Выдохновение, или время вспять!

Всем нам хочется, хотя бы одним глазком, но заглянуть в будущее, что же там будет. Сделали такую попытку и мы («Какое ты, наше светлое Будущее?»). Живём мы теперь в двадцать первом веке, который как раз и ассоциировался с тем блаженным ожидаемым Будущим. Но, честно признаться, нет ощущения, что оно, то есть Будущее, всё же наступило.
Условно говоря, окружающий нам мир можно представить в трёх ипостасях: какой он есть на самом деле, какой мы его нарисовали для себя сами и какой нам его показывают. И мы вас можем уверить, что три эти «ипостаси» могут отличаться друг от друга очень сильно. Наше желание ознакомиться с будущим основывается на собственно желании, образовании, личном опыте и владении навыками анализа. Но это всё категории довольно сложные. Правда, есть люди, которые этими умениями владеют. Сложность в том, что они могут быть лицами заинтересованными, то есть представлять это Будущее так, как им бы самим хотелось. Мы об этом заранее предупредили, про мир, который нам хочется видеть. И тогда появляется мир, который нам показывают.
У замечательных советских фантастов братьев Стругацких есть шутливая (и серьёзная) повесть «Понедельник начинается в субботу», где главного героя отправляют на машине времени понаблюдать за Будущим. Вот только это литературное Будущее, то есть из сотканное из текстов фантастических произведения. В этом Будущем  Александра Привалова (героя повести) всё пространство разделено Железной Стеной, которая отделяет миры фантастов коммунистического мировоззрения и – капиталистического. Если в коммунистическом Будущем главенствует общество, ставшее передовым (немного картонное, потому как не очень понято, каким образом (кроме лозунгов) оно достигло процветания), то за Железной Стеной личности заняты конкуренцией, вооружённые последним достижениями науки и техники, но в большей степени – различным оружием, и это оружие не стесняющиеся применять. Действительно – западная фантастика отличалась острым сюжетом и приключениями героев, и всё это на основе техногенного образа жизни. То есть те же ковбои, но на звездолётах и с лазерными кольтами, а если надо – то и с атомной бомбой. А чё, смотреть на них?..
Получается, что наше Будущее, это плод сегодняшних фантазий людей, мотивированных собственными представлениями о общем благе. Но, правда, есть такая наука не наука, дисциплина не дисциплина, скорее прогнозирование на основе научных представлений. Называется – футурология, где люди, обладающие знаниями, рассуждают как делать надо, и на основание этого строят прогноз на отдалённое (или не очень) время. Но тут имеются свои нюансы. К примеру: многие фантасты, рассуждая о городах будущего, описывали движущиеся дороги, частью скоростные, а частью – неспешные. Ведь это всё логично: бензиновые двигатели выбрасывают в атмосферу токсины и отравляют смогом природу и организм человека – конкретно, тогда как движущиеся дороги – экологичны и многократно безопасны. Но! Но вмешались финансовые потоки, завязанные на нефти и автомобилестроении. И движущиеся дороги остались несбывшимся прогнозом футурологов. Точно так же и с космосом. На рекламу жевательной резинки «Wrigley’s Spearmint» выделяется денег больше, чем на программу НАСА. Так что ждать появления звездолётов придётся долго (если вообще дождёмся). Вопросы финансов корректируют нужды прогресса.  А отсюда и разного рода нюансы, о которых мы ещё поговорим.
Считается, идеалистами и оптимистами, что прогресс неминуем и что курьерский поезд из школьных задачников, вышедший из пункта «А», непременно доберётся по конечного пункта «Б», какие бы каверзы в дороге его не ожидали. Но … не всё так логично.
Размышляли ли вы когда, друзья наши, отчего граждане древнего Египта, имеющие историю в пять тысячелетий, так и не вышли в космос, не овладели секретами ядерной энергии, синтеза и механизмом передачи, к примеру, гравитационного взаимодействия между телами. Смешно звучит? А вы прикиньте изменения, как всё было двести лет назад и как обстоит на нынешнее время. А ведь у египтян было намного больше времени. И талантливые люди находились всегда. Леонард Да Винчи жил полтысячи лет назад, но делал проекты парашюта, скафандра для глубоководных погружений, шагающих механизмов, танков и даже геликоптеров. Архимед, живший почти две тысячи лет назад, строил подъёмные краны, военные метательные машины и даже использовал направленную солнечную энергию,  посредством большого количества вогнутых зеркал, для сожжения кораблей флота противника. Можно приводить  и другие убедительные примеры, но … всё происходило так, как происходило в действительности.
