Как кремль спасали

Тульский кремль ни разу не пустил за свои стены врага. Однако самый древний памятник Тульской губернии несколько раз был на грани исчезновения и вполне мог не дожить до своего сегодняшнего полутысячелетнего юбилея, его бы сейчас просто не было... И не от рук неприятеля, а стараниями местных чиновников. Правда, однажды (точно двести лет назад) именно тульский градоначальник его и спас…

«КАМЕННЫЙ  ГОРОД»

Стоит напомнить, что для того чтобы обезопасить путь к Москве, в связи с возрастанием военной опасности со стороны Крымской орды, Великий князь Московский Василий III в 1507 году повелел заложить в Туле, на левом берегу реки Упы, дубовую крепость. Воскресенский летописный свод под 1509 годом сообщает: «Повелением великого князя Василия Ивановича поставлен город на Туле деревян, а на пятое лето поставлен град камен». То есть в 1514 году внутри дубовой крепости, по примеру московского кремля, Василий III повелел заложить «каменный город», построенный к 1520 году.

Спустя десять лет в течение следующего десятилетия Тульский кремль успешно отразил целых 14 крупных попыток захвата крымцами. Но самая тяжелая осада крепости крымскими татарами во главе с ханом Девлет Гиреем случилась в 1552 году, которую туляки стойко выдержали до прихода подкреплений.

При Лжедмитрии I кремль в Туле на две недели стал его «царской» резиденцией. И через два года после этого, когда самозванец уже был свергнут и казнен, а в России началось «смутное время», вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова, этот крестьянский вожак со своими сторонниками целых четыре месяца держал оборону в Тульском кремле и только благодаря хитрости был оттуда выманен.

Во второй половине XVII века Украина присоединилась к России, границы страны отодвинулись далеко на юг, Тула перестала быть оборонительным постом, деньги на ремонт кремля теперь не выделялись, и к концу столетия он частично погорел, начал гнить, ветшать и разрушаться…

Ближе к концу следующего века тогдашний генерал-губернатор Тульского, Калужского и Рязанского наместничеств Михаил Никитич Кречетников посчитал, что Тульский кремль имеет совершенно «неприглядный вид», и вместо выделения финансов на его ремонт просто приказал его снести. Однако в 1781 году в Тулу пришел Высочайший Указ императрицы Екатерины II, в котором она приказала «возобновить» местный кремль с «возвышением башен». Три года потом длился ремонт, но он существенно исказил исторический облик крепости…

«ДОСТОСЛАВНЫЙ  В  ЛЕТОПИСЯХ  НАШИХ  ПАМЯТНИК»

 Обычно этот случай с покушением на ликвидацию Тульского кремля не упоминается (в отличие от других), но он показателен в том смысле, что именно губернатор настойчиво и обоснованно заступился за историческую крепость.

Тульские газеты конца XIX века писали: «В 1813 году стены кремля, возобновленные в последний раз в 1784 году, вновь пришли в такую ветхость, что возбужден был вопрос, следует ли их поддерживать на будущее время или окончательно уничтожить». Через два года после «возбуждения вопроса» по поручению Российского Министерства внутренних дел тогдашний тульский гражданский губернатор Иван Григорьевич Лагода представил два проекта: один - по ремонту кремлевских стен, другой - «о разборке их с употреблением материала на восстановление развалившегося острога»… Старая пресса так описывает дальнейшие события: «Министерство не сочло однако возможным разрешить так скоро вопрос об уничтожении главного памятника старины в Туле и в 1820 году вновь затребовало от бывшего тогда тульским гражданским губернатором графа Васильева заключения по этому предмету».

Упомянутый здесь Владимир Федорович Васильев губернаторствовал в Туле именно с того 1820 года и всего в течение трех лет, но был довольно прогрессивных взглядов, особенно в деле сохранения исторического наследия. Так, именно он впервые поручил «снять ситуационный план Куликова поля и открыть места, служащие памятниками исторических происшествий», стал инициатором сооружения памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле, организовал сбор средств на него среди тульского дворянства…

 Что касается судьбы Тульского кремля, В.Ф. Васильев 7 мая 1820 года представил Рязанскому, Тульскому, Орловскому, Воронежскому и Тамбовскому генерал-губернатору Александру Дмитриевичу Балашову следующие конкретные предложения:

«Не входя в побуждения предшественников моих, представлявших о совершенном уничтожении крепости Тульской, я напротив к поддержанию сего достославного в летописях наших памятника нахожу следующие причины:

1) Необходимость в наших губернских городах не уничтожать, а размножать и украшать строения, а паче каменные, которые довольно редки.

2) Приличность здания сего по его местоположению. Оно означает центр лучшей части города и ко оному стекаются лучами лучшие правильные улицы, наподобие как к Адмиралтейству в Санкт-Петербурге.

