Роберт Хокер. Исследуйте Писания

ИССЛЕДУЙТЕ ПИСАНИЯ
Роберт Хокер (1793)
https://www.pristinegrace.org/media.php?id=762

Благородная способность разума, которая является отличительным превосходством человека, очевидно, дана ему, среди других выдающихся применений, чтобы направлять свое суждение и защищать этот разум от ошибок и заблуждений. Однако в условиях  нынешнего несовершенного положения вещей разум, без помощи какого-либо высшего принципа, находит постоянные трудности, которые ставят его в тупик и мешают пониманию. Человеческая природа всегда открыта для навязывания заблуждений. Мы часто видим предметы в ложном свете. Мы спорим, исходя из ошибочных принципов. Мы принимаем мнения, которые впоследствии считаем ошибочными; и все же слишком часто из-за влияния этих предубеждений мы делаем наши выводы. Следовательно, поэтому мы не можем переоценить значимость того, как спешно мы определяем любой вопрос. После всех наших самых бдительных наблюдений, как мало знаний мы можем получить даже из самых распространенных событий жизни, которые проходят в ежедневном обзоре перед нами! Но когда великие и внушающие страх вопросы религии являются предметом исследования, когда нам предстает та священная тайна, что  скрывалась от веков, чудо вселенной,  которое даже ангелы не понимают, но "хотят заглянуть" в него (1 Пет. 1. 12 KJV), когда это предстает перед умом для обсуждения, с чем мы должны осторожно принять решение по столь сложному и важному вопросу? Здесь, безусловно, если где-либо вообще, разум находит свою слабость и недостаточность и поэтому должен с радостью умолять о том Божественном озарении свыше, которое обещано в Писании «кротким и смиренным».
В предыдущей беседе были сделаны некоторые наблюдения с целью выяснить достоинство нашего Господа. Его существование до Его явления во плоти было доказано авторитетом Писания; и этот факт был подтвержден еще одним поразительным обстоятельством, основанным на том же свидетельстве, а именно тем, что Он всегда был Творцом и Хранителем вселенной. В таком великом и вечном качестве Автор христианской веры появляется в этих священных записях.
Но, если мы исходим из предположения об истинности этих предпосылок, нас встречает наблюдение, которое требует внимания. И оно таково. Если Христос действительно обладал этим существованием и славой со Своим Отцом перед миром, и является Создателем и Покровителем всех вещей, не более ли вероятно, что какое-то Его проявление должно было быть открыто в течение многих промежуточных эпох, от падения человека до Его явления во плоти? Ибо, хотя воплощение Сына Божьего по неизвестным нам причинам было отложено до того, что называется «полнотой времени», эпохи,  на которой были сосредоточены все предсказания относительно этого славного характера Мессии; тем не менее, безусловно, разумно ожидать некоторого по крайней мере предвестия этого проявления Богчеловека в более ранние века или в мире, особенно потому, что Бог время от времени благоволил тому, что Его падшим и униженным существам удалось заметить некоторые проявления Его воли.
Это наблюдение, безусловно, очень правильное и требует некоторого уважения. И хотя я не могу представить такое доказательство необходимым, если предположить, что сам факт вечного существования Сына Божия несомненен, но если в Ветхом Завете можно найти какие-либо следы, соответствующие Его описанию, которое мы находим в Новом, они, без сомнения, взаимно иллюстрируют и подтверждают друг друга; и в целом они служат для того, чтобы поместить характер благословенного Искупителя в такую возвышенную точку зрения, которая может помочь укрепить нашу веру в этот великий предмет религии.
