Хроника 42 и 53 ДБАП с 15. 01 по 29. 01. 40 г

Хроника 42 и 53 ДБАП с 15.01 по 29.01.40 г.

*****
42-ой ДБАП. Аэродром Кречевицы
*****
Генерал Бабенко вспоминает

53 ДБАП, перелетев в Эстонию, освободил место на аэродроме Кречевицы. Набив шишек и приобретя боевой опыт, полк был направлен на усиление ОАГ майора Кравченко. Его место в Кречевицах занял 42-ой ДБАП. В «досье» на генерала Бабенко, будущего командира 42-го ап ДД, собранного историком Сергиенко А.М., нахожу рукопись с воспоминаниями самого генерала. Бросается в глаза его крупный и округлый, четко читаемый, подчерк. Вот, что пишет генерал по этому поводу:

Генерал Бабенко: В первых числах января 1940 г. 42-му бомбардировочному авиационному полку была поставлена задача: из Воронежа перебазироваться в Новгород на аэродром Кречевицы для участия в боевых действиях против войск Финляндии.

Историк Сергиенко: Согласно ф.34980, оп. 102, д. 13 42-ой ДБАП 4 декабря 1939 года получил приказ о перебазировании из г. Воронеж 46 боевых самолетов плюс 12 из г. Курск на военный аэродром Кречевицы (1 АОН).

Полк имеет 58 боевых машин с мотором М-87 воздушного охлаждения и всего лишь 9 бортовых печей. Нужно дополнительно 30 печей.

Летный состав имеет рванные унты, перчатки. Курская авиабригада прислала людей без запасного комплекта нательного белья. Летный состав не имеет электрокомбинезонов напряжением 24 вт. Стрелки-радисты не имеют перчаток с 5-тью пальцами. (стр.120)

К.-Ф. Геуст в моем изложении: В период с 15 по 21 января 1940 года состоялось перебазирование 42-го ДБАП 64-й авиабригады 2 АОН в составе 58 Дб-3 из Воронежа с переподчинением 27-й ДБАБ ВВС СЗФ. К 30 января 1940 года с 45-тью боеспособными Дб-3 полк был в полной боевой готовности.

Генерал Бабенко: В то время на вооружении полка находились самолеты ДБ-3а – дальние бомбардировщики конструкции Ильюшина. Летный состав полка, для выполнения боевых заданий днем в простых метеоусловиях, был подготовлен полностью. Полеты ночью могли выполнять экипажи командиров звеньев, эскадрилий и их заместители. Перелет начался по маршруту Воронеж – Монино (под Москвой) – Кречевицы.

Моему экипажу, в составе которого входил штурман эскадрильи Сергей Федорович Ушаков (ныне генерал), была поставлена задача: по маршруту полета вести разведку погоды и данные об этом передавать на командный пункт в Воронеже. Погода на маршруте не позволяла выполнять полет на средних высотах, и нам пришлось лететь на небольшой высоте, под нижней кромкой облаков (такое задание).

При полете на низкой высоте связь самолета разведчика с землей была неустойчивой, поэтому данные о результатах разведки погоды, передаваемые на землю, были приняты частично. Вследствие этого командование, не располагая необходимыми сведениями о метеорологической обстановке на маршруте, приняло решение вылет экипажей полка перенести на следующий день.

 Наш экипаж долетел до Кречевиц и благополучно приземлился на сильно заснеженный аэродром на лыжах. После заруливания на стоянку самолетов мы встретились с авиационными техниками из состава действующего полка, которые нам сообщили печальную весть о том, что в последнем боевом вылете были сбиты зенитной артиллерией и истребительной авиацией противника шесть самолетов. Погибли шесть экипажей (летный состав не должен был сдаваться в плен). На нас это сообщение произвело сильное впечатление. Мы ощутили, что находимся на фронтовом аэродроме, с которого экипажи уходят на боевые задания, но не все возвращаются на аэродром.

Во время беседы к нашему самолету подошел полковник Тупиков Георгий Николаевич командир действующего 6-го бомбардировочного авиационного полка, и дал необходимые указания о наших дальнейших действиях.

В течение последующих пяти дней на аэродром Кречевицы совершили перелет все экипажи 42 полка, возглавляемые командиром полка тов. Вязниковым и штурманом полка Василием Ивановичем Соколовым (генерал-майор авиации в отставке). Считаю необходимым здесь сказать о том, что тов. Вязников был назначен командиром 42 полка непосредственно перед перелетом в Кречевицы, поэтому на отработку элементов на взаимодействие между членами экипажа не было времени. Впоследствии это сказалось на качестве выполнения боевых заданий.

Через некоторое время, после тщательной подготовки летного состава и материальной части самолетов, полк приступил к выполнению заданий днем.

Я: Трагические события, о которых узнал лейтенант Бабенко при приземлении на аэродром Кречевиц, датируются 6 января 1940 года, когда финские летчики Совелиус и Сарванто сбили семь ДБ-3 из 6-го ДБАП, первый один, а второй аж 6 штук! Следующий боевой вылет 6-го ДБАП датируется 18 января 1940 года.

Историк Сергиенко: После перебазирования 42 ДБАП на аэродром Кречевицы была проведена проверка 6 и 42 ДБАП. Вот что докладывал командующему ВВС СЗФ секретаря комсомола 42 ДБАП Мирошников:

«Доношу, что группой командиров штаба ВВС СЗФ проведена проверка 6 ДБП и 42 ДБП по организационным вопросам и реализации приказа №1. Проверкой установлено:

42 ДБП, командир полка майор Вязников, комиссар б/комиссар Козлов, начальник штаба Степанчиков. Полк сформирован из 64 ДББ и 30 СББ, дислоцирующихся в городах Воронеж и Курск. В Кречевицы прибыла основная масса 15.01.40 г. полк имеет 49 экипажей, летающих днем при средних метеоусловиях, из них 48 экипажей на высотах в 7000 м. Ночью летают 9, но требуют тренировки в течении 2-х дней.

Самолеты Дб-3 – 49 шт. Все исправны. На боевое задание могут быть выставлены 27 экипажей, а 22 не могут по причине нехватки печей подогрева (имеется 7 бортовых печей, а требуется 25) и еще не промыто бомбовое и стрелковое вооружение.

