Лягушки в молоке

       Все  строения Комитета по телевидению и радиовещанию: телебашня, релейка, студия телевидения, дом радио, фильмотека, гараж и кинокомплекс располагались на окраине города в живописнейшем месте. В теплые солнечные дни сотрудники высыпали на природу в обеденный перерыв, чтобы отдохнуть, поболтать, сидя на лавочке,  сыграть в волейбол. Самые перегревшиеся умудрялись даже сбегать выкупаться на речку. А один звукорежиссер по фамилии Гуляев собирал на территории грибы, похожие на поганки и утверждал, что при правильном приготовлении они вполне себе съедобные. Приглашал коллег на ужин, но никто так и не отважился отведать его экстремальной кулинарной экзотики.
       Телепрограмм  в Советском Союзе было всего две, и по одной из них несколько часов в день вещало местное телевидение. Все процессы кинопроизводства от первоначального замысла до непосредственного показа готового творения его величеству Художественному совету происходили в кинокомплексе. 
       Кинокомплекс -  возведенная в начале семидесятых, двухэтажная, ярко-красная кирпичная коробка без архитектурных излишеств, располагался слева от основного здания – студии телевидения. Первый этаж здесь занимали кинооператоры, проявка, механики, фотографы, осветители. Жизнь била здесь ключом! По коридорам сновали люди. Из курилки клубами вываливался дым. Кто-то отправлялся в командировку, кто-то прибывал. Кинооператоры внимательно проверяли камеры. Осветители деловито проносили софиты. Озабоченно пробегали проявщицы в темно-синих рабочих халатиках. На каждый фильм или сюжет затрачивались сотни метров кинопленки. Пленка не только была дорогая, но еще и требовала довольно долгой обработки в проявочных машинах специальными химическими составами.
       В целом, все происходящее, сильно напоминало мультик «Фильм, фильм, фильм…» Федора Хитрука. Правдивая и веселая история о том, что остается за кадром при создании кино, и чего зритель обычно не видит. 
       На втором, более чинном  этаже находились два кинозала, цех звукозаписи, монтажные, бухгалтерия, кабинеты администрации.
       Людей здесь было очень много, также как и профессий. В кинокомплексе Вите было гораздо интереснее, чем в фильмотеке, да и народ  оказался  «не душным». Стало понятно, что кинопроизводство требует огромного количества людей, больших временных и материальных затрат. 
       Освоить монтаж немых, то есть, озвучиваемых диктором в прямом эфире сюжетов оказалось не сложно. Основной же была работа с негативом. По первой, рабочей,  позитивной копии, «заезженной» в процессе монтажа, тщательно, по номерам планов Вита собирала копию из «негатива» и фильм печатался без царапин и других механических повреждений, чистенький «с иголочки». Обычно, так «ваяли» многометражные очерки или представительские фильмы. В творческом коллективе их называли «нетленкой».
       Ежедневной же работой был монтаж сюжетов для «Новостей дня» и цикловых передач, типа «Сводки с полей», «Зовут стройки пятилетки», «Мы – коммунисты», которых в то время выходило в эфир множество. 
       Съемочная группа, состояла из режиссера, кинооператора, звукооператора, осветителя, ведущего программы или редактора, и конечно водителя. В таком солидном составе группа выезжала на объект съемок.
       Кинооператором производились съемки на кинопленку, а звукооператором записывался звук на магнитную ленту. Задача монтажниц состояла в синхронизации звука и видеоряда в интервью и монтаже «картинок» - выбранных планов для иллюстрации закадровых комментариев ведущего. 
       Поначалу  Вите киномонтаж казался магией. Из беспорядочных кусочков пленки в процессе монтажа как по волшебству возникали логичные картины жизни - сюжеты. Естественно, существуют определенные законы монтажа, которые необходимо знать, например, нельзя совмещать планы одной крупности или начинать сюжет с крупного плана. Монтажная фраза, как предложение в тексте имеет подлежащее и сказуемое, второстепенные члены. В общем, может быть и не магия, но своего рода искусство.