Для того, чтобы наступили те изменения, какие можно назвать наступлением ожидаемого Будущего, надо создать некие условия, некий базис, тот «фундамент», на котором будет выстроено новое здание цивилизации. В противном случае происходит «топтание на месте», пережёвывание «жвачки» пустых разговоров, а всё развитие расходуется на потребление услуг. В том же древнем Египте необходимых условий так и не появилось потому, что жреческая каста всеми силами противилась любым изменениям. Что-то могло сдвинуться во время правления Аменхотепа IV, который решился изменить положение дел в своём государстве и даже поменял имя на Эхнатон. Тогда влияние жрецов существенно снизилось, но …затем появились новые жрецы и всё потихоньку вернулось на «круги своя». Возможного наступления Будущего не состоялось.
А вот в Элладе всё было не так. Там были иные условия и культура, а вместе с ней и науки развивались стремительными темпами. Все «чудеса света» прошлого возникли из эллинского периода расцвета цивилизации и связаны с ним. Но … (опять эта «вредная» частичка «но») пришло христианство и эллинский период начал сходить на «нет». Это к тому вопросу, где спрашивается о неумолимой поступи прогресса. Если для него нет условий, то прогресс сменяется стагнацией, а то и регрессом, антиподом прогрессу. Почти любая религия заинтересована в сохранении своих позиций, в их неизменности. (Почти, это значит, что есть исключения. Например, «Живая этика» общества Рерихов, где речь идёт о развитии личности и влияния её на общество). Религиозные круги с ревностью относятся к науке и подспудно чувствуют, что наука выбивает из-под религии ту почву, на которой она выстраивает свои причудливые мировоззренческие «конструкции», которые собою заменяют прогресс. Вспомните Средневековье, поразившее европейский континент, когда на долгие столетия мир погрузился во «вневременье», когда остановилось всё, и завтрашний день ничем не отличался от вчерашнего, а если изменения и случались, то только к худшему. Но потом начался Ренессанс, то есть «Возрождение», когда проснулись науки, а искусство расцвело пышным цветом. Кстати сказать, почему говорят об вечном отставании России от прочего цивилизованного народа? Потому, что на Руси Ренессанса не состоялось. Все изменения тщательно душились Русской православной церковью. Какие-то изменения пошли после Петра I, когда появилась академия наук и подвижки в искусствах. Вспомните русских художников триста и далее лет назад. Андрей Рублёв, Феофан Грек. И всё, да и те работали исключительно над иконостасом.
Мы не станем рассматривать появление Рюрика и становление Новгородской «вечевой» республики, где обкатывалась модель управления, применяемая в Европе, не станем вспоминать про Ивана III Васильевича, при котором Русь приняла некоторую долю Византии, вместе с гербом, «Либерией» (византийской библиотекой) и Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора. Всё это сыграло важную роль в развитии Руси. Но настоящие изменения пошли с правления Петра I Алексеевича, который многое взял из Голландии и других европейских государств и почти насильно втаскивал Русь в новые времена. Можно даже пошутить, что – за бороду, вспоминая как молодой Пётр сам лично рубил боярам их исконную бороду. Тогда к нам поехали иностранные специалисты: учёные, архитекторы, художники, военные, купцы и прочие искатели дела и наживы (а как же без этого). На Руси появилась своя Академия наук, которую возглавил выдающийся учёный- естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов, талантами сравнимый с Леонардо Да Винчи. Ломоносов уверенно чувствовал себя в самых разных науках, занимался теорией стихосложения и писал картины (как и Да Винчи). Была отстроена новая столица, которую сравнивали с Пальмирой (настоящее название – Тадмора), древним городом в Сирии, украшенным колоннадами, храмами и скульптурами. Санкт-Петербург был заполнен скульптурами Бартоломео Растрелли, который работал со своим сыном. Были и другие мастера, с Флоренции, Византии, Генуи. При Анне Иоанновне пришествие иностранцев продолжилось, а в Поволжье собралась большая «колония» из немецких переселенцев. Ещё в двадцатых и тридцатых годах двадцатого века существовала в Саратовской области Автономная республика Немцев Поволжья с городом Энгельс в качестве столицы. Это всё было последствием активного руководства Петра Великого. Но в Сибири иностранного участия было меньше, да и многие из приезжих так в России и остались, прижились, русифицировались. Витус Беринг, Фаддей Беллинсгаузен, тот же Растрелли и многие прочие. Всё это стало причиной того, что Россия стремительно догоняла остальной цивилизованный мир в науках, искусствах и прочих направлениях. Для чего мы это всё вам говорим? Ровно для того, чтобы объяснить: для того, чтобы начались изменения, надо создать Условия. Туземцы Австралии и пигмеи Африки зациклили смысл своего существования и время для них остановилось. Они жили одинаково сто- двести лет назад, и тысячу, и пять тысяч. Возможно, что ещё дальше в прошлом они жили не так, жили гораздо лучше. Можно вспомнить бумеранг, какой применяют туземцы Австралии для охоты; это довольно совершенное оружие по аэродинамическим особенностям, и эти «дикари» всем этим пользуются и изготавливают. Однако при этом скатились на самое дно прогресса. Если здесь подходит подобное сравнение. Ещё один пример. Две тысячи лет назад существовало богатое и могущественное государство Гандахара, не менее влиятельно, чем персидская и индийская державы, но … начался великий завоевательный поход Александра Македонского и от Гандахары ничего не осталось. Александр Великий не терпел, когда ему не подчинялись и не подчинялись довольно успешно. Гандахары не стало, народ афганов был рассеян и былого величия уже не достиг. Сейчас на месте Гандахары находится (примерно, ведь многое изменилось) Афганистан, одно из самых бедных и малоразвитых государств мира. Так что относительно Гандахары и Афганистана время пошло вспять. Это и есть пример регресса в исторической прогрессии.
