О моём дяде Шлёме

До 2019 года я не знал о моём дяде Шлёме почти ничего. Знал только что он младший сын моей бабушки Хиены. Старший сын это мой отец Абрам. Знал, я что он лейтенант и погиб под Сталинградом в 1942 году. Знал я, что моя бабушка получала на него пенсию от военкомата. И была ещё у меня большая его фотография в военной форме. Не знал я даже года его рождения.
Пытался я найти сведения о нём через интернет, но не получалось. Не находил.
И вот почти через через 77 лет после его гибели я написал письмо по интернету в Волгоградский мемориальный комлекс "Сталинградская битва". Ответ пришел в тот же день. Мне сообщили, что "Лейтенант 143 отдельной стрелковой бригады Полыковский Шлёма Лейбович 1914 г.р. погиб 03.12.1942 в  1 км северо-западнее хутора Ягодный Красноармейского р-она Сталинградской обл. (ныне Волгоградская обл.) https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52598084. Его сослуживцы, погибшие 2-3 декабря 1942 года, после войны были перезахоронены в братскую могилу в п. Майский https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=90115064&p=3 (в списках его фамилии нет). Фото мемориала http://nezabudem.net/obelisks/1582.
Если это Ваш дядя, то для увековечивания его памяти обратитесь в военный комиссариат Волгоградской области".
           Оказывается место первоначального захоронения подлежало затоплению, потому и перезахоронили.
           Написал я письмо в Волгоградский военкомат. И военком дал задание Районному военкомату поискать в архиве сведения о моём дяде и если новых сведений не обнаружат, то на основании похоронного донесения увековечить его память.
           Пришёл ответ и от Райвоенкомата Советского, Ворошиловского и Кировского районов г.Волгограда: "Погибший лейтенант Полыковский Ш.Л. будет внесён в списки захороненных (перезахороненных) в братской могиле посёлка Майский.
             Карточка установленного образца на Лейтенанта Полыковского Ш.Л. направлена в отдел поисковой работы Государственного историко-мемориального заповедника "Сталинградская битва" для внесения в компьютерный банк данных.
Письмо с ходатайством о занесении фамилии Лейтенанта Полыковского Ш.Л. в именные списки захороненных и на мемориальную доску воинского захоронения направлено в адрес Главы администрации Советского района города Волгограда".
           11.12.2019 мне пришло четвёртое письмо от администрации Советского района Волгограда:
         "Администрация Советского района Волгограда, рассмотрев обращение по увековечению памяти погибшего в период Сталинградской битвы лейтенанта Полыковского Шлема Лейбовича на мемориальной плите братской могилы в поселке Майском, сообщает следующее.
          Братской могиле требуется комплексная реконструкция. В настоящее время выполнены проектные работы по реконструкции мемориальной части братской могилы и решается вопрос о финансировании данного проекта. После проведения работ по восстановлению мемориальной части братской могилы, на мемориальной плите будет внесено имя Полыковского Шлема Лейбовича".
        В тот же день я заглянул на сайт "Память народа" и обнаружил два сообщения о награждении моего дяди Шлёмы медалью "За отвагу" 5 декабря 1942 года, т.е. через 2 дня после его гибели. Только имя там было указано не Шлема, а Шлем. Но все остальные данные совпадали. И мне стало ясно, что имя "Шлем" вместо "Шлема" - это ошибка. Таких имён как Шлем я среди еврейских имён не встречал. Были в архивных документах и другие ошибки и неясности: в рукописном донесении о потерях мать была названа Анна, а в отпечатанном на машинке донесении её назвали уже Ханой, хотя в паспорте её называли Хиена. Место жительство Полыковской Хиены было указано с.Латовая Богушевского района, хотя она сама говорила, что жила в деревне Зазерье возле Серекоротнянского озера. Когда я писал совместно с А.ВКузнецовой А.Л.Шульманом книгу о Богушевске (смотрите http://mishpoha.org/library/17/  ) я не нашёл нигде деревни Зазерье и вместо этого пришлось писать деревня Заозерье (которая располагается возле Кичинского озера). Пока я не нашёл и с.Латовая.
         Я до 11.12.2019 года ничего не слышал о награждении моего дяди медалью За отвагу и не уверен, что её кому-нибудь вручили из его родственников.      
         18 марта 2020 года я получил  письмо из ЦАМО. Мне пишут, что для получения документов на неполученную награду рекомендуем близким родственникам обратиться в Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь с документами, подтверждающими родство.
          Но с момента гибели моего дяди Шлемы прошло уже 82
 года. Никаких документов о нём не сохранилось, только я знаю том, что бабушка моя и его мать Полыковская Хиена Абрамовна получала на погибшего под Сталинградом сына Шлему пенсию сначала от военкомата в месте эвакуации, потом от Богушевского военкомата, а после 1960 года и до смерти в 1964 году от Сенненского военкомата. Документов о моей бабушке Хиене  тоже не сохранилось.
           Моё исследование продолжается. Послал письмо в архив Министерства  обороны Белоруссии, чтобы получить справку о том, что моя бабушка Хиена  действительно получала от военкомата пенсию на моего погибшего дядю лейтенанта Шлёму Полыковского, и Витебский облвоенкомат прислал мне такую справку. А 28 июля 2020 года мне прислали из Архива Сенненского ЗАГСа справку о моём родстве с бабушкой Полыковской Хиеной Абрамовной. После получения наградных документов я собирался передать их в один из музеев Великой Отечественной войны.
        Однако из Посольства Российской федерации пришёл ответ, что наградные документы могут быть вручены только ближайшим родственникам, внукам или правнукам и т.д. Исследование зашло в тупик.
           Новые сведения о дяде: образование общее 6 классов, военное образование курсы "Выстрел" 1942 г. Информация о семье неизвестно. Проживал в БССР, Витебская обл. Богушевском районе, ул.Почтовая, 7, кандидат в члены ВКП(Б) 1938 г.               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.