Потерянная принцесса. Неожиданная правда

начало: http://www.proza.ru/2019/12/06/1432

Рео опустил голову, потёр виски и прислонился спиной к белому стволу:

- Начну, пожалуй, издалека — с истории нашей семьи. Этого не найдёшь в официальных жизнеописаниях династии Валоттов. Но без знания причин невозможно понять и, тем более, принять того, что с нами случилось.  Обещай, что дослушаешь до конца, прежде, чем начнёшь давать оценки.

Амарант удивлённо посмотрел на властина:

- Конечно, обещаю!

А про себя подумал: «Странно. Я уже не младенец, чем меня можно удивить?»

Рэо усмехнулся:

- Правда может прийтись тебе не по душе. Но кроме меня никто не знает, что произошло здесь тогда. Ты тоже должен знать это!

Рэо особо подчеркнул голосом слово «должен».

- Итак, повторюсь — начну издалека. Твой дед, князь Имантус Валотта, был женат дважды. Первый брак, заключённый в государственных интересах, согласия молодожёнов не предполагал. Имантус и его первая жена Фатсия Цинния, ещё совсем дети, не могли противиться воле родителей. Говорят, Фатсия отличалась отвратительным характером. Тем не менее, они прожили вместе семь лет. За это время у них родился сын Костус, а в семье Фатсии подросла младшая дочь Азалия, полная противоположность сестры. Так случилось, что Имантус без памяти влюбился в эту совсем юную девушку. Зачастил муж старшей дочки в гости к тестю и тёще. Нетрудно догадаться, по какой причине. Фатсия, заподозрив супруга в измене, решила отравить сестру-соперницу, но по ошибке сама выпила напиток, приготовленный для Азалии, и умерла в страшных мучениях. Костус, которому на тот момент едва исполнилось шесть лет, характером пошёл в мать. После её смерти мальчик замкнулся в себе, возненавидел отца и весь белый свет. Я его хорошо понимаю и долго оправдывал. Не знаю, смог бы или нет Имантус сделать старшего сына хоть чуть-чуть добрее и вернуть его любовь к себе, но отец даже не пытался. Имантус женился на моей матери Азалии Циннии и у них родился я.

Амарант терпеливо слушал, стараясь не пропустить момент, когда речь зайдёт о его собственной судьбе. Всё, что говорил властин, в общих чертах было ему известно, за исключением подробностей, касающихся чувств. Рео старательно подбирал слова, чтобы ничего не упустить, но в то же время и не затягивать рассказ.

- Я появился на свет от союза двух бесконечно любящих друг друга людей, и меня тоже любили и баловали безмерно.

Властин виновато вздохнул, будто искал себе оправдание перед старшим братом за любовь родителей.

- Ты сам, мой мальчик, понимаешь, что Костуса – сироту, обделённого вниманием, это не могло оставить равнодушным. Он ненавидел меня и не упускал случая навредить. Не стану описывать проделки брата, скажу лишь, что приходилось несладко, ведь он был намного старше меня. Но я не держал на Костуса зла, даже жалел.

Поймав недоверчивый взгляд Амаранта, он повторил:

- Да. Жалел и прощал. До некоторых пор. Однажды, во время конной прогулки по северным границам королевства, на Имантуса и Азалию напали разбойники. Небольшая свита не смогла противостоять злодеям. Погибли все — князь и княгиня, придворные кавалеры, даже молоденькие фрейлины. Прости, Амарант, но я думаю, без Костуса тут не обошлось!

- Властин Рео, ты говоришь о моём отце! Изволь уважать хотя бы мою память о нём! - нахмурился Амарант.

- О какой памяти ты говоришь, мой мальчик? Ты не можешь помнить его, - возразил Рэо.

- Пусть, всё равно не говори плохо об отце! Ты сам только что сказал, что очевидцев не осталось!

- Да, очевидцев не осталось. И это странно. Князь и княгиня совершали лёгкую прогулку, не имея при себе драгоценностей. Их не похитили, не запросили выкуп. Это  первый и единственный случай в истории, когда вот так расправились с семьёй правителя, причём, заметь, народ любил Имантуса и Азалию! Единственный человек, кто получал выгоду от гибели князя и княгини — юный Костус. Мою мать он люто ненавидел, а убив короля, получал власть.

- Рэо! – опять гневно перебил Амарант.

- Дослушай, мой мальчик. Немного осталось.

Измученный долгим рассказом властин протёр платком бледное измождённое лицо.

- Так вот, Костус Валотта стал князем. Жестоким, кровожадным. Ему нужна была не столько всласть, сколько вседозволенность, которая вместе с пьянством окончательно превратили моего брата в чудовище.

- Дядя, ты забываешься! - в негодовании вскричал Амарант, - Я не позволю...

