Норвежская рапсодия

 
"Музыка - откровение более высокое, чем мудрость и философия.
       Музыка должна высекать огонь из души человеческой".

                Людвиг Ван Бетховен.


    Меня завораживает музыка композитора Эдуара ЛАЛО, особенно "Норвежская рапсодия", пронизанная светлым ощущением Гармонии северной природы, своеобразным колоритом народных песен и эпических поэм Норвегии, в которых нежный рисунок мелодии вдруг меняется и возникает напряжённость и тревога...
    Такие же причудливые и сказочные образы возникают в моей памяти, когда я слушаю эту Рапсодию, и уносят меня в далёкие детские годы на берегу северной горной реки, берущей свои истоки в западных отрогах хребта Турана.
    На мой взгляд, величие природы, особенно выраженное в музыке, проявляется более всего в водной стихии. И река - это и есть Рапсодия, путешествие по которой дарит столько радости и впечатлений, не знаешь, какие сюрпризы ждут тебя, когда неожиданно откроется за поворотом потрясающая душу картина...ведь в основе
    Рапсодии - стремительное движение музыкальных эпизодов, таких разных по характеру и ярких своими контрастами.
Вот так же волновалась душа, когда мои мокрые руки скользнули по резиновой камере, за которую держались все друзья шести - восьми лет возрастом, и я очутилась под водой.
    Мои глаза с удивлением рассматривали пространство. в котором не было ничего - только мутно-рыжая вода, а наверху, освещённые солнцем виднелись силуэты детей, крепко вцепившихся в заполненную воздухом камеру.
Даже летом вода остаётся холодной, тают снега на вершинах северного хребта, откуда начинается путь нашей реки к Океану.
Не помню, кто был моим спасителем, остались только воспоминания о горячем песке,  где я лежала под лучами солнца, а над головой звенел чистый и свежий воздух...
А река продолжала своё бесконечное движение: то медленно и спокойно текут её воды, то неожиданно потемнеют, набегут быстрые тени, усиливая рябь на воде...
Реальный мир, воспринимаемый моими органами чувств, так же, как и мир музыки, не может быть единственным! Думаю, что существует другой. более совершенный -  мир нашей вечной Души. И корни этого мира расположены глубоко в подсознании всего,что живёт на земле.
    Я знаю, что комнатные растения реагируют на голос и музыку, но ещё более сильные эмоции вызывает поведение животных тоже реагирующих на голос и музыку:

"Заметь себе, когда несутся дико
В степях стада иль молодых коней
Лихой табун - они безумно скачут,
Ревут и ржут. - то кровь играет в них.
Горячая. Но стоит им заслышать
Лишь звук трубы или иной какой
Звук музыки - как вкопанные станут
Мгновенно все, и одичалый взгляд
Под силою мелодии прелестной
В смирение и кротость перейдёт..."
                Уильям Шекспир.

И никакое объяснение этому феномену я не смогу принять в своё сознание - только его чувствую, как сгусток очень чистой волшебной энергии, который вдруг вспыхнет, как молния, и озарит, точно так же , как это сотворяет музыка, всю внутреннюю суть каждого живого существа.
Пройдут годы, наступят такие времена, когда "Норвежская Рапсодия" и множество других Рапсодий, Симфоний и Концертов изменят мир человека на Земле, внесут в его сознание бесценный Мир
Гармонии и Красоты!


Рецензии