В чем кайф профессии Клоун

- Как Вы пришли в профессию?
- Я профессиональный клоун. Так судьба распорядилась, по той причине, что мои родители цирковые артисты. И не то чтобы не было выбора, он, конечно, был, я увлекался: историей, археологии и многими другими вещами. А мои родители не хотели, чтобы я становился клоуном.
Я сказал родителям, что другого особо ничего и не умею делать профессионально, могу стоять на руках, жонглировать, стоять на катушке и делать другие цирковые трюки. Мы и договорились, что если я не поступлю с первого раза в цирковое училище, то буду поступать в высшую школу КГБ.
Я поступил. Сразу шёл на отделение клоунады. Она мне нравилась как жанр. Это не узкая специальность, а очень широкая история. Потом я пришёл к пониманию, что клоунада — это не просто жанр в цирке или театре, а отдельный вид искусства.

-Какие навыки важные для профессии удалось получить в ВУЗе?
- Мне очень много дало обучение. У меня были потрясающие педагоги. Именно от педагогов зависит очень много в любой профессии, они дают тот базис, то понимание, а если говорить про клоунаду, то даже некое мировоззрение. Научился многому, многим цирковым жанрам, у нас было много предметов: акробатика, эквилибристика, жонглирование, мастерство актёра. У меня был прекрасный педагог по мастерству актёра – Заболотный. Соответственно мне вот и пришло понимание своей роли в этом искусстве.

-Чем Вы отличаетесь от других представителей Вашей профессии?
- Ну, чем я отличаюсь… в первую очередь профессионализмом. Есть абсолютное заблуждение, что клоунов много. На самом деле профессиональных клоунов очень мало, катастрофически мало. Во всем мире их человек сто, в нашей стране человек тридцать и далеко не все состоялись как личности в этой профессии.

-Как Вы возвращаете себя в ресурсное состояние, когда нет сил?
- Когда нет сил? Разными способами, начиная от просмотра кинофильма и неважно какого. Порой вот может идти реклама какого-то фильма в кинотеатре, и я пойду, чтобы перенастроиться, переформатироваться. Есть маленькие различные фишки, порой тянет на поэзию, порой хочется порисовать, живописью это назвать тяжело, скорее эмоциональный выплеск с помощью красок. Даже не красок, знаете, я рисую гримом.
- Гримом рисуете? Ну, это по-клоунски.
-  А я же говорю, что клоунада это искусство, это мировоззрение. Такое отдельное… оно может быть во всём, в чём угодно.

- Как Вы себя настраиваете на работу?
- Помимо актерской настройки есть еще настройка на спектакль. Чтобы показать спектакль нужно к нему основательно подготовиться. Трюковые подвески, костюмы, реквизит и т.д. Для этого надо иметь крепкую силу, не болеть, понимать, что кроме тебя это никто не сделает. Никто не привезёт вещи, реквизит и т.д. Ответственность. Если чувствуешь ответственность, то всё получается. Что касается актёрской настройки, то в момент, когда ты надеваешь костюм и начинаешь гримироваться по всё к тебе приходит.

- Была ли ситуация, когда хотелось бросить свое дело?
- Не то что бы хотелось бросить своё дело. Просто, было не так много жизненных ситуаций, когда профессия, в которой я живу. Знаете, я не работаю в этой профессии, я в ней живу… Она на тот момент оказывалась в неком тупике. Не в творческом, а именно в плане продюссирования, грубо говоря, когда тебя не покупали как артиста. А надо на что-то жить, и я думал обрести другую профессию.
Это было тщетные попытки, которые не увенчались успехом и не потому что меня не брали на работу, а потому что, когда брали я задумывался готов ли я изменить себя. И я понял, что не смогу жить в другой профессии. Это не будет приносить мне удовлетворения.

- С кем Вам больше нравится работать и почему?
- С профессионалами. Потому что я считаю, что в любой сфере жизнедеятельности должны работать профессионалы. К сожалению, очень часто люди занимаются не свои делом, люди, которые не учились на эту профессию. Даже если у тебя есть талант к чему-либо, и ты идешь работать туда, то ты становишься за станок и не можешь ничего делать, потому что ты не учился, ты не профессионал. И ты ничего хорошего не сделаешь. И в нашей стране активная тенденция, когда непрофессионалы занимаются какой-то порой важной работой. Отсюда и результаты, особенно в искусстве.