Говоря о развитии, мы имеем прежде всего наше государство, Россию, так как здесь проживаем и нам далеко не всё равно, что с нами происходит и что будет. Но вернёмся обратно. Время Петра I мы уже рассмотрели. Именно тогда и был дан необходимый вектор развития. Кстати сказать, для того, чтобы развитие (прогресс) состоялось, необходимо, кроме начального толчка ещё и наличие Базы. Это как программное обеспечение для компьютера. Толкнуть можно что угодно и куда угодно, но необходимо, чтобы само общество для этого созрело. Условно говоря, общество должно быть готово принять изменения. Туземцы Австралии и пигмеи Африки не были готовы принять что-то новое и оставались «спящими» тысячелетия. Что с них взять, скажете вы. Тогда приведём другой пример. Российская империя начала двадцатого века. Все, буквально все говорили о назревающих переменах. Но … верховная власть осталась глуха к призывам, и Российская империя, динамично развивавшаяся, рухнула в одночасье (по историческим меркам). Кстати, как и Австро- Венгерская монархия.
Что же такое – База (как мы её назвали)? Это сложившая политическая, научная и мировозренческая система. То, что можно назвать принципом той или иной цивилизации. Мы уже сказали про Египет с историей существования длиною в пять тысячелетий. Существования, но не развития в плане прогрессорства. По этой причине Египет и рухнул, что истощился его потенциал. Часто говорят про молодые варварские цивилизации (арии, германские племена, славянские, монголы и прочие). Они пышут энергией и охотно пользуются чем-то новым, поглощая это новое, тогда как старые цивилизации считают такое развитие ниже своего достоинства. Так революционеры переиграли царский режим России. Зачастую общий скачок происходит после замены одной схемы мироустройства на другую. Всем известно, как далеко зашла наука древней Греции. Тот период отличался самыми высокими уровнями. Вот только управление отставало, применяя древние принципы. К этому подключилась религия. Христианство стремительно распространяло своё влияние, религия вошла в союз с властью и сделала так, что всякие изменения прекратились. Этот период был назван Средневековьем, когда человечество здорово отыграло назад. Если вам нужен пример массового регресса, то это – тот случай. Но потом религии начали «прижимать хвост» (в Германии, Чехии, Англии), и что-то стало меняться. Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Николай Коперник – вот пионеры Будущего, открывшие «форточку», через которую можно было заглянуть, хотя бы одним глазком, в Завтра. Исаак Ньютон предложил новую модель мироустройства и для этого пришло время. Мир начал меняться и – довольно стремительно. Вообще, надо сказать, развитие происходит волнообразно. Такая глобальная «волна» накатывает и погребает под собой мир, изменяя его «в себе», потом происходит откат «волны», до следующего раза.
