За вами следят и копируют

Мы все знаем английскую пословицу: "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте лучше себя". Но мы даже не догадываемся, как рано это начинает действовать.

Вы знаете, что такое "импринтинг"? Импринтинг - запечатление,  сформировано нобелевским лауреатом Конрадом Лоренцем в результате изучения им онтогенеза поведения птенцов: только что вылупившиеся гусята способны признавать своими родителями любой подходящий объект, который они видели в первые часы своей жизни. Импринтинг среди млекопитающих растянут и сдвинут на более поздние сроки, например у медвежат достигает 75 дней. Это объясняется слабостью и беспомощностью новорожденных, они нуждаются в более тесном и продолжительном контакте с матерью, без которой не могут выжить в естественных условиях. Люди тоже млекопитающие. Есть ли импринтинг у младенцев? Конечно, есть. Известный этолог, психоаналитик Джон Боулби доказал, что процесс импринтинга есть у малышей. Подробно об этом можно почитать в  работе «Привязанность».
Любой родитель это заметит и подтвердит. В 1-3 месяца – к ребенку может подходить любой взрослый. В 3-6 месяцев младенец отдает предпочтение только знакомым.  От 6 месяцев до 3 лет все дети испытывают интенсивную привязанность к определенному человеку, чувствуют тревогу при разлучении. В 7-8 месяцев появляется боязнь незнакомцев, малыши движутся в сторону объекта привязанности, помните, когда вы не могли даже в душ нормально сходить, малыш всюду хотел быть с вами?

Импринтинг – запечатление  факторов окружающей действительности (образов, объектов, усвоение стереотипного поведения, усвоение «реакции следования»)
Проявляется только после появления подвижности, мобильности. Т. е. у младенца с периода ползания. Итак, примерно с 6 месяцев все ваше поведение копируется.
После того как ребенок освоил возможности своего тела, научился видеть, слышать, пользоваться руками и ногами начинается период подражания. И в этот период ему не  интересны «детские» с нашей точки зрения игрушки, ему важно научиться пользоваться теми предметами,  которыми пользуются взрослые. Включать и выключать свет, пульт телевизора, кнопки клавиатуры, смартфон или перелистывать книги, рисовать на любых поверхностях – понаблюдайте за своей деятельностью, все то, что взрослые держат в руках, будет интересно ребенку. Этот период чрезвычайно важен. Это время, когда действительно нужно заниматься ребенком. Все, что вы держите в руках, будет интересно и малышу. А будут ли это полезные для развития игры или пульт от телевизора или смартфон зависит от вас. Я ни в коей мере не хочу принижать значение технических возможностей современности, развития  виртуального мира, но мне страшно смотреть на детей, кому развивают только  зрения и 1-3 пальца. Дети будут смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры, это начинает работать импринтинг.  А  кто его научит самостоятельно держать ложку, застегивать пуговицы, думать о последствиях поступков, сохранить интеллектуальное, культурное и духовное наследие человечества?
Как много бытовых вещей, сложных, на освоение которых требуется время и многократное повторение. И как часто эти навыки откладываются родителями  до более старшего возраста.  Кто из родителей начал чистить зубы своему ребенку с момента появления первого зубика? Кто дал ложку и позволил кушать самостоятельно с того момента, как только он освоил руку? Кто разрешает своему малышу одеваться самостоятельно и тратить на это гораздо больше времени, чем это сделали бы мы? Кто спешит скорее сдать ребенка в садик, чтобы пойти зарабатывать на дорогие игрушки, переноски, машины. В этом возрасте до 3 лет малышу нужны только вы. Он не знает ценности денег и будет с удовольствием играть обычными кастрюлями вместо дорогих детских игрушек. Соленое тесто с успехом справится со всеми поделками наравне с дорогим пластилином. Только вы, ваши таланты  и ваше желание быть мамой. И не нужно его усаживать и чему-то учить. Лучше сами вспомните все, чему вас научили, и просто делайте это, а малыш будет запечатлевать и копировать. Сохраняйте богатую  человеческую культуру.


Рецензии