Грецкие орехи или Киргизские?

Как киргызские орехи грецкими стали?
mir24.tv
МТРК «МИР»">
Оказывается, родина этого лакомства находится в Джалал - Абадской области Кыргызстана.
В основе названия этого материала лежит исключительно легенда. Никакого научного обоснования у этой истории нет. Но все жители села Арсланбаба, где мы недавно побывали, верят в нее и передают из уст в уста вот уже двадцатым, а быть может и тридцатым поколениям.
Началось все с Александра Македонского. Он со своими войсками остановился в лесах Арланбаба. Ныне это юг Кыргызстана, а точнее Джалал-Абадская область. Обессиленные солдаты плохо себя чувствовали. Местные жители отпаивали их специальным отваром из орехов. И тем самым победили недуг. Известный полководец решил взять с собой чудодейственное дерево в Грецию. Так и оказался кыргызский орех на чужбине. Когда деревьев там выросло очень много, никому и в голову не пришло рассказать, откуда вообще взялись орехи. Так и стали они грецкими.
В Кыргызстане, кстати, ореховые леса мало кто называет «грецкими». Чаще можно услышать «ореховые леса Арсланбаба». И они уникальны! Это единственный естественный реликтовый ореховый лес такого масштаба во всем мире. На 40 тыс. гектарах земли растут ореховые деревья, некоторым уже за тысячу лет. В начале осени местные жители откладывают все свои домашние дела в сторону и переезжают жить в лес. Все для того, чтобы с восходом солнца и до самых сумерек собирать орехи.

В лесу мы познакомились с Каныкей и Адылбеком. У них двое детей: два и три годика. Все вместе они целыми днями лазят по горам. Папа взбирается на верхушки деревьев – это приблизительно десятиметровая высота – и стряхивает урожай. Мама с детворой собирают. Потом тяжелые мешки они потихоньку спускают в палатку. По вечерам колют, чтобы продать подороже. Но пока ехать на базар не торопятся. Говорят, к новому году цены будут самые высокие, тогда и продадут все.
Небольшая справка для понимания масштабов урожая: орехи собирают около 15 тыс. человек. Ежегодно за рубеж вывозится около 300 тыс. тонн этой продукции. В среднем у каждой семьи в Арсланбабе в аренде находятся по 5 гектаров леса. За сезон удается заработать от $2 тыс. до $4 тыс. Все зависит от урожая. В этом году, например, он хуже, чем в прошлом. Орехи есть, но их немного. Говорят, все из-за дождливой весны.

Продавать собранный урожай все едут в одно и то же место: на оптовый ореховый рынок. Это очень необычная – во всяком случае, для жителей больших городов – локация. Находится этот базар в 60 километрах от самого леса, а появился он 20 лет назад. Его хозяйка вспоминает, что сама когда-то была сборщицей орехов. Собирать-то собирали, а вот куда продавать не знали. Много урожая пропадало.
«Я в буквальном смысле приводила сюда своих знакомых, которые занимались сбором орехов, показывала им это место, потом начала искать покупателей крупных, нашла таких из Турции, привозила их сюда, показывала это место. И вот, постепенно люди к нему привыкли. Теперь все знают это место», – рассказала хозяйка рынка Алхабар.

Оптовый ореховый рынок начинает работать в шесть утра. Сюда каждый день приезжают не меньше 500 сборщиков орехов. На улице еще темно, но люди уже таскают мешки и подсвечивают фонариками орехи, чтобы оценить, годный товар или нет. И что самое удивительное, к восьми утра на базаре уже почти никого не остается. Потому что все распродается, а люди снова уходят в леса, за новой партией орехов. Так, в день на оптовом рынке продаются около 20 тонн этих плодов.
Цена за килограмм не расколотых орехов – $1,1. Если орехи очищены от скорлупы, то стоят в четыре раза дороже.
С каждым годом количество орехов, которые Кыргызстан отправляет на экспорт, растет. Так, за последние несколько лет объемы выручки увеличились с $2млн до $7 млн. Но при этом площадь лесов постепенно уменьшается: тут и незаконная вырубка деревьев, и эрозия почвы из-за выпаса в лесах домашних животных. Специалисты давно бьют тревогу. Говорят, что к этому реликтовому чуду надо относиться с большей ответственностью, иначе есть риск потерять леса...


Рецензии