Погоня за Брежневым

 
                Погоня за Брежневым.

               
Оглавление.
1.Красоты на Волге.
2.Путешествие в Крым.
3.Ялта. Массандра.
4.Погоня за Брежневым.
5.Удачный спуск назад с перевала.
6.Квартира с «царского» плеча.
7.Эпилог. Красоты Крыма.

                1. Красоты на Волге.

   Шёл 1988 год. Я уже пять лет работал заместителем генерального директора треста по снабжению. Середина июня. Суббота. Вчера на работе мы бурно отметили мой день рождения (мне ударило 42 года). А сегодня рано утром мы с женой, прихватив с собой спиртное и закуску, быстренько собрались и уехали в село Зольное, там недалеко от этого села на берегу Волги находилась наша дача (её покупали ещё мои родители). Дача стояла на второй линии, на пляж мы ходили через наших соседей Коляду Геннадия и Тоню.

   День был превосходный, безоблачный, жаркий. Мы с женой Ниной сразу сходили на пляж, искупались, немного позагорали на песочке. Вернулись к себе на дачу, слегка позавтракали с шампанским и я улёгся под яблонями подремать. Если бы мы остались в городе, сейчас бы уже начали звонить и приходить друзья и родственники (все знали, что у меня дома всегда есть и спиртное и закуска), а здесь на даче я мог отдохнуть в уединении. Благо, в те годы сотовых телефонов ещё не было.
 
   Вдруг около 11 часов около ворот дачи раздались громкие автомобильные сигналы. Встал, смотрю - это  приехал мой брат Володя с каким-то мужчиной примерно моего возраста, т.е. порядка 42-х лет. Я пошёл открывать ворота. Брат говорит: «Ну, я так и понял, что ты удрал на дачу. Стас, знакомься - Володя Коротков, мой коллега из Ялты – заместитель директора по снабжению ВАЗовского спецавтоцентра в Ялте.
 
   Я говорю: «Интересное начало, передо мной два Володи и я между вами. Можно загадывать желание». Брат подхватил: «И я тоже загадываю желание: «Ты – зам директора треста по снабжению, Володя – зам директора спецавтоцентра по снабжению, а я между вами простой советский  директор Центра срочных поставок запчастей. И я уже загадал: сегодня я гуляю, Стас, у тебя на даче, а через месяц загадываю погостить у Володи в Ялте. Стас, давай мы ему сегодня покажем наши Волжские красоты, а там, даст Бог, съездим посмотреть его Крымские красоты». И со словами: «Стас, мы поздравляем тебя с днём рождения!» - они  выгрузили из машины два тяжёлых пакета с выпивкой и закуской. Мы сели в беседке и загудели. Моя жена немного посидела с нами, потом предпочла уйти к соседке.
 
   Прикончив первую бутылку, мы решили пойти искупаться. Жаркий день, широченная прохладная Волга, прекрасный песчаный пляж, шикарный вид на острова и на тот берег – всё это привело нашего гостя в восторг. Потом мы ещё часок  посидели в беседке, жизнерадостно погалдели, а после второй бутылки мы с братом решили показать гостю ещё и красивейший вид с нашего утёса.
 
   Через сто метров от нашей дачи за дорогой начинались Жигулёвские горы, а в самом начале возвышался утёс высотой примерно в 180 метров. Мы поднялись по крутой тропинке на утёс, наверху была почти ровная каменная площадка. Вид отличный: внизу - наши дачи, за ними широкая голубая Волга, по ней белые пароходы плывут, вдали зелёные острова, за ними протоки. За протоками - крутые берега, поросшие сосновым лесом. На той стороне обычно проводился ежегодный Грушинский фестиваль туристской песни. В предыдущий год он собрал более 30 тысяч туристов. Вдали слева на том берегу виден белоснежный город Тольятти, ещё левей виден гидроузел Жигулёвской ГЭС, справа вдали виднеются предместья города  Куйбышева (так до 1991 года называлась Самара).
 
   Гость восхищённо минут десять всё оглядывал, потом сказал: «Ребята, у вас тут такой простор и красота - аж дух захватывает, но я теперь просто обязан показать вам наши Крымские красоты. Я приглашаю вас обоих с семьями ко мне в Ялту».
Мой брат Володя сказал, что у него отпуск в июле. А у меня - как раз в августе. Дней по десять погостить у него в Ялте было бы не плохо.  Прикинули - для всех приемлемо. Договорились. Пожали друг другу руки.

2. Путешествие в Крым.

