Прядь об Эймунде Хрингссоне

«Прядь об Эймунде» сохранилась в составе саги об Олафе Святом в т.н. Flateyjarbok (Книге с Плоского острова).
Запись саги исследователи относят к XIV веку.
Среди прочего, в саге описываются события русской истории начала XI века.

О правдоподобности сведений о Руси, содержащихся в этой «Пряди» - предоставляю судить читателю.

Со своей стороны, могу отметить, что:
- во-первых, наши обыденные представления о раннесредневековых событиях на Руси Святой  основаны на путаных и малодостоверных источниках, которые по времени написания мало отличаются от времени написания саги,
- во-вторых, автору данного опуса здесь любопытен исключительно взгляд человека, принадлежащего по своей ментальности к «северному ареалу» (см. «Комменты на русскую историю», ежели кому интересно).

Согласно «Пряди», Эймунд - прямой потомок Харальда Харфагра, которого принято считать первым королем объединенной Норвегии, инглингом, ведущим свой род от Ингви-Фрейра, сына Одина.

Эймунд со своим родственником и побратимом Рагнаром, в результате борьбы за власть между разными крупными и мелкими конунгами в Норвегии (в тексте - NOREG), - решили оставить родину и попытать счастья на стороне:

«Эймунд собирает тинг с местными людьми, - сообщает «Прядь», - и говорит так:
 - С тех пор, как мы уехали, в стране были великие события; мы потеряли наших родичей, а некоторые из них изгнаны и претерпели много мучений. Нам жаль наших славных и знатных родичей и обидно за них. Теперь один конунг в NOREG, где раньше их было много…

Я слышал о смерти Вальдимара конунга (VALDIMAR KONUNGR) с востока из GARDARIKI (это, видимо, князь Владимир Святославич: Святой, Красно Солнышко), и эти владения держат теперь трое сыновей его, славнейшие мужи. Он наделил их не совсем поровну — одному теперь досталось больше, чем тем двум.

И зовется Бурицлаф (BURIZLAFR) тот, который получил большую долю отцовского наследия, и он - старший из них. Другого зовут Ярицлейф (JARIZLEIFR), а третьего Вартилаф (VARTILAFR).

Бурицлаф держит KAENUGARDR (Киев), а это — лучшее княжество во всем Гардарики. Ярицлейф держит HOLMGARDR (Новгород), а третий - PALTESKJU (Полоцк) и всю область, которая к нему принадлежит.

Теперь у них разлад из-за владений, и всех более недоволен тот, чья доля по разделу больше и лучше: он видит урон своей власти в том, что его владения меньше отцовских, и считает, что он потому ниже своих предков.

И пришло мне теперь на мысль, если вы согласны, отправиться туда и побывать у каждого из этих конунгов, а больше у тех, которые хотят держать свои владения и довольствоваться тем, чем наделил их отец. Для нас это будет хорошо — добудем и богатство, и почести...
Все они согласны»

(Современная историческая наука, пытающаяся создать непротиворечивую картину ранней русской истории, рассказывает нам, что  конунг BURIZLAFR – это, якобы, известный из «Повести временных лет» Святополк Окаянный, князь киевский и туровский,
JARIZLEIFR - это Ярослав Мудрый,
а VARTILAFR - то ли  Брячислав Изяславич, племянник Ярослава Мудрого, то ли даже Мстислав Тьмутороканский.

Относительно имен перчисленных князей можно сказать следующее:
Ярицлейфом сага называет Ярослава Владимировича, правившего тогда в Хольмгарде-Новгороде,  - это особых сомнений не взывает.
Но как быть с Бурислафом-Святополком и Вартилафом-Брячиславом (или Мстиславом)?

Некоторые комментаторы считают, автор саги просто-напросто перепутал Святополка с его с польским союзником – Болеславом Храбрым.
Возможно, возможно.
Однако-ж: Бурислав и Вартислав – имена правителей хорошо известные на южном берегу Балтийского моря.

Мы знаем вождя венедов Бурислава, и князей балтийских славян по имени Вартислав: Вартислав, сын Никлота - князь обрдритов (XII век).  Вартислав - первый достоверно известный князь славянского Поморья (XII век). То же имя носил герцог уже германизированной Померании в конце XIV века).

В своих «Комментах на русскую историю» (http://www.proza.ru/avtor/pro812&book=39#39) я обращал внимание читателей на тот факт, что некоторые рюриковичи носили двойные имена, одно из которых было характерно для восточных славян, а другое – для западных (среди последних были и имена германо-скандинавского происхождения).
Эта традиция, возможно, подчеркивала известную связь  между раннесредневековым населением русского северо-запада и населением славянского юга Балтики. А в частности, - между правящим на Руси домом Рюриковичей и вождями балтийских славян.