3) Совершенная ненужность материала, который остался бы в случае сломки крепости сей, - после постройки острога он бы туда более не пригодился, а оставшиеся мусор и щебень или составили бы безобразные груды, или разошлись бы по рукам без всякой пользы казне.

4) Удобность, которую нахожу я в стенах замка сего, составляющих правильный параллелограмм..., чтобы учредить вокруг прекрасного собора, в средине стоящего, сборное и учебное место для квартирующих в Туле войск 3-й гренадерской дивизии, и чрез сие избавить город от приискания и обрабатывания нового такового места, которое для войск необходимо.

5) Драгоценные для сердца каждого русского предания исторические о древнем памятнике сем».

К этому документу прилагалась точная смета на починку кремля, в которой итогом указывалось, что в результате «город Тула украсится, возобновится во оном память великих дел прошедших».

Серьезные доводы прогрессивного тульского гражданского губернатора возымели действие на верховную власть и уже после того, как губернаторство В.Ф. Васильева завершилось, на ремонт Тульского кремля из Российского Министерства внутренних дел были выделены немалые финансовые средства…

«ПРЕДУСМАТРИВАЕТ  СОХРАНЕНИЕ  КРЕМЛЯ»

Все течет, все изменяется… И через неполные сто лет после этих событий кремль в Туле опять начал ветшать и разрушаться. В 1911 году городские власти «по просьбе деловых людей» снова захотели разобрать кремль, а камень и кирпич от него употребить «на хозяйственные нужды города». Но из-за вмешательства прогрессивной общественности кремль не снесли.

Существует даже легенда, согласно которой вопрос об уничтожении кремля должен был рассматриваться на заседании Тульской городской Думы. А в здании, где она находилась, на первом этаже располагался рыбный магазин местного купца Платонова. Узнав о таком заседании Думы, этот купец якобы намеренно завез в свою лавку испорченную рыбу, и запах от нее быстро распространился на все здание и, можно сказать, впитался в стены его. Вроде бы из-за этого заседание Думы постоянно переносилось, пока под давлением общественности вопрос о сносе кремля вообще не был снят с повестки. 

А в 1916 году появился очерк ученого-краеведа А.П. Рудакова «Тульский кремль (Страничка из тульской археологии)», в котором он популярно рассказал историю строительства тульской крепости, о гарнизоне кремля и о героизме его защитников. Свой очерк автор закончил тем, что древним сооружением «должна гордиться Тула».

Последний раз хотели снести Тульский кремль уже при Советской власти в конце 1934 года. Тогда в областной газете «Коммунар» вышло несколько статей: «Нужен ли нам кремль?», «Кремль нужно разобрать», «Зачем нужен кремль?», где предлагалось демонтировать юго-западную часть стен и летний Успенский собор, как не представляющие «никакой исторической ценности». И следует вывод: «Тогда Тула будет иметь прекрасное место для парадов и демонстраций».

Не уничтожили в это время кремль лишь потому, что на разборку стен и собора нужны были значительные средства. В своем комментарии той же газете «Коммунар» заведующий коммунотделом г. Тулы тов. Алексеев (уж не новоявленный ли Полиграф Полиграфович Шариков?) констатировал: «…без выделения дополнительных средств на это мы работу начать не сможем. Но лишь только будут отпущены деньги, вся эта работа должна быть выполнена в кратчайший срок».

Пока суд да дело, через год вышло решение Комитета по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК РСФСР: «И кремль, и старый собор с колокольней - памятники архитектуры, состоящие под госохраной, а потому Комитет считает недопустимым сломку их, тем более, что проект Большой Тулы предусматривает сохранение кремля».

Таким образом, общими усилиями Тульский кремль в разные века отстояли! От собственных косности и ограниченности мышления…

…И после современных ремонтов кремль продолжает украшать Тулу и быть живым свидетелем исторических событий всей нашей страны, своим обликом напоминая нам о них. И длится это уже добрую половину тысячелетия…

Декабрь 2019 г.


Рецензии
Гуливал по нему! Впечатляет!
А какие валы! А Карл!

Юрий Игнатюгин   27.01.2022 02:13     Заявить о нарушении
Валы там, кстати, мало сохранились. Но главное - при всех попытках уничтожения (дореволюционных и послереволюционных) этого Кремля его все-таки сохранили. Со-хра-ни-ли, Карл!)
Благодарю за отклик!

Дмитрий Анатольевич Овчинников   27.01.2022 17:39   Заявить о нарушении
Я имел в виду памятник Карлу! Супругу Энгельсы😁

Юрий Игнатюгин   27.01.2022 22:33   Заявить о нарушении
Тот Карл (любитель пива) на месте😉
А я имел в виду мем из "Ходячих мертвецов"😆

Дмитрий Анатольевич Овчинников   28.01.2022 01:20   Заявить о нарушении
Так вот откуда это выражение!!!
Придётся посмотреть😁

Юрий Игнатюгин   29.01.2022 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.