И здесь открывается предмет нашего исследования, которое может привлечь самое пристальное внимание и вознаградит величайшие усилия самого просвещенного ума. Исследуя в священной Книге следы Того, Чье происхождение от вечности (Мих.2), возможно, мы обнаружим,  что все устроения Бога, касающиеся человечества, с самой первой зари Откровения были единообразно и неизменно совершены в Лице Его Божественного Сына. Он Иегова, Которому усваивается сотворение мира; Он некоторое время обитал среди людей до их падения; Его голос Адам слышал в Эдемском саду; Он лично явился Аврааму и многим другим в патриархальные времена; Он говорил Моисею из пылающего куста; Он шел перед сынами Израилевыми по пустыне; Он сошел на гору Синай во славе и даровал закон; и Он открывался в самых разных случаях тому народу, который наилучшим образом соответствовал различным целям Его воли. Короче говоря, от сотворения мира до окончательного завершения всего, именно Он, и только Он, является видимым Иеговой , и он продолжает и завершит исполнение Божественного правления, являя Себя в нескольких аспектах, упомянутых о нем в Писании, согласно обстоятельствам, необходимым человечеству, в нескольких эпохах мира. Следовательно, Он - наш Создатель, Хранитель, Искупитель, и, наконец, Он будет нашим Судьей, когда Он придет в соответствии с Его обетованием в последний день осуществить Свое правление в праведности, прославиться в святых Своих и вознести к Себе всех верующих (2 Фес.1.10).
Насколько это наше убеждение вытекает непосредственно из авторитета Писания, является важным вопросом; но следует признать, что в нем нет ничего чуждого нашим самым естественным представлениям о Высшем Существе или противного разуму или откровению. Наоборот, кажется, что в нем есть замечательная последовательность и согласие с обоими. Для этого Тот же самый Богочеловек, Ксоздал мир, и чьей энергией и силой он постоянно сохраняется и поддерживается, должен вмешаться, чтобы исправить и исправить зло, проникшее в него человеческой немощью, и, наконец, Он  должен совершить суд над моральными подданными Его правления, которые в силу своих способностей находятся в ситуации ответственности;  это, безусловно, то, что можно ожидать, и соответствует всем нашим представлениям о правом разуме. И, предположив, что это истинное состояние дел, я рискну сказать, что разум человека не может постичь ничего более великолепного и наводящего страх и трепет, чем разум Божественного и всемогущего Существа, нисходящего из состояния славы, и принявшего на Себя плоть, чтобы восстановить то, что было опустошено во  многих поколениях, и воссоздать совершенный порядок среди всех дел Бога. Весь процесс Божественных устроений, согласно этой схеме, начинается, продолжается и будет завершен Тем, Кто "вчера, сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13.8.)
 Нельзя предположить, по самой природе вещей, что человеческие способности способны воспринять столь загадочный предмет достаточно глубоко. Путь Божий, говорит псалмопевец, лежит в море, и стезя Его в великих водах и Его шаги неизвестны» (Пс.68.19 KJV). И все же по Своей доброте, чтобы привлечь внимание человека, он милостиво снисходил, чтобы пролить лучи света во тьме, и, кроме того, пообещал помощь Своего Святого Духа  всем, кто в смирении ума ищет наставления свыше. Так появляется явная обязанность, а также награда самого благородного рода, сопровождающая исследование этого наиболее интересного из всех предметов. И что может привлечь внимание человеческого разума с таким большим удовлетворением, как скромное стремление исследовать шаги Того великого Благодетеля человечества, перед Которым мы несем такие невыразимые обязательства?
Поступая так, мы также соблюдаем заповедь, которую наш благословенный Господь дал евреям по аналогичному случаю, когда Он отсылал их к Священным Писаниям для доказательств своего поручения и авторитета: «Исследуйте Писание (говорит Христос), ибо в них вы думаете иметь  жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне". В соответствии с этой заповедью давайте обратим наше внимание на это стремление, и, после того, как сначала попросим Святого Духа быть нашим проводником, давайте посмотрим, какие сведения мы можем получить оттуда, уважая нашего Божественного Господа. Возможно, поскольку теперь прежний завет ушел, мы можем по благословению Божию с открытым лицом созерцать как в зеркале славу нашего Господа (2 Кор.3.15-18).
Главной целью нашего рассуждения будет поиск в Писании любых следов Христа в ранние века мира, достаточных для того, чтобы утвердить нашу веру в Его личное присутствие среди людей.