На мой взгляд, гипотеза о том, что Бурислав – это второе (варяжское или «русское») имя Святополка Владимировича, а  Вартислав-Вартилаф – второе имя князя, которого по словЕнски называли Брячиславом (или Мстиславом) – вполне имеет право на существование.
Кроме того, она кажется, вносит мой скромный пятачок в копилку полемики с идейными последователями известного исторического аналитика Павла Федоровича Смердякова)

Однако-ж вернемся к «Пряди».

«Собираются они в путь с Эймундом и Рагнаром и отплывают с большой дружиной, избранной по храбрости и мужеству, и стали держать путь в AUSTRVEG (дословно -  «восточный путь»)

Эймунд и его спутники не останавливаются в пути, пока не прибыли на восток в Хольмгард к Ярицлейфу конунгу…
Ярицлейф конунг был в свойстве с Олафом, конунгом свеев. Он был женат на дочери его, Ингигерд».

(По словам Адама Бременского, эта Ингигерд, или Инград, -  была дочерью свейского конунга и славянской девушки: «Олаф был христианнейший король свеонов, он взял в жены из ободритов славянскую девушку по имени Естред. От неё родились сын Яков и дочь Инград, которую святой король Руссии Герцлеф взял в супруги»)

«И когда конунг узнает об их прибытии в страну, он посылает мужей к ним с поручением дать им мир в стране и позвать их к конунгу на хороший пир. Они охотно соглашаются.

(Любопытно, что если составители саги переводят на северный язык титул князя как KONUNGR, то княгиня в оригинальном тексте называется исключительно DROTTNING.
ДРОТТАМИ, вроде бы, назывались в Норвегии и Швеции князья-жрецы, пока это наименование не было замещено датским? «конунг»).

«Эймунда и Рагнара очень уважал конунг, и княгиня не меньше, потому что она была как нельзя более великодушна и щедра на деньги, а Ярицлейф конунг не слыл щедрым, но был хорошим правителем и властным».

Эймунд заключает с Ярицлейфом договор о найме его дружины:

«Собираемся мы служить тому из вас, кто окажет нам больше почета и уважения, потому что мы хотим добыть себе богатства и славы и получить честь от вас.
Пришло нам на мысль, что вы, может быть, захотите иметь у себя храбрых мужей, если чести вашей угрожают ваши родичи, те самые, что стали теперь вашими врагами.

Мы теперь предлагаем стать защитниками этого княжества и пойти к вам на службу, и получать от вас золото, и серебро и хорошую одежду.
Если вам это не нравится и вы не решите это дело скоро, то мы пойдем на то же с другими конунгами, если вы отошлете нас от себя».

Конунг Ярицлейф отвечает:
«Нам очень нужна от вас помощь и совет, потому что вы, норманны, - мудрые мужи и храбрые. Но я не знаю, сколько вы просите наших денег за вашу службу».

Эймунд отвечает:
«Прежде всего ты должен дать нам дом и всей нашей дружине, и сделать так, чтобы у нас не было недостатка ни в каких ваших лучших припасах, какие нам нужны».
«На это условие я согласен», — говорит конунг.

Эймунд сказал:
«Тогда ты будешь иметь право на эту дружину, чтобы быть вождем ее и чтобы она была впереди в твоем войске и княжестве. С этим ты должен платить каждому нашему воину эйрир серебра, а каждому рулевому на корабле — еще, кроме того, половину эйрира».

Прижимистый Ярицлейф на это отвечает: «Этого мы не можем».

Эймунд сказал: «Можете, господин, потому что мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране, и будем мерить это мы, а не наши воины. И если будет какая-нибудь военная добыча, вы нам выплатите эти деньги, а если мы будем сидеть спокойно, то наша доля станет меньше».

(Как пишут в сети знатоки, эйрир серебра в XI в. равнялся 1/8 марки (1 марка = 216 г серебра), т.е. 27 г и примерно соответствовал 1/2 северорусской гривны, содержащей 51 г.
Кстати, вознаграждение новгородского смерда, участвовавшего в походе Ярослава на Киев составляло одну гривну за поход.
«Смердом» в раннем средневековье на Руси называли свободного  крестьянина-землевладельца)

«И тогда соглашается конунг на это, и такой договор действителен двенадцать месяцев.
Эймунд и его товарищи вытаскивают тогда свои корабли на сушу и хорошо устраивают их».