Наш мир находится в важной фазе ожидания очередной «волны», которая изменит мир «в себе», как это случалось ранее.  Некоторые испытывают сомнения и даже страх перед возможными вариантами Будущего. Вспомните фильм братьев (теперь уже сестёр) Вачовски «Матрица». Одно из возможных Будущих, которое пугает конкретно: полный переход человечества на электронно- механический уровень Бытия. Может быть что угодно! Потому и получается «разброд и шатание». Это всё результат того, что нет планов стратегического развития человечества. Глобально- общественная организация ООН занимается чем угодно, но только не стратегиями, для чего она и была создана. К тому же всякое развитие означает изменение сложившегося положения дел, в том числе ветвей власти и финансовых потоков, что не может понравиться тем, кто всем этим разруливает. К тому же, чтобы перейти на новый уровень Бытия, необходимо человечество резко образовывать (массово повышать уровень образования), а нынешними методами этого достичь невозможно. Чтобы получить действительно квалифицированное образование, надо на это тратить пятнадцать- двадцать лет и того более (учитывая начальное, среднее, профессиональное, высшее и прочее образование). Придётся переходить на биохимические методы обучения и знания получать с помощью пилюль, напичканных цепочками аминокислот с «записанной» необходимой информацией. Но это всё – решаемо, была бы на то – воля. Но вот вопрос с властью и финансами? Это … сложнее, ибо они не захотят отдавать «своего».
Не так? Внимательно перечитайте текст чуть выше, как российская власть (Николай II Романов) отказался что-либо менять кардинально, и «сбросил» Россию на положение много ниже, чем она занимала. Власть показывает, насколько она консервативно и узко мыслит, обожая в первую очередь себя, а потом уже обращая внимание на прочие нужды. Какая власть самая эффективная? С пользой для себя? Конечно же – феодализм, когда ещё не было конституций и призывов к равноправию, к равным возможностям. А если сюда ещё включается религия (православие, ислам или ещё что), то на Будущем можно смело ставить большой жирный Крест. Сходите на погост: там на будущем много крестов понаставлено.
Если нет движения в Будущее, и нет особых ресурсов на просто стагнацию, то начинается движение в Прошлое. Что в России было в середине девятнадцатого века? Отмена крепостного строя? Можно ли предположить, что в середине «минус двадцать первого века» случится появления крепостного строя, передового, «продвинутого», с Интернетом, мобильной связью и кредитными картами. И как государственная пропаганда сможет всё это красиво и с глянцем народу подать, чтобы ему этого страстно захотелось, стать настоящим глубинным исконным народом со своею шкалой ценностей. Такое государство уже попыталось появиться – Исламское Государство. А может у Православного государства «Святая Русь» это получится?
Скажете – сказка? А помните, как мы ещё не так давно искренне и громко пели - «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» ?.. И ведь пытались … пытались … И что тревожно: насколько быстро наш народ, когда-то «самый читающий народ в мире» деградируется в самых разных смыслах. Как не хочет он отстаивать своих прав. Может и впрямь готовится в крепостные? Именно такой народ там и нужен, любящий свои страдания и власть, какой бы некомпетентной она не являлась.
Выбор за вами – вперёд, в Будущее? Или время вспять.
Ставки делаются, господа!!
На этом своё эссе мы собирались закончить, но потом решили написать дополнительную реплику, оправдывая название статьи. Сто с небольшим лет назад Россия воспрянула, решив, что начинаются перемены, которые давно назревали. И пришло вдохновение, от понятия «вдох» (вдох божественной Праны), когда народ почувствовал энтузиазм и поверил в Светлое Будущее, названное Коммунизмом, так похожее на Царствие Небесное, о котором так долго говорили … нет, не большевики, а церковники, хотя хорошо понимали сами, что это всего лишь такая агитка- замануха для народа, который «обманываться рад». Да он, народ, и сам где-то, глубоко в душе, понимал, что его опять непременно объегорят, но ведь так хочется верить во что-то хорошее, несбытчивое, а тут появился Реальный Шанс. Но потом началась вакханалия Красного Террора (мы не отрицаем, что было и хорошее, масса хорошего, но это «добро с кулаками»), на смену которому пришла 2-ая мировая война, когда в горнило нещадно и бесталанно швырялись сотни тысяч и миллионы конкретных человеческих жизней, (а теперь память о той войне, о той Победе (само слово «победа» значит – «время после беды») пытаются сделать священными и необсуждаемыми, а День Победы, про которую молчали до 1965-го года сделать главным государственным праздником, а в будущем – наверняка – Величайшей Победой в истории человечества),после всего этого (и многого другого) энтузиазм начал иссякать и сохнуть. Наступило время, когда Россия начала преобразовываться в нечто непонятное, а народ уже устал, и ему уже всё равно. В одной из киносказок советского прошлого («Марья-искусница») героиня говорит безжизненным голосом, мол, что воля, что неволя, всё равно. А ведь это можно назвать Выдохновение. Именно им может закончиться то Вдохновение, с которым мы, и довольно деятельно, ждали наступление Счастливого Завтра. А может, оно всё-таки состоится, а?..               


Рецензии