Страсти Христовы
1.
В восьмидесятых годах восемнадцатого столетия к композитору Йозефу Гайдну обратился один каноник* из Кадиса**. Он просил сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. Произведение Й. Гайдна впервые было исполнено весной 1785 года, на страстной неделе, в церкви Санта-Куэва в Кадисе.
В конце двадцатого века дирижёр Миша Рахлевский попросил поэта Андрея Вознесенского написать новый текст к этому произведению Гайдна. Андрей Вознесенский вспоминал: «… Условием было оставить часть евангелиевского текста. Это было современное прочтение Евангелия, то есть вечное, на которое оно и рассчитано…»
–––––––––––––––––––––
2.
Поэма для голоса и фортепиано «Последние семь слов Христа» была задумана в 2001 году. Но тогда я не был готов к воплощению этого замысла. Это сочинение было написано… в ноябре 2017 года. Я работал над ним шестнадцать лет.
–––––––––––––––––––––
3.
Поэтической основой этого сочинения стал текст поэмы Андрея Вознесенского «Последние семь слов
Христа». Эта поэма была создана на пересечении двух веков – двадцатого и двадцать первого.
В этом произведении всё время существуют и пересекаются два типа событий – события на земле, которые протекают во времени, и события на небе, которые развёртываются вне времени. Так возник образ креста.
На титульном листе этого сочинения написано: «Страсти Христовы. Последние семь слов Христа. Поэма для голоса и фортепиано». В этом названии перекрещиваются события во времени и события вне времени.
––––––––––––––––––––––
4.
«Страсти Христовы» – контрверсийное (спорное) сочинение.
Обычно «Страсти» пишутся для большого состава исполнителей: солистов, хора и оркестра. Это сочинение написано для голоса и фортепиано. Певица выполняет здесь функции солиста-вокалиста, чтеца и хора.
Текст «Страстей Христовых» взят из поэмы Андрея Вознесенского «Последние семь слов Христа», в которую включена часть текста Евангелия.
Это сочинение очень дискуссионное по отношению к каноническим «Страстям». Оно не подобно их жанровому истолкованию в истории музыки.
––––––––––––––––––––––––
5.
«Страсти Христовы» это не только страдания и смерть Христа.
Это трагический опыт человечества второй половины двадцатого столетия и начала двадцать первого века.
Я стремился, чтобы это сочинение имело универсальный, гуманистический характер.
––––––––––––––––––––
«…Смысл в сердоболии,
в любви – спасение».
А математика любви проста.*
Свидетельство о публикации №219120600629