Вологодский вор и мошенник Тимоха. Гл. 5

Глава 5. ТИМОХА СТАНОВИТСЯ МУСУЛЬМАНИНОМ

     Во второй день улем сообщил Тимохе, что свет истинной веры открыт правоверным через многих пророков, которые проповедовали каждый своему народу, и только пророк Мухаммед, последний вестник истинной веры, был послан аллахом для всех племен и народов и ему через ангела Джибриля (Гавриила) в течение 22-х лет аллах по частям сообщил весь Коран. Затем улем сказал, что правоверные должны пять раз в день совершать молитву аллаху, обратившись лицом к Мекке, а каждую пятницу посещать мечеть для совершения совместной полуденной молитвы.
     После этого улем посчитал, по-видимому, свою миссию выполненной, потому что на третий день перед Тимофеем возник Салих-паша с толмачом Зелфукаром и объявил, что настает самое благоприятное время для принятия истинной веры. Тимоха было заикнулся, что по незнанию языка еще не может читать Коран, а значит, еще не вполне готов. Салих-паша думал иначе. Вот-вот должны были приехать русские послы для улаживания очередного конфликта между донскими казаками и крымскими татарами, и визирю было необходимо, чтобы Тимоха находится всецело в его руках, что, по его мнению, будет обеспечено, если тот примет ислам. Поэтому Салих-паша уверил Тимоху, что чтения Корана не требуется, достаточно быть обрезанным и вслух с искренней убеждённостью засвидетельствовать, что нет божества кроме Аллаха и Мухаммед – посланник его, после чего он сразу станет правоверным мусульманином. После этого мысль Тимохи пошла в направлении, которое короче всего выразить словами: «надо драпать».
     На другое утро, Тимоха с Константином вышли прогуляться и пройдя все базары скорым шагом двинулись в сторону, противоположную дворцу визиря. Но визирь был весьма предусмотрительным человеком, и, когда приятели уже достаточно приблизились к выходу из города, перед ними возникли четыре персоны не совсем военного вида, но при оружии и заявили, что Великий визирь весьма беспокоится, как бы его высочество не заблудился в большом городе, поэтому они будут иметь честь проводить его ко дворцу. Пришлось возвращаться. Во дворце Салих-паша уведомил Тимоху, что султан (да благословит его аллах и да приветствует!) уверен в искренности принца Иоанна и, предлагая ему на выбор сегодня же лишиться либо небольшого кусочка кожи, либо головы, не сомневается, что принц примет верное решение. Тимоха, поняв что визирь не шутит, согласился с тем, что голова дороже крайней плоти, но просил хранить свое обращение в тайне, пока он не воцарится в своей стране. Визирь нашел это условие разумным, и в тот же день необходимая операция была произведена, Тимоха произнес выученную им формулу «ашхаду ан ля иляха илля Аллаху, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Аллах» (свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха) и сделался мусульманином.
     Тем временем прибыло русское посольство во главе со Степаном Васильевичем Телепневым, который в дороге сильно занемог. От толмача Зелфукара за хороший бакшиш узнали, что во дворце Салих-паши обретается Иоанн Шуйский, которому обещано войско, после того как армия вернется с Крита. Обеспокоенные послы стали просить встречи с «царевичем» и получили согласие. Вскоре к ним явился тот же Зелфукар и пригласил на прием к визирю. Телепнев из-з болезни прибыть не мог и направил к визирю своего переводчика Дементия Чернецова и подьячего Михаила Борзецова. На приеме визирь расспросил их о здоровье, выразил сочувствие больному послу и вызвал «Иоанна». Поведение самозванца поразило русских и привело в восторг визиря. Держась высокомерно, ловко избежав ответов на заданные вопросы, он сам стал расспрашивать сначала о недавней смерти царя Михаила Федоровича, затем о том как поживают бояре Федор Иванович Шереметев и Борис Иванович Морозов и как съездил в Литву Василий Иванович Стрешнев. В результате подьячий и переводчик возвратились ни с чем. Однако подьячий Борзецов случайно увидел во дворе у визиря бывшего своего знакомца Константина Конюховского. После этого посольство передало великому визирю просьбу «речам вора не верить, а разыскать бы подлинно», но ответ был, что это дело не их, потому как они не затем сюда присланы. Когда же посольство разузнало, что у турок, кроме «Шуйского» имеется в запасе еще один «сын царя Димитрия» Ивашка Вергуненок, больной Телепнев не выдержал и отдал Богу душу.

Глава 6.  —  http://www.proza.ru/2019/12/08/924


Рецензии