Пироман поневоле

                «С дураками - бессильны даже боги…»
                Шиллер

    «Какой же Новый год без ёлочки?» - сказал известный персонаж мультика «Шёл прошлогодний снег».
   Ну, а откуда в Абхазии ёлки, там, только пальмы, эвкалипты, кипарисы, а из хвойных -  лиственницы, а про снег, вообще, говорить не приходится.
 Нет, снег бывает, что и выпадает, правда, крайне редко. За пять лет, что я там жил он шёл раза три-четыре – ночной дождь к утру переходил в мокрый снег, больше похожий на крупу, совсем не такой, как  наш снегопад, когда огромные снежинки, похожие на бабочек кружатся и , не спеша падают на землю.
Помню, как-то просыпаюсь утром часов в восемь, смотрю, а семилетняя  Анжела, дочка моего приятеля Толика, быстро-быстро лепит снеговика.
- Ты чего в такую рань вскочила?- спрашиваю её.
А она:
- Так хочу успеть, до того, как солнышко не взошло, и весь снег не растаял.
И действительно, к десяти часам, поднялось могучее светило и все её труды, поплыли ручейками, соединившись в бурный поток, устремившийся в море.
  Понятно, что в субтропиках Новый год – это не для нас, рождённых в средней полосе…
Поэтому, я на Рождество всегда приезжал  в Харьков,  проведать родственников и знакомых. И вот в очередной раз, вернувшись домой, я  зашёл к своему приятелю Валику.
- Что-то долго тебя не было, - после приветствия, сказал он, -  я уже  подумал, что тебя превратили в Кавказского пленника.
- Так и могло случиться, - говорю, - если бы домик сгорел, в котором мы со старшим сыном жили, то пришлось бы - заново строить. И сколько  на это времени ушло б - неизвестно.
- Да, ну? – удивился он.
- Вот, тебе и да, ну!- передразнил я приятеля, и налив, привезённого южного вина в бокалы, продолжил:
«Летом ко мне в Гагры приехал мой старший сын - Женя, отдохнуть, да и помочь. Мы как раз с пацанами делали отделку кафе. Я, вообще-то не хотел браться, уж больно работа муторная.
Но хозяин – Юра Сабуа, сказал:
- Проект у тебя хороший, только, кто его воплотит в натуре?
- Так у вас, вон целая бригада есть.
- Есть, то она есть, но они в основном могут цемент месить, кирпичи класть, ну на худой конец конструкцию сварить, а отделочные работы, это для них – тёмный лес. Так, что подбери себе толковых ребят, что бы сделать отделку  современными материалами.
    Тогда, я пригласил сына, да приятеля – Гошу и одного местного наполовину армянина – наполовину еврея поработать со мной: обшить пластиком потолок, облицевать панелями стены, изготовить барную стойку, ну и сделать всякую другую работу по мелочам. А жили мы у редактора местной газеты Анатолия Клюева, так, как я сотрудничал с ним в литературном и художественном отношении.
   Кроме его основного большого дома, рядом, чуть поодаль стояло несколько летних домиков, сделанных, видно ещё при «царе горохе» из дерева и фанеры, но выглядели они вполне прилично, потому, как я тоже приложил к этому руку при реконструкции фасадов.
   И вот все было нормально – работа шла своим чередом, после кафе на Коллонаде, пришлось ещё и другие объекты делать. В общем, уже и осень настала, а Женька со мной пашет, помогает. Анатолий предложил нам в большой дом переселиться, но я не захотел перебираться, мотивируя тем, что мы ещё немного побудем и скоро поедем домой. Но, как назло, то одно, то другое, типа, разных работ нас задерживало, тем более, что я ещё готовил для издания свою первую книгу – «Чаще улыбайтесь, смеха не стесняйтесь!», которую редактор предложил издать тиражом, аж в пять тысяч экземпляров. Для меня это было очень интересно и необычно.
Когда я у него спросил:
- Зачем, сразу столько много?
   Он, как человек более опытный, объяснил, что чем больше тираж, тем книга будет стоить дешевле, а значит больше вероятность, что её купят, тем более, что в сезон в Гагры приезжает, почти сто тысяч отдыхающих.
- Вот, к примеру, - сказал он, - придёт супружеская пара, муж пиво возьмёт, а жена за такую же цену – твою книгу, что бы на пляже почитать. Или компания вместе с алкоголем купит твои стихи с юмором, чтобы прочесть, когда у них закончатся анекдоты, а у тебя некоторые не хуже, чем у Игоря Губермана.
   Последними словами, он вселил в меня уверенность в моём таланте и я начал с ещё большим рвением рисовать иллюстрации к своей книге, как я написал в предисловии: «не серьёзных стихов».