Общеизвестно, что невидимость Божественного Существа для глаз смертных является учением обоих Заветов Писания. «Ты не можешь видеть Мое лицо и жить», - говорит Иегова Моисею (Исх.33.20). Бога не видел никто никогда, пишет Иоанн (Иоан.1.18). И апостол Павел заверяет нас, «что Бог обитает в том свете, к которому никто не может приблизиться, которого никто не видел и не видит " (1 Тим. 6.16 KJV). И наш благословенный Господь Сам, подытоживая доказательства, заявил, что никто не видел Отца (Иоан.6.46). «Вы никогда не слышали голоса Его и не видели Его очертаний» (Иоан.5.37 KJV).
Из всего сказанного ясно, что видение Бога невозможно для человека в его нынешнем состоянии. Поскольку этот факт совершенно неопровержим, вопрос заключается в том, как нам следует понимать  те многочисленные отрывки из Писания, где присутствие Господа описано наиболее положительно, если только мы не применим его к Личности Единородного Сына Божия, Который назван "сиянием Его славы и образом Его Личности"? Не ссылаясь на все упоминания такого рода, которые могут быть приведены в доказательство, я полагаю, что каждый, кто вообще знаком со Священными Писаниями, сразу же вспомнит, что есть много очень поразительных отрывков, в которых в разных случаях указывается на личный облик Иеговы. Я не говорю о таких выражениях как о визуальных или образных, но как о реальных и определенных.. Я чувствую, что следует сделать допущения для метафорического языка Писания, подходящего для гения восточных народов. Таким образом, правая рука Господа и голос Господа - это, без сомнения, образные выражения: а землетрясения, бури и ураганы в виде фигуры иногда называют ангелами и посланниками Иеговы. Когда, например, мы читаем в Книге Исход, что Иегова говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек, разговаривающий со своим другом (Исх.33. 11). И снова, когда на такой беседе с великим отцом верующих, Иегова принимает на себя верховную власть и говорит о Своих будущих устроениях, Он говорит не через посредника, но как действующий от Своего имени и Своей властью (Быт.17). И когда в другом месте говорится, что «Аарон, Надав, Авиу и семьдесят старейшин народа видели Бога Израилева» (Исх. 24. 9-10), это может считаться визионерским, символическим или образным. Это простой смысл, и если есть какой-то факт, от которого мы можем безопасно зависеть, он должен быть здесь; ибо если эти повторяющиеся заверения о личном облике Иеговы можно с помощью любого правдоподобного аргумента свести к простой фигуре или видению, то во всем Писании нет ничего, с чем можно было бы столкнуться просто так, но все при подобном приспособлении легко истолковывается далеко от его первого и наиболее очевидного смысла.
То, что все эти явления были в лице Сына Божьего, я ни в коем случае не утверждаю: о столь загадочном предмете я буду понимать слова с предельной осторожностью и неуверенностью*. Может быть, когда-нибудь докажут, что это был наш благословенный Господь, и тогда всему спору о Его Божественности будет положен конец, ибо такие проявления Его Божества, сопровождаемые такими декларациями характера, должны навсегда заглушить все сомнения на этот счет. Но если они предстают реальными явлениями, а не фигуральными, и если (как говорит нам апостол), что, хотя «Бога никто никогда не видел, все же единородного Сына, Который находится в лоне Отца, Он явил нам» (Иоан.1.11 KJV), по-видимому, весьма вероятно, что все свидетельства, с которыми мы встречаемся в Писании о проявлении личного Иеговы, могут, с большой безопасностью, быть объяснены этим непогрешимым правилом.
 Но чтобы мы не слишком поспешно определились по этому важному вопросу, давайте продолжим исследовfть слово Божье и посмотрим, сможем ли мы получить какую-либо дополнительную информацию, которая может более полно проиллюстрировать этот момент.
Еврейское Писание с радостью предоставит нам один из главных принципов, который поможет нам в этом исследовании. В связи с этим явлением Иеговы мы видим на протяжении всей истории одно и то же описание, даваемое единообразно. Несмотря на то, что оно различается по разным наименованиям или названиям, оно может лучше всего соответствовать непосредственной цели этого описания, и  будь Бог назван Богом Авраама, Исаака и Иакова, Богом Израиля или Ангелом Завета, все же здесь неизменно имеется в виду одна и та же Личность.