   В июле мой брат с женой и дочкой на своей машине съездил к Володе в Ялту, погостил у него 10 дней. Приехал, рассказал, что всё нормально: и дорога нормальная и место у него в Ялте нормальное и условия у Володи нормальные. Сказал, что Володя ждёт тебя с семьёй в августе, просил позвонить, уточнить даты прибытия и убытия. Я позвонил Владимиру в Ялту, мы согласовали сроки и сколько нас будет.
 
   Брат предупредил, что Володя за постой денег с него не брал, но когда он  предложил ему распредвал в заводской ВАЗовской упаковке, тот принял с благодарностью. Особенность того времени: заводская цена распредвала на машину «Жигули» была 92 рубля, а кавказцы тут же в Тольятти продавали оригинальный распредвал в заводской упаковке за 1000 рублей (десять зарплат среднего советского служащего).
 
   В августе мы с женой и младшей дочерью Татьяной, ей исполнилось 14 лет, поехали на моей бежевой «шестёрке» в Ялту. Старшая дочь Лена в этот период была в студенческом строительном отряде. Перед выездом я всю машину «подшаманил», свозил на диагностику в спецавтоцентр, потом сложил в багажник в отдельный портфель необходимый комплект запчастей и инструментов. Заехал к брату в Центр срочных поставок ВАЗа, он мне отпустил два распредвала по заводской цене, один мне на всякий случай, второй Володе в подарок. К ночи жена и дочь практически полностью упаковали нашу машину всем необходимым для поездки.

   Рано утром мы выехали из Тольятти и поехали по маршруту Сызрань – Тамбов – Белгород – Харьков. К концу дня мы доехали до Харькова и решили заехать к моей родне в Мерефу, это в 30 км от Харькова. Там жили наши родственники Колодубы, которые в детстве меня кормили, учили и воспитывали с 5 до 9 лет.

  В Мерефе нас весьма радостно встретил мой двоюродный брат Олег Колодуб и его жена Галина. Старшие Колодубы - тётя Лена и дядя Женя уже оказывается умерли, а два года назад 16-летний сын Олега погиб в автокатастрофе (но об этом я напишу в другом рассказе: «В гостях у Колодубов»). Утром следующего дня мы отдыхали, сходили с Олегом на кладбище, потом помянули всех родственников, а на следующий день мы с женой и дочкой поехали дальше, в сторону Запорожья и Азовского моря.

   Примерно в полдень мы подъехали к берегу Азовского моря. Сначала мы искупались в целебных грязях лимана. Тут десятки людей как свиньи валялись на мелководье и обмазывались чёрными грязями.
 
   Потом, въехав на крымскую территорию, мы объелись абрикос, которые росли вдоль дороги Джанкой - Симферополь и никто их не сторожил. Не въезжая в Симферополь, мы повернули в сторону Алушты. После перевала, когда дорога пошла вниз, мы чуть не сожгли тормоза, благо нас остановил гаишник и предложил плюнуть на колёсные диски – они зашипели. Гаишник провёл нам инструктаж, что вниз надо спускаться на второй передаче, а не на тормозах, так сожжешь все тормозные колодки и сорвёшься в пропасть.


  3. Ялта. Массандра.

   Наконец мы прибыли в Ялту. Владимир Коротков жил в самом центре, на площади. Напротив было здание Массандровского винзавода. У Володи была трёхкомнатная квартира на третьем этаже пятиэтажного дома. Володина жена со старшей дочерью уехала погостить к родителям в Севастополь, а в квартире остались Володя с дочкой Наташей 9-ти лет. Я передал Володе подарок из Тольятти – распредвал в заводской упаковке. Володя был очень рад и сразу повёл меня в магазин.
 
   На первом этаже этого дома был фирменный магазин «Вина Массандры». Мы с Володей купили здесь пару бутылок марочного вина и пару бутылок водки. В соседнем магазине закупили всё для закуски. Поужинали. Моя жена с нашей дочкой Татьяной и с дочерью Володи Наташей пошли знакомиться с окрестностями и пляжем. А мы с Володей пересели на лоджию, продолжили наш мужской ужин  и повели беседы-истории.
 
   Сначала я ему объяснил, почему у нас с братом разные фамилии и отчества: у меня отец поляк, а у брата – молдаванин, а мама - у нас общая, она   харьковчанка. В 1942 году её в 18-летнем возрасте немцы вывезли в Германию на принудительные работы. Там в Германии, в деревне недалеко от Ганновера она познакомилась с моим отцом, которого в 1939 году немцы вывезли из Польши. В 1950 году мама со мной вернулась в СССР, где сначала отсидела в тюрьме, как агент империализма, а когда освободилась, вышла за муж за Вовиного отца - Дзюбу Георгия Владимировича.
 
