Правила управления судами в мнемонической обработк

Правила для управления судами под парами и под парусами в мнемонической обработке (капитана Васильева Владимира Венедиктовича, моего отца)

Ст. 1.
Коль судно приближается, за пеленгами наблюдай:
Коль пелинг не меняется,
То столкновения ожидай.

Ст. 2.
Полным ветром кто идет,
Тот дорогу тем дает,
Кто свободно не бежит,
Бейдевинд крутой лежит.

Кто бейдевинд крутой идет, -
Дороги встречным не дает .
Но коль два судна привели,
И оба бейдевинд легли,
Тот должен в сторону свернуть,
Кто левым галсом держит путь.

На разных галсах ветром полным
Два корабля, когда идут,
То «левый галс» дорогу должен
Дать «правому» всегда и тут.

Два корабля при полном ветре
И тем галсом держат путь,
То тот, кто  более на ветре,
Обязан в сторону свернуть.

Кто на фордевинд бежит,
Зорко пусть вперед глядит.
Он всем парусным судам
Дать дорогу должен сам.

Ст. 3.
Коль днем, встречая в море,
Ты видишь мачты, трубы в створе,
Иль ночью светятся упрямо
Два бортовых на встречу прямо, -
Руль тотчас прям о положи
И левый борт свой покажи.

«Зеленый» к «зеленому»
К «красному» «красный»
Иди себе смело,
Твой путь безопасный.

Ст.4.
Если так суда сближаются,
Что их курс пересекается,
То дает дорогу тот,
Кто видит справа пароход.

Ст. 5.
В море парусника встретишь
Очень редко в наши дни,
 Но беда, коль не заметишь
Его скромные огни.
Их и в ясную погоду
Не увидишь далеко,
И столкнуться пароходу
С судном парусным легко.
Пароход тогда обязан
Дать дорогу кораблю,
С ветром курс его не связан,
И послушен он рулю.

Ст.6.
Если право ты имеешь
Путь другим не уступать,
Помни, - ты тогда не смеешь
Курс и скорость изменять.
Пусть не должен сторониться
И путь другому судну уступать,
Но все же может так случиться,
 Что что-то надо предпринять,
Особенно в тумане, в ненастье,
Когда возможны так несчастья.
Тогда не медли ни мгновенья.
И, чтоб избегнуть столкновенья,
Ты полное имеешь право
Менять курс влево или вправо
И дать машине задний ход,
Что бы спасти свой пароход.

Ст.7.
Кто направление изменяет,
Чтобы другим дорогу дать, Пускай всемерно избегает
Под носом курс пересекать.

Ст. 8.
Кто, с кораблем другим сближаясь,
Дорогу должен уступить,
Тот, весь в внимание превращаясь,
Не должен времени терять.
И если тесно развернуться,
То, чтоб кораблю другому  дать проход
И с ним случайно не столкнуться
Дать «малый», «стоп» иль «задний ход».

Ст. 9.
Тот, кто к кораблю другому приближается
Вне света бортовых огней,
Тот обгоняющим считается,
Что бы там ни было поздней.
И будет он, как обгоняющий,
За столкновение отвечать,
Пока корабль, им обгоняемый,
Он не сумеет обогнать.
И если днем и затруднительно
Порой бывает рассчитать,
Какой же угол приблизительно,
Курс с курсом будет составлять.
То поступай, как обгоняющий, -
Держись подальше в стороне,
И перед властию карающей
Ты не очутишься в вине.

Ст. 10.
Как узок ни был бы проход,
Обязан всякий пароход,
Коль нет опасности извне,
Держаться к правой стороне.

Ст.11.
Когда рыбак под парусами
Тяжелый тащит по дну свой трал,
Иль с лодки лов ведет,  иль по ветру на сети стал.
И тем в своих движеньях связан,
То каждый парусник обязан
Ему дорогу уступать.
Но там, где есть судов движенье,
То рыбакам нет разрешения
Судам форватер заграждать.

Ст.12.
Нельзя предвидеть все не свете.
И обстоятельства подчас
От исполнения правил этих
И отступать заставит нас.
Одно тут ясно без сомнения,
Что, если судно спасено,
Вам не предъявят обвинения,
Хоть и не все соблюдено.

Ст.13.
Коротким звуком называется
Такой, который продолжается
Лишь близ секунды по часам.
Когда приходится судам
Менять свой курс в виду друг друга,
Гудок – большая им услуга,
Закон велит не забывать.
Гудком маневры подтверждать:
Один «короткий» означает,
Что судно вправо курс меняет.
Меняет влево, - два дает,
А три, - дал полный ход.

Ст. 14.
За все последствия всецело
Ответ дают перед судом
И арматор, и судно в целом,
Коли виновны будут в том,
Что плохо фонари горели,
Был дан неправильный сигнал,
«Вперед» на вахте не смотрели,
Иль капитан не соблюдал
Предосторожностей обычных,
Иль не предпринял, например,
Известных и простейших мер.
И будут тщетны все старанья
Впредь этих правил  отыскать
Своим поступкам оправдаться
И часть ответственности снять.

Ст.15.
Нет никакого запрещения
Отдельным на местах властям
Публиковать постановления
О разных правилам движенья
По водным внутренним путям.




 


Рецензии