься. А ветки высоко. Что же делать? (Крутит головой, смотрит в сторону детской площадки, где на одной из скамеек сидят две девушки). Может быть, они нам помогут?
ЛИЗА. Кто?
ТЁМА. Вон те две..  тетеньки. Вернее, не тетеньки, а… девочки. В смысле, взр-р-рослые девочки.
ЛИЗА. Ой, какого странного цвета у них волосы. А еще колечки в носах. Я летом у бабушки в деревне гостила, и видела там корову с колечком в носу. Бабушка сказала, что колечко нужно, чтобы привязывать корову, когда она не слушается. А им-то зачем?
ТЁМА. Навер-рное, тоже, чтобы пр-ривязывать, когда не слушаются.
ЛИЗА. А чем они нам помогут?
ТЁМА. Погодите, я сейчас. (Бежит к детской площадке).
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. (Замечает Тёму). Тебе чего, мальчик?
ТЁМА. Какие у вас замеч-тательные ногти: большие и чер-рные!
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Тебе, что, понравилось? (Протягивает руки вперед – почти под нос Теме). Правда, клевый маникюр?
ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. Смотри-ка, такой маленький, а уже на ногти смотрит!
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Подожди, подруга, он подрастет еще и будет девчонкам головы кружить (тоже демонстрирует Тёме маникюр). У меня – не черные, а темно-фиолетовые. Тоже красиво, правда?
ТЁМА. С такими ногтями удобно на де-ррево забираться. Вы можете залезть и пр-рогнать вон ту во-ррону? Ногти у вас темные, они не испачкаются.
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Фу, мальчик, какая ещё ворона? Что за глупости ты говоришь?
ТЁМА. Она котёнка хочет утащить! Помогите нам, пожалуйста.
ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. Ерунда все это. Зачем вороне ваш котенок? Иди, играй, не видишь, мы разговариваем.
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Да, не мешай.

Девушки отворачиваются, Тема возвращается к дереву, где его ждут Лиза, Тобик и Лео.

ВОРОНА. Карр! Ну что, не вышло? Всё равно, всё равно, я его утащу. Подкар-караулю и утащу. Очень хорошо, что он маленький. Я его далеко смогу унести. Карр! Никогда не найдете!

Тёма снова и снова безуспешно пытается вскарабкаться по стволу. Лиза, не выпуская котенка из рук, неумело старается подсадить Тему.

ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. Ой, совсем забыла! Я же хотела похвастаться! Смотри, что мне родители на день рождения подарили  (достает из сумочки цепочку с кулоном). Вот!
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Ух, ты!!! Золотая?
ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. Конечно, золотая! (Вытягивает руку с цепочкой, раскачивая ее на манеру маятника). Глянь, как на солнце играет!

Ворона слетает с ветки и, улучив момент, хватает клювом цепочку, после чего возвращается на насиженное место.

Ой! Ой! Держи воровку! Что за наглая ворона! (Бежит к дубу, подруга спешит за ней). Эй, ты, ворона! Сейчас же отдай мою цепочку! Или я в полицию позвоню!
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Надо же! Я думала, только сорок блестящие вещи привлекают…
ТЁМА. А я вам говор-рил, что это – очень злая вор-рона. А вы мне не повер-рили.
ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. Злая? Да она обычная воровка! Отдай, нахалка, цепочку!
ВОРОНА. Карр! (Раскачивает в клюве цепочку). Вот еще! Я на эту цепочку паршивого котенка посажу! Теперь уже не уйдет от меня никуда!
ТЁМА. Она говор-рит, что утащит котенка и на цепочку посадит. Надо ср-рочно что-то делать.
ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. Ты что, ее понимаешь? (Тема кивает, Лиза поддакивает).
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Кошмар какой! (Теме). Я сначала подумала, что вы просто… ну, это… дурачитесь. Типа, игра такая – прогнать ворону. (Подходит к Лизе, гладит котенка). Какой симпатичный малыш! (Лизе). Можно, я его подержу? (Лиза передает девушке котенка). Дрожит весь, бедняжка. Жалко его. Надо что-то делать, подруга!
ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. А что мы можем? Хотя… а давайте вызовем пожарных. 
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Але, подруга, ты че? Здесь же нет пожара.
ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. Зато на пожарной машине выдвижная лестница есть. Пожарные мигом эту злую ворону достанут. И цепочку вернут, и котенку помогут. (Достает из сумочки телефон).
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Здорово придумала! Звони!
ВОРОНА (бросает цепочку на землю). Карр! Больно мне нужна ваша цепочка. Я и без нее котенка утащу так, что никто не найдет!
ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. Ага, испугалась, воровка? То-то!

