Жалоба

Ж А Л О Б А

- Почему, Ты?
- Не знаю,…
- Сам, что думаешь?
- Ну,… Наверное, время пришло.
- Может и так,… Только вот, пойми, когда в какой-нибудь  группе людей, не важно, - школьный класс это, или студенческая группа, или бригада производственного труда, - кто-то и как-то выделяется, - этому всегда есть,  рациональны объяснения.
- В смысле?...
- Ну, например, есть девочка-отличница. Учиться хорошо, поведение примерное, - всё нормально. Вдруг(!), - хотя, какой тут «вдруг»(?), - всё же очевидно,… Короче,… Победила в школьном конкурсе по математике. Что тут сказать?... Молодец!
Или, например, двойшник. Учиться плохо, поведение неуд. Вдруг(!), - и здесь, это слово не совсем уместно,…. Короче, мы узнаём, что он организовал драку. Всё понятно. Вопросов, ни к кому, - нету. Отличники делают хорошие дела, а двойшники, - делают плохие.
- А со мной, что не так?
- Да в том то всё и дело, Крушинский, - что ВСЁ, не так. ВСЁ! Ладно,… Давай по порядку. Если тебя ставить в разряд успеваемости,… То тебя, нельзя отнести ни к отличникам, ни к двойшникам.
- Ну, так и есть. Я же был обычным троечником!
- Э-э-эх,… Не всё так просто,… Ты не был, ОБЫЧНЫМ троечником. То есть, ты как бы учился в большинстве случаев на «3», но,… Иногда, - думаю, ты и сам, это хорошо помнишь, - тебе преподаватели не только «5» хотели поставить, - а иногда  все «6». Если ты и выделялся как-то в классе, - то, это было, как по-своему. Вспомни лучше, как всё началось.

****
- Ну,… Я сначала, обратил внимание, что во всех наших дневниках, есть некое дополнение на последней страничке. Мало кто, вообще это всё читал, но,… Там были какие-то слова, мелким почерком что-то написано, про обязанности учащихся и т.п.
- И что?
-  Я внимательно прочитал эти «правила», и обратил внимание на одно только фразу.
- Какую?
- Там, было написано:  «Меры физического воздействия, на учащихся не распространяются!». Я сразу вспомнил нашу историчку, - то, как она, молотила указкой всех наших школьников.
- Потом, что?...
- А потом, - была Иринка Рыданова. Она и так, худенькая(!), как тростиночка(!), всегда немного бледненькая. А, эта!... Эта училка,… Стала бить её указкой по голове и кричать. Иринка была хорошисткой, училась не плохо. Но тут, она растерялась, стоит, чуть не плачет. Та орёт на неё, а Рыданова стояла-стояла, - да и упала в обморок от страха. Это было последней каплей.
- Почему?
- А потому, что до этого, на прошлом уроке истории, - она разбила нос Володьке Медведеву. Тот что-то забыл по датам, училка психанула, - и съездила ему по морде.
- Ахренеть!
- Небесные создания, не ругают же?!
- Здесь, можно:)
- А потом, я сидел на уроке, как всегда на последней парте с дружком Юркой Зиновьевым, и думал: ну почему так? почему преподаватели, нас бьют?! что мы, им такого сделали, что за это, нам надо разбивать носы и быть, по голове?!...
- А когда, «нахлынуло»?
- Да я и сам, толком не заметил когда,… Сидел, сидел; думал, думал, потом, - бац(!), и я, словно под каким- то гипнозом, - отрываю двойной листок из тетради по литературе. Затем, беру в руки ручку, и начинаю писать. Но пишу так,-  словно по диктофку! Как будто кто-то ручку мою ведёт и слова, которые получаются на бумаге, вроде как и мои, но в тоже время, и не мои.  Не написал бы я так сам, если бы все сам и обдумывал.
- Что ещё помнишь?
- Помню, жарко было. И этот самый жар, - он как будто от меня шёл. Юрка заинтересовался, что я пишу. Я ему тактично, что-то сказал, - он отстал. Классный руководитель Лариса Михайловна Савельева, что-то объясняла у доски. Я слышал, её монотонное бормотание, но она мне, ни сколько при этом не мешала. Я весь был, в «космосе». Руки сами выводили. Ручка сама писала. Чернила ровным и красивым почерком ложились на чистый лист бумаги. Кстати,… Про текст. Потом, уже когда всё закончилось, девчонки с класса, мне сказали по секрету. Якобы наша учительница по русскому языку и литературе, читая мою писанину, сказала: « - Никогда бы не подумала, что сие «письмо» написал 14-летний школьник, - больше похоже на грамотно составленное взрослым человеком, - литературно-юридическое произведение». У-ух,…
- Тяжело вспоминать, да?
- Да, тяжело,… Почти сорок лет прошло(!). Уже и преподавательницы той по истории, в живых нет. Многих уже нет, участников тех событий. А вот, Лариса Михайловна жива, переписываемся с ней в сети интернета.