- Не горячись, княжич, - тихо проговорил Рео. - Я лишь хотел сказать, что по королевству гуляли голод и болезни, а Костус, чтобы отвлечь людей от недовольства, давал не хлеба, а зрелищ. Забытые при Имантусе публичные казни стали привычным явлением. Народ стонал от непомерных налогов и беззакония. Костус не щадил никого — ни аристократов, ни, тем более, простолюдинов.

- А как спасся ты, раз говоришь, что брат тебя с детства ненавидел?

- Повезло — я жил в соседнем княжестве: родители отправили учиться в лучшую школу, а когда погибли, остался жить при дворе князя Таубергия, друга отца. К тому же, я любил дочь князя Лелию, а она отвечала мне взаимностью.

- Моя мать? – не поверил ушам Амарант. – Значит правда всё, о чём шепчутся за твоей спиной?

Рэо нахмурился:

- Ты вправе верить сплетням, но хотя бы дослушай мою историю до конца!
Амарант стиснул зубы, а властин продолжал:

- Когда Костус узнал, что я собираюсь жениться на княжне Лелии, он запросил её руки. Князь Таубергия не мог отказать князю Кариота – слишком сильно от него зависел. Так любимая девушка младшего брата досталась старшему.
Мою боль невозможно передать словами. Лелия тогда и вовсе хотела умереть. Я спас её, пообещав, что всегда буду рядом, хотя бы как друг. Ты удивишься, если узнаешь, что женившись, Костус разрешил мне вернуться домой. Уверен – ему доставляло особое удовольствие видеть нас с Лелией отдельно друг от друга и знать, как мы несчастны.

Прошло несколько лет, а у княжеской четы всё не было детей. Народ роптал – если не родится законный наследник, страна погрязнет в междоусобицах за право на власть. Разумеется, в бесплодии обвинялась Лелия. Костус унижал и оскорблял жену. Однажды она пришла ко мне и попросила об одолжении. Боже, она просила меня о том, о чём я даже мечтать не смел! Я не смог отказать. И вскоре Лелия объявила, что ждёт ребёнка.

Амарант сидел, как громом поражённый и не мог вымолвить ни слова, а властин, торопясь, продолжал:

- Костус даже не потрудился сделать вид, что рад. Но Лелию на время оставил в покое. Когда на свет появился ты, князь устроил всенародный праздник. Теперь этот негодяй мог предаваться порокам, считая выполненными обязательства перед княжеством. Лелии дали возможность вскармливать младенца. Но её радость материнства закончилась, когда тебе исполнился год. После пышных торжеств, посвящённых празднованию дня рождения наследника, князь Костус предложил мне прогуляться. Позвал  жену, велел прихватить ребёнка. Я бережно нёс тебя на руках, задыхаясь от нечаянного счастья – сын прижимался к груди, обнимал меня маленькими ручками, лопотал на ухо пока никому непонятные слова. Как редко, урывками, скрывая чувства, мне удавалось прикоснуться к нему!
Мы пришли на это самое место. Солнце клонилось к закату, с утёса открывался прекрасный вид. Лелия поблагодарила мужа за прогулку.

- Рад доставить тебе удовольствие, дорогая, - с усмешкой ответил князь. - Перед смертью. Я больше не нуждаюсь ни в надоевшей жене, ни в ненавистном брате!

И безумец, выхватив шпагу, кинулся на Лелию. Она успела отскочить. Я поставил тебя на камни и бросился на брата, на ходу доставая свой клинок. К счастью, ты уже умел ходить и, оказавшись на земле, неуверенно зашагал в сторону дворца, не обращая внимания на нас.

Всё произошло в считанные секунды. Костус славился мастерством фехтования, но и я не пренебрегал занятиями шпагой. Злодей рассчитывал на эффект внезапности, но Костусу не удалось воспользоваться своим преимуществом – я вовремя подоспел и смог тяжело ранить его. В ушах звенело от ударов стали о сталь, не знаю: из глаз летели искры или от соприкосновения металла. Казалось, всё складывалось в мою пользу и исход боя предрешён. Но тут произошло непредвиденное. Я-то ждал, что Костус захочет взять реванш и попытается, во что бы то ни стало, убить меня. Но братец кинулся к княгине и из последних сил пронзил беззащитную женщину шпагой, после чего замертво рухнул к её ногам.

Смерть бедной Лелии была мгновенной. Я надеюсь – она не успела почувствовать боль. Моё отчаяние было столь велико, что я уже приготовился пронзить своё сердце. И вдруг услышал детский плач. Как я мог забыть о нашем ребёнке! Ты упал, ушибся и заплакал. А мне стало понятно, для чего жить дальше.


Княжич сидел, замерев, сражённый рассказом властина.

- Значит, мой отец…

Голос Амаранта дрогнул:

- Почему ты молчал так долго? Почему лишил возможности быть сыном живого, любящего и любимого отца?

- Наследник княжества должен соответствовать своей миссии, жить с сознанием, что он настоящий, законный правитель, а не случайный ребёнок неверной княгини, - прошептал Рео. – Но в тебе течёт кровь Валоттов и даже боги на небесах признают настоящего князя Кариота. Скоро состоится церемония принятия власти. Я не доживу до этого. Прошу, Амарант, похорони меня здесь, под камнем, на котором сидишь.