       Трудились монтажницы за специальными монтажными столами, оснащенными софитами, мониторами, приборами, воспроизводящими изображение и звук — последним чудом техники того времени, одетые, как врачи, в белые халаты. 
       В кинокомплексе Вите присвоили третий разряд и слегка повысили зарплату. Первая скромная трудовая победа! Ликованию ее не было предела. Жизнь налаживается!
       «Профессий много, но прекрасней всех - кино! Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал!».

       Почти сразу после Виты в кинокомплексе появилась  гидропиритовая блондинка, маленького роста, некрасивая, но очень обаятельная Галя Погодина, в прошлом воспитатель в детском саду. Напористая и подвижная как ртуть хохотушка. Она уже была замужем и вместе с мужем Николаем воспитывала сына Дениса. Проживали они в крошечной комнатушке двухкомнатной «хрущевки» родителей мужа. Муж Коля не походил на обычного работягу. Небольшого роста, в стильных очках, длинноволосый, он был фанатом музыкальных групп «Битлз» и «Машина времени». Довольно много читал. Симбиоз рабочего и интеллигента, «два в одном», как теперь говорят, Коля представлял собой отдельное событие жизни. Высококвалифицированный слесарь на железной дороге, очень хорошо зарабатывающий и почти не пьющий – случай для «эпохи застолья» далеко не рядовой.
       Вскоре после  Гали пришла  устраиваться на работу большеглазая, светленькая, очень хорошенькая, Леночка Иванова, тоже в прошлом воспитатель в детском саду. Спокойная, даже немного заторможенная. Она  состояла в браке с Костиком. Жили они в отдельной двухкомнатной полублагоустроенной  квартире, что тогда было большой редкостью. Не полублагоустроенная квартира, конечно, была редкостью, а молодая небогатая семья, проживающая  самостоятельно в отдельной квартире. Они увлекались  сложной зарубежной музыкой. Точнее самозабвенно увлекался Костик, а Леночка великодушно поддерживала его дорогостоящее хобби, отказывая себе во всем самом необходимом.  На последние деньги у фарцовщиков они покупали необыкновенно красивые альбомы с пластинками группы «Пинк Флойд». В магазине «Мелодия» такие  тогда не продавались. Слушали композиции со странными названиями «Животные», «Стена», «Жаль, что вы не здесь», «Темная сторона Луны». 
Почему именно Леночка и Костик, а не солидные Елена и Константин, объясняет следующая история. Однажды Леночка рассказала, что к ним в квартиру позвонила страховой агент, и, увидев Леночку  и Костика, одетых по-домашнему в одинаковые спортивные костюмы, спросила: «А взрослые дома есть?».
       О Лене Кирхонен Вита услышала случайно из разговора двух помрежей.
«Эта Кирхонен ходит  ведь и не здоровается, представляешь. И где только ее воспитывали?», - возмущенно говорила одна другой.
«Я ей сделала замечание, отвечает, что не знакома еще ни с кем, не представили ей, понимаешь ли, никого. Можно подумать эта леди местного разлива до сих пор вращалась в высшем лондонском свете», - ответила другая, презрительно скривив ярко накрашенные губки.
       Как оказалось, Лена Кирхонен английской чопорностью  не страдала. Плотненькая, щекастенькая, бровастенькая. Симпатичная, одним словом. Она  приехала из Якутии, где жила с родителями в небольшом городке Мирный, алмазной столице России. Ее родители, геологи по профессии,  но не те геологи, которые работают в поле, а геологи-теоретики попали на дальний север по распределению после окончания ВУЗа, адаптировались к суровым местным условиям, привыкли к хорошей  северной зарплате, обжились, обзавелись детьми и остались там навсегда.