*****
- А почему захотел «поговорить» на эту тему?
- Ды-к, годы то, идут. Анализируешь прожитое. Невольно сам задумался, - а когда ЭТО всё, началось. Что было, - отправной «точкой»?
- А ты думал о «наказании»? Я не имею в виду какие-то небесные наказания, за то, что «подключался», - я сейчас спрашиваю об обычных земных наказаниях. Страшно было идти одному, против всей системы?...
- Нет, страшно не было. Сам не знаю, почему. Возможно, страх бы и появился, если бы я стал долго раздумывать или сомневаться. Я же, - как будто попал, в какую-то волшебную карусель. Меня посадили, раскрутили, потом раз, - и выключили.
- Так и есть. Ты если и выделялся,-  то не своей успеваемостью. Насколько известно, ты не очень любил спорт, так?
- Да, так.
- Но это, тебе не мешало, бегать быстрее всех в классе, так?
- Да.
- Прыгать выше всех в классе, так?
- Тоже верно.
- Даже если взять, кидание гранаты, что было обязательным в те годы, - ты кидал дальше всех. Если взять поднятие по канату, то ты всегда зализал быстрее всех, выше всех, и при этом, делал горизонтальную стойку ног, а при поднятии, - использовал только руки, так?
- Ну, да.
- Ну вот. А ты говоришь, что не выделялся:),… Мы начали наш «разговор», с вопроса, - «Почему Ты?», так?
- Да.
- Давай продолжим,…  Почему ты, начал один «воевать» с хулиганами, которые ходили бить стёкла в интернате?
- Не знаю,… Но я это описал, в своём рассказе «С чего начинается Родина»!
- Помню,… Почему ты один, вышел на «поле боя» с деревенскими хулиганами, когда вы, отрабатывали в трудовом лагере?
- Ды-к, и на эту тему есть рассказ, - «Картошка»,… Так надо было.
- Понятно,… Но ты один со всего своего класса, ходил на занятия без формы. Что на физкультуру, что на учёбу,…
- Да я же, уже объяснял. Маме тяжело было нас двоих содержать, а я,…
- Ясно, ясно,… Не было средств. Я помню. Но в классе и у других учеников были проблемы! Не только у тебя была неполная семья. Но, тем не менее, - на обычный пиджак, - как-то находили деньги. Но в обычной рубашке, - ходил, только Ты! А, про комсомол?...
- Что комсомол?
- А то, - что в конце 70-х, - была одна большая и целостная страна. К началу 80-х, уже все к 7-8 классу были в комсомольской организации.  Не комсомольцев, - НЕ БЫЛО! Не важно, двойшник человек, или хулиган, - в комсомоле были все! Это был, такой порядок. И только один человек, из можно сказать, всех восьмых классов вашей школы, - был, не комсомолец. ТЫ!!!
- М-м-да,…

*****
- Ладно, давай дальше. Что, потом?
- А потом, было организовано классное собрание. Присутствовал весь наш класс, а также, - пришли завуч и директор школы Михаил Петрович Горлов. Нас посадили,… Мы,…
- Ты про подписи забыл.
- Ах, да! Подписи. Там, интересно получилось:) Подписал, почти весь класс. Не подписали только несколько девочек-отличниц, они это мотивировали, - что мол, нам же в этом году, экзамены по истории ещё сдавать(!), и, как ни странно, - Юрка Зиновьев, - напугался видать.
- Как прошло собрание?
- Я, сначала сидел и не высовывался. Дал, так сказать высказаться, самой виновнице, - преподавателю истории Екименко Августе Николаевне. Она, как следовало ожидать, не стала оправдываться, а сразу пошла в разгон. Мол, придурки мы все, хулиганы-шмулиганы, твари бесхребетные и т.п. Директор и завуч, слушали. Потом, слово взяла наш классный руководитель Савельева. Она поправила историчку, что не все уж такие «придурки», но,… Бывают, и исключения.
- Ни нашим, ни вашим?
- Да, вот именно. Но её, можно понять. Для неё это «жалоба», тоже стала неожиданностью. Ей нужно было сохранить не только свою работу, но и лицо. Затем, что-то говорила завуч,… Уже не помню, что,… В общем, -  я всем дал выговориться. Где-то в глубине души я понимал, - что если начну первым, - меня съедят. Когда весь накал спал, встал директор. Он сурово обвёл взглядом класс, и спросил: « - Кто ещё, что хочет сказать?».
- И тут, ты?
- Да. Я поднял руку, потом встал. И,…
- И ?...
- И снова, - как будто, «подключился». Я только открыл рот, - слова сами сыпались изо рта. Я даже не помню весь текст, от волнения. Говорил о школе, о правах учащихся, о том, не все в школе дебилы, о том, что мой любимый школьный предмет «история», но это не значит, что я буду молчать и не защищу своих товарищей. Августа Николаевна, что-то хотела сказать, лезла, что бы перебить, но,… Директор школы одёрнул её.
- Помнишь свои последние слова?
- Да, помню:  « - Объяснят она хорошо, - но зачем же, БИТЬ?!».

*****
- Думаю, - она сейчас «слышит» тебя. Во вселенной, её много кто, вспоминает. У тебя при «подключении», что чаще  бывает: дрожь или жара?
- Дрожь. Она практически всегда приходит. Жарко бывает редко, но бывает. А вот, дрожь,… Она,… Она может даже по нескольку кругов пройти по телу. Всё тело, как будто иголками мелкими колют. Это быстро приходит, и довольно-таки быстро и уходит. Что это?...
- Рассчитывается, придётся. За всё. «Контактёры» всегда на переднем плане.
- Это, плохо?...
- У нас нет, «плохо» или «хорошо». Что должно случиться, - то случится. Береги себя! Пока.
- Пока.

В.К.
05.12.2019г.


Рецензии