 Потом Володя вкратце рассказал историю своей семьи. Он был потомственный крымчанин во втором поколении. В мае 1944 года батальон отца (а он был комбатом) штурмовал в Севастополе гору Сапун. Отец был тяжело ранен, ему оторвало половину левой руки. Долго лечился в здешнем госпитале, где встретился с его матерью – врачом. Они полюбили друг друга, поженились. Отца комиссовали, он поселился у жены в маленькой комнатушке. Его направили на работу в Севастопольский горвоенкомат. В апреле 45-го он родился, а в мае закончилась война с Германией. Через год отец от военкомата получил двухкомнатную квартиру, в которой мы все и жили до 1978 года. Из Севастополя Володю призвали в армию. Попал в морфлот, точнее в морскую пехоту. Парень он был крепкий, высокий, 180 см. После армии пошёл работать в милицию, потом перевели в ОМОН, а оттуда перевели в КГБ, в службу охраны особых государственных персон.
 
 Как-то незаметно выпивка кончилась. Володя встал, сказал: «Перекури минут двадцать, я схожу за выпивкой». Вскоре он пришёл и вынул из авоськи (плетёная сетка) три мутных бутылки, завёрнутые в газеты. Это говорит коньяк массандровский, и два вина марочных пятидесятилетней давности. Я у директора дегустационного магазина их купил".

 Сели продолжили выпивать и я к нему прицепился: «Как это вино может быть 50-летней давности, если 43 года назад война кончилась? Насколько я знаю, все массандровские запасы перед приходом немцев были уничтожены».
 
  «Эх, говорит Володя, - это всё в газетах так пишут. А на самом деле, как рассказывают здешние старожилы, перед приходом немцев на показ было вылито вон туда на дорогу несколько бочек вина, а остальное Главный винодел "Массандры"  опечатал.
 
  Немцы, конечно, его отблагодарили и оставили главным виноделом и сторожем. А когда в 44-ом пришли наши, немцы тоже для отчёта своему начальству вылили на дорогу несколько бочек вина. Главный винодел устроил им прощальную дегустацию старых вин и пьяные немцы едва успели удрать.
 
  А главный винодел опять сдал новому уже советскому коменданту Ялты всю продукцию по накладной. Так что основная масса продукции сохранилась. Там несколько тоннелей и в них лежат тысячи бочек и бутылок даже двухсотлетней давности. Но, Станислав, пока эта история хранится в тайне, а когда-нибудь кто-нибудь наверное напишет завлекательный военный детектив о чудесном спасении массандровских вин». 
Я ответил, что намёк понял, гостайну про Массандру не выдам и под пытками.


 4. Погоня за Брежневым.

  За день до нашего отъезда Володя пришёл пораньше и предложил посидеть и поговорить перед отъездом. Он принёс большую сумку и вынул три бутылки: водку, коньяк и портвейн «Массандра» и сказал при этом «Нина и Стас, вы мне очень понравились, я хотел бы с вами душевно посидеть в этот вечер». Закуски дома было предостаточно. Мы быстро накрыли стол.
 
  Конечно быстро разговорились. Он спрашивал, как мы отдохнули, что и где нам особо понравилось. Мы рассказывали, где успели побывать и что особенно понравилось. Нина сказала, что нам очень понравилась его квартира и сам хозяин. Он ответил: "Спасибо за похвалу хозяина, а эту квартиру мне сам Брежнев подарил". Тут мы пристали к нему с расспросами и он нам рассказал свою интересную историю.
 
Пересказываю её со слов Володи и в меру моей памяти.
 
   Это было, кажется, в 1978 году. Тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев отдыхал в своей Крымской резиденции в районе Ялты. Я служил тогда в чине капитана в Крымском отделении КГБ, в отделе охраны членов ЦК и Правительства. В этот год я с напарником на нашей форсажной шестёрке работал в группе автосопровождения машины Брежнева.
 
   На эту ночь мы были, как и всегда, распределены по постам в его резиденции. Я с напарником дежурил в комнате на входе в резиденцию. Наша машина стояла под окном. Примерно в 11 вечера по рации сообщили, что Брежнева уложили спать. Я как был в форме, так и остался дремать, сидя в кресле у входа. Было жарко, я открыл окно. Брежнев, наверное, уже спит, а мы по очереди дремлем, но не спим – бережем покой и здоровье нашего  Генсека.
 