Управление полка укомплектовано за исключением: нет инспектора по технике пилотирования.

В АЭ не хватает: пом. командира АЭ - 1;
старшего техника по вооружению – 4;
младшего техника по вооружению – 2;
начальника связи – 4;
начальника химслужбы – 1.

Из состава 49 экипажей имеется:
а) одна АЭ, командир капитан Тимофеев, ранее летала на учебное применение на самолетах СБ, не бомбила;
б) из других АЭ, летающих на Дб-3, не бомбило 4 летнаба, которые идут на б/задание в качестве ведомых в звене;
в) в воздухе не стреляли совершенно 10 стрелков. Стреляли с самолета Тб-3 – 2 стрелка и с самолета СБ – 10 чел. С не стрелявшими стрелками в воздухе отработано ряд упражнений в тире и проведена отстрелка пулеметов непосредственно в турели своего самолета.

Полк подготовлен к боевым заданиям начиная с 17.01.40 г. За это время проведено:

а) пом. командира полка майор Балашов со всем летным составом провел 5 занятий по боевому опыту;
б) ВС АОН-1 провела два занятия;
в) Герой Советского Союза стрелок-радист 6 АП Лопатин провел одно занятие со всеми радистами полка;
г) командир полка майор Вязников провел занятие по опыту войны в Китае и МНР.

На занятиях ставилась цель как можно подробнее ознакомить летный состав о состоянии противовоздушных средств обороны противника, а также борьбы с ними.

Ответственный секретарь ВЛКСМ полка Мирошников.

Вывод: Полк по своему состоянию здоров и может в ближайшее время вступить в передовые ряды.

Согласно ф. 34980, оп. 102, д. 5 25.01.40 г. 42 ДБАП производит подготовку матчасти 9 самолетов для тренировочных полетов в составе девятки, но в связи с плохими метеоусловиями полеты так и не состоялись. По этой причине до 1 февраля 1940 года полк ни учебных, ни боевых полетов не производил. И лишь 1 февраля 1940 тремя самолетами был выполнены учебные полеты. А 3 февраля состоялся, наконец-то, первый боевой вылет.
Командующему ВВС СЗФ комкору тов. Птухину».

Это подтверждает и начальник штаба 42-го ДБАП майор Степанчиков из оперсводки [ ф.247383, д.012б ]:

25.01.40 г. полетов нет из-за метеоусловий; 26.01.40 г. подготовка матчасти; 27.01.40 г. летный состав изучает район действий; 28.01.40г. летный состав изучает район аэродрома; 29.01 летный состав изучает районы запасных аэродромов, метеоусловия плохие; с 30.01.40 г. по 1.02.40 г. летный состав изучает район действий и запасных аэродромов. (Л.А. Малькова(Прокудина))

Из оперативной сводки 42 ДБАП от 20.01.40 г. узнаем, что на аэродром Кречевицы перелетело к тому времени 29 самолетов, в Монино еще находится 18, все самолеты исправны. 11 самолетов находятся на вынужденных посадках, из них 2 ожидаются 20.01. 40 г.  Об этом сообщает майор Степанчиков.

21.01.40 г. из Монина перелетело 12 самолетов. Один самолет: летчик Казаков, штурман Чернышенко, в районе Торжок отстал от строя. Посадка его не известна.
 
26.01.40 г. прибыл из Монина самолет с руководящем составом. Проработана деректива военного совета СЗФ.
31.01.40 г. нет вылета из-за метеоусловий. Основная задержка вылетов из-за малого количества печей.
На 1.02.40 г. 42 ДБАП производил тренировочные полеты тремя самолетами. При посадке с небольшим промазом самолет зарулил в занесенную снегом канаву, в результате этого погнулись лопасти обоих винтов, требуется их замена. Летный состав занимался учебой из-за плохих метеоусловий (Л.А. Малькова(Прокудина)).

*****
Из писем Василия Проценко, советского летчика и узника Дахау
*****
Не хочу «кромсать» письма участников тех событий на части, привязывая эти части к тем или иным событиям по ходу повествования. Пусть они останутся цельными и если и опередят в чем-то события, или «искажают» архивную фактуру (это лишь человеческий фактор), то надеюсь, что читатель меня поймет.

Очевидцы тех далеких событий. Их, наверное, уже и нет с нами, но в письмах своих они продолжают жить… Один из них - Проценко Василий Елисеевич. На долю этого человека выпало не мало. Ратный путь начал в финскую кампанию в составе 42–го ДБАП. Бомбил финнов по приказу, и бомбил немцев по зову души. Ему везло до поры до времени, пока в «5.02.42 г при ударе по новодугинскому (немецкому) аэродрому был сбит. Обидно, жалко, но приказ выполнил и даже если бы и сгорел, что конечно для меня как человека, но не как для солдата, было бы лучше - это достойно сделанному. Хуже, когда горели, не достигнув цели. Каждому свое…

В общем 6.02.42-го по предательству жителя деревни у самой Сычевки был передан немцам. Обгорелый, слепой. Короче начался плен… Сычевка и предатели полицаи, Н-Дугино и немецкие летчики. Не всякому выпадает счастье видеть то, что сделали его бомбы. Вязьма - тюрьма и допросы. Смоленск и тиф. Лодзь (Лицманштадт) – лагерь военнопленных и встреча с Борисом Михайловичем Цветковым, моим бывшим комэском и майором Озолиным и др. пленными летчиками и летчиками предателями. Штутгарт и побег. Пойманы. Тюрьма СД и одиночка. Побег закованными и снова пойманы. Дахау, подъем на дыбе и блок №5 с замораживанием. Дахау и блок №22 – знакомство с комитетчиками и генералом Тонконогих. Дахау и Алах , и БМБ, и участие в сопротивлении. Снова Дахау и блок №31 – блок смертников. И снова побег за счет мертвых. Освобождение и марш бросок на Москву. Москва – Уфа - Алкино и снова лагерь, рота №4. Бунт и мокрый бункер, и оправдание. Москва и демобилизация. Поиски самого себя документального и безутешность, вот те узловые события после 5.02.42 до 20.11.45 г… В апреле 1971 г имел счастье беседовать минут 30 с генералом С.К. Бирюковым в Москве… Он генерал, зам командующего, а я так, участник войны и бывший в плену. Каждому свое…» Так начиналось его первое письмо, адресованное историку Сергиенко.