Иегова, изгнавший Адама из Эдемского сада, был тем же Иеговой, Который заключил завет с Авраамом и объявил, что Он не оставит его, пока не исполнит все, о чем Он говорил ему, и что в его семени благословятся все народы земли (Быт.18.15). Соответственно, мы находим, что Он возобновил этот завет с патриархами и снова явился Моисею из пылающего куста под теми же всемогущими атрибутами. И когда после серии самых грандиозных событий Он вел детей Израиля через пустыню, пока  не привел их в обетованный Ханаан, в каждом случае, когда Он благоволил явить Свое присутствие, Он неизменно провозглашал Свой великий характер, которым Он отличил Себя как Бог перед Своим народом, овцами паствы Его. Наконец, когда израильтяне поселились в своих границах, и был построен храм, чтобы воздать Богу честь и славу, их Господь, несмотря на то, что Личность Иеговы теперь была сокрыта, Шхина, или проявление Его славы, все еще являлась, скрывая место милосердия, но без формы и подобия; и все же перед тем, как Его слава отошла, и после разрушения храма Тот же Иегова заверил их через Своих пророков, что Он снова вернется в последние дни и будет жить среди них (Зах.2.10;) что «слава последнего дома должна быть больше прежнего» (Агг. 2.9 KJV)? и что Он заключит новый завет с домом Израиля и домом Иудейским, не такой  завет, какой Он заключил с их отцами в тот день, когда Он вывел их из земли Египетской (Иер. 31.31). Все это наглядно и ясно доказывает, что одно и то же Всемогущее Существо постоянно руководило делами Своей Церкви.
 Эта идентичность личности и характера будет очень полезна для нас в нашем исследовании, которое во многом ей и посвящено. И если мы сможем найти хоть один пример достаточной власти из Нового Завета, чтобы предположить, что он применим к нашему благословенному Господу, он проливает значительную часть света на всю историю и станет не менее убедительным в данном вопросе. Среди многих обстоятельств такого рода, которые могут быть выдвинуты в качестве предполагаемых доказательств, побуждающих к убеждению, что личный Иегова Ветхого Завета - это то же самое существо, что и  Господь Нового, наиболее поразительны следующие.
Когда Иегова явился Моисею в пламени огня в кусте, Он благоволил явить Себя под Своим великим и вечным титулом: "Я есть Тот, Кто Я есть" (Исх.3.14 KJV), которое и есть то самое наименование, которое принял Христос. Когда, беседуя с евреями о предмете Своей миссии, Он заявил, что Его существование предшествовало Аврааму и  сказал: «До того, как Авраам был, Я есть» (Иоан.7. 58), - то  аргумент, по крайней мере, позволяющий предположить, что когда наш благословенный Господь отличил Себя этим внушающим трепет и ужас, непроизносимым именем великого Иеговы, он сослался на эту исполненную страха сцену и тем самым намекал на Свой настоящий характер. И то, что евреи сочли заявление нашего Господа в этом смысле более чем вероятным, подтверждается тем, что они тут же взялись за камни, чтобы начать бросать их в Него за предполагаемое ими богохульство; но Он, , благодаря Своей Божественности, чудесным образом так скрыл Себя от их подозрения, что когда Он прошел среди них, они не узнали Его, и Он прошел мимо (Иоан.7.59).
Еще один случай, весьма основательный для нашей веры в то, что нашим благословенным Господом был Тот самый Иегова, упомянутый в Ветхом Завете, мы встречаем в трудах апостола Павла, в которых он иллюстрирует отрывок из еврейской истории. Дети Израиля во время своего путешествия по пустыне разбились в Рефидиме, где роптали из-за недостатка воды; по этому поводу Моисей возопил к Господу, и Господь повелел Моисею: "иди вперед с народом и возьми с собою старейшин Израилевых, и жезл, которым ты поразил реку, возьми в руку твою и иди. Вот, встанешь ты пред скалой в Хориве, и поразишь скалу, и из нее выйдет вода, чтобы люди могли пить. И сделал это Моисей пред лицем старейшин Израилевых". Теперь, когда никто не будет в растерянности из-за объяснения этого отрывка, у нас есть право вместе с апостолом применить это явление Иеговы лично к нашему благословенному Господу. «Потому что они пили, - говорит он, - из того духовного камня, который следовал за ними, и этот духовный камень был Христос».