После этого, в «Пряди» подробно описывается борьба Ярослава и Бурислава-Святополка, в которой наёмники Эймунда принимют живейшее участие.
Борьба заканчивается победой Ярослава.

Прядь отмечает, что «норманны были в большой чести и уважении», однако, по словам некоего позднейшего остроумца - чёрта ли в титуле, коли пусто в шкатулке?

«Когда настал срок уплаты жалованья, пошел Эймунд конунг к Ярицлейфу конунгу и сказал так: «Вот мы пробыли некоторое время в вашем княжестве, господин, а теперь выбирайте — оставаться ли нашему договору или ты хочешь, чтобы наше с тобой товарищество кончилось и мы стали искать другого вождя, потому что деньги выплачивались плохо».

Конунг отвечает: «Я думаю, что ваша помощь теперь не так нужна, как раньше, а для нас — большое разорение давать вам такое большое жалованье, какое вы назначили».

«Так оно и есть, господин, — говорит Эймунд, — потому что теперь надо будет платить эйрир золота каждому мужу и половину марки золота каждому рулевому на корабле».

Конунг сказал: «По мне лучше тогда порвать наш договор».

Эймунд пугает Ярослава тем, что несмотря на слухи о гибели Бурислава, скорее всего тот жив и собирает новую армию, чтобы продолжить борьбу. 

«Тогда Ярицлейф конунг не захотел лишаться их помощи. Заключают они договор еще на двенадцать месяцев…

Сразу же после этого Ярицлейф послал зов на войну по всей своей земле, и приходит к нему большая рать бондов (т.е. ополчение из крестьян-смердов)».

(Бурислав, после первого поражения, скрывается в БЯРМАЛАНДЕ, а потом приводит в Гардарики большое войско БЬЯРМОВ.
Относительно БЬЯРМОВ и БЬЯРМАЛАНДА существует масса литературы.
Обычно предполагается, что страна БЬЯРМОВ находилась где-то в районе Белого моря, но существуют и другие гипотезы. Разбор всех этих гипотез а наши планы не входит, а потому просто отметим, что согласно другим источникам, союзниками Святополка Владимировича были поляки и печенеги)

В результате дальнейших столкновений Бурислав терпит окончательное поражение,  Эймунд убивает его, а  «весь народ в стране пошел под руку Ярицлейфа конунга и поклялся клятвами, и стал он конунгом над тем княжеством, которое они раньше держали вдвоем…

Прошли лето и зима, ничего не случилось, и опять не выплачивалось жалованье…
И настал день, когда должно было выплатить жалованье, и идут они в дом конунга. Он хорошо приветствует их и спрашивает, чего они хотят так рано утром.
Эймунд конунг отвечает: «Может быть, вам, господин, больше не нужна наша помощь, уплатите теперь сполна то жалованье, которое нам полагается...

Конунг сказал: «На чем же вы теперь порешите?»
Эймунд отвечает: «На том, чего тебе менее всего хочется».
«Этого я не знаю», — говорит конунг.
Эймунд отвечает: «А я знаю наверное — менее всего тебе хочется, чтобы мы ушли к Вартилафу конунгу, брату твоему, но мы все же поедем туда и сделаем для него все, что можем, а теперь будь здоров, господин».
Они быстро уходят к своим кораблям, которые были уже совсем готовы.

Ярицлейф конунг сказал: «Быстро они ушли и не по нашей воле».
Княгиня отвечает: «Если вы с Эймундом конунгом будете делить все дела, то это пойдет к тому, что вам с ним будет тяжело».
Конунг сказал: «Хорошее было бы дело, если бы их убрать».
Княгиня отвечает: «До того еще будет вам от них какое-нибудь бесчестие».

(Далее в «Пряди описывается, как княгиня со своим двоюродным братом ярлом Рёгнвальдом Ульфссоном и другими попытались убить Эймунда)

«Княгиня сказала: «Нехорошо, что вы с конунгом так расстаетесь.
Я бы очень хотела сделать что-нибудь для того, чтобы между вами было лучше, а не хуже».
Она сняла с себя перчатку и взмахнула ею над головой. Он видит тогда, что тут дело не без обмана и что она поставила людей, чтобы убить его по знаку, когда она взмахнет перчаткой.
И сразу же выбегают люди…
Рагнар (побратим Эймунда) увидел это и прибежал с корабля на берег, и так один за другим, и хотели они убить людей княгини.
Но Эймунд сказал, что не должно этого быть.
Они столкнули их с глинистого холма и схватили.
Рагнар сказал: «Теперь мы не дадим тебе решать, Эймунд, и увезем их с собой».
Эймунд отвечает: «Это нам не годится, пусть они вернутся домой с миром, потому что я не хочу так порвать дружбу с княгиней».