Но вернемся в начало 40-го. «…До 5.01.40 г. я находился в 51-ом СБП г. Курск, в котором были Василий Иванович Щелкунов - комэск и Александр Маркович Марков – младший летчик.

И мне просто приятно вспоминать это. Василию Ивановичу Щелкунову я перегнал из Воронежа эталонный ДБ-3, как самому уважаемому комэску. А Марков А.М. был моим однокашником по КАГи и дружком по 51-му СБП.

В последствии А. Марков на Финской был первым удостоен звания «Герой Советского Союза» в 42 ДБАП.  А 5.01.40 г. была создана сводная АЭ 51-го СБП для действий по Финляндии. В состав ее вошли:
1. Капитан Тимофеев – комэск, капитан Хурпюк – штурман;
2. Ст. лейтенант Орлов В.- пом. комэска, ст. лейтенант Филоненко – штурман АЭ;
3. Мл. лейтенант Чундинов А. – мл. летчик, ст. лейтенант Скворцов – штурман;
4. Ст. лейтенант Русов Андрей Андреевич – командир звена, ст. лейтенант Скриник - штурман звена;
5. Ст. лейтенант Тамачев А. – старший летчик, ст. лейтенант Терехов штурман;
6. Мл. лейтенант Проценко В. Е. – младший летчик, лейтенант Портнов В.Я. - штурман;
7. Ст. лейтенант Ябриков Н. – командир звена, лейтенант Дедюхин штурман звена;
8. Ст. лейтенант Кушнорович – старший летчик, Лейтенант Мыслевец штурман;
9. Мл. лейтенант Марков А.М. – младший летчик, Ст. лейтенант Копецкий штурман.

И еще один экипаж запасной – забыл их фамилии. К 5.01.40 г. эти экипажи были более всего подготовлены на ДБ-3 с моторами М-85 для действия днем в составе эскадрильи (Скорей всего это именно данный случай: «21.01.40 г. из Монина перелетело 12 самолетов. Один самолет: летчик Казаков, штурман Чернышенко, в районе Торжок отстал от строя. Посадка его не известна»).
Остальные эскадрильи 51-го СБП были также переучены с СБ на ДБ-3, и они после Финской перелетели в Эстонию, Литву и Латвию. 5.01.40 г. сели по одиночке в Монино. Числа 10.01.40 г. вылетели с Монино так же поодиночке и сели в Кречевицах, что под Новгородом. Перелетали поодиночке потому, что из-за примерзания лыж и перегрева моторов не могли собраться строем.
В это же время с Воронежа в Кречевицы перелетело четыре авиаэскадрильи 42-го ДБАП. В Кречевицах мы курские вошли в состав воронежского 42-го ДБАП пятой эскадрильей.
Состав 42 ДБАП – командир полка майор Вязников, штурман полка майор Соколов, командиры эскадрилий – капитаны Бабенко, Цветков П.М., Улюшкин, Бирюков С.К., Тимофеев и, кажется, был и Плескачев. Зам. Командира полка (инспектор по технике пилотирования) капитан Белых. Комиссар Смирнов. Летчики: Федоров, Кобенко, Соколов К., Средницкий М, Маркин А, Марков А., Орлов А., Безгусько и др. Фамилии забыл, а всего 5 АЭ.

Видимо с Кричевиц и начинается боевая история 42-го ДБАП (также см. главу «Китайский след 42 ДБАП или «превратности» судьбы»).

Летали в основном полком в колонне эскадрилий строем «клин звеном», днем. В отдельные вылеты расходились на цели по эскадрильно и редко звеном. Отдельных самостоятельных вылетов звеном или одиночно не было. На ближние цели шли с прикрытием И-16 или И-153 (чайки) – брали с озер у Карельского перешейка. На дальние цели прикрытия не было.

Противодействие ЗА было сравнительно среднее, истребителей слабое и только в первые дни. Прибывшие английские «Харрикейны» - 15 шт. были уничтожены на аэродроме до вылета. Бомбовая нагрузка самолета – ФАБ-100 по 10 шт. Раза два брали РРАБ-300 по 3 шт. Продолжительность полета 4-7 часов. Эскадрилья капитана Тимофеева, т.е. курская, ходила в «замке» замыкающей колонну. Мое место - правый ведомый правого звена. Марков - левый ведомый левого звена. Местом были очень довольны. Видели все, и нам было приятно вдвоем делать свой разбор действий каждого, а это опыт, школа.

Одновременно с 42 ДБАП действовал с Кречевиц 6-ой ДБАП – Ивановский полк. Командир полка полковник Тупиков. С ними я ходил раза 3 запасным. И в Финскую и дальше до последнего вылета мне везло на экипажи. Техники были безупречные спецы, штурманы мастера, радисты, стрелки – броня! Хорошие были хлопцы. Дружные, деловые, знающие дело, инициативные. За события в Финляндии с 10.01.40 г. по 10.03.40 г. полку было засчитано кажется 13 вылетов, 5 АЭ – 13 вылетов, звену Русова А.А. - 16 и мне кажется 18. Извините, может это не скромно, но помню, что мой экипаж сделал больше всего вылетов благодаря тому, что техник Брусанов (Брусаков) И.С. умел отлично готовить самолет. Отказов не было, да и ходили запасными в 6-ом ДБАП.

Мы - летный экипаж - были молоды и нам было интересно познать побольше. Каждый вылет – это больше, нежели неделя зубрежки и наземной подготовки. Каких-либо приключений не было. Взлет, строй, цель, возврат, посадка и на боковую. Правда, ходили в свободное время на каток с коньками. Дома спорили о тактике, правильности и ошибках прошедшего вылета. Все было интересно и поучительно. Были и потери, особенно в первые дни. В первый день пощипали воронежцев, не держали строя. На третьем вылете подбили А.М. Маркова. Комполка рано начал левый разворот колонны после сброса бомб, нам (5-ой АЭ) пришлось зависнуть над целью в зоне ЗА. Марков был левым ведомым, и его зенитчики и прицелили, как самого зависшего. Загорелся, начал отставать. Его прикрыли пара И-16 и Кушнорович – правый ведомый. Мы (АЭ) сразу не смогли отойти с ним, в стороне были «Бр. Бульдоги», а потом намного отстали. Марков, протянув горящим 80-100 км сел, перелетев линию фронта. Экипаж остался жив, самолет сгорел.