 Подобно этому, в другой раз, в истории этого народа, когда Иегова послал огненных змей, чтобы уничтожить некоторых из-за их непослушания и ропота, апостол в своих размышлениях и наблюдениях за их недостойным поведением использует этот замечательный аргумент своим обращенным в Коринфе, чтобы удержать их от подражания столь плохому примеру. "Давайте не будем искушать Христа, - говорит он, - как некоторые из них тоже искушали и были уничтожены змеями". Вот явное доказательство того, что, по мнению апостола Павла, Иегова, Который провел израильтян через пустыню и явился им в различных случаях, был не кем иным, как Христом.
И, наконец, евангелист св. Иоанн применяет к этому  отрывок  в одном из пророков, который, кажется, снимает все сомнения в том, что слава Иеговы, которую пророк видел в видении, была славой Христа. . Наш благословенный Господь не убедил сердца своих слушателей в то время, когда проповедовал им Свое Евангелие, хотя Его учение подтверждалось действием чудес, и это напомнило апостолу предсказание пророка Исаии: « Он ослепил их глаза и ожесточил их сердце, чтобы они не видели своими глазами, не понимали их сердцем и не обратились"; но "Я должен излечить их". Это сказал Исайя, когда он "увидел славу Его и говорил о ней". Эта цитата из пророка, которую евангелист без колебаний применяет ко Христу, несет в себе свидетельство, которое нелегко опровергнуть. И если авторитет такого толкователя вообще действителен для нашего аргумента, он, я думаю, должен иметь большой вес для каждого честного ума.
Но важность этих свидетельств только укрепится, когда мы перейдем к рассмотрению также некоторых особенностей, приписываемых Личности Христа священными писателями и предполагаемых Самим Иисусом, и которые не могут быть приложены к Нему даже с наименьшей разумностью без того, что Он был Иеговой и Богом Израиля, явившимся нашим отцам в пустыне. Св. Иоанн в первой главе своего Евангелия, говоря о вечном Слове, которое было в начале у Бога и было Богом, о Том, Кто  сотворил мир, был в мире, и мир не познал Его, добавляет также, что «он пришел к своим, а свои Его не приняли» (Иоан. 1) Это является сильным следствием того, что Христос был относительно известен прежде. Ибо, рассматриваем ли мы его выражение как относящееся к евреям, которые были названы Божьим особенным народом, или говорим о Его законе, как Создателя мира - в любом случае Его предсуществование и личная связь с человечеством в силу некоторого приоритета закона и наследия должны быть допущены заранее. Этого не могло быть в его характере как Искупителя мира, поскольку в этом случае закон предшествовал бы искуплению; и более того, это сделало бы выражение неприменимым только к евреям. Это, очевидно, доказывает некоторую предшествующую связь, благодаря которой Христос был их Господом, а они - Его народом. И где мы должны искать это, как не в той истории, где говорится, что Иегова выбрал их для Себя, чтобы они были особенным народом, прежде всех людей, которые были на лице земли? (Втор.6.6).
Опять же, плач Христа об Иерусалиме, а также особые трогательные выражения, которые Он использовал в этом случае, - это еще одна очень большая вероятность (если не сказать больше) личного явления нашего Господа и Его связи с детьми Израиля до Его воплощения. Св. Лука сообщает нам, что «когда Он приблизился к Иерусалиму, Он увидел город и заплакал над ним» (Лк.19.41), а св. Матфей, когда пишет об этих событиях, добавляет нежные слова: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Мтф.23.37). Теперь возникает очень правильный вопрос: в какой части священной истории жизни Иисуса Христа мы находим это беспокойство за Израиль до наступления времени Его унижения во плоти? На какой странице Завета мы должны искать эти повторяющиеся примеры Его любви и заботы по отношению к Своему народу? Нет ни одного другого отрывка, который можно было бы с наименьшей уместностью отнести к страстному плачу Христа над этим несчастным народом. Поэтому ясно, что он, должно быть, намекал на какой-то предыдущий период, когда он говорит, что Он часто собирал детей Израиля вместе с тревогой, равной беспокойству курицы, когда она с расправленными крыльями старается прикрыть свой выводок от опасности. И в соответствии с этой идеей в 31-й главе Второзакония мы обнаруживаем, что Иегова крайне обеспокоен сохранением Своего народа, который Он нашел "в пустынной земле, в степи печальной и дикой", и Он вел его и наставлял, и хранил как зеницу ока. Один Иегова вел его, "и не было с ним чужого бога". Теперь, если только Иегова вел его, и Христос в Своем беспокойстве, очевидно, ссылался на некоторые прежние случаи Его привязанности к народу - то разве не самый вероятный вывод, что эта история в целом применима к нашему благословенному Господу?
