Доверие - недоверие

Однажды приехала я в Гречаны, на вторую неделю Игнатьевских реколекций.
В этой Школе духовности, по полной программе надо пройти в течении года:
 Фундамент,
1 неделя,
2 неделя,
3 неделя,
4 неделя,
 Синтез.
 Меня зарегистрировали и поселили отдельно в комнате, в реколекцийном здании. После первой лекции нам всем необходимо было выбрать себе духовного отца, на время реколекций. В розписании было написано, что каждый день мы обязаны уделить по пол часа на духовную беседу со своим духовником.
В тот день, помню я пришла на беседу, и в таком восторге сказала:
- " Батюшка, если бы Вы знали,какий добрый Господь. Я приехала сюда со своего "Сибирского Египта", а Господь таким шаленным авансом, вылил на меня такую благодать с Небес, как половодье весною...! Какой добрый Господь.
 - А батюшка говорит:" Повтори ешё раз, то что ты сейчас сказала".
  - Я еше раз, восторженно ему сказала, то же самое.
  - А батюшка и говорит: " Повтори снова, то что ты сейчас сказала".
  - Я подумала, тут что-то не так, может я не то сказала, и говорю ему: "Батюшка, я что-то сказала не так!?"
  - А он, с искренним сочуствием, и качая головой, говорит:" Ольга, Ольга, да ты до сих пор ешё в своём "Сибирском Египте..."
 - Я растеренно говорю: " Простите батюшка, я ничего не понимаю..."
 - А он и говорит: "Ты просто не знаеш нашего Господа Бога, Господь никогда не даёт что-либо авансом, это Ему не свойственно, Он дает, тут и сейчас, каждому щедро и в изобилии все свои дары". Потому как Он Господь, Господарь, можно сказать Хозяин Неба и земли". И дары Свои никогда не заберает назад, если мы сами от них не отказываемся добровольно. Просто мы все проходим через это, мы люди и нам свойственна подозрительность, недоверчивость, сомнения. Мы все поначалу уявлаем и строим в своем сердце, образ именно такого Бога, который нам удобный, который нам подходит, приписываем Господу Богу человеческие черты и чесноты. Потому как нам это подходит, нам так легче жить, но Господь не такой. Он наш Отец и каждого из нас знает поименно, и любит любовью вечною, Словом Своим.
У нас впереди целая неделя Духовных реколекций на эту тему, но поторопись, иди на Службу Божью, она начинается через 5 минут..."
После Литургии у нас были в расписании лекции утром и после обеда. За ту неделю много я узнала и поняла. Это был воистину благодатный для нас час, час Духовных реколекций.
 Вскоре в учебнике я прочитала такое:"
...Наша цивилизация во многом - это цивилизация подозрения и недоверия.
Роберт Блай пишет: «прошло лишь 140 лет с начала фабричного труда на Западе, (...) а в течение этого периода с каждым поколением ослабевает связь отца с детьми. Если сын не видит места работы отца или то, что он производит, то разве может представить отца как героя, как воина? (...) Ответ Александра Митшерлиха печальный: это пустое место занимают демоны подозрения. Эти демоны, невидимые, но говорящие, поощряют относиться с подозрением ко всем старшим. Такая подозрительность уничтожает единство между старшими и младшими поколениями.
Человек, который хочет построить подлинную духовную жизнь, должен заметить недоверие, принять ее как свою рану, признать ее перед Богом и духовным руководителем, чтобы, в конце – концов, преодолеть ее в своем сердце. Подозрительность и недоверие, которую она рождает, - это одно и то же. Подозрительность ребенка к отцу с течением времени становится подозрительностью отца к ребенку. Подозрительность подвластного к руководителю со временем становится подозрительностью руководителя к подчиненному.
Человеческая подозрительность и недоверие падает как тень также и на самого Бога. Именно с нее в тяжелые минуты рождаются недоверчивый вопрос: Бог может простить мне тяжкие грехи? А разве Бог меня любит, если я так страдаю? Действительно ли Бог - любовь, если на свете столько страдания? Существует ли Божья справедливость, если так тяжело страдают невинные дети? Это только некоторые вопросы, которые у нас появляются под влиянием подозрительности к Богу и любви Божьей.
Доверие станет возможным тогда, когда преодолеем подозрительность. Если в нашем сердце будет хотя бы крошка подозрительности, то все, что принимаем от Бога и отдаем Ему, будет ею «отравленно». Подозрительность появляется даже тогда, когда нам хорошо: чего Бог требует от меня за мой успех и человеческое счастье? Какой крест пошлет позже?
Подозрительность и недоверие, которое проявляется в отношениях с Богом и людьми, проявляется также в отношении к себе самому. Богато молодых людей, неуверенных в себе, не доверяют себе, постоянно подозревают себя в злых намерениях. Не умеют жить в мире и радости, потому что постоянно должны бороться с опасениями, чрезмерной заботой о себе и своем будущем, источником которых является их подозрительность и недоверие. Подозрительность заставляет их ставить перед собой задачи, что их абсолютно перерастают.
Подозрительность и недоверие к себе и к Богу делает невозможным испытать веру, В таком состоянии человек не умеет принять бескорыстного дара. Пытается сразу за него платить. Как следствие, отношения с Богом обозначены выгодой, а духовная жизнь становится одной большой торговлей с Богом. Человеку кажется, что за все должен Богу заплатить и в Него нужно все покупать. Иногда смотрим с подозрением на каждый авторитет, который из принципа хочет поработить, ограничить, унизить. В обществе есть много подозрительности к Церкви. Многие думают, что Церковь, провозглашая нравственные нормы, руководствуется нарцистическом мотивами: ищет власть, влияние, выгоду или деньги.
Атмосфера подозрительности и недоверия, в которой сегодня растут молодые люди, является большим вызовом для духовного руководства. И поэтому одна из первых и важнейших задач руководителя - преодолеть любую форму недоверия или подозрительности в отношениях, руководитель - управляемый. Основой для диалога в духовном руководстве может быть только взаимное доверие, соединенная с открытостью, акцептация, доброжелательностью и верой в действие Святого Духа в их отношениях.
Первым, очевидно, должно быть доверие руководителя к пенитенту. Именно оно открывает пенитента и помогает ему преодолеть движения подозрительности к духовному проводнику. Преодоление недоверия делает искреннюю вербализацию перед духовным руководителем. Без взаимного доверия трудно представить хорошую встреча руководителя с управляемым.
Возрождение доверия в других - это одна из главных черт хорошего духовного руководителя. От другого человека нельзя требовать доверия. Оно является даром, который дарят. Если у руководителя есть хоть тень подозрения, то невозможно возбудить доверие в пенитента. Духовный руководитель должен до глубины узнать свою эмоциональность и духовность, чтобы осознавать движения подозрительности, дремлющих на дне его сердца. Очевидно, что возбуждение доверия у других есть определенным природным даром, по благодати, но также результатом стремления к внутренней прозрачности, полной акцептации себя самого и других, открытости Богу и для людей.
Даже великий дар возбуждать доверие у других, большая прозрачность и открытость духовного руководителя будут малопригодными, если сам пенитент будет подозрительным, замкнутым, трусливым и недоверчивым. Чтобы пользоваться руководством, пенитент часто должен сам преодолеть состояние страха и недоверия, которые приносит из своего прошлого, особенно семейного воспитания. Если, например, в семье между родителями царила взаимная подозрительность и недоверие, то пенитенту трудно довериться другому человеку. Подозрительность и недоверие запечатлевается еще в школьной среде. В такой ситуации пенитент должен приложить много усилий, чтобы переломить чувство подозрительности и недоверия и открыться для духовного руководства. Но преодоление подозрительности и не доверия к духовному руководителю имеет гораздо более широкое измерение. Потому что это будет открытием не только для одного человека, но и для всех других межличностных связей, и для Бога.
Подозрительность порождает подозрительность, страх порождает страх, недоверие порождает недоверие. Даже самые маленькие неосознанные страхи руководителя, которые он чаще всего скрывает за осанкой твердости, суровости, легализма, будут усиливать осанку страха у пенитента. Руководитель, имея свои слабости и пороки, должен быть внутренне свободным человеком. Это выражается в полной акцептации себя самого и всех своих человеческих ограничений.
Если пенитент проявляет чрезмерную недоверие и подозрение, то его сначала надо направить, чтобы он заметил и «почувствовал» свое подозрение и недоверие. Осознание и признание этого как собственного способа реагирования поможет ему понять себя самого и преодолеть еще незрелый способ реагирования. Пенитент должен заметить связь между актуальным недоверием к духовному руководителю и фундаментальным состоянием страха в своей жизни. Если в течение всей жизни он был подозрительным и недоверчивым, то неудивительно, что в первых контактах с руководителем ему очень трудно открыться и быть искренним. В такой ситуации пенитента надо учить различать реальную и субъективную угрозу. Ему следует показать, что источником недоверия является не другой человек, а прежде всего его духовные раны и внутренний беспорядок, еще не распознанный и не исцеленный.
Важно, чтобы пенитент понимал, что его открытость для духовного руководителя имеет символический характер: это знак открытия к Богу, а в Нем - и для каждого человека.
Если пенитент говорит, что является человеком открытым, и только во время этой конкретной встречи ему трудно о себе говорить, то надо понять, что в этих словах есть определенная нелогичность.
Открытость, о которой говорит пенитент, может быть только внешней. Часто легкость, с которой человек рассказывает о себе, особенно о «внешних делах», есть не столько признаком истинной открытости, столько желанием обратить на себя внимание.
Пенитент должен понимать, что открытие себя в духовном руководстве является не только результатом преодоления в себе эмоциональных механизмов страха, а плодом истинной духовной борьбы. Святой Игнатий Лойола в Духовных упражнениях отмечает, что злой дух стремится, чтобы человек замкнулся в себе: «Так и враг человеческого рода, подвергая праведного человека на свои хитрости и уговоры, хочет, чтобы он принимал и хранил их в тайне. Однако когда человек открывает их перед опытным духовником или иным духовным лицом, осведомленным с его лукавством и злобой, то это отнюдь ему не нравится, потому что он сразу видит, что не сможет успешно совершить своего коварного умысла, поскольку его хитрости обнаружено » (ДВ 326)
(ЮЗЕФ АВГУСТИН)


Рецензии