Приятно было, что однокашник, дружок не растерялся, выполнив свой долг успешно. Спас экипаж, Марков обгорел, штурман был ранен. Все обошлось благополучно.

Был зажжен и капитан Белых, какова его судьба не помню. При налете на Ваасу, что от Швеции на Балтийском заливе, при возврате штурман полка Соколов просчитался и вывел колону на высоте 500-700 м в запретную зону – западный берег Ладожского озера, сильно охраняемого ЗА и истребителями. Полк, попав в такую внезапную ситуацию, рассыпался – уходили по одиночно, звеньями над Ладогой. Расселись по чужим аэродромам. Командир полка был снят. Командиром полка был назначен майор Авельянов.

Надо отдать должное, что наше звено Русова действовало спокойно и правильно. И вместе пришли домой – одно звено полка. Был сбит и старший лейтенант (забыл летчика) штурман Капецкий при уходе от цели Элисенвааре. Сел у острова Валаам. Был пленен.

Приходили с подбитыми крыльями, баками и др. Капитан Бирюков сел без элерона. Был и такой случай: старший лейтенант Ябриков, ведущий левого звена, взлетел, сходил с полком на цель, вернулся и сел со струбциной на руле поворота. Халатность и неосмотрительность перед взлетом с одной стороны, и воля, упорство и мастерство пилотирования с другой. Были потери и в 6-ом ДБАП. Их радист (забыл фамилию) получил Героя Советского Союза – сбил не то два, не то три истребителя. После окончания Финской перелетели в Воронеж с посадкой в Монино. В Воронеже, получив по 10 дней отпуска, разъехались по домам, и дня через три всех вызвали для перелета в Кировабад…»

*****
Четырнадцатый и пятнадцатый боевые вылеты 53 ДБАП. 18.01 и 20.01.40 г.
*****
19.01.40 г. в «Красной звезде» опубликованы очередные два Указа Президиума Верховного Совета СССР о правительственных наградах служивому люду, задействованному в Зимней кампании. Первый – о присвоении звания Героя Советского Союза командиру эскадрильи 35-го скоростного бомбардировочного авиационного полка капитану Н. Г. Саранчёву, который к январю 1940 года совершил десятки боевых вылетов на бомбардировку стратегических объектов противника, нанеся ему огромный урон в живой силе и технике. А второй о награждении орденами и медалями СССР начальствующего состава Красной Армии за образцовое выполнение боевых заданий Командования в борьбе финской белогвардейщиной за проявленную с этим доблесть и мужество. Орденом Ленина были награждены 6 командиров, орденом «Красное знамя» - 76, орденом «Красная звезда» - 23, медалью «За Отвагу» - 53, медалью «За Боевые заслуги» - 6. Подписано Председателем ПВС СССР М. Калининым и Секретарем ПВС СССР А. Горкиным.

А бойцы N части знакомятся с биографией Ильича. Как сообщает по телеграфу корреспондент «Красной звезды», в 1-ой ОТДЕЛЬНОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ АРМИИ 19 января в подразделениях части, где военкомом тов. Тяпткин, ежедневно проводятся беседы об Ильиче. Агитаторы тт. Фомин, Богданов и другие читают бойцам отрывки из художественных произведений, статьи и рассказы о Ленине.

Бойцы знакомятся с биографией Владимира Ильича. Выпускаются специальные номера стенных газет, посвященные памяти Ленина.

В части открыта большая выставка о жизни и деятельности В. И. Ленина. Художники Шуклан, Знаменский и Дьяконов умело и любовно оформили ее. На выставке помимо фотографий экспонированы исторические документы, характеризующие революционную деятельность Владимира Ильича.

А параллельно разжигалась нехотя, но неуклонно Вторая мировая:

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 19 января. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии: «На западе—никаких особенных событий. Вечером 18 января отдельные самолеты противника совершили полеты над Северо-Западной Германией. Во время этих полетов английские самолеты неоднократно нарушали территорию Голландии».

ПАРИЖ, 19 января. (ТАСС). В сегодняшнем утреннем коммюнике сообщается, что на Фронте «ничего существенного не произошло».

БЕРЛИН, 20 января. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии: «Между Мозелем и Пфальцским лесом германский разведывательный отряд во время столкновения с французским разведывательным отрядом захватил несколько пленных. Германская авиация производила разведывательные полеты над Англией и Францией».

ПАРИЖ, 20 января. (ТАСС). В официальном сообщении о военных действиях, опубликованном в Париже сегодня утром, говорится: «В районе реки Блис на германской территории — оживленная перестрелка между разведывательными отрядами. 19 января над французскими линиями был сбит германский истребитель».

ПАРИЖ, 21 января. (ТАСС). Агентство Говас передает по радио следующее сообщение о военных действиях на западном фронте: «Французские войска, расположенные в Эльзасе и Лотарингии, испытывают большие неудобства из-за холодов. В самом деле, стоят чрезвычайно суровые морозы. 19 января в районе Малых Вогезов, высота которых не превышает в среднем 500 метров, отмечалась температура в 21 градус ниже нуля.

Несмотря на сильные холода, обычные разведывательные и патрульные операции как наземные, так и воздушные не прекращаются».

БЕРЛИН. 20 января. (ТАСС). Германское информационное бюро передает официальное сообщение из Амстердама о том, что вчера вечером на большой высоте вновь были замечены неизвестные самолеты над северо-восточной частью Голландии. Ввиду того, что по всем данным это были английские самолеты, голландское правительство потребовало в Лондоне выяснения этого факта.

ЛОНДОН, 21 января. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, сегодня морское министерство объявило, что 20 января в Северном море погиб английский эсминец «Гренвиль». Считают, что эсминец наткнулся на мину или же был торпедирован германской подводной лодкой. По имеющимся сведениям, из числа команды эсминца 118 человек офицеров и рядовых спасены, 8 человек убито, 73 человека, которые пропали без вести, повидимому, тоже погибли. В числе спасенных имеется много тяжело раненых.