Девушка с синими волосами наклоняется за цепочкой, и пока внимание остальных отвлечено этим событием, ворона резко пикирует, пытаясь схватить котенка. Девушка с красными волосами, которая держит Лео, в самый последний момент замечает маневр вороны. Она резко наклоняется, закрывая собой котенка. Ворона бьет клювом девушку по плечу и взлетает обратно на ветку, не добившись желаемого.
 
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Ай, больно! Совсем озверела эта ворона! (Отдает котенка Лизе, потирает плечо). Ну вот, теперь синяк будет.
ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. И чего только привязалась к котенку эта ворона?
ЛИЗА. Ее когда-то один кот обидел, вот она и мстит.
ДЕВУШКА С СИНИМИ ВОЛОСАМИ. И что же делать? Мы бы взяли котенка, но… Мы с подругой живем в общежитии. Нам никак нельзя заводить животных.
ДЕВУШКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ. Мы могли бы поспрашивать друзей, может, кто и взял бы его. Но на это нужно время. А ведь ворона грозится сейчас котенка утащить. Еще, как назло, мы в кино опаздываем…
ТЁМА. Я бы и сам взял Лео домой, если б мне р-разрешили. Но сейчас, самое главное – пр-рогнать эту вор-рону! Тогда бы мы спр-рятали котенка.

Из-за угла дома выходит дворник Митрофаныч с метлой в одной руке и граблями – в другой. Он направляется к дубу, чтобы убрать нападавшие листья. Тёма замечает его.

ТЁМА. Вот кто нам поможет! Спасибо вам, девочки! Мы сейчас двор-рника попр-росим пр-рогнать вор-рону, а потом спр-рячем Лео.

Девочки уходят. Дворник подходит к дубу.

МИТРОФАНЫЧ. А ну-ка, мелюзга, забирайте своих животных и марш отсюда! Нечего тут с ними гулять! Мне работать надо, а вы под ногами путаетесь! (Тобик рычит на дворника). А ты не рычи! Ишь, какой! Нечего тут. Вот я тебя граблями причешу! Будешь знать!
ЛИЗА (отдав котенка Тёме и сдерживая Тобика на поводке). Дяденька Митрофаныч, мы не просто так тут гуляем. Нам ворону надо прогнать. Она хочет котёнка утащить.
МИТРОФАНЫЧ. Ничего не знаю. Уходите. С собаками тут нельзя, и с котами тоже. Не дай бог, Марьиванна увидит, опять мне попадет. Итак, позавчера на меня наорала. А я нечто виноват? Эх, до сих пор на душе муторно… (Более ласково). Идите отсюда подобру-поздорову.

Тёма, Лиза, Тобик и Лео возвращаются к подъезду и устраиваются на скамейке.