   А в три часа утра Брежнев, которого также как и других старперов периодически мучила бессонница, потихоньку прямо в пижаме миновал все посты и спустился в гараж. Он велел охраннику открыть ворота и дать ключи от нового ЗИСа, сел в него и уехал. Брежнев вообще-то был большой любитель машин, иногда он пробовал и обкатывал новые машины, но такое бывало обычно днём при охране, а тут ночью, тайком, в одиночку. Через минуту охранник включил тревожную сигнализацию.
 
   По рации нам объявили, что Брежнев сам сел в машину и поехал вверх в сторону Алушты. Объявили план аккуратного перехвата. Мой напарник как назло вышел в туалет. Я выпрыгнул в окно, сел в свою шестёрку и помчался вверх по трассе Ялта – Симферополь. Слышу, по рации объявляют:  «Всем постам ГАИ и спецназа по трассе Ялта – Симферополь очистить дорогу от всех машин. Из Ялты в сторону Симферополя едет машина марки «ЗИС». За рулём - лично Брежнев Леонид Ильич. Во избежание столкновений с машиной Брежнева обеспечить свободную дорогу его машине. Его перехват поручен спецназу КГБ».
 
   Минут через 15 уже после Гурзуфа я догнал машину Брежнева. Всё-таки я моложе, да и каждый поворот на этой трассе я знаю наизусть и плюс на моей «шестёрке» движок форсажный, специально для КГБ. Еду в двадцати метрах за его машиной. Гляжу, крутит он уверенно и с удовольствием. Я доложил по рации, что догнал Брежнева и что он нормально проходит все повороты и рулит уверенно. Докладываю, что прошли Алушту, Брежнев погнал наверх, в сторону Симферополя.
 
   Мне дают команду: «Ехай спокойно, не сигналь, не обгоняй, не поджимай, не напугай. Дорогу в основном очистили. Наверху ему готовим блокаду. Как только он остановится, подойди к нему, представься и попроси разрешения сесть за руль его машины. Дальше доложишь нам. Сзади за вами едут три наши машины, в первой – твой напарник. Ключи от шестёрки отдашь ему». Отвечаю: « Понял». Сам еду и молюсь, только бы Брежнев никуда не впоролся – за всё я буду отвечать.
 
   Минут двадцать мы ещё гнали до перевала. В некоторых местах на обочине дороги стояли гражданские и милицейские машины. А на самом перевале, на ровной площадке уже полукругом плотно стояли разные машины – не прорвёшься. Брежнев затормозил. Я тоже остановился и сразу подскочил к его машине, представился: «Здравствуйте, Леонид Ильич! Капитан КГБ Коротков Владимир Николаевич. Разрешите, я теперь поведу машину с Вами назад».
 
   Он своим скрипучим голосом говорит: «Я так сразу и понял, что за мной как будто на коротком поводке едет какой-нибудь капитан КГБ. Так, а если я не соглашусь? Я ведь и сам могу доехать».
 
 - «Так ведь, Леонид Ильич, Вы же знаете, что вниз вести машину сложнее, чем вверх».
 - «Так и тебе, капитан, вниз сложнее».
 - «А я уже двадцать лет здесь езжу туда-сюда и все повороты наизусть помню».
    Брежнев возражает: «А машина-то эта будет намного тяжелей твоих «жигулей», может, и не справишься».
   Я его успокаиваю: «Леонид Ильич, а перед Вашим приездом мы все машины испытывали. Я вот лично именно на этом ЗИСе сюда до перевала ездил и даже дальше до аэропорта, а потом назад возвращался. Так что я и машину эту проверил и дорогу наизусть знаю. Разрешите, я за руль сяду».
   Брежнев согласился: «Пожалуй, ты убедил, капитан. Ладно, садись за руль, посмотрим, как ты водишь».


5.Удачный спуск назад с перевала.

   По дороге назад мы разговорились. Брежнев сначала похвалил меня: «Хорошо, капитан, рулишь, уверенно».
   - «Как учили» - отвечаю.
   - «Да и за мной ты ехал как прицепленный, но не стал обгонять».
   - «Приказ такой был. Да и Вы, Леонид Ильич, ехали быстро и уверенно, как настоящий водитель».
   - «Ну, спасибо, оценил. Это я в войну наездился и нарулился на американских «виллисах», все руки отбил – то была не машина, а консервная банка».
 
   Потом Брежнев стал спрашивать меня, где я живу, с кем живу, как служба складывается. "Живём, говорю, с женой и дочкой у родителей в двухкомнатной квартире в Севастополе. Жена опять готовится рожать". Дальше, пока ехали, я ему рассказал весь свой послужной список, как я дослужился до капитана КГБ.

   Приехали. Брежнев при всех пожал мне руку и сказал: «Молодец, капитан, классно водишь. Да и поговорили мы с тобой приятно. Я желаю тебе скорейшего решения твоего жилищного вопроса. Твоё начальство я сегодня по этой теме озадачу. Если будут проблемы, пиши лично мне».
Отвечаю: «Спасибо, Леонид Ильич».


6.Квартира с «царского» плеча.

   А через три дня мне майора дали и спросили, не хочу ли я продолжить службу в Москве. Мы с женой посоветовались, тут в Крыму у меня очередь на квартиру подходила. Я попросил, лучше мне квартиру в Ялте дайте, мы тут хотим остаться. Вся родня наша тут в Крыму живёт. И через месяц мне дали эту квартиру, где мы с тобой сейчас сидим, правда, как служебную. Это была раньше явочная квартира.
 
   Через год Брежнев опять приехал в Крым отдыхать. Меня вызвали к нему.  Он спросил: «Ну, вижу, майора тебе дали, а как с квартирой вопрос решился?» Говорю: «В принципе решился, дали трёхкомнатную, правда, служебную, боюсь, отберут, если что не так».
   - «Ты ж мне говорил, что у тебя городская очередь приближалась, а я велел им выделить тебе городскую квартиру вне очереди, так что я им сейчас  напомню». Он подумал и спросил: «А эта квартира тебя устраивает?»
   Я ответил: «Меня и особенно жену она очень устраивает – всё рядом». Брежнев подумал и сказал: «Вот что. Напиши заявление на перевод этой квартиры в городской фонд жилья, а я им команду дам».
 
   Ну, я и написал заявление с просьбой перевести эту квартиру в городской фонд на мою фамилию. Всё получилось. На работе мне тоже дали повышение – начальником отдела назначили. Начальство стало побаиваться меня ругать – с ним сам Брежнев за руку здоровается, и ещё просил писать, если проблемы будут.
 
   А когда в 1982 году умер Брежнев, то я через сорок дней  подал рапорт на увольнение из КГБ. Уволили меня без проблем и без проволочек. Квартира осталась моей. Вот мы с вами сейчас и пользуемся квартирой, которую мне тогда Брежнев организовал.

   А на гражданке меня сразу пригласили в Спецавтоцентр возглавить службу охраны. На этой должности мне больше всего надо было подстраховывать работу зама по снабжению. Мы часто с ним ездили на переговоры и совещания вплоть до Тольятти в «АвтоВАЗтехобслуживание». Я практически был в курсе всех его дел. Через три года он вышел на пенсию и мне предложили занять эту должность. Вот я теперь и пашу на ниве снабжения». На этом он закончил свой рассказ.


7.Эпилог. Красоты Крыма.

  Время в Ялте у нас прошло в купаниях и близких турпоездках. Мы ездили вчетвером: Я, Нина, наша дочь Таня и дочь Володи - Наташа – бойкая девчушка 9 лет. Она отчаянно ныряла с причала, с высоты 5 метров. Я вынужден был для подстраховки прыгать вслед за ней. Мы прожили у них 10 дней.
 
   Перед отъездом мы с Володей проехали на моей машине на их станцию техобслуживания и он организовал мне качественную проверку машины перед поездкой. Расплатился я по Володиному совету запчастями, которые привёз с собой из Тольятти. На обратный путь у меня был ещё полный комплект запчастей для себя на всякий случай.
 
   Назад мы поехали не через Алушту, а по горной дороге, которую нам порекомендовал Володя. Это была дорога с тысячей поворотов, которая привела на гору «Ай-Петри». Вид с этой горы на посёлки вдоль берега и на само море был потрясающим. Это были истинные красоты Крыма. Мы более часа провели на Ай-Петри, потом начали спускаться вниз в сторону Симферополя. Когда спустились в долину, там в посёлке Куйбышево жена купила ведро груш за 1,5 рубля, а в Ялте килограмм груш столько стоил.
 
   Дорога домой заняла двое суток, заночевали мы в стихийном кемпинге в сосновом бору недалеко от Саратова. У нас ещё была с собой палатка и два спальных мешка, ночь поспали нормально. К вечеру следующего дня мы  благополучно приехали в Тольятти. Свой отпуск я продолжил на нашей даче на берегу Волги.

 Жемповский Станислав.  06.12.19.


 


Рецензии