История Церкви

               

                ( Славянское христианство)
                Гл.14

       Датой « крещения» Руси традиционно принято считать 988 год, когда Киевский князь Владимир (+1015), женившись на византийской принцессе Анне, принял христианство. Именно он скрепил союз между греческим христианством Константинополя и народом, называемыми  « росами», состоящий из варягов (представителей скандинавского племени) и славян. Литургический язык, принятый новой национальной религией, была старославянский, алфавит для которой составил св. Кирилл (+869) и его брат Мефодий (+885)  Они стали первыми апостолами этого народа. Таким образом оказывается, что начало священного языка,  «Третьего Рима»  следует искать в славянском диалекте пригородов Тесалоника!
Сын св. Владимира Ярослав построил в Киеве собор, названный, как и в Византии, собором святой Софии, Премудрости Божьей. Связь между этими двумя ветвями будущего православного мира был очень тесным: киевские митрополиты в основном были греческого происхождения.
В середине XIII века татаро-монгольское нашествие привело к изоляции славянских христиан от внешнего мира, хотя захватчики относились к ним благосклонно; были, однако, и исключения, о чем свидетельствует мученическая смерть св. Михаила Черниговского и св. Романа Рязанского, которые отказались выполнять языческие обряды.
В начале XIV века собор первого иерарха Русской Церкви переместилась из Киева во Владимир и, наконец, в Москву. Позже св. Сергий Радонежский (+1392) основал монастырь во имя Святой Троицы, ставший одним из духовных центров славянского христианства: здесь жил монах-иконописец Андрей Рублев (+1430), который поднял искусство иконописи высокую степень совершенства.
В 1448 году Москва провозгласила свою  « автокефалию »  от Константинополя. С падения Византии и позже, через двадцать лет, после женитьбы царя Ивана III с племянницей последнего византийского императора, начинает развиваться теория  « Москва - Третий Рим», коротко сформулирована около 1510г.  монахом Филофеем: ,, Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть! "Эта идея уже таит в себе неприязнь к первому Риму, покорность Церкви государству и позже славянофильство.
Именно в этом контексте следует воспринимать известную спор между св. Иосифом Волоцкого (+1515), сторонником этатизма и институционализма, и св. Нилом Сорскимь (1508), который отстаивал монашескую бедность и духовную независимость. Через пять лет после смерти Ивана Грозного (+1584) Константинопольский патриарх Иеремия II возвел митрополита Московского Иова на патриарший трон: он стал пятым восточным православным патриархом.


              Украинская Греко-Католическая Церковь.
   
На соборе во Флоренции 1439 листов одного из самых активных сторонников унии с Римом был митрополит Киевский Исидор. Однако, возвращаясь из Собора (уже как кардинал), он столкнулся с сильной оппозицией унии: как со стороны польского католического духовенства консолидарского направления (как считали авторитет соборов выше монархической власти папства), так и со стороны московского князя, который использовал разрыв официально униатским Константинополем, чтобы поставить в 1448 году в Москве своего независимого митрополита. Только в Литве благосклонно отнеслись к унии с Римом. Между тем успешно распространялся протестантизм, в Польше и Литве бурно действовали иезуиты. Им ничего не оставалось, как поддерживать сближение Украинской Церкви с Римом.
    В начале XVI века, когда Александр I Ягайло объединил в одно государство Польшу и Литву, Православные Киевской Руси, (Украинские епископы), оказались в сложной ситуации: и в Варшаве, и в Москве, и в Константинополе их активно критиковали.
Тогда как успешно распространялся протестантизм, в Польше и Литве развивали бурную деятельность иезуиты, в частности Петр Скарга (+1612) и Антонио Поссевино (+1611)
    Им ничего не оставалось, как поддерживать сближение Украинской Церкви с Римом. На соборе в Брест-Литовске в 1596 году украинские епископы греческого обряда по настойчивому требованию польского короля Жигимонда III (+1632) приняли решение ратифицировать унию с Римом, восстановленную несколько месяцев назад, на основании Флорентийского Собора, и провозгласили себя свободными от власти Константинопольских патриархов. ( Стали Автокифалической Церквой)
     Папа Климент VIII, согласился сохранить для них литургию византийского обряда и женатое духовенство. Параллельно проходил другой Собор, что выступил против унии, еще не утвержденной государством.
Православная  иерархия чуть не исчезла совсем, но Иерусалимский патриарх, в 1620 году тайно рукоположил шесть епископов!!!
     Ипатий Потий (+1613), а затем Иосиф Вельямин Рутский (1637)  «униатские»  митрополиты Киева, воплотили Брест-Литовскую унию в жизнь, не имея, однако, возможности воспрепятствовать переходу многих священников и верующих на латинский обряд.
    В Белоруссии горячим сторонником объединения с Римом был Полоцкий архиепископ Иосафат Кунцевич (1580- 1623), которого обвиняли в том, что, пропагандируя свои убеждения, он не останавливается перед насилием. Йосафат Кунцевич защищался от этих обвинений и был убит, (хотя ранее он не раз заявлял, что готов умереть за « Святую Унию »).
    Вполне понятно, что историки, не зависимо,  от конфессиональной принадлежности, по-разному оценивают роль Иосафата. Римская Церковь причислила его к лику блаженных в 1643 году, а  в 1867 канонизировала.
     Во время царствования короля Владислава (+1648) государственный литовско-польский Сейм провозгласил равенство между украинскими православными и католиками.
    Это было в то время, когда, как мы уже видели, Киевский митрополит Петр Могила (+1646) заключил свой Православный катехизис и Исповедание, одобренное на двух крупных Соборах XVII века: Яським в Молдавии 1642г. (На котором присутствовал Петр) и Иерусалимским в 1672году ".
                (История Церкви, под властью Австрии, или  России.)
 При втором разделе в 1794 Украина насильно была присоединена к России, правительство которой жестоко преследовал Греко-Католическую Церковь. А также, на протяжении XIX и XX  веков, УГКЦ несколько раз насильно присоединяли к православию.
    Все закончилось насильственным подчинением их Московскому патриархату. Многие священники и епископы, во главе с митрополитом Иосифом Слипым, что воспротивились этому решению, оказались за решеткой. Восстановление независимой Греко-Католической Церкви Украины началось после краха коммунизма 1989г.
    Начало XVII века в истории России был ознаменован  « смутой »  , когда двум самозванцам, выдававшие себя за младшего сына Ивана IV Дмитрия, поочередно удавалось захватить трон.
   Так, первого Лжедмитрия, поскольку он открыто исповедовал католическую веру, поддерживали поляки и иезуиты и Святой престол, но вскоре после своего воцарения в 1606 году, он был убит.
    На престол в 1613 взошел Михаил Романов, сын Филарета, которого поставил митрополит Ростовский во время правления Лжедмитрия I.
   С 1610 по 1619 он был в плену у поляков, а затем управлял Россией вместе со своим сыном, особое внимание, уделяя образованию духовенства.
   Затем в России было движение за духовную реформацию, в котором большую роль сыграл протопоп Аввакум Петрович.
             
           История Церкви.  Глава14.  Восточные Церкви.                (Автор Ги Бедуел)
 
(Перевод с украинского языка: 7декабря 2019 года.
   Ольга Кручковская)


Рецензии