КОТЁНОК. Это был он!
ТЁМА. Где был?
КОТЁНОК. На крыше! Макароныч! Это он мою маму забрал.
ТЁМА (бежит к дворнику, который сгребает листья под дубом, за ним вприпрыжку несется Тобик). Дяденька двор-рник, скажите, вы кошку с котятами на крыше забир-рали?
МИТРОФАНЫЧ. Какая кошка? Какие котята? Какая крыша? Чего пристал? Крыша, вообще – не моя территория! Ясно тебе?! Вот прицепился, работать не дает. (Тобик рычит на дворника). И собаку убери, а не то, как огрею метлой, мало не покажется!
ТЁМА. Фу, Тобик, нельзя! (Возвращается вместе со щенком к скамейке у подъезда). Не пр-ризнается он, Лео, куда твою маму унес. (Смотрит на ворону). Эх, никто нам помочь не хочет. Когда я выр-расту большой, а они все станут маленькими, я тоже им помогать не стану. А на этого двор-рника буду метлой махать, как он на нас сейчас и пр-рогонять его буду.
КОТЁНОК (глядя на дерево). Листья падают. Скоро все упадут. Потом деревья тоже упадут, да? И ворона улетит. Ей сидеть негде будет.
ТЁМА. Дер-ревья не упадут. Ты ещё не маленький и ничего не знаешь. Листья падают, потому что сейчас осень. Потом выпадет снег и наступит зима. Дер-ревья без листьев и все в снегу будут.
КОТЁНОК. Я не знаю, что такое снег. И что такое зима, не знаю.
ТЁМА. Увидишь еще, как кр-расиво зимой.
КОТЁНОК. А где я жить буду? Когда зима наступит и будет красиво? Меня ворона не утащит?
ТЁМА. Не утащит. А жить будешь... Как бы я хотел, чтобы ты жил со мной. Но у меня – мама с папой, а еще бабушка. Папа был бы не пр-ротив, маму, навер-рное, еще можно было уговор-р-рить, но вот бабушка…
КОТЁНОК. Бабушка? А почему ее нельзя уговорить?
ТЁМА. Она р-раньше в больнице р-работала. И дома следит за стер-р-рильностью. Я тер-р-рпеть не могу этого слова: мне кажется, стер-р-рильность – это когда всё пахнет мылом: и полы, и посуда, и руки, и даже хлеб с маслом.
КОТЁНОК. Может, бабушка посмотрит, что я не грязный и разрешит мне остаться?
ТЁМА.  Не получится! Однажды папа увидел, как я в зоомагазине р-разговариваю с хомяком. Он удивился, р-рассказал маме и пр-редложил купить хомячка. Но бабушка запр-ретила. Она сказала, что никаких звер-рей дома не потер-рпит. Потому что от них только шер-рсть и гр-рязь повсюду. А мама тогда ничего не сказала. И я подумал, что она с бабушкой заодно.
ЛИЗА. Тёма, ну о чем вы опять говорите?
ТЁМА. Пр-рости, Лизка, я все вр-ремя забываю, что ты нас не понимаешь. Мы с Лео подр-ружились. И я хотел бы его домой взять, но мне бабушка не р-разр-решит.
ЛИЗА. А-а, вот в чем дело! Моя  бабушка тоже постоянно на Тобика ругается.
КОТЁНОК. Что такое стерильность, я понял. А кто такая – бабушка?
ЛИЗА. Я тебе сейчас объясню. Бабушка – это… Ой! Я, кажется, научилась понимать язык животных. Как здорово! Ну-ка, Тобик, скажи что-нибудь.
ТОБИК. Привет, Лиза!
ЛИЗА (гладит щенка). Привет, мой хороший! И почему я раньше тебя не понимала? Вот сегодня утром ты жалобно скулил. Я еще подумала, наверное, на улицу просишься…
ТОБИК. Нет. Мне приснилась большая сосиска, и очень есть захотелось.
ЛИЗА. Вот в чем дело! Теперь, когда я тебя понимаю, пообещай, что будешь слушаться!
ТОБИК. Обещаю. Честное собачье!
КОТЁНОК. Лиза, ты так и не объяснила, кто такая бабушка.
ЛИЗА. Бабушка – это такая женщина, у которой свои дети выросли. И теперь они её не слушаются. Поэтому она приходит командовать к тем, у кого есть маленькие дети. Мой папа говорит, что бабушка ходит к нам в гости, как на работу. Каждый день.
ТОБИК. А ещё бабушка меня всё время пропылесосить хочет. И лапы после прогулки заставляет мыть. Даже если они и чистые.
ЛИЗА. Правда, Тобик. Мне все время за твои лапы попадает!
ТЁМА. К нам бабушка как на р-работу не ходит. Она живет с нами и тоже всё время командует. А ещё у нашей бабушки зубы железные выр-росли, вместо настоящих.

Из подъезда выходит бабушка Темы.

Ой, бабушка! (Пытается спрятать котенка за спиной).
БАБУШКА. Конечно, бабушка. А ты кого ждал? Думал, из подъезда Лунтик выйдет? Или смешарик? (Лизе). Здравствуй, Лизонька. Как твой пес, слушается?
ЛИЗА. Здравствуйте. (Гладит щенка по голове). Он старается. Просто он еще маленький. 
БАБУШКА. А я вот в магазин собралась. Артемка, вернусь – пойдем домой, ужинать. (Уходит).
ТЁМА. Лизка, вр-ремени совсем мало. А мы вор-р-рону так и не пр-рогнали! Что делать?
ЛИЗА. Не знаю, Тём…

Из подъезда выходит Марьиванна – старшая по дому. Наметанным взглядом сразу замечает сидящего на скамейке рядом с Темой котенка.