«Гренвиль» — лидер флотилии—водоизмещением в 1485 тонн спущен на воду в 1935 году. Он принадлежит к такому же классу, как и погибший в ноябре прошлого года другой английский эсминец «Джинси».

НЬЮ-ЙОРК, 20 января. (ТАОС). Копенгагенский корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» сообщает, что близ Кабо до Финистере (Испания) подводной лодкой торпедирован датский пароход «Рефер». Команда парохода подобрана испанским рыболовным судном.

Япония отклонила американские претензии

НЬЮ-ЙОРК, 19 января. (ТАСС). По сообщению вашингтонского корреспондента агентства Ассошиэйтед Пресс, Япония отклонила многие американские претензии о возмещении убытков за ущерб, понесенный американцами в Китае.

Япония утверждает, что согласно международному праву она не несет ответственности за ущерб, причиненный во время военных действий. Некоторые американские официальные лица считают, что Япония должна возместить убытки, поскольку она не объявляла войны Китаю. Однако, по мнению юристов, Япония не несет ответственности, даже если она и не объявляла войны. Японцы указывают, что в 1854 году американский военный корабль разрушил город Грейтаун (в Никарагуа) и причинил большой ущерб Французской собственности, однако, США отказались оплатить убытки. Подобную же позицию США занимали также после захвата порта Вера Крус (Мексика) в 1914 году.

На нашем Северном фронте все течет своим чередом:

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 18 января боевая деятельность на фронте выразилась главным образом в поисках разведчиков и в раде районов в артиллерийской перестрелке. Наша авиация производила разведывательные полеты.

В течение 19 января на всех направлениях происходили поиски разведчиков, а в некоторых районах — столкновения мелких частей. На Петрозаводском направлении в районе Кителя нашей разведгруппой уничтожен батальон противника, оставивший на месте 26 пулеметов. На Карельском перешейке — столкновение передовых частей с большими потерями для противника. В ряде районов наша авиация произвела разведывательные вылеты и боевые действия по военным объектам.

В течение 20 января на фронте не произошло ничего существенного. В ряде районов наша авиация произвела успешную бомбардировку. В воздушных стычках сбито 15 самолетов противника.

Эстония. Аэродром Куусику. 18.01. и 20.01.40 г.

Олег Киселев: 18.01.40 г. плохая погода. Два Дб-3 сбросили бомбы на Ханко, а еще три Дб-3 на Киман (вероятно небольшой населенный пункт Чимиту) в 35 км северо-западнее Ханко. В обоих случаях результаты бомбометания не наблюдались.

Л.А. Малькова(Прокудина): 18.01.40 г. 53 полк взлетел для разрушения ж.-д. узла Турку. Вылетело 9 самолетов. Из-за плохих метеоусловий ведущий принял решение вернуться. 3 самолета с Н=3500 м сбросили бомбы в районе Кимито по вспышкам ЗА противника. 2 самолета на обратном маршруте с Н=3500 м сбросили бомбы по Гангё (Ханко). Всего сброшено 6 ФАБ-250, 26 ФАБ-100 и 6 ЗАБ-50. Задача не выполнена из-за плохих метеоусловий.  Временно исполняющий обязанности начальника штаба 53 АП капитан Ракша.

Олег Киселев: 20.01.40 53 ДБАП совершил налет силами 11 Дб-3 на Турку. Очередная попытка «Бульдогов» перехватить бомбардировщики снова закончилась ничем, кроме того стрелки-радисты заявили об уничтожении одного истребителя из четырех атаковавших.

Л.А. Малькова(Прокудина): 20.01.40 г.: 53 ДБАП в составе 11 самолетов вылетел на разрушение ж.-д. станции Турку. Первая группа в составе 5 самолетов с Н=4200 м бомбила порт Турку. Вторая группа в составе 6 самолетов бомбили ж.-д. узел Турку.

Всего сброшено бомб 106 ФАБ-100 и 18 ЗАБ-50.

Первая группа была атакована истребителями типа «Гладиатор». В бою один истребитель сбит стрелком–радистом командира полка Пасохиным А.М.
Командир 53 полка полковник Александров, военком 53 полка батальонный комиссар Самохин, начальник штаба майор Шейхов, капитан Ракша.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: К 21 января 1940 года с аэродрома Куусику в составе ОАГ 53 ДБАП совершил 157 боевых вылетов.

*****
Шестнадцатый боевой вылет 53 ДБАП. 29.01.40 г.
*****

Хотя нижеприведенное событие должно произойти только 10 февраля 1940 г., а 16-ый боевой вылет 53 ДБАП датируется 29 января 1940 г., имеется некоторая общая составляющая, но контекст ее проявления настолько разителен, что в раннем случае следствием были большие неприятности от случившегося, а в более позднем случае потянуло на золотую звезду Героя Советского Союза.

Начну с более значимого, отраженного в «Красной звезде» от 14.02.40 г.

Подвиг капитана Трусова

Получен боевой приказ. Через несколько минут самолеты взмыли ввысь. Группа, которую вел капитан Лакатанов, вскоре скрылась в дымке тумана.

Вот самолеты над заданной целью. На головы маннергеймовских бандитов сброшены сотни килограммов разящего металла. Цель накрыта полностью, бомбометание отличное.

Сохраняя четкий строй, машины разворачиваются и идут в обратный путь. Их сопровождают юркие «ястребки».

Молчавшие до этого белофинские зенитки вдруг открывают сильный огонь. Осколками снаряда пробит радиатор и повреждены оба мотора у машины летчика Мазаева.

Самолет охватило пламя, из капота вырвались струи черного дыма. Это заметили истребители. Они плотным кольцом окружили идущий на посадку самолет.

Не оставили экипаж пострадавшего самолета и бомбардировщики. Они кружили над озером, где приземлилась горящая машина.

Экипажу тов. Мазаева угрожала большая опасность. Он находился между нашими войсками и белофиннами.

Но советские летчики никогда не оставляют товарищей в беде. Вот от группы отделяется машина капитана Трусова и идет на посадку к горящему самолету. Чувством беспредельной радости наполнились сердца летчиков пострадавшей машины. Идут на помощь! Но радость сменилась беспокойством. Противник, видя, что обреченным, как ему казалось, людям спешат на выручку их боевые товарищи, открыл бешеный ружейно-пулеметный огонь.

