Отрывок7 из романа О чем молчит Каменный пояс

    Разрозненные отряды республиканской армии уходили на запад. По накатанной повозками и вытоптанной солдатскими сапогами в снегу дороге от Киева медленно тянулись печальные колонны оборванных, уставших, голодных солдат и небольших конных отрядов, к которым пристроились обозы беженцев, доверху нагруженные разным домашним скарбом, Они уезжали в неизвестность, лишь бы подальше от войны, в сторону Западной Украины и Польши.
    От батальона капитана Каличева осталось не более 100 человек. Они направлялись на Житомир, где, по слухам, ещё сохранялась украинская власть в лице командующего Юго–Западным украинским фронтом прапорщика Кудри. У него была бригада около 1000 штыков. Там же в это время стояла нейтральная чехословацкая дивизия из 8000 солдат.
    Как только отошли от Киева на несколько километров, как назло, сломалась одна из двух повозок с ранеными. У неё от перегрузки лопнула ось. Батальону пришлось здесь остановиться, поскольку другого транспорта не было. Отбирать повозку у несчастных беженцев, и так настрадавшихся в последние дни, Михаил своим солдатам запретил, но с ранеными нужно было что–то решать. Нести их на носилках измотанным бойцам до ближнего населённого пункта, как предложил Егор Медведев, было весьма затруднительно. Первая деревня на их маршруте, где можно было попытаться раздобыть лошадь с повозкой, находилась в 15 километрах на запад.
     Михаил увидел вдалеке на шоссе небольшой отряд в десяток всадников, приближавшийся к ним со стороны Киева. Отряд сопровождал два автомобиля. На переднем легковом «Ауди» с открытым верхом ехал солидный мужчина средних лет с молодой женщиной. Они кутались от холода в дорогие меховые шубы. Вслед за ними ехал грузовой «Фиат 15–Тер», нагруженный под завязку мебелью и разным добром.
    Михаил вышел на середину шоссе и рукой подал знак остановиться догнавшему их батальон отряду всадников, скакавших рысью впереди автомобилей. «Освободите дорогу, пан офицер? У нас важное задание, и вы не имеете права нас задерживать» – крикнул на скаку всадник на вороном коне в форме младшего офицера Украинских Сечевых Стрельцов. Он повернул коня в сторону, объезжая Михаила, и видимо не собирался останавливаться.
    Михаил повернулся к своим бойцам, вынул револьвер из кобуры и громко скомандовал:      «Батальон к бою! Задержать конный отряд! Грузовик реквизировать!». Солдаты батальона перекрыли шоссе и направили свои винтовки на всадников конвоя. Те, не слезая с коней, остановились в растерянности под дулами направленных на них винтовок. Михаил подошёл к младшему офицеру Сечевых Стрельцов и резким командным голосом произнёс: «Доложить по форме старшему по званию офицеру!».
    Офицер подчинился приказу, спешился и, отдав честь Михаилу, доложил: «Старшина сотни сечевых стрельцов Станислав Шевчук! Господин капитан, я исполняю приказ Генерального Войскового Комитета по охране представителя Центральной Рады, следующего в Житомир с секретными документами, и прошу вас не задерживать наше дальнейшее продвижение». «Я не подчиняюсь вашему Войсковому Комитету, а грузовой автомобиль я забираю под раненых солдат, которым срочно нужна медицинская помощь. Краснов! Освободить грузовик и перенести туда раненых!» – приказал Михаил. Сергей взял несколько солдат и пошёл с ними разгружать автомобиль, из которого они сбросили на обочину дороги дорогую мебель и узлы с наворованным барахлом чиновника.
    «Господин капитан, я советую вам отменить приказ. У вас будут большие неприятности. Мы сопровождаем очень важную персону в украинском правительстве» – предупредил Михаила старшина. «Я не нуждаюсь в ваших ценных советах, пан старшина. Можете забрать все ваши «секретные документы» и следовать далее, к месту вашего назначения. Честь имею!» – ответил Михаил, с ухмылкой разглядывая депутатское добро, сброшенное его солдатами на снег. Тут появился и сам хозяин, выскочивший из легкового авто.
    «Это что за беспредел, капитан? Потрудитесь–ка назвать вашу фамилию и должность. Если вы немедленно не вернёте автомобиль, то предстанете перед судом военного трибунала. Я являюсь заместителем председателя Украинской Рады, вот моё удостоверение» – с гневом крикнул чиновник, протягивая Михаилу депутатское удостоверение. Михаил, не соизволив даже заглянуть в него, резко ответил: «Я командир пехотного батальона гвардии капитан Михаил Каличев, и мне наплевать на ваши документы и вас лично. Я реквизирую вашу машину на нужды раненых. Если ваши люди окажут сопротивление, я прикажу их разоружить и расстрелять вместе с вами, кем бы вы там ни были. Надеюсь, что я ясно излагаю. Забирайте свои шмотки и бегите дальше, пока я не передумал».
    Дама в дорогой шубе, слышавшая из автомобиля весь их разговор, крикнула своему спутнику: «Сеня! Брось всё, не связывайся с этим офицером, ты же видишь, что он не в себе. Поехали уже, чёрт с этим добром, главное живыми остаться».    «Сеня», видимо осознав, что Михаил настроен решительно, и запугать его статусом депутата не получиться, махнул рукой, сел в свой «Ауди» и в сопровождении стрельцов продолжил своё путешествие в компании красивой спутницы, оставив на обочине своё добро, нажитое непосильным трудом. Солдаты погрузили раненых в реквизированный грузовик, и батальон продолжил своё движение.


Рецензии