Флюгер украшение или символ
Конечно, все это звучит умно, понятно и назначение такого прибора для метеорологов и старых мореходов из Голландии, - море шуток не любит. Однако, у нас на Руси силу ветра определяли с неменьшей степенью точности по форме дыма из печной трубы, как, впрочем, и направление его. Осмелюсь сказать даже больше, изначально предшественник флюгера служил человеку тотемом – защитой его самого и его жилища. Например, в форме птицы с распахнутыми крыльями, готовой в любой момент оповестить хозяев о надвигающейся опасности. Петух же на шпиле был символом бдительности, причем, не только у славян. В доказательство этого можно привести примеры петушков на Золотом Храме в Киото (ХIV век постройки, птица Феникс) или на домах аборигенов в Южной Африке (Лесото). Есть они и поближе, например, на огромном храме святого Петра в Риге - кованый петух-гигант вот уже три столетия стережет покой Латвии. Копия его находится в интерьере храма. А кому из нас не памятны красочные иллюстрации с петушком-золотым гребешком на шпилях царских теремов из сказок Пушкина?! Был ведь он, как сейчас сказали бы, еще и «органайзером». И сегодня, кстати, есть семьи в провинции, в которых хозяйки, буквально, встают с первыми петухами, мужики со вторыми, дети с третьими. А кто-то из приезжих горожан в шутку просит поставить петуха «на десять». Но поскольку короткая память характерна не только молодым людям, но и обществу в целом, мы в городах напрочь забыли про все это. Однако, наше незнание не исключает изначальных достоинств предмета.
Флаг же, как знак отличия, доблести и боевого духа хозяев, наверняка, появился впервые на шатрах воинственных азиатских кочевников и на замках европейских рыцарей. Его парусные качества, возможно, и подсказали им использовать его для прогнозирования погоды, ведь ветра в определенных местах приносят вполне предсказуемую погоду. И на известных примерах флюгер на стойке смотрится, как флажек на древке боевого копья. Один такой оригинальный держит в руках на копье железный человек - «Ратхаусман», вознесенный зодчими полтора века назад на здание ратуши - мэрии столицы Австрии, Вены.
Формы этих флюгеров-флажков бывают самые разнообразные. Есть простые, с отверстиями, похожие на забрала шлемов, есть фигурные, словно трепещущие на сильном скаку, скрипящие «музыкальные» - с узорами, в подражание то ли скрипичному знаку, то ли лире. На куполах угловых башенок некоторых европейских домов сделаны в форме старинных шлемов, встречаются трубачи, призывающие не терять бдительности. Помните известное выражение, любое дело лишь тогда чего-нибудь стоит, когда может защищаться...
В конце концов, хозяин-творец почувствовал, что венчание верхних точек строений на особый манер само по себе имеет смысл – украшается, получая отличие, само место и деталь на самом верху рождает турбуленцию, заряжая пространство вокруг. Поэтому и появились в стародавние времена во множестве на зданиях, как головные уборы, просто фигурные детали, украшающие в данном случае не одеяние человека, а его постройки. Так и у нас в России верхнее коньковое бревно плотники крепили к князьку шпонками, верхнюю часть которых делали фигурной. Называли эти, расположенные в ряд фигурки «солдатиками» или «кутошками». Попозже вместо западных приборов в ходу появились другие украшения – прапоры. Помнится мне, как-то однажды любовался я одиноким таким на одной из башен Соловецкого монастыря, Архангельской. Его полуржавый «стих» тихим летним вечером, определенно, придавал остроту и без того особенному колориту нашей национальной святыни. Чудился скрип самой истории, нуждающейся, видимо, в хорошей смазке.
Но сколько бы человек не хорохорился, не говорил «Бог то Бог, да и сам будь не плох», все же надеется он на милость небес. И вот, пожалуйста, чем не свидетельство - еще один пример ожидания помощи свыше? - Небесный воитель протягивает со шпиля здания крагу помощи!
И простой обыватель не довольствовался флюгерами тривиальной формы. Те, кто имел средства и веселый нрав, чудили, придавая, например, крыше дома форму купола мусульманской мечети со шпилем, кто-то, много путешествоваший, мог установить наверху барку или золоченый глобус. Офицеры углы зданий и башенки флигелей украшали кубками – символами воинской доблести и изобилия. Иные аристократы, любители верховой езды заставляли копии своих резвых товарищей гарцевать еще и на крыше. А властители мира – коронованые особы – параноидально окружали и окружают себя, словно частоколом, символами царской власти. Над золотой короной на голове на самом троне у них бывает деревянная, побольше – золоченая. И сверх всего, еще и на куполе дворца может давлеть над округой огромная пятиметровая медная корона.
Интересно все это и жаль поэтому, что мы забываем о таких разнообразных возможностях, перестали венчать дома пластическими формами, не награждаем их знаками отличия и даже не предохраняем с помощью тотемов.
Свидетельство о публикации №219120600929