Не выключая мотора, Трусов приземлил самолет. Мазаеву и его товарищам хотелось крепко обнять мужественного бойца, поблагодарить за выручку. Но сейчас не до этого! Враг неистовствует. Вокруг самолета свистят пули.

Экипаж поврежденного бомбардировщика быстро разместился в самолете Трусова. Два человека были помещены в кабину стрелка-радиста и один — в бомбовый люк. Такое распределение груза затрудняло взлет. Но не было еще таких случаев, чтобы сталинские соколы останавливались перед трудностями.

Самолет делает разбег, отрывается от снежного поля и, набирая высоту, пристраивается к ожидающим его в воздухе бомбардировщикам.

Благородный подвиг капитана Трусова—яркое свидетельство мужества и отваги, подлинного героизма советских людей, бесстрашных сталинских соколов.

Трусов представлял себе всю сложность и опасность принятого им решения. Но что может быть сильнее воли большевиков! Эта воля, воспитанная в наших людях мудрым Сталиным, побеждает всюду. Капитан Трусов не думал об опасности. У него была одна мысль — спасти жизнь товарищам. И он выполнил свой долг, долг советского летчика, красного воина.

Такими людьми, как капитан Трусов, богата наша страна. Такие люда делают Красную армию несокрушимой, такими людьми гордится весь советский народ и воздает им славу.

Автор заметки капитан Я. ПОТЕХИН.

Справка от Википедии: речь идет о капитане Михаиле Трофимовиче Трусове, помощнике командира эскадрильи 44-го скоростного бомбардировочного полка, которому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Но не стану нарушать традицию, принятую раннее. Что же произошло в Союзе и мире 29 января 1940 г.?

МОСКВА, КРЕМЛЬ, ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ, СНК СССР тов. МОЛОТОВУ

Вторая часть задания партии и правительства выполнена. Ледокольный пароход «Г. Седов» выведен изо льдов Гренландского моря и приведен в Мурманский порт. 15 доблестных патриотов социалистической родины вернулись на Советскую землю. 29 января 1940 года в 18 часов ледокол «И. Сталин» и ледокольный пароход «Г. Седов» пришвартовались в Мурманском порту. Материальная часть линейного ледокола «И. Сталин» находится в полном порядке, экипаж здоров и будет счастлив выполнить любое новое задание партии и правительства.
Начальник Главсевморпути при СНК СССР ПАПАНИН.
Капитан ледокола «И. Сталин» БЕЛОУСОВ.
Борт ледокола «И. Сталин». 29 января 1940 года. Порт Мурманск.

А из далеких заснеженных степей Казахстана пришло письмо от родителей сыну:

Письмо сыну - герою

АКМОЛИНСК, 29 января. (ТАСС). Родные красноармейца Григория Степановича Пулькина, узнав о присвоении ему звания Героя Советского Союза, написали ему следующее письмо:

— С огромной радостью мы узнали, что тебе, наш дорогой Гриша, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза со вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за твои боевые заслуги, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной.

Ты, как настоящий сын трудового народа, не щадя своей жизни, борешься за Родину, за Сталина, против извергов-белофиннов. Мы гордимся тобой. Тобой гордится и весь советский народ. Служи, сын, Советскому Союзу, защищай Родину. Если понадобится, я, твой отец, хоть и пятидесятилетний старик, встану рядом с тобой, возьму в руки винтовку и буду бить врага так же, как и ты.

Сейчас мы живем в колхозе им. Кирова, Арык-Балыкского района, Казахской ССР. Мы купили корову, две овцы, две свиньи, имеем хлеба на весь год. Переселившись из Башкирии в Казахстан, мы на новом месте живем очень хорошо.

До свидания. Будь здоров, наш любимый Гриша.

Да здравствует наше правительство! Да здравствуют наш родной Сталин и его верные соратники товарищи Калинин и Ворошилов! ПУЛЬКИНЫ: отец — Степан Тимофеевич, мать — Екатерина Егоровна, сестры — Анна, Мария, Пелагея, брат — Василий.

Справка от Википедии: «Кузнец артиллерийской батареи 28-го артиллерийского полка (19-й стрелковый корпус, 7-я армия) красноармеец Г. С. Пулькин во время боя 23 декабря 1939 года у железнодорожной станции Пэрк-Ярви на Карельском перешейке проявил беспримерное мужество и героизм. При отражении атаки финнов на артиллерийскую батарею, где Пулькин был ковочным кузнецом, он заметил, что у одного из орудий весь расчёт выведен из строя. Он принял бой вдвоем с оставшимся командиром расчёта Григорием Лаптевым, поражая противника прямой наводкой. Когда вражеские солдаты, обходя батарею с флангов и с тыла, подожгли ящики с боеприпасами, он продолжал разить атакующих из винтовки и гранатами, затем вступил в рукопашную схватку, пока с наблюдательного пункта не подошла помощь во главе с командиром батареи. В этом бою, длившимся около 5-и часов, Г. С. Пулькин уничтожил из орудия более 100 финских солдат, нескольких истребил в рукопашной схватке, а также взял в плен». Очень жаль, что наш Герой погибнет в январе 1945 году при освобождении Польши…

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 29 января. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующее сообщение с западного фронта: «На западном фронте 27 января в основном царило спокойствие. Только в восточной части фронта Рено—Мозель отмечен слабый артиллерийский огонь. Вследствие неблагоприятной погоды действий авиации не было.

Английский пароход «Дидо» водоизмещением в 3.554 тонн наскочил на мину. Шведский пароход «Готпа» водоизмещением в 1.600 тонн затопул у шотландского побережья. Голландский пароход «Оттоланд» водоизмещением в 2.200 тонн наскочил на мину у Сандерлэнда и подал сигналы о бедствии».

БЕРЛИН, 29 января. (ТАСС). Сводка верховного командования германской армии гласит: «На фронте не произошло ничего существенного».

ПАРИЖ, 29 января. (ТАСС). В сегодняшнем утреннем коммюнике сообщается, что на фронте «не произошло ничего нового».

ПАРИЖ, 29 января. (ТАСС). Агентство Гавас передает следующее сообщение о положении на западном фронте: «В районе фронта значительно потеплело, идет мелкий дождь. Видимости почти никакой. Деятельность авиации сводится к нулю. В связи с повышением температуры и густым туманом создалась благоприятная обстановка для операций пехотных частей. Патрули и разведывательные отряды возобновили обычную деятельность».

Ну так, как в этом номере «Красной звезды» события на фронтах в Китае явно запаздывают, то эти два сообщения ТАСС вполне будут уместны и отвечают ситуации в Китае на данный момент:

Провал конференции в Циндао

ШАНХАЙ, 29 января. (ТАСС). По словам циндаоского корреспондента агентства Рейтер, конференция ванцзинвеевцев в Циндао (провинция Шаньдун) потерпела неудачу. Это можно заключить из того факта, что в скором времени предполагается созыв еще одной конференции для дальнейших попыток сглаживания противоречий между Ван Цзин-веем и бэйпииским марионеточным «временным правительством».

Корреспондент далее указывает, что в городе придают большое значение тому факту, что иностранным журналистам не удалось получить ни одного интервью от председателя бэйпинского марионеточного временного правительства Ван Кэ-мина. В то же время Ван Цзин-вей очень охотно делился своими «соображениями».

Лю Вень-гуй клеймит предателя Ван Цзин-вея

ЧУНЦИН, 29 января. (ТАСС). Как сообщает по радио агентство Юнайтед Пресс, один из сычуаньских генералов —  председатель сиканского провинциального правительства Лю Вень-гуй — 29 января опубликовал заявление, в котором он клеймит предателя Ван Цзин-вея.

В заявлении говорится: «Действия Ван Цзин-вея, продающего страну, становятся все более преступными. Его недавнее соглашение с японцами не только направлено к тому, чтобы продать Китай, но и к тому, чтобы превратить 400-миллионное население Китая в вечных японских рабов.

Я, военный человек, выполняю приказ генералиссимуса и принимаю посильное участие в продолжительной войне до полной победы».

Вернемся на наш Северный фронт:

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 29 января на фронте ничего существенного не произошло.
Наша авиация производила разведывательные и боевые полеты, причем сбито в разных районах 7 самолетов противника.

Эстония. Аэродром Куусику. 29.01.40 г.

Олег Киселев: 29.01.40 г. 53 ДБАП предпринял два дальних рейда. 15 Дб-3 бомбили порт и ж.-д. узел Ньюстадт (не удалось найти такой город на финской карте, возможно, имеется в виду Якобстад в 82 км северо-западнее Ваасы). Бомбардировщики достигли цели и вернулись назад.

Вторая группа в составе 15 Дб-3, ведомая капитаном Помазовским, вылетела для бомбардировки ж.-д. узла Сейняйоки, расположенный в 327 км на север от Ханко. Один ДБ-3 сбросил бомбы по острову в 40 км юго-западнее Турку, а остальные достигли цели и отбомбились по ней. Но на обратном маршруте группа сбилась с маршрута и заблудилась. Пытаясь найти окно в облаках, группа рассыпалась и самолеты добирались назад на свой страх и риск.

Группа в составе Помазовского и летчиков Тимофеева, Стогниева и Горнова после долгого блуждания села на лед озера Хаухоллаярви, примерно в 20 км от Хаменлины, т.к. у Помазовского кончалось горючее. В это время над озером появились два поднятых по тревоге с аэродрома Парола устаревших истребителя Глостер «Геймкок» из учебной эскадрильи LLv 29 2-го авиаполка. Истребители обстреляли стоящие на льду самолеты. Убедившись, что они находятся на территории Финляндии, три Дб-3 взяв на борт экипаж Помазовского, взлетели и направились в сторону своей территории, предварительно, согласно докладу экипажей, сделав по оставленному на льду Дб-3 Помазовского до 400 выстрелов. Однако это не помогло, и финны без труда вернули почти целый ДБ-3 в строй и еще до конца войны он был передан в морскую LLv 36, получив номер VP-101.

Тимофеев с Помазовским на борту совершил вынужденную посадку в районе Пярну в Эстонии. Горнов так же сел в Эстонии в районе порта Кунда, оба самолета были поломаны, но экипажи не пострадали. А вот мл. лейтенант Стогниев вполне благополучно сел на аэродроме в Красногвардейске.

Помимо Стогниева только двум экипажам удалось совершить посадку и не повредить самолеты: летчики Кузьмин и Клевцов удачно посадили свои Дб-3 на неподготовленные площадки в Эстонии. Еще четыре экипажа сели вынужденно (три в Эстонии и один в районе Гдова), поломав при этом свои самолеты, а четыре бомбардировщика (экипажи летчиков Трутнева, Яндушева, Чайки и Сараева) пропали без вести. Два из них, согласно финским данным, были сбиты поднятыми по тревоге истребителями KoeL. Экипаж лейтенанта Яндушева попал в плен в полном составе, в плену оказались так же штурман из экипажа ст. лейтенанта Чайки лейтенант Ушаков и стрелок-радист из экипажа капитана Трутнева старшина Даниленко. Погибли помощник командира 3-й эскадрильи капитан Н.С. Трутнев, штурман экипажа Трутнева капитан И.П. Иванов, старший лейтенант П.Т. Чайка и его стрелок-радист старшина Галанин Ф.М. погибли при попытке финнов задержать их, а экипаж старшего лейтенанта С.П. Сараева пропал без вести в полном составе (штурман лейтенант Н.С. Шербаков и стрелок-радист старшина Крышинин Т.А.).

