Хроника 53 и 42 ДБАП за 02. 02. 40 г

Хроника 53 и 42 ДБАП за 02.02.40 г.

*****
Семнадцатый боевой вылет 53 ДБАП. 02.02.40 г.
*****

Есть повод вернуться в наше время. Как-то рыская в сети, дыбы зацепиться за дополнительный материал о полках, в которых служил отец, я обнаружил запрос на одном поисковом форуме: внучка, описав вкратце, что знала на тот момент, и выложив фотографию человека в летной форме в надеже найти хоть какие-то подробности о нем – летчике из 53 ДБАП, пропавшего без вести в Финскую войну в одном из боевых вылетов на территории Финляндии, взывала о помощи в ее поиске.

В тот момент я располагал только письмом участника тех событий полковника Клевцова и мог помочь внучке лишь его воспоминаниями общего характера, но не конкретно об запрашиваемом. Я на форуме разместил письмишко, дабы установить с ней связь, но ответ пришел… только через три года.

Наталья Рожкова написала: «Владимир, здравствуйте. Так получилось, что ваше письмо (которое адресовано вами более трёх лет назад) только сейчас попалось мне на глаза. И я его сохранила для себя с отметкой, как важное! Мне на самом деле очень важна любая информация, связанная с историей жизни и смерти моего дедушки Рожкова С.Я. (53 дбап 27 бр).

Не знаю - уместен ли мой ответ сейчас, но, ни дедушку, ни бабушку при их жизни мне застать не удалось. Мой папа (сын Рожкова С.Я.) тоже практически ничего не знал. Я сейчас знаю больше, чем он тогда. Но у тёти сохранилось письмо от командиров 2-го подразделения, адресованное бабушке. Если вам интересно - я поделюсь. С уважением!»

Моя реакция была незамедлительной: «Здравствуйте, Наталья! Да, я помню, что ответил на вашу заметку на одном из форумов, где речь шла о событиях Финской войны 1939-40 г. Я буду рад любой вашей информации. Я еще больше буду рад, если вы станете участницей группы «Потомки ветеранов Авиации Дальнего Действия» в ОК и поделитесь информацией о вашем дедушке. В принципе, конкретики о нем у меня нет, но в моем ЖЖ есть письмо однополчанина вашего деда, которое я опубликовал, и некоторые факты о 53 дбап того времени, также обнародованные мной в ЖЖ, по которым вы можете более полно судить об атмосфере того времени в 53 полке. С уважением, Владимир».

Наталья приглашение в группу приняла и поделилась материалом, который собрала о летчике 53 ДБАП Семене Яковлевиче Рожкове, речь о котором и пойдет в рассказе о 17 боевом вылете полка, который состоялся 2 февраля 1940 года.
Но не стану ломать традицию повествования боевых вылетов 53 ДБАП и начну с того, что 01.02.40 г., т.е. «вчера красная столица радостно встретила славных седовцев — бесстрашных покорителей Арктики».

Вечером в Кремле в честь участников героического дрейфа состоялся прием, на котором присутствовали товарищ Сталин, руководители партии и правительства.

Как сообщает по телефону корреспондент «Красной звезды» вчера в Сталинском райвоенкомате города Свердловска началась приписка призывников. Приписка проходит исключительно организованно и с большим подъемом. Явка — стопроцентная.

Призывники берут на себя обязательства работать и учиться по-стахановски. Стахановец Давыдов, имея образование в объеме двух классов, решил ко дню призыва в армию сдать зачет за четыре.

Война в Западной Европе еле-еле тлела:

БЕРЛИН, 2 февраля. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии: «На западном фронте никаких особенных событии».

ПАРИЖ, 2 февраля. (ТАСС). В сообщении о военных действиях, опубликованном вчера вечером в Париже, говорится, что «день прошел спокойно на всей линии фронта. На Рейне происходила перестрелка между укреплениями обеих сторон на берегах реки».

БРЮССЕЛЬ, 2 февраля. (ТАСС). Газета «Суар» опубликовала цифры потерь торгового флота за неделю с 20 по 28 января. Указывается, что всего было потоплено 13 кораблей водоизмещением в 29.101 тонну, из которых один корабль принадлежал Англии, два — Франции и 10 — нейтральным странам.

Военные действия в Китае ни на день не дают расслабиться ни одной из сторон:

В Центральном Китае. В центральной части провинции Хубэй, несмотря на выпавший глубокий снег, происходят сильные бои севернее шоссейной дороги Цзиншань—Чжунсян. Отбив японские атаки 29 января, китайцы на другой день вечером предприняли контрнаступление против японских позиций и прервали японские коммуникации между Цзиншанем и Чжунся-нем.

В Южном Китае. Крупные японские силы 2 февраля пытались пробиться к Биньяну (северо-восточнее Наньнина), но были окружены китайскими войсками.

В восточной части провинции Гуандуя японский отряд численностью до тысячи человек 31 января атаковал Укан (на полпути между Чаочжоу и Сватоу). После упорного боя японцы были оттеснены к Аньбу.

В провинции Суйюань упорные бои продолжаются в районе Баотоу, где японское войска поддерживаются авиацией.

Как сообщает газета «Шэньчжоужибао», 30 января против японцев поднял восстание в районе Ямсянь (провинция Гуандун) отряд войск марионеточного «правительства». Между восставшими и японскими войсками произошел бой, который продолжался всю ночь. На утро части восставших удалось пробиться в расположение китайских войск. Другая часть была японцами разоружена и расстреляна. (ТАСС).

А на нашем северном фронте вовсю шла воздушная война:

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 2 февраля па фронте не произошло ничего существенного.

Наша авиация произвела успешную бомбардировку военных объектов противника. В воздушных боях сбито 11 самолетов противника. Из нашей авиации не вернулся на свой аэродром один самолет.

Эстония. Аэродром Куусику. 02.02.40 г.

Олег Киселев: 2.02.40 г. Бомбардировщики 53 ДБАП совершили крупный налет на ж.-д.  узел и порт Пори. 20 ДБ-3 с высоты 3800 м сбросили на цели 198 ФАБ-100, 10 ЗАБ-50 и 24 АО-25. На обратном пути в районе Ханко самолеты были перехвачены четырьмя истребителями противника, в результате чего сбит ДБ-3 ст. лейтенанта С.Я. Рожкова. Экипаж выбросился на парашютах в районе о. Бенгштер, но больше о летчиках никто не слышал. Тело штурмана лейтенанта А.А. Мальчикова было выловлено в Финском заливе 7 августа 1940 г., Рожков и стрелок старшина М.А. Барнаков пропали без вести. Ответным огнем был сбит один истребитель.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 2 февраля 1940 года в районе Ханко разыгрался воздушный бой. Четыре финских «Фоккера» в 14:37 дважды атаковали девятку Дб-3 2-ой АЭ капитана Сурова, в результате чего у маяка Бенгтшер был подожжен левый двигатель крайнего левого ведомого старшего лейтенанта С. Я. Рожкова, атакованного финнами из-под задней нижней полусферы бомбардировщика. Экипаж был вынужден покинуть горящий самолет на парашютах. Финские летчики наблюдали за парашютистами до самой земли, по ним не стреляли и предполагают, что приземлились они на острове Бенгтшер, но данных о пленении экипажа Рожкова у финской стороны не имеются.

Борт стрелки рапортовали, что один из «Фоккеров» ими был сбит.

По приземлению девятки Сурова на свой аэродром в зону воздушного боя в 16:40 вылетели один Дб-3 и два истребителя И-153 для поисковых мероприятий. Но признаков сбитого Дб-3 Рожкова и следов экипажа ни на море, ни на суше обнаружено не было. На следующий день в 15:30 поиск тем же составом был продолжен, но также безрезультатно.

По результату этого вылета и понесенной при этом потери командованием полка было принято решение о прикрытии бомбардировщиков советскими истребителями, патрулирующих район Ханко, Турку и Аландских островов. 

Наталья Рожкова, внучка летчика Рожкова: Архивные сводки: 02.02.1940г. Цель: разрушить и сжечь порт Пори. Перед вылетом командиром полка были даны указания ведущим групп: в случае, если 1-я группа в составе 10 самолётов, сбросив бомбы не разрушит цель, то и 2-й группе в составе 10 самолётов, следовать за 1-й группой и производить бомбометание не по порту Пори, а по ж.-д. станции Пори. В период с 11:30 до 11:51 вылетело 20 самолётов на выполнение задания. Полёт на цель проходил в благоприятных условиях. В 13:30 с высоты 3.800 м 1-я АЭ произвела бомбометание ж.-д. станции Пори. По наблюдениям экипажей и имеющимся в наличии фотоснимкам (произведёнными Суходольским) установлено, что имелись прямые попадания по полотну ж.-д. и станционным сооружениям...

Ведущий 2-ой группы, видя такое положение и руководствуясь указаниям ком. полка принимает решение производить бомбометание не порта Пори, а ж.-д. станции Пори. И в 13:31 с высоты - 3.800 м производит бомбометание ж.-д. станции Пори.

По наблюдениям экипажей - цель разрушена. На обратном маршруте в районе Финского залива ведущий видя, что впереди западная часть закрыта облачностью, решил снизиться и, пройдя под облачностью, возвратиться на аэродром. В момент снижения, в районе острова Бенгтшер, на высоте 3000 м в 14:37 2-я АЭ была остановлена 4-мя истребителями ФОККЕР Д-21. Истребители произвели 2-е атаки: первую- слева сзади снизу, вторую - сзади снизу. Атаковались ведомые самолёты в ведомых звеньях.

При второй атаке был сбит самолёт лётчика старшего лейтенанта Рожкова, который шёл левым ведомым, левого ведомого звена в девятке. В момент воздушного боя, самолёт лётчика Рожкова отставал от своего звена на 50 -100 м и поэтому вся сила огня истребителей была сосредоточена на нём, вследствие чего явилась гибель экипажа.

С горящего самолёта экипаж выбросился на парашютах в районе о. Бенгтшер. Лётчик, тов. Доброхотов, развернувшись обратно, желая установить место приземления выбросившихся, был встречен истребителями, пытавшимся атаковать его. Он вынужден был отказаться от своего намерения и вернуться в строй. По предположению экипажа лётчика Доброхотова, истребитель противника наблюдал за выбросившимися на парашютах. Атак истребителя по выбросившимся на парашютах не наблюдалось.

В воздушном бою был сбит истребитель противника. В 15:45 19-ть самолётов произвели посадку на своём аэродроме. В 16 : 40 были высланы: один ДБ-3 и два И-153 на поиски выбросившихся. Поиски не дали положительных результатов в следствии того, что залив был закрыт облачностью. Больше о лётчиках никто ничего не слышал. 03.02.1040г. в 15:30 так же был выслан один самолёт ДБ-3 для поисков, который в месте предполагаемого приземления выбросившихся никого не обнаружили и вернулись на аэродром.

Справка от ресурса «ЗИМНЯЯ ВОЙНА. БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПОТЕРИ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЫ (1939-1940):

Рожков Семен Яковлевич, родился РСФСР, Орловская обл. Красногорский р-н с.Любовшаны в 1905 г., старший лейтенант, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк 27 дальнебомбардировочная авиационная бригада, погиб в бою 02.02.1940.

Барнаков Михаил Алексеевич, старшина, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк 27 дальнебомбардировочная авиационная бригада, погиб в бою 02.02.1940.

О штурмане лейтенанте Мальчикове Александре Андреевиче на ресурсе ничего не оказалось, но тело его нашли и покоится он с миром где-то на финской земле…

Естественно, мне очень захотелось «увидеть» то место, где произошла эта трагедия, благо, что теперь это стало возможно, не вставая с «дивана». Вот этот «злополучный» остров с его знаменитым маяком, а это район Балтики с отметкой его расположения…

Я уверен на 100%, что на острове был финский гарнизон. Маяк тому подтверждение. И были у финнов плавсредства. И видели они спускающихся на парашютах советских летчиков… и, видимо, приняли простое решение – «жить захотят – выплывут, а так Бог за них решит…»

И Бог решил – оставить на совести гибель врагов уже беззащитных на финнах, мол, придет время на праведном суде взыщу по полной…

Война есть война…жестокая и беспощадная…


*****
Первый боевой вылет 42 ДБАП. 2.02.40 г. Боевое крещение
*****

Боевое крещение 42-ой дальнебомбардировочного авиаполка состоялось 2 февраля 1940 года. С аэродрома Кречевицы две девятки Дб-3 полка вылетели в след за группой из 25 бомбардировщиков 6-го ДБАП на боевое задание, целями которого были железнодорожные узлы Пиексимяки и Суоннейоки, а также военно-промышленные объекты города Куопио. С маршрута пришлось вернуться ведущему группы майору Балашову, почувствовавшего сильную головную боль и тошноту. 

Олег Киселев делится следующей информацией по поводу этого вылета:

«Два самолета до цели не дошли и вернулись от линии фронта, один сел в районе Волховстроя, другой на своем аэродроме. На цели сброшено обеими полками 239 ФАБ-100 и 39 ЗАБ-50, а также 96000 агитлистовок».

Алексей Алешин, военный летчик, работающий над историей своего 117-го военно-транспортного авиаполка, прародителем которого и является 6-ой ДБАП, любезно предоставил мне выписку из формуляра 6-го ДБАП с описанием боевых вылетов в Финской компании 1939-1940 годов.  Из нее следует, что 2.02.40 г. вылетело 25 самолетов на военно-промышленные объекты Куопио и Пиексимяки. В районе Поритоси был воздушный бой с «Фоккер Д-21». Потери: 1 экипаж — ком. звена 3 АЭ ст. лейтенант Шуктомов, штурман звена ст. лейтенант Баклевев, стрелок-радист старшина Артеменко и воздушный стрелок Кобец. Сбито 2 истребителя противника. Налет 140 часов. Сброшено 134 ФАБ-100, 49 ЗАБ-50 и 115000 листовок.

Но сколько я не искал на карте район Поритоси, мне найти его не удалось. А вот в нашумевшей в определенных интернетовских кругах книге Карла-Фредрика Геуста «ВВС РККА в финской войне» по поводу воздушного боя бомбардировщиков 6-го ДБАП с «Фоккер-Д-21» указывается место падения Дб-3 Шуктомова – между Куопио и Йоэнсуу в районе Туусниеми.  Эти географические объекты реальны…

Любопытно: ни историк Сергиенко А.М., ни Алексей Алешин, ни финн Карл-Фредрик Геуст не рассматривают боевой вылет 2 февраля 1940 г. как совместный 6-го и 42-го ДБАП. К тому же у Геуста первый боевой вылет 42-го ДБАП вообще датируется 3 февраля 1940 года.

В тетради, в которую историк Сергиенко А.М. заносил архивные данные боевой работы 53-го и 42-го ДБАП в период Зимней кампании, боевой вылет 42-го ДБАП 2 февраля 1940 года зафиксирован отдельно на левой странице тетради, а левые страницы, как правило он оставлял пустыми, чтобы удобно было делать… нарезки для будущей рукописи. Так вот в описании первого боевого вылета 42-го ДБАП историк приводит такой факт, основываясь на оперативной сводке от 02.02.40 года: «Не выполнил задание ведущий группы майор Балашов, в полете почувствовал тошноту и сильную головную боль».

Майор Балашов в личном составе 42-го ДБАП не значился. Но он есть в записях из архивной тетради историка. О нем не было ни одного упоминания в письмах участников тех событий, что накопились в личном архиве историка. О нем ничего не говорится и в воспоминаниях генерал-майора Бабенко А. Д. В Финскую войну, будучи еще капитаном, он был командиром 1-ой АЭ 42-го ДБАП.  Но в оперативной сводке от 02.02.40 г. этот факт невыполнения задания майором Балашовым из-за недомогания имеет место, и он привязан именно к 42-му ДБАП.  В чем же дело, и кто такой майор Балашов?

Низкий поклон летчику Алексею Алешину. Все, что он сумел собрать о 6-ом ДБАП, он выложил на своем сайте, посвященном военно-транспортной авиации СССР. В разделе об истории 6-го ДБАП не составило особого труда обнаружить, что майор Балашов Иван Филиппович в Финскую войну был помощником командира полка подполковника Тупикова Георгия Николаевича, участника гражданской войны в Испании.  По итогам Зимней кампании Балашов И.Ф., один из трех из полка, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из биографической статьи, размещенной на сайте о ГСС, узнаем, что майор Балашов с декабря 1939 г. по февраль 1940 г. совершил 13 боевых вылетов… Дальнейшая судьба этого человека говорит о востребованности его для ВВС РККА. 19 августа наш «случайный» герой 42-го ДБАП в Зимней кампании был произведен в генерал-майоры, командовал полками, дивизиями и корпусами.

Однако, ни на этом я хотел заострить внимание читателя, а на следующем: так как это было боевое крещение 42-го ДБАП и боевым опытом полк не обладал, то и возглавил первый боевой вылет полка помощник командира того полка, который к тому моменту уже совершал двенадцатый… К тому же оба полка базировались на одном аэродроме.

Но случился казус: у ведущего подкачало здоровье. Скорей всего роль ведущего состояла в том, чтобы одну девятку довести до железнодорожного узла Пиексимяки, а вторую до Суоннейоки, а группа в 25 Дб-3 6-го ДБАП должна бомбить военно-промышленные объекты города Куопио. Иначе воздушный бой с «Фоккер Д-21» был бы отражен в оперативной сводке 42-го ДБАП. Если внимательно рассмотреть географическую карту и сопоставить на ней указанные объекты, то вероятность мною высказанного, становится очевидной.  Кто взял на себя тогда роль ведущего мне не известно. Но задание было выполнено. И это отразилось на следующем боевом вылете на следующий день – 03.02.1940 года.

Людмила Малькова (Прокудина): Из политдонесения батальонного комиссара Козлова [ф. 34980, оп.12, ед.хр. 1963, 19 л-ов] 2.02.40. г.  машина 1 АЭ летчика Попова была отстранена от полета, т.к. спустила стойка шасси. Один самолет вернулся от Ладожского озера - летчик лейтенант Лифанов, который опоздал с вылетом с аэродрома от своей девятки, присоединяясь к 6-у полку, оказался лишним. После чего вернулся на свой аэродром. Девятка бомбила ж.-д. станцию Пиэксимяки.
2-я девятка взлет произвела хорошо, бомбили цель одним звеном, а 2 звена бомбы не сбросили в связи с перелетом над целью. Последние сбросили бомбы над г. Сяунейнен. Сброшено 34000 листовок (обращение компартии Финляндии). Во время возвращения девяток у Ладожского озера отстали 2 самолета: летчик Петухов (забарахлил мотор) и летчик младший лейтенант Мирошкин, у которого сдал мотор. Вернулись на свой аэродром. Во время руления у майора Плескачева произошел прокол левого колеса самолета.

Девятка майора Плескачева, ведущий девятки 6 АП под командой майора Балашова, была недовольна повторному выходу на цель, нарушив строй девятки и кружения над территорией противника.

Военком 42 АП Козлов.

Из Журнала боевых действий №17 42 ДБАП на СЗФ в 1940 г. [ф.34980, оп.12]: 02.02.40 г.  2-е девятки в составе 2-х групп, состоящих из 6 –го и 42 ДБАП.

Первая девятка 3 АЭ боевое задание на цель № 59 пошла в составе первой группы.

Вторая девятка произвела вылет в полном составе, на задание дошла самостоятельно по цели № 60. Из-за не нахождения девятки в воздухе вернулся летчик лейтенант Лефанов,  летнаб старший лейтенант Краев, сели с бомбами на свой аэродром.

Девятка 3 АЭ произвела бомбардирование ж.-д. узла Суоннейоки с Н=1800 м. 3 ФАБ-100 были сброшены штурманом звена капитаном Шведовым по цели Куопио.

Всего сброшено 48 ФАБ -100, 10 ЗАБ-50, листовок 18000.

а) 1 АЭ ведущий майор Вязников, штурман майор Соколов, в количестве 8 самолетов бомбили цель № 60 с Н=3800 м сброшено бомб 54 ФАБ-100, листовок 16000.

Все сели на свой аэродром благополучно.

Начальника 1 отделения 42 ДБАП капитана Сметанкин.

Разведсводка штаба 42 ДБАП: Боевой вылет 2-х девяток 42 ДБАП в период 10:30 – 17:30 установлено:

1) самолеты были обстреляны огнем ЗА, разрывы ложились сзади, по высоте точно. Разрывы красного цвета. Встреч с воздушным противником не было.
2) Обнаружен поезд в движении от станции Иорайнен на восток 5-6 км от станции. 13:38 от станции Пиккола 8-10 км поезд в движении на юг, до 50 крытых вагонов.
3) Цель сфотографирована в 14:30 с Н=3800 м.
4) Погода: ясно, видимость хорошая.

Начальник разведотдела 42 ДБАП капитан Хомец.

Остается еще одна не стыковка: Олег Киселев указывает, что было сброшено обеими полками 39 ЗАБ-50, а у Алексея Алешина - 49 ЗАБ-50. Кто-то из них воспринял написанное от руки штабным писарчуком по-своему, ну и Бог с этим. А почему я столько внимания уделил столь не значительному, казалось бы, факту? Так это же было боевое крещение 42-го дальнебомбардировочного авиаполка!


Рецензии