- Что самое трудное в Вашей профессии?
- Если говорить честно, то самое трудное это доказать продюсерам, людям от которых зависит многое, что клоунада — это нужная и серьезная профессия для людей, для народа, для страны. Клоун — это не просто актёр, это и психолог, человек, который должен разбираться в политике, знать свою страну, историю своей страны, должен знать, чего хочет власть. Ведь это некий рупор, со своей смешной подачей, с необычным объяснением происходящего, через смех. И вся сложность заключается в том, что доказать это чиновникам, продюсерам очень сложно.

- Что для Вас самое легкое?
- Для меня, наверное, это выйти на сцену.

- Серьезно? А почему? Почему это так легко? У некоторых это наоборот самое сложное.
- Да это всё враньё! Если ты профессионал, я говорю сейчас не только о клоунаде, а про вообще актёрское мастерство. Если ты профессионал, то ты переключаешься, ты зазерняешься в определенный характер, в определённую роль. И если ты делаешь это правильно, то получаешь отдачу от зрительного зала, необязательно смех, это могут быть и слёзы. Но эти флюиды, которые вибрируют между залом… публикой и тобой. Они дают невероятную энергию...  невероятную силу. Это кайф выйти на сцену. Враньё все это, что так тяжело сосредоточится на роль. Если это так, то значит ты плохой профессионал. Надо значит больше репетировать, пока не станет легко выйти на сцену. Иди и репетируй!

- Что самое интересное в Вашей работе?
- Самое интересное…в ней так много интересного, что сама эта профессия крайне интересное. Но самое интересное это возможность экспериментов. Клоунада открывает тебе огромные возможности для экспериментов. Ни в коем случае ты не должен зацикливаться на одном образе, на одном характере. Если ты не зацикливаешься и делаешь эксперименты, то у тебя открывается множество других вещей, с помощью клоунады, эксцентрики, гротеска. Ты можешь раскрыть любую тему невероятнейшим образом.

- Помогают ли Вам профессиональные навыки в повседневной Жизни?
- Честно, если мы говорим про общество, то мешают. Мешают по той причине, что… опять же возвращаемся к людям, от которых, зависит твоя возможность выйти на сцену и показать своё искусство людям. Они воспринимают тебя как клоуна. Чаще всего восприятие людей клоуна это намазанный аниматор, который жонглирует одним мячиком и не представляет из себя никакого серьезного драматического начала.
Ну а мне лично приносит пользу. Потому что внутреннее ощущение некого детства внутри даёт мне силу, даёт возможность, что всё ещё впереди, всё ещё будет.

- На чтобы приятное Вы бы потратили свою зарплату?
- На свою профессию. Так и происходит. Вообще по Вальтеру счастье — это когда у тебя есть профессия, которая приносит тебе деньги и на которой ты можешь безбедно существовать. У меня так и происходит, что те деньги, те гонорары, которые я получаю от своей профессии, я вкладываю в свою профессию. Это специфика, в новые спектакли, в новые костюмы. И это приятно. Это счастье.

- На что нужна смелость в Вашей профессии?
- Смелость? На эксперименты. Здесь нужна смелость! Эксперимент может быть любой. Загримироваться и придумать некое действие. Например, выйти на улицу в любую погоду и сделать нечто, что будет приносить радость людям. Профессия клоунады имеет очень важную историю, это профессия, которая по определению проносит радость людям, любым: больным, здоровым, детям, взрослым, старикам. Эта профессия обязана приносить радость всем.

- Что Вас больше всего радует в Вашей деятельности?
- Ну, конечно, же, как у любого артиста и режиссёра это аплодисменты зрителей, слова добрые. Это все и приносит большую радость. И не деньги, а именно зрительская отдача.

- Какие в Вашем деле есть фишки, приметы, суеверия?
- Много разных есть, связанных с шоу бизнесом. Например, семечки нельзя до спектакля, потому что сборов не будет, зрителей. Особенно на той территории, где это происходит. Свистеть нельзя, по той же причине. Вот это прям для меня больное, если я слышу, что где-то кто-то свистит, то сразу «Тихо! Спокойно» и порой очень сложно объяснить, почему так делать нельзя. Есть такие интересные штуки, к примеру, но это правда больше у продюсеров, когда они какой-то спектакль продают, то есть всегда некая касса, специальная административная комната и на пол кладётся афиша этого действия и люди должны поэтому ходить. Считается, что это должно принести большую прибыль.

