Мой отец погиб на Армении

Гибель теплохода «Армения». По материалам Интернета.
Теплоход «Армения»
Пассажирско-грузовой теплоход типа «Аджария»[1]. Был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. 7 ноября 1941 года был потоплен немецкой авиацией вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 4500 до 10 000 человек (какой разброс оценок). Среди них был и мой отец, Ширяев В.М., учёный секретарь НГБС (Никитского ботанического сада), эвакуировавший какое-то научное имущество.

После постройки новейший отечественный лайнер эксплуатировался Черноморским морским пароходством на линии Одесса— Батуми— Одесса. В базовом варианте он был рассчитан на перевозку 980 пассажиров и 1000 т грузов.
В начале войны на Одесском судоремонтном заводе переоборудован в санитарно-транспортное судно. На него были нанесены красные кресты и поднят флаг международного Красного Креста[6]. К 10 августа 1941 года работы были завершены.
Капитаном назначен Владимир Яковлевич Плаушевский.
На судне имелись операционная и 4 перевязочных на 11 столов. Медперсонал судна составлял: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.
Главным врачом назначили военврача 2 ранга Петра Дмитриевского, ранее работавшего в одной из больниц Одессы[3].
На большинстве театров, и на Черном море в частности, немецкая авиация атаковала госпитальные суда. Такие действия по конвенции квалифицируются как военные преступления.
Около 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» вышел из порта Севастополя, эвакуируя персонал нескольких военных госпиталей и жителей города. По разным оценкам, на борту находилось от 4,5 до 10 тысяч человек. В последний рейс «Армению» вёл капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плаушевский.
На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точное их число неизвестно.

Heinkel He 111
В 2:00 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек и некий груз. В 8:00 судно вышло из порта.
В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28 (командир оберст Эрнст-Август Рот). В немецком журнале боевых действий есть запись об атаке.
Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула, в точке с координатами 44°15; с. ш. 34°17; в. д.HGЯO (координаты приблизительные).
Официально в советское время считалось, что погибли около 5 тыс. человек, в начале XXI века оценки увеличены до 7—10 тысяч человек. Спасти удалось только восьмерых. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.

Версии причин гибели
Существует версия, что причиной катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в тёмное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки менее ценных судов, которые бы могли произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты в 8:00. Решение капитана было оправдано, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями; в этом случае «Армения» была бы просто расстреляна немецкой полевой артиллерией. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием. Однако, перегруженность транспорта беженцами и отсутствие у команды боевого опыта не позволили вовремя обнаружить противника. А поскольку главной опасностью считалась предполагаемая атака пикирующих бомбардировщиков, истребители патрулировали на высоте около трёх тысяч метров и не заметили низко идущий торпедоносец. Сторожевые катера держались впереди транспорта и тоже «прозевали» атаку].

Попытки поиска
В 2000-х годах Департамент морского наследияУкраины начал поисковые работы на месте гибели судна, которые не привели к успеху.
В 2006 году к работам по просьбе украинской стороны подключился Институт океанографии и океанологии США (NOAA) под руководством Роберта Балларда. Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако «Армения» так и не была найдена[11][12].
Имеются сообщения о поисках под эгидой Минобороны РФ - газета «Крымский телеграф»  2.08.2016, также найдено много интересного, но не «Армения», http://ktelegraf.com.ru/8320-poisk-armenii-zasekrechen.html
Нужно искать в другом квадрате. Севастопольский университет  в апреле 2019 сообщал, что отправит экспедицию на поиски.

Память
• В Малореченском в 2007 г. освящен Храм-маяк Святителя Николая Чудотворца)[13]. Храм-маяк является самым высоким культовым сооружением в Крыму. Храмовый комплекс входит в состав Мемориала всем погибшим на водах. Автор проекта — народный художник Украины Анатолий Гайдамака.
• В при храме в нижнем этаже в 2009 году открыт Музей катастроф на водах, часть экспозиции посвящена трагедии «Армении»[14].
• В память о жертвах "Армении" открыта доска на Часовне Собора новомучеников и исповедников на набережной Ялты[15].

Владимир ПАСТЕРНАК – «Памятник Затопленным кораблям»
http://www.proza.ru/2016/11/28/1985


Рецензии
Интересная история... "Титаник", "Армения" - как похожи судьбы... Удачи.

Александр Аввакумов   06.12.2019 10:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.