       Лена отправилась в Петровск, чтобы заочно учиться в  университете и работать. Место работы долго выбирать не пришлось. На ГТРК в редакциях радио и телевидения финского национального вещания прилежно трудилось множество ее сородичей. Такой уж дружный народ финны. Лена жила с бабушкой и дедушкой в их небольшом частном домике в пригороде Петровска и  тратила на поездки на работу и обратно по полтора часа в каждую сторону. История умалчивает, в какой из этих часов она заметила высокого мужественного блондина Андрея Лебедева, водителя «гармошки» - желтого двухвагонного «Икаруса» - рейсового автобуса номер четыре. 
       Спустя некоторое время Лена уже немножко беременная стала Лебедевой и переехала в четырехкомнатную квартиру, населенную большой не очень дружной семьей. В этой «вороньей слободке» жили сварливая бабушка Андрея, его родители, брат с женой и двумя детьми. В положенный срок Лена родила мальчика Кирилла, а еще через три года девочку Катю.
       Каждое утро в квартире начиналось с громогласного крика свекра - прапорщика: " Рота подъем!". Ему казалось, что он остроумно шутит и пофиг ему было, что в соседних комнатухах спят маленькие дети, его внуки. "Пусть привыкают к тележному скрипу", - твердил прапор.
       К счастью в жизни часто бывает, что в противовес к плохому дается что-то хорошее. Хорошее в семье олицетворяла свекровь. В противовес пьянице, гуляке и матершиннику, который совершенно не стеснялся даже своих внуков, свекровь была просто святой женщиной. Она выступала, как ангел-хранитель, постоянно оправдывая  пьяницу и дебошира тем, что это он пьяный плохой, а трезвый не самый плохой, бывают и хуже. Вечно оберегала детей, извинялась за мужа, брала на себя его проблемы, даже немножко пыталась перевоспитывать. И дело даже не в том, что была зависима от него финансово. Она просто не видела выхода из ситуации. С детства в многодетной семье она ухаживала за младшими детьми, много работала по дому и принимала на веру, сложившуюся веками традицию, раз вышла замуж, надо терпеть, сор из дома нельзя выносить. Она вряд ли когда-нибудь и раньше искала помощи и способа, выбраться из этого кошмарного брака. Да и понимала, наверное, что помощь вряд ли бы пришла. Родители станут уговаривать сохранить семью ради детей, а подруги и знакомые – не обращать внимания на поведение мужа, потому что все мужики козлы. Женщине ведь по их мнению надо непременно при ком-то быть. Муж неплохо зарабатывает, не ссытся, не бьет и ладно, а то, что маленькие сыновья запомнят, что папе за дурное поведение ничего не бывает, и станут повторять глупые выходки отца в собственной жизни, ну это когда еще будет, а может и не будет. Почему она терпит? Потому что терпели до нее, многие терпят сейчас, а некоторые даже называют это женским счастьем. А может она любит мужа, любовь ведь бывает зла, полюбишь и козла. В общем со свекровью невероятно повезло, отличная хозяйка, мать и жена, она умела делать все, готовить, мыть, стирать, купать, лечить, воспитывать детей, а главное обладала добрым нравом.
       Единственная в компании не монтажница, а киномеханик - Лена Фишер внешне напоминала девушек эпохи Возрождения. Такие лица теперь не делают. Если бы Леонардо да Винчи увидел Лену, а не Джоконду, то это ее портретами любовались  бы мы теперь. Просто Леонардо и Лена разошлись во времени. Лена жила с мамой и сестрой. Папа ее благополучно эмигрировал на историческую родину в Израиль, где и радовался жизни неподалеку от Стены плача с новой семьей.
        Своего будущего мужа Лена встретила на работе. Игорь Марков, щедро одаренный  природой человек, удивлял  разнообразием своих талантов. Он легко разбирался в любой технике, хорошо играл на гитаре. Главным же его дарованием являлся удивительно миролюбивый характер. По профессии Игорь был  звукооператором. Хорошие внешние данные, красивый голос и правильная речь позволили ему  поработать диктором на телевидении. Но, по-видимому, только этих качеств было недостаточно, поэтому что-то там «не срослось». 
