Мошенничество и власть неразделимы

 «Деньги не пахнут...»
Светоний, по поводу платы за
общественные туалеты.


Тем, кто искренне считает, что государству деньги нужны не всегда, и их, ему (государству), как правило, всегда хватает, можно не расстраиваться и пропустить целую главу. Как говорится, не хочешь думать - верь. Продолжаю для остальных...
В финансовых вопросах нас (обывателей) дурят не только сегодня. С переменным успехом нас дурили (и будут) во все времена и на всех континентах. Приведу пример когда-то волновавший наших предков. На протяжении более двух с половиной тысячелетий властями использовались драгоценные металлы (золото и серебро) в качестве валютного металла. Из этих наиболее пластичных, распространенных и легко добываемых металлов, власти чеканили монеты. При этом сегодня можно совершенно точно утверждать - все государства, одни раньше, другие еще раньше занимались, как явным фальшивомонетничеством так и тайной порчей своих монет. Впрочем, порча монет тоже своего рода скрытое фальшивомонетничество.
Госсекрет банально прост и заключается в снижении веса монеты при её изготовлении или добавлении к драгоценному металлу лигатуры - примеси дешевого металла. «Валютный» металл властям жалко и они стараются его экономить для предметов роскоши или для изготовления других монет. Государство чеканит такие же с виду монеты, как и прежде, но драгоценного металла в них меньше. Своим клеймом оно удостоверяет правильность веса и пробы металла, а само тайно его ворует. У своих граждан.

Все, естественно, делается на благо казны и самого государства. Если номинальная стоимость монеты намного превышает стоимость содержащегося в ней драгоценного металла, то это означает, что монета идет «в народ» с принудительной стоимостью, по принудительному курсу. Ведь курс монеты - ее цена, выраженная в каких-либо других товарах. Значит, на монету с принудительным курсом можно купить товаров больше, чем просто на такое же количество драгоценного металла.
Вот толковая цитата из трудов одного весьма почитаемого в свое время и в определенных кругах историка и экономиста К. Маркса: «На самом деле деньги действуют в обращении именно как деньги, как золото и серебро; быть монетой - это всего лишь их функция… поэтому стоимость имеет не отделка, которую государство придает деньгам в монете, а только ее металлическое содержание…» /26/.
 
Власти часто используют и еще одно средство, в наши дни ставшее обыденным и даже естественным. Это выпуск монет из недрагоценных металлов или вообще бумажных денег, не обеспеченных ничем, кроме честного слова правительства и не требующее от государства больших затрат на производство. Власти всегда называют данный ход вынужденным. Мол материальных ценностей наплодилось так много, что оценить их одним золотом или серебром невозможно и т.п. В целом, как это ни прискорбно, современные власти правы. Но нередко бывало и так, что государство производило выпуск ничем не обеспеченных денег. Обычно это происходило во время войн или после неудачных реформ. Но иногда и просто так, для поддержания общего тонуса государства и увеличения личных счетов власть имущих. Экономисты конечно предупреждают политиков о последствиях, но...
«Как ни многочисленны бедствия, в результате которых королевства, княжества и республики идут к упадку, самыми сильными являются четыре: раздоры, смертность, не урожайность и обесценение монеты. Первые три так очевидны, что все их сознают, четвертое же, т.е. обесценение монеты, познается только немногими и лишь глубоко рассуждающими, потому что оно поражает и разрушает государства не сразу и бурно, а медленно и скрыто» /101/. Эти слова русского ученого М.Герасименко написанные в ещё в XIX веке актуальны до сих пор и касаются всех стран мира.

Эмиссия необеспеченных бумажных денег имела место во всех странах, к ней часто прибегают правители государств и поныне. Тут на смену порче монет приходит инфляция. Денег становится всё больше и больше, а цены растут ещё быстрее, ведь население любой страны состоит не только из дураков. Инфляция неизбежно влечёт за собой всевозможные кризисы и экономические проблемы (читай учебник экономики). В результате букета проблем, государственной казне приходится тяжело, и власти стараются пополнить её за счет граждан. Круг замыкается...
В старые времена величина дохода казны, зависела прежде всего от силы самой государственной власти, и от того, в какой степени власть способна заставить людей покупать и продавать товары используя именно ухудшенные, или ничем не обеспеченные деньги.
 
