Каждый выбирает для себя...

В эпоху Возрождения и Реформации люди всех сословий ещё не были способны выйти за пределы религиозного мировоззрения. Вера в бога была непоколебимой, глубокой и истовой. Но вот появляются ростки сомнений. Бывший монах, великий Рабле хочет дойти до истины. Я не нашёл чёткого толкования его предсмертной фразы «Я иду искать великое «Быть Может». Думаю, что Рабле был уже недалёк от атеизма.
 В наше время в конституциях большинства государств есть статья, которая провозглашает свободу совести. Например, в конституции России она  выглядит так:
«Статья 28
 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Поэтому равными правами обладают:
 - Люди, верующие в существование Бога и исповедующие соответствующую религию (религиозные).
 -Люди, отрицающие существование Бога - атеисты (безбожники).
- Агностики, полагающие, что  доказать существование или отрицание Бога не удастся никогда в силу ограниченных возможностей человеческого разума.
Воинствующий - это человек, всегда уверенный в правоте своей или власть и деньги имущих. Он постоянно борется и словами, а то и оружием с кем или чем-нибудь. Существуют понятия "воинствующий атеист" равно как и  "воинствующий верующий" . Действия воинствующих индивидуумов противоречат конституции.

" Блажен, кто верует...". Несмотря на неоднозначность этого выражения, искренне верующим действительно живётся чуть "потеплее". Однако, и это самый главный вопрос: сколько среди них истинно верующих не только на словах, но и благими делами подтверждающих свою веру; сколько пассивных,замороченных людей. И сколько карьеристов, в том числе из бывших " прозревших" коммунистов, увидевших в религии один из путей к власти и деньгам.

Бытует мнение, что первый русский Нобелевский лауреат И. П. Павлов верил в Бога.
 Идёт как-то молодой милиционер  и видит: стоит  благообразный старичок ( а был это якобы И.П. Павлов)  перед церковью и креститься. Посмотрел он на старичка и так сочувственно пробормотал " Вот темнота!" ( Давний анекдот)
"Я рассматриваю религию как естественный и законный человеческий инстинкт, возникший тогда, когда человек стал подниматься над всем другим животным миром и начал выделяться, с тем, чтобы познавать себя и окружающую природу. Религия была первоначальной адаптацией человека среди суровой и сложной природы – адаптация, которая стала постепенно заменяться, уступать место науке, благодаря деятельности разума, с его положительным знанием, представляющим наивысшую неограниченную адаптацию. Я не уверен, способно ли это положительное знание (наука) полностью и для всех заменить религию. Не останется ли религия для слабого типа людей как единственная, одна лишь приемлемая для него адаптация, за исключением того, если бы наука могла бы устранить возможность быть слабым самому человеку».  И. Павлов   

В 1923 г. Е.М. Крепс, в будущем академик, однажды поинтересовался у И. П. Павлова его отношением к религии и к вере в бога. Иван Петрович в ответ на его вопрос сказал так: «Слушайте, господин хороший, что касается моей религиозности, веры в бога, посещения церкви, то это всё неправда, выдумки. Я семинарист и, как большинство семинаристов, уже со школьной скамьи стал безбожником, афеистом. Мне бога не нужно. Но человек не может жить без веры. Он должен во что-нибудь верить. Большевик, он верит, что коммунизм даст счастье человечеству, если не ему самому, то его детям, внукам. Эта вера даёт ему силу переносить голод и холод, драться на фронтах, сражаться за победу мировой революции, умирать за идею. Человеку религиозному, верующему в бога, силу придаёт вера, что есть высший судья, справедливый и милостивый, который за страдания, за праведные дела даст ему царствие божие на том свете. Эта вера помогает ему жить, терпеть горести, лишения.
Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки. Я верю, что человеческий разум и его высшее воплощение – наука – избавят род людской от болезней, от голода, от вражды, уменьшат горе в жизни людей. Эта вера давала и даёт мне силы и помогает вести свою работу.
Почему многие думают, что я верующий человек, верующий в смысле религиозном? Потому, что я выступаю против гонения на церковь, на религию. Я считаю, что нельзя отнимать веру в бога, не заменив её другой верой. Большевику не нужно веры в бога, у него есть другая вера – коммунизм. Другую веру приносит людям просвещение, образование; вера в бога сама становится ненужной. Многие ли образованные люди верят в бога? (Хотя есть ещё немало верующих и среди них). Надо раньше просветить народ, дать ему грамотность, образование, и вера сама ослабеет. А разрушать веру в бога, не заменив её ничем, нельзя».
Какова же роль церкви в истории человечества в моём примитивном понимании?

С одной стороны,  кровавые преступления, например,  католицизма: крестовые походы; только наша вера единственно истинная - религиозные войны; разгул мракобесия; инакомыслящих, людей опровергающих церковные догмы,  ведьм и прочих - на костры инквизиции .Вспомните "Легенду о Тиле Уленшпигеле"!
Если бы ад существовал, то  палачи в сутанах, убийцы невинных людей, устроители ада на земле наверняка бы вечно варились в кипящей смоле.Но ада нет, а эти нелюди  испустили дух без особых мучений.
 И только уже в наши дни Святой (действительно святой ) Папа Иоанн Павел II от лица церкви покаялся за преступления инквизиции.