Справка от ресурса «ЗИМНЯ ВОЙНА. БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПОТЕРИ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЫ (1939-1940)

Сараев Сергей Петрович, старший лейтенант, 41 скоростной бомбардировочный полк Военно-воздушные силы 9 Армия, 29.01.1940 г. пропал без вести.
Крышинин Тимофей Арсентьевич, старшина, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк особая авиационная группа (41 скоростной бомбардировочный полк 16 скоростная бомбардировочная бригада), 29.01.1940 г. пропал без вести.
Яндушев Григорий Алексеевич, 1909 г.р., лейтенант, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк 27 дальнебомбардировочная авиационная бригада, погиб в бою (пропал без вести).
Трутнев Николай Сергеевич, капитан, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк 27 дальнебомбардировочная авиационная бригада, в 1940 г. пропал без вести.
Чайка Павел Трофимович, УССР, Харьковская обл. Изюмский р-н д.Ростьковские Пески, 1908 г.р., старший лейтенант, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк 27 дальнебомбардировочная авиационная бригада, 29.01.1940 г. погиб в плену (застрелился), похоронен у с. Кёюлиё.
Иванов Иван Петрович, РСФСР, г. Ленинград, 1909 г.р., капитан, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк 27 дальнебомбардировочная авиационная бригада, 29.01.1940 г. погиб в бою.
Галанин Федор Михайлович, старшина, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк 27 дальнебомбардировочная авиационная бригада, 29.01.1940 г. погиб в плену (застрелился), похоронен у с.Кёюлиё.
Ушаков Василий Антонович, 1915 г.р., лейтенант, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк 27 дальнебомбардировочная авиационная бригада, погиб в бою (Пропал без вести).
К сожалению, о других персоналиях из данных, приведенных Олегом Киселевым, на указанном ресурсе ничего не найдено.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 29 января 1940 года шестнадцатый боевой 53 ДБАП оказался одним из самых неудачных и трагических. Полк потерял семь своих бомбардировщиков.

Финские летчики капитан О. Эрнроот и фенрих (мл. лейтенант) О. Пухакка принудили, перехваченный ими Дб-3 из 3-й АЭ в районе Тойяла, приземлиться в районе Лемпяяля. Уже на земле экипаж из личного оружия начал отстреливаться от группы местных шюцкоровцев (вооруженная гражданская охрана), прибывшей для задержания советских летчиков. Летчик и штурман погибли: один погиб в горящем самолете, второй был застрелен в перестрелке, а стрелок-радист старшина Н. Т. Даниленко был захвачен в плен.

Смешанный отряд из 3 и 4 АЭ под командованием капитана Помазовского заблудился на обратном маршруте. В 15.30 четыре ДБ-3 были вынуждены сесть на замершее озеро Исо-Роине. Поняв, что находятся на финской территории, советские летчики, оставив один Дб-3 капитана Помазовского на льду озера из-за отсутствия в нем горючего и забрав с него экипаж, взлетели. Причем капитан Помазовский взял на себя управление самолетом лейтенанта Тимофеева из 3 АЭ.  Однако капитан Помазовский опять сбился с курса, и при вынужденной посадке северо-восточнее Пярну в Эстонии потерял и вторую машину за день, разбив ее.

Самолет Помазовского стал финским военным трофеем и 1 марта 1940 г. пополнил летный парк финской 36-й морской эскадрильи, но из-за отсутствия бомб так и не принял участия в Зимней кампании.

Мастер летного дела П. Яяскеляйнен из штабной эскадрильи 2-го авиаполка, взлетел по тревоге с аэродрома Парола на учебном самолете Глостер Геймкок и смело вступил в бой с советскими бомбардировщиками в районе Хаухонъярви. По его данным один из советских летчиков был ранен его огнем. Однако этому с советской стороны подтверждения не оказалось.

После потери ориентировки ДБ-3 из 2-ой эскадрильи в 15:36 совершил вынужденную посадку на лед озера Кеюлиярви. Штурман лейтенант В. А. Ушаков был захвачен в плен. Остальным членам экипажа удалось поджечь самолет, но под угрозой пленения они застрелились. Этот бомбардировщик по финским наблюдениям около часа нарезал круги над Кокемяки, Пей-похъя и Сякюля.

Спустя полчаса лейтенант И. Висапяя из испытательной эскадрильи и фенрих О. Пухакка принудили к посадке Дб-3 старшего лейтенанта Г. А. Яндушева из 4-я эскадрильи в Урьяла, Кюльмякоски. После непродолжительного боя экипаж был захвачен в плен. На допросе летчики утверждали, что выполняли учебный полет. Их Дб-3 практически без повреждений, так же после ремонта на Государственном авиазаводе оказался в состав финских ВВС.

ДБ-3 старшего лейтенанта Аруюнова из 3-я эскадрильи вынужденно приземлился в 25 км севернее Пайде в Эстонии, и был направлен ремонтироваться на завод №35 в Смоленске.

Седьмой ДБ-3 старшего лейтенанта С. П. Сараев пропал без вести.

*****

Но вернемся к контексту подвига капитана Трусова. Нейтральная полоса между войсками РККА и финскими боевыми подразделениями. Подходящая площадка для посадки Сб-2 – ледяное покрытие какого-то замершего в зиму озера, которых здесь немерено и имя им всем заканчивается на «Ярви». Ситуация под наблюдением тысячи очей «наших» и «чужих» с земли и с воздуха, «участвующих в игре» и «болельщиков» от ситуации возможности влиять на исход «матча» не на жизнь, а на смерть. «Наши» победили, а как «приз» - Золотая звезда Героя Советского Союза самому главному участнику этого «гладиаторского» боя.
А закончу контекстом случившегося с капитаном Помазовским. Вышли на цель, отбомбились, на обратном маршруте наша четвертка Дб-3 сбилась с курса. Причин масса, но факт остается фактом: у ведущего закончилось горючее, и он вынужден садится на подходящее замершее озеро. Странно как-то – у него закончилось, а у остальных вполне хватало… Может все же пробили финны ему баки с горючим, и оно вылилось? А если не долили, то это вредительство? Но как же показания приборов о наполненности баков – вряд ли на это летчик не обратил внимание! А что делать ведомым?  Производят посадку рядом. А тут налет финских истребителей. Мне понятны решения капитана Помазовского. Видимо, никто из ведомых в силу их подготовленности, не смог бы вывести группу на «нашу» территорию…Помазовский берет на себя управление Дб-3 одного из ведомых. Надо отдать должное, что капитан Помазовский все же привел группу на территорию нашего союзнического государства – Эстонию. А то, что три оставшихся наших Дб-3 выпустили 400 патронов по самолету Помазовского и он не был поврежден так, чтоб им нельзя было в дальнейшем воспользоваться, так это лишь в пользу авиаконструктора Ильюшина, да…и горючего в баках «ноль»! С чего бы ему отправляться на металлолом, если взрываться в самолете нечему?


Рецензии