Поехала она домой и не радовалась затеянному ею делу. А они отплывают и не останавливаются, пока не прибыли в княжество Вартилафа конунга…

Вартилаф конунг собирает тинг со своими мужами и говорит им, какой слух прошел о Ярицлейфе конунге, брате его, — что он замышляет отнять его владения, и говорит, что пришел сюда Эймунд конунг и предлагает им свою помощь и поддержку.
Они очень уговаривают конунга принять их. И тут заключают они договор, и оставляет конунг для себя его советы, «потому что я не так находчив, как Ярицлейф конунг, брат мой, и все-таки между нами понадобилось посредничество. Мы будем часто беседовать с вами и платить вам все по условию». И вот они в великом почете и уважении у конунга.

Случилось, что пришли послы от Ярицлейфа конунга просить деревень и городов, которые лежат возле его владений, у Вартилафа конунга».
Однако дело решается миром в результате переговоров между братьями при посредничестве княгини Ингигерд, которая по словам автора «РЕШАЕТ ЗА НИХ ВСЕХ, ХОТЯ КОНУНГ (Ярослав) - ВОЖДЬ ЭТОЙ РАТИ»

«Она сказала Ярицлейфу конунгу, что он будет держать лучшую часть Гардарики - это Хольмгард (Новгород), а Вартилаф – Кэнугард (Киев), другое лучшее княжество с данями и поборами; это  наполовину больше, чем у него было до сих пор.

А Палтескью (Полоцк) и область, которая сюда принадлежит, получит Эймунд конунг и будет над нею конунгом, и получит все земские поборы целиком, которые сюда принадлежат, «потому что мы не хотим, чтобы он ушел из Гардарики».

Если Эймунд конунг оставит после себя наследников, то будут они после него в том княжестве. Если же он не оставит после себя сына, то оно вернется к тем братьям.
Эймунд конунг будет также держать у них оборону страны и во всем Гардарики, а они должны помогать ему военной силой и поддерживать его.
Ярицлейф конунг будет над Гардарики.
Рёгнвальд ярл будет держать Альдейгьюборг (Ладогу) так, как держал до сих пор.

На такой договор и раздел княжеств согласился весь народ в стране и подтвердил его.
Эймунд конунг и Ингигерд должны были решать все трудные дела.
И все поехали домой по своим княжествам. Вартилаф конунг прожил не дольше трех зим, заболел и умер; это был конунг, которого любили как нельзя больше.

После него принял власть Ярицлейф и правил с тех пор один обоими княжествами. А Эймунд конунг правил своими и не дожил до старости.
Он умер без наследников и умер от болезни, и это была большая потеря для всего народа в стране, потому что не бывало в Гардарики иноземца более мудрого, чем Эймунд конунг, и пока он держал оборону страны у Ярицлейфа конунга, не было нападений на Гардарики.

Когда Эймунд конунг заболел, он отдал свое княжество Рагнару, побратиму своему, потому что ему больше всего хотелось, чтобы он им пользовался.
Это было по разрешению Ярицлейфа конунга и Ингигерд.

Рёгнвальд Ульфссон был ярлом над Альдейгьюборгом; они с Ингигерд княгиней были детьми сестер. Он был великий вождь и обязан данью Ярицлейфу конунгу, и дожил до старости.

И когда Олаф Святой Харальдссон был в Гардарики, был он у Рёгнвальда Ульфссона и между ними была самая большая дружба, потому что все знатные и славные люди очень ценили Олафа конунга, когда он был там, но всех больше Рёгнвальд ярл и Ингигерд княгиня, потому что они любили друг друга тайной любовью».

Такая вот история с географией.
А соответствует ли она исторической правде или не соответствует – решайте сами.

-------
Источник:
Прядь об Эймунде. Перевод Е. А. Рыдзевской, https://norse.ulver.com/src/konung/eymund/ru2.html
Оригинальный текст на северном языке (или, как сейчас говорят, на древнеисландском) - https://norse.ulver.com/src/konung/eymund/on.html


Рецензии
Интересно написано! Хотя сейчас черт его знает, как та на самом деле было.

Сергей Сухонин   09.12.2019 18:12     Заявить о нарушении
Это точно, Сергей.
Спасибо за отклик.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   10.12.2019 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.