- Самый лучший, ценный совет, который Вам дали?
- Дали? Были такие советы, да… были. Но я не помню, даже, кто давал эти советы, может, они выработались с годами. Первый это не сдаваться. Ни в коем случае не сдавать. И не то чтобы идти напрямик к одной своей цели. Ведь дорог может быть много, но всегда надо идти, даже, не вперёд, а вверх. Это и была главная моя направляющая история.  Уметь всегда посмеяться над самим собой, должна быть некая самоирония над собой. Такие люди становятся добрыми и так легче жить. Ты пропускаешь мимо пощечины, которые тебе даёт жизнь, их для тебя не существует.

- Какой Вы можете дать ценный совет тем, кто выбирает Вашу профессию?
- Первое, не думать, что это легкая профессия. Второе, много-много-много заниматься и репетировать. Есть такая поговорка старая цирка СССР: «клоун в цирке должен уметь всё». Клоунада — это некий мостик между театром и цирком. Это накладывает, то что ты должен много тренироваться репетироваться и знать много цирковых жанров, должен знать пантомиму, блестяще владеть речью, быть психологом. Когда ты собираешься погружаться в эту профессию то важно найти педагога, что очень сложно. Который откроет тебе мир, расскажет, как это делать. Надо полностью отдаваться этому делу.

- С каким героем ассоциируется Ваша профессия и почему?
- Это некий обобщённый образ супергероя из Marvel. Супергерой, который обладает суперсилой. И она, наверное, заключается в том, чтобы вызывать смех и положительные эмоции. Это невероятная суперсила. Потому что всё остальное может прилагаться. Если ты сумеешь обзавестись такой суперсилой, то значит ты настоящий клоун.

- Какие мифы о Вашей профессии Вы бы хотели развеять?
- Мифы. Главный это то, что клоун может быть грустным. Нет, клоун не может быть грустный. Может быть отдельный номер или часть номера, но не клоун.

- А как же Енгибаров?
- А кто вам сказал, что Енгибаров был грустный? Нет. На самом деле у него были отличные смешные номера, да он добавлял лирики, особенно на тот момент в цирковой клоунаде не было таких прецедентов. И вот, например, идёт 6 минут смешное, а в финале идёт лирическая музыка, он достаёт зонтик с дырочками и спокойно красиво уходит. И почему-то решили, что раз у него лирический финал на слезу, то он клоун с грустью в сердце. Это миф, он смешной клоун. И клоун должен быть смешной. Если бы у нас выходил Енгибаров, царство ему небесное, величайшая звезда клоунады! Если бы он выходил печальный грустный и со слезами на глазах, то поверьте, его бы не любила публика, потому что все приходят на шоу. И хотят зарядиться смехом, радостью и получить удовольствие.
Ещё миф, что клоунов много, их не много, я говорил это вначале. Это как понимаете… может неудачный пример, но, есть космонавты и вот они летают. И представьте, что каждый человек, который смог прыгнуть с двухметровой высоты скажет «я летел 2 метра, я космонавт», ну вот примерно так.

- Если бы Вы снимали фильм «Один день из Вашей профессии» как бы он назывался?
- Сразу приходить очень простое название «Клоун». Просто «Клоун», да. Потому что это имя нарицательное, и оно определяет так много. Это и твоё психологическое состояние и то, как ты выглядишь. Когда мы говорим «клоун» история какая-то уже есть сразу.

- Представьте, что Вы самый известный в Мире клоун и Вас слушает весь мир, что бы Вы сказали в послании за 1 минуту.
- За одну минуту? Наверное, сказал бы миру, что надо, во-первых, чаще улыбаться. Это то, что я уже говорил и обратился бы к людям, чтобы они обладали самоиронией. Люди должны стать добрее и обратить внимание на детей. На то как они ведут себя. Ведь 99% детей обладают всеми этим вещами и как правило они добрые. И если все люди - взрослые, со всеми своими знаниями станут вдруг детьми, то и мир наш станет сказкой.

Мы беседовали с Павлом Степановичем Ивановым он же Клоун Великолепный Павлик из театра "Грим Масса".


Рецензии