МАРЬИВАННА. Опять кошку подобрали? Попробуйте только её в подъезде поселить, сразу унесу. (Тёма и Лиза замолкают, Тобик испуганно поджимает хвост, котенок прячется под скамейку.) Даже не думайте. Чтоб я в подъезде никаких котят не видела! Смотрите у меня! (Уходит, останавливается неподалеку от дворника и критически наблюдает за его работой).
ТОБИК. Фух! Это еще кто?
ТЁМА. Мар-р-рьиванна, стар-ршая по дому.
ТОБИК. Старшая – это главная?
ЛИЗА. Она так думает, что главная. Она все время ходит по подъездам, следит за порядком и всегда к чему-нибудь придирается. То ей не нравится, что дети на лифте катаются, то ворчит на взрослых, что они неправильно машины во дворе ставят. Она распоряжаться любит.
ТЁМА. Почему она всегда такая, пр-ристаёт ко всем со своими пор-рядками?
ЛИЗА. У неё, наверное, маленьких детей нет. Вот она и ходит, ищет к кому бы придраться. А если бы у неё были маленькие дети, она бы дома ими накомандовалась и других бы не трогала.
ТЁМА. Она, что ли ещё не бабушка?
ТОБИК. Просто она вредная, как та ворона. Хочет, чтобы всем плохо было.
КОТЁНОК (осторожно вылезая из-под скамейки). Это она! Та строгая тетенька, что приходила на крышу с  Макаронычем. Это она приказала ему забрать мою маму… (плачет) мяу, и братика… мяу, и сестренок…

Тёма срывается с места, бежит к старшей по дому. Та в это время распекает дворника, который, будто задумавшись, машет метлой в одном и том же месте.

МАРЬИВАННА. Господи! Митрофаныч! Ну, кто так листья сгребает? Так ты и до весны не управишься!
МИТРОФАНЫЧ. Нормально я сгребаю. (Ворчит вполголоса). Поучи меня еще!..
ТЁМА (подбегая). Мар-р-рьиванна! А вы куда кошку с котятами подевали? Тех, что на кр-рыше жили?
МАРЬИВАННА. Чего? Твое-то какое дело?
ТЁМА. Я пр-рошу вас, пожалуйста, скажите, куда вы кошку с котятами унесли?
МАРЬИВАННА. Куда надо – туда и отнесла. Заруби себе на носу: у нас – дом образцового порядка! И я не могу допустить ни грязи, ни бездомных животных, тем более на крыше! И так кругом – антисанитария! Все, хватит трепаться, иди, гуляй, мальчик. (Дворнику). А ты чего уши развесил? Работай, давай! Видишь, сколько листвы нападало?
МИТРОФАНЫЧ. А я что? Я – ничего.  Работаю, как могу.
МАРЬИВАННА. (Обращается к дворнику, но Тёма, отошедший на пару шагов назад, прислушивается к ее словам). Слыхал, Митрофаныч? Думают, я совсем без сердца,глупенькие… Конечно для меня важен порядок , но я же не бездушная! Кошечку с котятами, что мы с тобой, Митрофаныч, с крыши забрали, я отнесла в приют. У меня там подружка работает. Она мне сегодня звонила, сказала, что всех наших подопечных уже раздали в добрые руки. Жаль, мы с тобой этого котенка не заметили. Уже бы пристроен был.
МИТРОФАНЫЧ. Это правда? Вы котят не того… этого?.. а в приют?.. в добрые руки?..
МАРЬИВАННА. Господи, Митрофаныч, а ты чего подумал?
МИТРОФАНЫЧ. Вот же я дурак! Марьиванна! Милая моя! Как же хорошо! Да я… для вас… да я… сейчас так двор подмету!.. ни одного листочка… залюбуютесь! (Со счастливой улыбкой начинает энергично подметать двор). Будет вам порядок во дворе!
МАРЬИВАННА. Ух, как размахался! Кстати, Митрофаныч! Вчера на склад инвентарь завезли. Пойдем-ка, выдам тебе новую метлу. А то твоя вон как поистрепалась.

Дворник и управдом уходят.

ТЁМА (возвращается к скамейке у подъезда). Слышал, Лео? Не пер-реживай. С твоей мамой все хор-рошо! И с котятами тоже. Их никто не обидел: в пр-риюте их покор-рмили и в добр-рые р-руки  отдали. Вот только что с тобой делать?
ВОРОНА. Ничего не делать! Кар-кар! (Ворона слетает с дерева и прогуливается неподалеку от скамейки). (Тёме). Сейчас твоя бабушка из магазина вернется и домой тебя загонит. (Лизе). И тебя мама ужинать позовет. Тогда я этого паршивого котёнка и утащу-у-у.
ТЁМА. Никакой он не пар-ршивый. (Берет котенка, прижимает его к груди). Он хор-роший. А ты лучше улетай отсюда!
ЛИЗА. Кыш, кыш! Злюка!

Лиза машет руками на ворону и нечаянно выпускает поводок. Тобик тут же с лаем бросается на ворону. Ворона отскакивает в сторону и  взлетает на куст сирени. Но тот не выдерживают ее веса, и ворона чуть было не падает прямо в лапы щенку. Перепуганная, она приземляется на козырек, нависающий над входом в подъезд.