- Я... обещаю! - Амарант с трудом удерживал рыдания, - ... отец!

Княжич только что обрёл отца и опять терял его! На этот раз навсегда! Смахнув набежавшие слёзы, юноша тихо спросил:

- Скажи, а где похоронена мама?

- Под этим камнем и похоронена. Почти каждый день со дня её смерти я приходил сюда и рассказывал о тебе. Может, сейчас она чувствует, что сын рядом и радуется. Я тогда сбросил тело Костуса с обрыва, а для Лелии выдолбил могилу в скале. Это известняк, он довольно мягкий. Спустя некоторое время посадил берёзу. Вернувшись после злосчастной прогулки, сказал всем, что произошёл несчастный случай: король с королевой стояли на краю пропасти и камни вдруг обрушились прямо у них из-под ног. Такое частенько бывает в здешних местах. Не знаю, поверили мне или сделали вид — Костус залил княжество кровью и люди не скрывали радости по поводу его гибели. А вот о Лелии сожалели.  Мне же пришлось стать властином до твоего совершеннолетия.

Рео прикрыл глаза и надолго замолчал.

- Отец! - позвал испуганный Амарант, схватив властина за руку. - Пожалуйста, отец, только не сейчас!

- Дорогой Амарант! Как я хотел хотя бы раз в жизни назвать тебя своим сыном, долгие годы мечтал услышать от тебя заветное слово «отец».

По бледной щеке Рео медленно скатилась слеза. - Но, я не мог.... Я очень люблю тебя, сын! Прости меня за всё. Прощай...

Рэо слабо пожал пальцы княжича, вздохнул последний раз и затих навсегда. Не замечая слёз, Амарант с трудом откинул тяжёлый камень и разрыл могилу матери. Завернув Рэо в свой роскошный, шитый золотом плащ, княжич бережно положил отца рядом с останками княгини, вновь засыпал яму и подвинул надгробный камень на прежнее место. «Боги, для чего вы так испытываете меня? Немилосердная Аша, почему для узора моей жизни ты приготовила только чёрные нити?»

Амарант запрокинул голову, зажмурился:

- Отец говорил, что все события предопределены. Неужели фантазии богини судьбы не хватает, чтобы придумать  что-то иное, кроме как лишать меня родителей?

Ему вспомнился недавний разговор с Рэо.

- Если всё предопределено и от человека ничего не зависит, в чем тогда смысл жизни? – спросил в одной из бесед княжич властина. Амарант не мог и не хотел принять, что он лишь игрушка в руках судьбы.

- Думаю, от человека зависит многое. Например – его бессмертная душа. Как он проживает уготованное: возвышается от страданий или уничижается. Из жизни в жизнь душа несёт память обо всём пережитом, накапливая любовь и благодарность, разочарования и боль. К тому же, и сам человек может повлиять на решение Аши. Не часто, но такое случается. Не уверен, входит это в её планы или нет, но точно знаю  - бывает.
Рэо тогда как-то странно улыбнулся, а Амаранту вспомнился давний случай в лесу. Что-то похожее говорила и таинственная волшебница.

«К чему богам человеческие переживания? – думал он теперь, похоронив отца. - Зачем они так жестоки? Не потому ли, что у них самих нет души и наши жизни для богов – способ познания мира? Не хочу быть ничьим орудием! Ненавижу их! Отец, это так несправедливо – потерять тебя в тот момент, когда обрёл! И мама… теперь я буду приходить к тебе. К вам. Я один. Может так и лучше. Всё равно никто не любит вас так, как я. И не придётся никому объяснять, почему я хожу сюда».

В замок княжич вернулся глубокой ночью. Придворные с ног сбились, разыскивая его и властина. На вопросы о Рэо усталый Амарант невнятно объяснил, что не знает, где дядя и удалился к себе.

Церемонию принятия власти пришлось перенести на месяц. Сначала все искали Рэо, потом решили, что он сорвался с обрыва, на котором так любил бывать и объявили траур. Когда же торжества состоялись, Амарант поклялся себе, что будет справедливым правителем и постарается стать счастливым человеком, пусть даже вопреки воле богов. Чтобы души отца и матери были спокойны.
Перед церемонией молодому князю представили княжну Агнию, законную калиникийскую наследницу, о которой ходили всевозможные слухи. И основания для молвы были: девушка, закутанная в покрывала так, что даже глаза скрывала тонкая кружевная ткань, не выходила из тени навеса на протяжении всего праздника. Зато когда  торжества закончились, и они смогли поговорить, оказалось, что у Агнии красивый голос, интересные мысли и независимый характер. Девушка поразила князя начитанностью и неожиданными суждениями. Расстались Амарант и Агния с большой теплотой и пообещали писать друг другу письма.

продолжение: http://www.proza.ru/2019/12/06/1671


Рецензии