 С другой стороны: в  становления цивилизации  нашей эры религия единобожия, церковь сыграли, может быть, решающую роль в объединении вечно враждующих полудиких племён, превращению их в государства с общими "экономикой», правилами и законами. В этих государствах возникает человеческое общество" «скреплённое" единой верой, с более или менее определёнными,  поначалу примитивными, целями,зачатками культуры и моральными ценностями,выраженными  позднее в десяти заповедях.
 В монастырях совершенствуется письменность, зарождаетсяч великая музыка, развиваются науки – химия, медицина и пр.Ну, ещё полу легендарный Бертольд Шварц.   В монастырях возникали и развивались ремёсла, осваивались передовые по тем временам сельскохозяйственные технологии. Процветало виноделие, до сих пор с удовольствием пьём  ликёр " Бенедиктин", изобретённый монахом монастыря Св. Бенедикта во Франции в начале 16 века. Путешествуя по Баварии, мы с женой  побывали в другом бенедиктинском монастыре- Этталь( основан в 1330 году) и отведали разных вкуснейших и крепеньких  ликёров.На память прихватили причудливой формы  бутылочку одного из них -"Медово - шафранового".
 «Отцом» самой что ни на есть материалистической науки - генетики стал австрийский монах Грегор Мендель. А жулики от науки в СССР при поддержке руководства страны объявили эту науку буржуазно-идеалистической  и  многие годы успешно боролись с пресловутым « вейсманизмом- морганизмом- менделизмом»,чем  нанесли огромный ущерб сельскому хозяйству страны.
  Религиозная  тематика  (помимо античной) вдохновляла художников, скульпторов эпохи Возрождения на создание шедевров непреходящей ценности. Особенно меня поражают творения великих зодчих и строителей храмов. Некоторые из них довелось мне видеть воочию, в том числе :  церкви Покрова на Нерли, Суздаля и Василия Блаженного, мечети Самарканда; соборы Софийский в Киеве, Святого Петра в Ватикане, Парижской  богоматери и базилику Святого Сердца на Монмартре, Кёльна, Пизы, Санта- Мария - Дель- Фьоре  во Флоренции, Святой Анны в Вильнюсе, Святого Марка в Венеции.… Частенько рассматриваю  фотографии и радуюсь, что успел погладить руками старинные кирпичи и камни.
Лет десять тому назад побывал в величественном кафедральном Соборе Берна. Особенно поразил барельеф со сценой Страшного суда над входом. Стало немножко не по себе; не то чтобы я засомневался в своём атеизме, но душевный дискомфорт в тот момент имел место быть.
Продолжив своё знакомство с Берном, совсем недалеко от Собора наткнулся  на дом-музей Альберта Эйнштейна.
Уже многие десятилетия верующие пытаются доказать, что великий физик тоже  был верующим человеком, неверующие доказывают обратное.
 Значение слова Бог, встречающееся в высказываниях учёного, не соответствует представлению верующих.
«Я не могу вообразить бога, который вознаграждает и наказывает созданные им существа или обладает волей сродни нашей. Равным образом, я не могу и не хочу вообразить кого-то, кто остался бы жив после собственной физической смерти. Пусть малодушные люди  от страха или из абсурдного эгоизма – лелеют такие мысли. Пусть тайна вечности жизни остается неразгаданной — мне достаточно созерцать чудесную структуру существующего мира и стремиться понять хотя бы крошечную частицу Основной Причины, которая проявляет себя в природе».

   И,наконец, Чехов, " Дом с мезонином":
 " К явлениям, которых я не понимаю, я подхожу бодро и не подчиняюсь им. Я выше их. Человек должен сознавать себя выше львов, тигров, звезд, выше всего в природе, даже выше того, что непонятно и кажется чудесным, иначе он не человек, а мышь, которая всего боится. Женя думала, что я, как художник, знаю очень многое и могу верно угадывать то, чего не знаю. Ей хотелось, чтобы я ввел ее в область вечного и прекрасного, в этот высший свет, в котором, по ее мнению, я был своим человеком, и она говорила со мной о боге, о вечной жизни, о чудесном. И я, не допускавший, что я и мое воображение после смерти погибнем навеки, отвечал: «да, люди бессмертны», «да, нас ожидает вечная жизнь»."

Так есть ли Бог на небесах? Для одних есть, для других нет.

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский

А вот на земле боги точно есть: « Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь».
 Да, и Моцарт, и Пушкин, и Чехов, Рабле, И.П. Павлов, Эйнштейн - боги. И другие великие люди: учёные, художники, композиторы, покорители космоса и создатели компьютеров, врачи и пр. и пр. тоже боги земные…
 







 


Рецензии
Ув. Юрий!

Все мы дети Бога на Земле,
Его нам постулаты по душе:
Жить, Творить, Любить Отца,
По заветам Слова чрез Христа!
Человек - СПОСОБЕН осознать,
Что на планете должен создавать,
Прекрасное в своей душе
И проЯВИть всё это - на Земле!

Благости!!!
Галина.

Галина Ефатерова   13.01.2021 15:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.