Огромный доход государству приносили частые и необоснованные перечеканки монет (денежные реформы). Старые монеты запрещались, их меняла на новые и конечно более легкие государственная казна. Ярким примером фальшивомонетничества и антинародной политики в прошлом, (современные очевидно свежи в Вашей памяти и так), можно считать деяния ДионисияI, тирана Сиракуз. В начале IV века он провел весьма хитроумную финансовую операцию. Под страхом смерти заставил жителей принести и сдать в казну всю имеющуюся у них монету. Затем Дионисий распорядился перечеканить ее. Новые драхмы были объявлены равными двум старым. Когда жители Сиракуз были вновь призваны на монетный двор, с ними расплатились по новому, грабительскому счету. История умалчивает о сокушающем на своем пути чиновников и правителей народном бунте, поэтому можно предположить, что жители небыли сильно удивлены и горестно ушли, унеся только половину своих сбережений. Древние писатели рассказали потомкам об этом, как об остроумной и мудрой государственной мере, выгодной для властей и безболезненной якобы для населения. Государство, как бы сделало дополнительные деньги из ничего. На самом деле своеобразно «эксплуатировало свой народ» (24). Слова хоть и были сказаны по другому поводу, но архи актуальны.

Существовал ещё один способ «надуть» население. Власти иногда чеканили и так называемые «субаэртные» монеты. Это монеты, имеющие ядро из неблагородного металла, покрытые снаружи золотом или серебром. Иногда их называют «наполненные».

Технология изготовления подобных монет была примерно следующей: подготавливалась медная заготовка соответствующего размера и веса; заготовка тщательно обрабатывалась со всех сторон, затем она плотно облекалась тонким слоем серебра и в сосуде подогревалась до температуры плавления серебра (960*С); так как точка плавления меди лишь ненамного выше (1083*С), верхний слой меди также размягчался и составлял с серебряной фольгой своего рода сплав, который сохранялся и при последующей чеканке. Тот же принцип сохранялся и при «наполнении» золотых монет.
Такие монеты были найдены среди первых монет с двусторонней чеканкой - статеров Коринфа (середина VIв. до н.э.). Подобный опыт имели и афинские мастера. Своими «наполненными» монетами, власти довели Афины до состояния полного упадка. Выпускавшиеся тогда тетрадрахмы (серебряные монеты достоинством в 4 драхмы весом от 14 до 17г), изготавливались настолько неуклюже, что тонкий слой серебра моментально сходил и медная начинка начинала быстро разрастаться. В 393 году до н.э. эти монеты были изъяты из обращения (одна такая монета хранится в Британском музее Лондона). О том, как это происходило можно узнать из произведений Аристофана (446 - 385гг. до н.э.), известного древнегреческого комедиографа. В своей комедии «Женщины в народном собрании», Аристофан умело и с юмором описал данное событие. Он намекал на схожесть судьбы Афин и её достойных граждан с судьбой «старой, полнозвучной» монеты, которую подменяют «плохие медные, неблагозвучные» деньги.

Обман со стороны государства, выпускавшего субаэратные деньги, в те времена ещё не превратился во всеобщее правило. Античные правители понимали, что длительный выпуск плохих денег не может привести к положительному результату хотя бы потому, что купец с такими деньгами не поедет в соседнюю страну. Экономика диктовала свои условия - превышение номинальной стоимости монет над стоимостью реально заключенного в ней драгоценного металла возможно, к сожалению, для правительств, только до определенного предела. Если он перейден, то новые выпуски порченной монеты теряют на рынке часть своей покупательной способности. Приходится снова ухудшать монеты. Они снова теряют свою стоимость и не могут ходить по объявленной, номинальной стоимости. Продавец не отпускает свой товар за ту же сумму в «новых» деньгах, а требует их больше, так как драгоценного металла в них меньше, или они банально легче по весу. Монеты «хорошие» и «плохие» ходят вместе. Если процессом умело управлять, то «сиятельные» фальшивомонетчики счастливо богатеют, а в проигрыше остается самый несведущий - простой народ. Если процесс запустить, народный гнев не пощадит даже самого уважаемого правителя.
 
С обвинениями в адрес недобросовестных властей пытались выступать многие известные в свои времена философы, ученые, поэты (например Данте в 1320г. в своей «Божественной комедии»). Против нарушений государством своих же правил чеканки монет в своем труде выступал знаменитый философ Фома Аквинский. Он не верил, что властям всегда не хватает денег... Он писал, что монета предназначена исключительно для хозяйственного оборота и справедливо считал, что только бог может остановить государственное фальшивомонетничество. Ошибался Фома лишь в одном, в том что папа римский способен бога достойно представить на земле. Как правило, с подобными фанатичными идеями, что лишь папа римский, как глава мировой религии способен (отлучая от церкви) остановить жаждущих обогащения мирских правителей, выходили в народ в основном представители церкви. Это Николай Орезмский, епископ в Лисо (умер в 1382г.), аббат и профессор в Тюбингене Габриель Биэль (умер в 1495г.) и т.д.

Представления вышеперечисленных лиц в основном сводились к тому, что все деньги должны быть только полноценными и служить исключительно мерилом находившихся в обращении товаров. Они допускали порчу, но лишь в годы лихолетья - войны, мора, эпидемии и т.п. и только с согласия народа. После тяжелых времён, государство должно обязательно взять на себя ответственность за народные мучения от кредитных денег и обеспечить полноценный справедливый обмен (полная утопия). Вы удивитесь, но святая церковь, проникшись ответственностью, действительно не только поднимала, но и пыталась решить эту проблему. Само понятие «monetae falsarius» применялось папской курией в отношении не только мелких фальшивомонетчиков - папа римский грозился отлучить от церкви даже некоторых, наиболее рьяно обирающих народ монархов. Папы писали «буллы», грозили, иногда отлучали и возвращали в лоно церкви, но... увы... подобные попытки и призывы были гласом вопиющего в пустыне, а «воз проблем врастал в землю». Иногда, совместно с церковью, над её разрешением бились и монархи мира сего (в основном посредством насилия или алхимии).

Существует легенда, по которой английский король ГенрихI (правление 1100 - 1135гг.) по прозвищу «Прекрасный ученый», в рождественский вечер 1125 года собрал в Винчестерском замке владельцев всех английских монетных дворов и предложил оригинально отчитаться о проделанной работе. Он достал из казны монеты каждого монетного двора и приказал проверить их качество. В зависимости от веса и чистоты металла поощрял или наказывал. Сколько всего было у короля гостей неизвестно, но 94 из них покинули замок однорукими. Так Генрих намекнул начальникам на неудовлетворительную работу их подчиненных... /99/.
Иногда короли боролись и против священников-фальшивомонетчиков. В годы правления ЭдуардаIII (1327 - 1377гг.) был пойман аббат по имени Массандрон, который замахнулся на право короля выпускать монеты. Монах кончил плохо. Усугубляло его вину и то, что сам Эдуард был убежденным противником папства. Из камеры пыток аббата отправили прямо на виселицу.

Но всё это скорее исключение, чем практика - практически всем монархам рано или поздно приходилось сворачивать с непопулярной честной «тропинки» и начинать заботиться о «закормах» своей родины (позже мы к этой теме ещё вернёмся). На мой взгляд, власть во все времена была не способна остановить процесс обогащения казны и сама себя реформировать (за очень редким исключением).

Отдельные граждане скажут, что мол порядок возможен только при социализме, в финансовой сфере хотя бы. Типа вот... сначала развалили СССР, не дали в благородном неоплачиваемом труде дожить до коммунизма, а теперь брошюрки жалостливые пишите... Но согласитесь - каждый имеет право на свою точку зрения.


Рецензии