 Я признаю, что эти обстоятельства, по крайней мере для меня,  очень веские, убедительные свидетельства того, что Христос был видимым Иеговой, который иногда появлялся как до еврейского устроения, так и под ним. Заявления, сделанные священными писателями об истории Христа до этого периода, особенности, различимые в личности нашего Господа, и выражения, которые использовал Он Сам , вряд ли допускают какой-либо другой вывод. Но есть еще один аргумент, который еще предстоит рассмотреть, который придает силу и подтверждение целому и, безусловно, превосходит все остальные; от истины, от которой, если я не ошибаюсь, в значительной степени зависит связь обоих Заветов Писания, и которая, если это неверно, разрушает всю согласованность между ними; иными словами, Христос не может быть Мессией или реальным законодателем христиан, если Он не отвечает характеру, предсказанному о Нем в Писании евреев.
Этот взгляд на предмет поразителен и заслуживает более конкретного обсуждения. Я уже наблюдал в ходе этой проповеди, что история или иудейская церковь, сохраняя Личность в великом и всемогущем Защитнике своего народа, с радостью предоставила нам один ведущий принцип, который поможет нам пройти через самую таинственную часть нашего предмета. Ибо из всей истории этого народа видно, что Иегова, явившийся Аврааму и заключивший с ним вечный завет и подтвердивший этот завет его  потомкам в торжественном обнародовании закона на горе Синай, продолжил проявление Своего присутствия среди этого народа время от времени, в зависимости от обстоятельств, вплоть до строительства храма, и прежде чем Он убрал его внешнюю славу, Он пообещал, что Он придет снова в последние дни и будет жить среди них. «Пой и радуйся, дочь Сиона, ибо вот, Я приду, и буду жить посреди тебя, говорит Господь» (Зах.2.10). «И в тот день будет сказано: вот, это наш Бог, мы Его ждали, и Он нас спасет: это Господь, мы  ждали Его, мы будем радоваться Его спасению" (Ис.25.9 KJV). Все это явно относится к одной и той же Личности; ибо в тот день сказано: «Господь будет царем над всей землей, и будет один Господь и имя его одно» (Зах.14.9 KJV). И как еще одно подтверждение этого, пророк Иеремия прямо заявляет, что Иегова, заключивший Ветхий завет с домом Израиля и домом Иуды, - это Тот же Иегова, который снова вернется в последние дни и заключит завет новый (Иер.31.31-32).
 Теперь из свидетельства этих Писаний мы имеем право сделать следующие выводы. Во-первых, ожидалось, что Тот же Всемогущий Иегова, который руководил народом Израиля, управлял им и защищал детей Израиля в течение всей их богатой событиями истории, должен был прийти снова и жить среди них в последние дни, и, во-вторых, этот Иегова по возвращении заключил новый завет с домом Израилевым и домом Иудиным, и этот завет будет отличаться от завета, который Он ранее заключил с их отцами в тот день, когда Он взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Следовательно, отсюда следует, что если Христос не Иегова, явивший Себя израильтянам в пустыне, то, согласно этим Священным Писаниям, Он не Иегова, которого их учили ожидать, и, следовательно, не Мессия. Он также не мог быть Иеговой, который должен был заключить новый завет с домом Израиля, если только Он не был тем Иеговой, Который заключил прежний завет.