   В Абхазии хоть и субтропики, но влажность очень большая и  в конце ноября, когда ветер дует, как там говорят: « С России»,  становится  по ночам очень
прохладно, а под утро даже заморозки бывают. И вот в один из таких вечеров решили мы включить обогреватель, типа, «Уют», который с помощью вентилятора  гонит тёплый воздух.
   Пока я был в душе,  сынуля - двадцати пяти летний оболтус, решил себе нагреть постель. Поставил его на кровать, включил, накрыв одеялом, а сам пошёл на улицу покурить.
  Я выхожу из душа, который был рядом во дворе, а воздух прохладный градусов плюс 5-7, и не могу понять в чём дело. Стоит Женька на веранде курит, а вокруг не понятно откуда распространяется, то ли пар, то ли дым, а он этого даже не замечает. Я подбегаю, открываю дверь комнаты, и из неё повалил густой и вонючий дым. Оказывается, под одеялом задымился матрац и простынь и начала тлеть. Тогда я, быстро, схватив постель,  выкинул её на улицу.
- Едрён-батон! - кричу,- ты, что же наделал? Чуть нас не спалил!
А он, перепугано оправдывается, дескать, я не думал, что от горячего  воздуха может, что-то загореться.
- Давай тащи воду и поливай матрац!- говорю, - а то такой дым поднялся, что соседи пожарных ещё вызовут!
В общем, он ведра два вылил на истлевший матрац, пока тот окончательно потух.
  На следующий день меня сосед спрашивает, мол, что это у вас так поздно вечером дымило, не шашлыки ли жарили?
- Нет, - отвечаю, - это мы задымление делали, чтобы воздух был не такой холодный и влажный, и стало чуть-чуть теплее. Мы всегда у себя дома, так деревья от заморозка спасаем, а у Клюева мы дымили,
чтобы мандарины не помёрзли.
Сосед только посмотрел удивлённо на меня, потом покрутил у виска и, ничего не сказав, пошёл к себе.
Вот такая история произошла со мной и с моим сыном», - закончил я повествование.
   Валик только засмеялся, а потом сказал:
- А у меня, была история - похлещи! Плесни-ка Абхазского вина.
Я тебе сейчас расскажу: «Послали меня после окончания консерватории работать в музыкальную школу, которая находилась, как говорится «у чёрта на куличках», на окраине города. Это было отдельно стоящее в глубине заросшего сада небольшое одноэтажное здание ещё до революционной постройки из красного пожухлого кирпича с деревянной верандой. Ремонта в нём не было со времён войны, наверное, его ещё немцы восстанавливали. Внутри – комнаты  были высокие и просторные, но стены кое-где уже потрескались и даже штукатурка обсыпалась. И отапливались все помещения небольшой кочегаркой в торце здания.
   Коллектив был не большой, но дружный: Сашка, с которым мы вместе учились, да пару преподавательниц по фортепиано - женщины среднего возраста. Одна была уже разведена, а вторая ещё не замужем. Завхоз – Иван Петрович,  занимался всем подряд, в том числе и кочегаркой, был пожилой, но крепкий мужчина,  ему  три года не хватало до пенсии, да замужняя директриса – бальзаковского возраста. Сам понимаешь удачная расстановка сил, как раз три на три…
  Мы два молодых кабеля, проработав два месяца начиная с учебного года, всё это время пытались при случае подбивать под свободных женщин, как говорится -  клинья, а они, вроде, и не прочь, типа, ха-ха, хи-хи, а дальше – ну,  ни в какую.  Понятно, что нас это только больше раззадоривало, подогревая, уже чисто спортивный интерес.
Это, как у гончих псов, если добыча убегает, то  её надо обязательно догнать, хотя, что потом с ней делать, если вдруг  настигнешь – не известно.
  Ну, а тут и случай подходящий подвалил…
Решили мы на седьмое ноября устроить небольшой сабантуй.
Сашка говорит:
- Давай наших баб немного подпоем, а дальше – всё , как по маслу пойдёт.
- А, чем будем поить? Не водкой же?
- Конечно, нет, - сказал Александр, и уже, как Булгаковский  Бегемот, продолжил,- нальём дамам чистый спирт.
Я офанарел:
- Ты, что думаешь, они его, будут пить?
- Один спирт – нет, но если мы его добавим в  клубничный ликёр, так пойдёт за милую душу, поверь мне, это я знаю из собственного опыта.
   Сашка был симпатичным, стройным, высоким, голубоглазым блондином и у нас в группе все девки за ним бегали, поэтому его авторитет в этом деле был неоспорим. И мы условились, что ко всем  закускам и напиткам, я ещё куплю клубничный ликёр, а он достанет медицинский спирт.
     В преддверие политического праздника, то есть  шестого числа, у нас был короткий день, поэтому учеников  к шестнадцати ноль-ноль уже не было,и мы всем дружным коллективом готовились к застолью.
  Женщины - пошли в кабинет директрисы прихорашиваться, истопник подбросить уголька в котельную, а мы в большом кабинете, где  по бокам стояли два старых пианино с набросанными сверху альбомами и паками с нотами и овальным столом по средине, на котором красовались разнообразные закуски, начали химичить свой каверзный напиток.
В заранее приготовленную фирменную бутылку, на которой было написано «Мартини», это я, когда-то давно по случаю купил, выпив содержимое, оставил красивую бутылку на всякий случай, вот она и пригодилась. Налил ликёр, а Сашка из двух литровой капроновой  канистры стал наливать спирт. Лейку мы не взяли и  поэтому, когда он целился в бутылку, то  немного спирта разлилось на стол, благо скатерти не было и маленькое пятнышко с длинным хвостиком темнело на потёртой полировке, разнося неприятный запах крепкого алкоголя.
- Надо вытереть, - говорю, - а то бабы услышат запах спирта, догадаются и раскусят наш коварный план.
А Сашка, поставив на край стола незакрытую канистру, только ухмыльнулся, и весело сказал:
- Щас, мы этот запах легко удалим, - и, достав из кармана зажигалку, поджог лужицу спирта.
  В одну секунду она вспыхнуло голубым пламенем, которое проворно побежало по разлитой тоненькой дорожке к канистре без пробки и обвило её огнём.
  Никто такого не ожидал и Александр с перепуга схватил канистру за ручку, но тут же с криком выронил её и она упала на пол выплеснув содержимое, которое превратилось в огненно-голубую лужу. Он попытался затоптать её ногой, но огненные брызги разлетелись в разные стороны, а часть больших светящихся шариков брызнули, как взрыв во все стороны, воспламеняя стул и альбомы, упавшие на пол, а у Сашки прямо на ноге загорелся носок. Языки пламени начали распространятся дальше, и вот-вот ещё минута и они доберутся до пианино, а там дерево хорошее сухое, так, что полыхнёт, как порох.
Тогда, я крикнул:
-  Беги за водой, - а сам попытался затушить пламя всеми подручными средствами.   
Схватив со стола трёх литровую  банку с  огурцами, я в суматохе зацепил посуду, закуски, бутылки и даже опрокинул  настольную лампу со стеклянным плафоном, которая упав на пол, со звоном разбилась.
Судорожно начал поливать костёр рассолом, но зелёный плодов было много, а жидкости мало, и она мало чем помогла, тогда я схватил банку с помидорами. Рассола, оказалось больше, и я лил его вокруг, чтобы локализировать пожар, не дав ему распространиться дальше. Когда я дошёл до бутылок с минеральной водой, дверь распахнулась, и в комнату влетел завхоз с Александром, держа наперевес, как пулемёты, красные продолговатые огнетушители. У них за спиной, визжали женщины, срываясь на фальцет, притом директриса мощным голосом выдавала «Фа-диез».
 Увидев происходящее, Петрович стукнул огнетушитель черной головкой об пол, и из него брызнула белая пена, которую он направил прямо на костёр. Сашка хотел, было дело сделать тоже самое, но завхоз крикнул:
- Не лезь, я сам!
И действительно, не прошло и минуты, как огонь потух, превратившись в дымящийся смерч…
 После минутной паузы бразды правления взяла директриса. Строго посмотрев на меня, она громко спросила:
- Что, здесь произошло?
 Не отошедший от шока,  я так прямо и выпалил:
- Пожар!
- Как, пожар? – удивилась она, не снижая децибелов, - вы, что, идиоты,  решили распалить костёр, чтобы погреться или что-то поджарить?
  Я хотел уже рассказать, как было дело, но Сашка меня перебил:
- Мы ничего такого не делали, - залепетал он, - мы только настольную лампу  включили, а она как пыхнет на столе и - всё загорелось. Валик начал тушить, а я побежал за подмогой, - на «голубом глазу», соврал Сашка, - вот и всё!
- Уберите, весь этот горелый мусор, - сказала директриса, - и, все – по  домам! Вечеринка – окончена! – а потом, немного подумав, добавила, - завтра седьмого числа, отдыхаете, а восьмого, вместе с завхозом, наведёте здесь порядок, что бы к открытию школы, всё было готово и чисто.
   Мы, вздохнув, без пререканий начали выполнять её приказание. Пока мы убирали следы преступления: разбитую лампу, канистру и обгоревшие альбомы, наши бабы разошлись, а мы вместе с Петровичем приговорили бутылку с самопальным «Мартини». Ну, не пропадать же добру?»
   Услышав, как красочно Валик описывал, пожар, как всё горело, как играли языки пламени со всеми подробностями, у меня закралось подозрение, и я спросил:
- Ты так  в деталях рассказал это происшествие, может, ты пироман -  человек влюблённый в огонь?
Отхлебнув Абхазского вина, он засмеялся и сказал:
- Нет, нет! Я, как и ты, пироман – поневоле!


Рецензии