ВОРОНА. Ну, ничего, будет и на моей улице праздник! Кар-кар! Сейчас вы разойдетесь по домам, и тогда котенок мой! Утащу туда, где никто и никогда его не найдет. Каррр!
ТЁМА. Не пер-реживай, Лео! Я попр-робую уговор-рить бабушку. Не получится – пр-ринесу тебя тайком и у себя в комнате спр-рячу. Не отдам я тебя этой пр-ротивной вор-роне.

Из-за угла дома выходит бабушка Тёмы. Котенок снова ныряет под скамейку. Бабушка подходит к подъезду.

БАБУШКА. Так, дети, не пора ли вам по домам? Темнеет уже. И ужинать пора. (Удивленно смотрит по сторонам). А где же котенок?
ТЁМА. К-какой к-котенок?
БАБУШКА. Обыкновенный – маленький и пушистый. Я из окна видела, как ты бегал по двору с котенком на руках.

Котенок с опаской высовывает мордочку из-под скамейки.
 
Ах, вот ты куда спрятался! Какой симпатяжка! Как его зовут?
ЛИЗА. Лео! Его зовут Лео! (Притягивает за поводок к себе щенка). А мою собаку зовут Тобик. Он Лео не трогает. Они подружились уже!
БАБУШКА. Лео? Какой же это Лео? Посмотрите, какой он пятнистый. Это же Барсик. Вырастет, настоящим Барсом будет.
ТЁМА. А вдр-руг он не захочет быть Бар-рсиком? Мы с ним уже договор-рились, что его зовут Лео.
БАБУШКА. Кто его спросит? Барсик – и все тут! И вот что. Давай, бери Барсика, и дуй домой. Я твоему новому другу рыбки и молочка купила. Думаю, его давно уже пора покормить.
ТЁМА. Ой, бабушка! Спасибо тебе! Но, а как же эта… стер-р-рильность?
БАБУШКА. Разве не знаешь, что кошки – очень чистоплотные! Они постоянно умываются. А все остальное – зависит от воспитания. (Наклоняется к котенку). Но я по его глазам вижу, что он умный и воспитанный котенок. Давай, внучок, бери Барсика и догоняй меня. (Заходит в подъезд). Покормим котенка, а потом ты уложишь его спать. Я ему там корзинку с подстилкой уже приготовила. Котята любят в корзинках спать.
ТЁМА. Вот это да! Выходит, зр-ря мы боялись, Лео, моей бабушки? Оказывается, это она с виду такая стр-рогая, а на самом деле она – самая добр-рая, самая замечательная бабушка на свете! Пр-равда, Лео? Ой, ведь для нее ты не Лео, а Бар-рсик…
КОТЁНОК. Пусть я для бабушки буду Барсиком, если ей так нравится, а для тебя – я останусь Лео. А когда ты научишься хорошо выговаривать букву «р», тогда сам решишь, как меня называть: Барсик, Лео или Леопард. А ты обязательно справишься с этой «р»! Тебе просто нужно потренироваться. Хочешь, я каждый день буду с тобой мур-мур-рлыкать?
ТОБИК. А еще можно как следует пор-р-рычать. Тоже хорошо помогает!
ЛИЗА. У тебя все обязательно получится! Темка, если ты с животными умеешь разговаривать, неужели ты с какой-то буквой не справишься? А если тебе будет трудно, мы, твои друзья, поможем тебе!
ТЁМА. Спасибо вам! Ладно, пойдемте. До завтра, друзья! Ой…у меня, кажется, стало получаться! Р-р-р! Леопард. Барсик. Артем. Правда, получается! Ура! (Берет котенка на руки, показывает язык вороне). Что, съела, ворона? Не видать тебе котенка!

Тёма с котенком и Лиза с Тобиком заходят в подъезд. Ворона слетает вниз, садится на скамейку у подъезда.

ВОРОНА. Эх, ну, что за люди! Ругаются, гонят, камнями и палками швыряют, собаками пугают, угрожают перья вырвать… А я ведь уже шестого – шестого! – котенка в добрые руки пристроила! Он бы один на крыше совсем пропал. Но я сделала все, чтобы он нашел друзей, нашел семью. Как же трудно притворяться злой и вредной! Но по-другому нельзя… Карр! Пусть меня считают плохой и страшной! Мне не привыкать. Лишь бы все пристроенные мной котята, такие маленькие и беззащитные, были счастливы! Тише! Вы слышите? (Вдалеке раздается жалобное мяуканье.) Слышите? Вроде котенок где-то плачет? Полечу скорее, вдруг моя помощь нужна? Карр-р!

Занавес.


Рецензии