 И эта идентичность личности и характера не только необходима для выполнения этих обетований Писания, но и должна быть тщательно выделена по другому не менее важному соображению. Евреев явно учили ожидать изменения в их системе законодательства, но их так же ясно учили, что это должна совершить конкретная Личность. Иегова, Который должен был заключить новый завет, был основателем старого, и только это могло быть достаточным для изменения завета. Поскольку закон, данный на горе Синай, имел Божественную власть и сопровождался всеми проявлениями Божественного присутствия, очевидно, что никто, кроме самого первоначального Законодателя, не мог бы заменить его, или покончить с прежними обязательствами, и также ничто иное не могло бы быть достаточным для его изменения. Любое изменение закона Моисея просто так отказывало бы в неизменности Божественной природе, ибо исходило бы не от Бога, а от человека. Моральный закон по-прежнему остается тем же и останется навсегда, потому что он имеет вечную продолжительность: и, как заметил Христос, «скорее, небо и земля пройдут, чем одна йота или черта этого закона потерпит неудачу. Он пришел, поэтому  не разрушить этот закон, но исполнить его. Но церемониальный закон больше не был необходим, когда цель, ради которой он служил, была достигнута и исполнена, ибо когда пришла сущность, тень исчезла. Кроме того, были многие причины для того, чтобы удаление Моисеевых установлений было целесообразным. Когда израильтяне рассеялись по разным странам, больше не могло оставаться возможности ни совершать жертвоприношения в храме, ни появляться три раза в год на их торжественных праздниках в Иерусалиме. И когда пришло Царство Мессии, которое благодаря прогрессивному влиянию распространялось на всю землю, имя Иеговы, которое больше не ограничивалось горсткой людей, должно было стать великим среди народов, и на всяком месте должен был возноситься духовный фимиам и приноситься чистая жертва.
 Из этих общих соображений представляется справедливым и вероятным вывод, что великий Законодатель христиан является первоначальным Законодателем евреев, поскольку это сохраняет гармонию (которая иначе нарушается) между обоими Заветами Писания и доказывает, что они согласуются с божественной неизменностью, на которой основано целое. Если эти обстоятельства, собранные вместе из совокупности доказательств, достаточных для того, чтобы утвердить нашу веру в то, что великий Автор христианской веры, Чье достоинство и характер мы частично уже рассмотрели, имел, по Его же собственным словам, славу у Отца прежде, чем был создан мир, славу, которая связывает Его с Творцом и Хранителем всего сущего. Если эти обстоятельства, о которых я говорю, взятые в целом, подтверждают нашу веру в то, что Иисус - это Иегова, Который лично явился евреям и был с ними в более ранние века мира, я думаю, из этого следует, что любое возражение против Его Божественности должно уступить ясному откровению о Его явлении среди людей до Его воплощения; и у нас есть основания полагать, что все дела Бога по отношению к человечеству были единообразно и неизменно совершены в лице его благословенного Сына.
Хотя то, что было предложено сейчас, не может, по самой природе вещей, считаться чем-то большим, чем простые очертания предмета, который, будучи взят во всех его частях, превосходит способность человека исследовать - тем не менее, я должен надеяться, что этого достаточно, чтобы дать небольшое представление, насколько мы имеем авторитет Писания, чтобы он вел нас в эту часть таинственного правления Бога. И с этой точки зрения мы не только ощущаем удивительную последовательность во всем замысле откровения, но и вывод, естественно вытекающий из него, а именно, что один и тот же Всемогущий Зодчий спланировал и создал физическую и моральную структуру нашей природы.
И теперь я должен надеяться, что свидетельство о Божестве Иисуса, подобно могучей реке, увеличивается по мере того, как  эта река вытекает из многочисленных потоков, льющихся в нее со всех сторон, наполняет ваш разум и отбрасывает все противодействие ей. И когда мы приходим к тому, чтобы посмотреть на свидетельства, которые появляются в истории нашего благословенного Господа во время Его воплощения, то все они приводят к одному и тому же заключению, и наши сердца, переполненные потоком веры, будут кричать с Нафанаилом: «Это Сын Боже, это Царь Израиля ".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии