Ладожская трагедия

В 1952 г. я, курсант ЛРУ, работал матросом на пароходе «Гарибальди». Капитан Патрашкин А.И. (помню, с орденом Красного знамени на кителе) рассказывал нам некоторые истории. В войну он работал на Ладоге капитаном парохода «Буй», обеспечивал Дорогу Жизни. Мне запомнился один рассказ о другом пароходе – «Орёл». Теперь разыскал я статью В.Додонова об этой трагедии. Её здесь просто дословно копирую, удалив не проходящие на Проза.ру иллюстрации.

17 сентября 1941 года произошла крупная катастрофа, тяжелейшая трагедия на Ладожском озере, которая долгое время оставалась в тени молчания. Она не имела себе равных по числу жертв и по тому ужасу, который несчастным пришлось пережить перед гибелью. А их было более тысячи молодых, сильных и полных жизни людей — курсанты военно-морских училищ, выпускники Военно-морской медицинской академии, офицеры и вольнонаемные ряда Управлений ВМФ. Первопричинами этой трагедии стало игнорирование командирами самых элементарных правил безопасности, а также сильный шторм и налеты вражеской авиации. Погибло 1000 - -1300 человек.

В этих чрезвычайных условиях Ладожской трагедии, на фоне вот-вот предстоящей неизбежной гибели в темной, холодной и бушующей воде, люди боролись до конца, проявляя подлинный героизм и самопожертвование. Проведенное позднее расследование подтвердило множество фактов взаимной помощи, особенно при спасении детей и женщин. Люди старались держаться вместе, общими силами противостоять стихии, помогали обессилевшим и окоченевшим, подбадривали отчаявшихся.

Курсанты морских училищ в первые месяцы войны
Уже в первые дни войны многие курсанты ленинградских военно-морских училищ оказались в зоне боевых действий и принимали участие в боях. В августе 1941 года их отозвали с фронта. Курсанты готовились к боевым действиям по защите города, участвовали в строительстве оборонительных рубежей, маскировали исторические здания и укрывали от бомб городские памятники. Училища были уже эвакуированы. Настало время отправляться в тыл и тем курсантам, которые прибыли в Ленинград с фронта.

Военные события в Ладожском озерном районе развивались быстро. 8 сентября пал Шлиссельбург — немцы вышли на побережье Ладожского озера. Ленинград оказался в блокаде, оставался единственный путь — через Ладожское озеро. В город Осиновец на побережье Ладоги один за другим прибывали эшелоны с людьми и грузами, которые надо было переправлять на восточный берег в порт Новая Ладога, а пригодных для этого судов было крайне мало. При этом город и прибывающие эшелоны постоянно подвергались налетам вражеской авиации.

Днем 16 сентября началась посадка на деревянную баржу № 752. Она была совершенно не пригодна к использованию на Ладоге, да к тому же время и штормовые волны значительно ослабили это и без того не очень прочное сооружение. На ней только что прибыл с Новой Ладоги стрелковый батальон с вооружением и легкими пушками. Теперь ей предстоял обратный путь с военнослужащими и гражданскими людьми, среди которых были женщины и дети. Баржа была чрезвычайно перегружена. На ней было от 1200 до 1500 человек, две полуторки с грузом и несколько легковых автомашин. Это и стало одной из важнейших предпосылок к трагедии.

Эвакуация через Ладожское озеро
Примерно в двадцать три часа буксир «Орел», на котором находился руководивший эвакуацией этой группы контр-адмирал А.Т. Заостровцев, повел баржу к восточному берегу. Капитаном буксира был Иван Дмитриевич Ерофеев. Его считали одним из лучших знатоков капитанского дела и ладожского района. Он уже видел признаки приближавшегося шторма, но убедить командование отложить этот рейс ему не удалось. Буксир был построен в 1904 году в Финляндии. Это было крепкое, надежное судно с хорошо обученным экипажем.

От города Осиновец до Новой Ладоги примерно 160 километров, это не менее 15 часов хода. Всякий огонь на Ладоге привлекал внимание самолетов противника, поэтому большую часть пути предполагалось пройти ночью. Для маскировки людей разместили в трюме баржи, и она отправилась в свой последний рейс. Ладогу не зря называют морем — по размерам, глубинам и силе штормов она не уступает малым морям, только вода в ней пресная. Да и по своему значению для страны она вполне заслуживает это. На Ладоге строились первые корабли для Балтийского флота, отсюда Петр I начал боевые действия, чтобы обеспечить России выход на просторы Балтики.

Начало трагедии
В первые часы перехода качка почти не ощущалась, и люди постепенно засыпали. Вскоре после полуночи ветер стал усиливаться, небо заволокло тучами, начинался шторм, который к 2-3 часам 17 сентября достиг 7-8 баллов. Баржу сильно качало. Под ударами волн ее корпус дал течь. В переполненный людьми трюм стала поступать вода. Курсанты пытались заткнуть трещины одеждой, но вода быстро прибывала. Люди стали искать места повыше от днища — на балках, сходнях, ведущих к выходным люкам. Было ясно, что положение критическое. У многих появилось первое предчувствие надвигавшейся беды.
Стали кричать, чтобы открыли запертые снаружи люки, на что получили отказ офицеров охраны. Медлить было нельзя, поэтому народ взбунтовался и общими усилиями открыл кормовой люк. На сходне под ним образовалась людская «пробка». Люди были сильно взволнованы, напирали снизу, старались быстрее выбраться на палубу. Но над люком на высоте 80 сантиметров то и дело проносился толстый брус рулевого управления, который болтался от ударов волн. Было еще темно, и многие погибали, попав под удар этого бруса.

Наконец, все вышли из трюма. Их взорам предстало бушующее озеро и постепенно оседающая в воду баржа. Но паники не было. С приближением рассвета волны стали перекатываться по палубе. Главной заботой стало держаться всеми силами за любой выступ, щель, предмет, друг за друга, но это становилось все труднее и труднее. Каждая очередная волна смывала за борт десятки едва державшихся на ногах людей. Они тут же погибали. Несмотря на весь ужас своего положения, люди держались и боролись со стихией. Ладожская трагедия набирала силу.

Борьба за спасение
Сначала решили организовать борьбу за живучесть. Нашлась небольшая помпа и четыре ведра. При помощи этих и других подручных средств, вплоть до бескозырок, стали откачивать воду из трюма. Вскоре бесполезность этой работы стала очевидной для всех. Сбросили за борт автомашины. За ними последовали другие грузы и личные вещи. Баржа немного подвсплыла. Но эта передышка оказалась чрезвычайно кратковременной. Офицеры собрали женщин и детей в рубку, считая ее более безопасным местом. Наступил рассвет. Шторм усиливался, а баржа настолько осела, что ее палуба оказалась на уровне воды.

Как только стало совсем светло, прилетели вражеские самолеты. Они сделали несколько заходов на баржу, сбросили бомбы и на бреющем полете расстреливали из пулеметов плавающих в воде людей. По самолетам открыли огонь из пулеметов и нескольких винтовок, которые были на буксире и барже, но это давало только небольшое моральное утешение. На место трагедии было произведено несколько налетов. Самолеты «утюжили» этот участок, не выбирая отдельных целей, просто поливая огнем скопление обломков с людьми.

Все пассажиры баржи, за редким исключением, проявили мужество и выдержку. Курсанты помогали женщинам и детям. Главным врагом для всех был холод. Температура воздуха в течение суток колебалась от +4 до +9, а воды от +10 до +12,5 градусов. От переохлаждения даже у очень сильных людей тело коченело, теряло чувствительность и способность двигаться, клонило ко сну. После этого человек становился легкой добычей моря. Вся надежда была на помощь извне, но ее мог оказать только «Орел».

Подвиг экипажа буксира
Когда баржа находилась примерно в 15 километрах от маленького островка Сухо (о его обороне читайте в статье «Оборона острова Сухо – Дорога жизни в Ленинград») трагедия на ней подходила к своей кульминации. Одна из волн особенно сильно ударила в стену рубки и унесла ее в пучину вместе со всеми, кто в ней был. Затем была оторвана и унесена в море вся средняя часть палубы вместе с сотнями стоявших на ней людей. Вскоре на барже остались только небольшие участки палубы в носовой и кормовой части. «Орел» отдал буксир и приступил к спасению людей, передавая сигналы «SOS».

Буксир был слишком мал, а вокруг находилось более тысячи погибающих людей. Ерофеев решил подбирать находившихся в воде. Судно глубоко осело и могло погибнуть от перегрузки и от атак вражеских самолетов. Однако, несмотря на все эти трудности, «Орел» спас 216 человек — максимально возможное число людей. На пути к Новой Ладоге он вновь был атакован вражеской авиацией. Опять пулеметные очереди, близкие разрывы бомб и предельное напряжение сил всего экипажа. Но и на этот раз маленький буксир вышел победителем.

Последние спасенные и память о погибших
Около 16 часов к барже подошла канонерская лодка «Селемджа» и сняла с нее 24 человека. Это были последние, спасенные ладожской трагедии. В катастрофе погибло более тысячи человек. К сожалению, подобные случаи отмечались у нас и ранее. О многочисленных кораблекрушениях читайте в статье о судах Российско-Американской компании. В этот период на Ладоге произошло еще несколько аналогичных трагедий, правда, с меньшим количеством жертв. Они показали полную неспособность командования Ладожской флотилией организовать перевозку по озеру людей и грузов. В середине октября 1941 года командующим флотилией был назначен вице-адмирал В.С. Чероков. В результате принятых им мер число таких трагедий резко сократилось.

Спустя годы на берегу Ладожского озера — там, куда волны еще долго выносили тела погибших, поставили памятную стелу, а затем надгробную плиту с их именами. Теперь этот памятник называется “Ладожский курган”. Рядом открыт музей “Дорога жизни”. В 2012 году экспедиция, обследовавшая дно Ладожского озера, обнаружила остатки злополучной баржи и выявила имена практически всех жертв Ладожской трагедии.

При написании статьи были использованы следующие материалы:
• Ефремов В., Ефремов С. Юность вступает в бой. «Морской сборник» № 5 1990 г.
• Военные катастрофы на море. Москва. 2001 г.
• Ладожская трагедия. Хроника крупнейшей катастрофы. Библиотека razlib/
Автор: Владимир Додонов

Ширяев: текст с иллюстрациями см. по ссылке (выделить, правой копкой мышки перейти по адресу)   
https://korvet2.ru/ladozhskaya-tragediya.html


Рецензии
Страшная история.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   06.12.2019 12:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.