        Он Увидел Лену на Новогоднем вечере. А «Увидел» с большой буквы, потому, что до этого вечера Игорь видел ее часто. Они были хорошо знакомы, пересекались по работе и общались. Как-то по-новому, наверное, увидел, а затем прямо на глазах удивленной публики родилась большая любовь. За романтическими  отношениями Игоря и Лены доброжелательно наблюдали почти все сотрудники, за исключением пары-тройки завистливых старых дев.  А один из кинооператоров, учившийся заочно во ВГИКе, даже свою курсовую работу,  короткометражный фильм со спецэффектами посвятил истории их любви.
         Свадьбу Лены и Игоря отпраздновали широко, в самом модном ресторане города. Вита была свидетелем со стороны невесты. Со стороны жениха свидетелем стал одноклассник и школьный друг Игоря  Павел или, как его фамильярно-ласково называли друзья, Палец. После ЗАГСа, вместо традиционного возложения цветов к Вечному огню, молодожены и свидетели вчетвером отправились в Парк культуры и отдыха. Прокатились на всех аттракционах, резвились и веселились, как дети. Затем не торопясь, через старый парк пришли в ресторан, он неподалеку находился, там у входа молодых уже ждали гости.
        В то время как раз проходила одна из безалкогольных кампаний, когда в стране вырубались виноградники, сворачивалось производство алкогольных напитков и закрывались специализированные винно-водочные магазины. Свадьба была типа безалкогольная,  водку и вино, разлитые в сувенирные расписные самовары и чайники, сначала наливали в чашки. Дети Марковых не заставили себя долго ждать, первым появился сын Саша, на три года позже дочка  Тоша. Забегая вперед, стоит сказать, что из всей компании это единственная пара, впоследствии отпраздновавшая серебряную свадьбу. Может быть, только этот брак был заключен на небесах?
       Ну и конечно несколько слов о Вите.
       Первый брак был коротким.  По мнению мамы,  причиной первого замужества дочери стала игра гормонов двух юных организмов. И мама была недалека от истины. До свадьбы оба еще девственники, и что такое секс, знали из рассказов более опытных товарищей. Тема была стыдной. Да и слово какое-то непристойное. Считалось синонимом слова «разврат». Никто его не называл, говорили «это». Даже программа по телевидению шла поздно вечером под названием «Про это», вела ее Елена Ханга, телеведущая с темным цветом кожи. Может, чтобы не видно было, как она краснеет? Смотрели программу все, признавались в этом немногие.
       Вита, встречаясь с Ромой, чувствовала себя Джульеттой, правда, ей стукнуло уже восемнадцать, а не тринадцать, как Джульетте. В лучших шекспировских традициях Ромео, со слегка примятыми за пазухой, пролетарскими гвоздиками, залезал на ее балкон, находящийся на четвертом этаже блочной пятиэтажки с поправками на северный климат. События происходили ведь не в Вероне, Ромео лез на балкон с риском для жизни, оставляя примерзшие клочки кожи с ладоней на жестяной, водосточной трубе в бодрящий двадцатиградусный  мороз, а не  томной итальянской ночью.
       Почему он не мог воспользоваться входной дверью? Тут надо пояснить ситуацию. Мама Виты, мягко говоря, не приветствовала  эти отношения и  не отпускала дочь на свидания, закрывая дома на ключ, несмотря на ее совершеннолетие.
«Духовно близкими могут стать только люди одного круга, обусловленного воспитанием, происхождением, общими понятиями», - говорила мама - «Человек - это продукт среды, в которой он обитает».
Поэтому, как теперь говорят «мажор», из очень обеспеченной по советским меркам семьи «махровых» торгашей не пара девочке из скромной интеллигентной семьи. 
       Мнение папы по любому вопросу всегда было точно таким же, как мнение мамы. Мама всегда доминировала в семье, она была на несколько лет старше папы, во время войны служила минером, имела награды, делать по дому умела мало что, а  тихий невоеннообязанный папа «пороха не нюхал», зато обладал «золотыми руками», умел и пуговицу пришить и утюг починить. Мама любила руководить, а папа талантливо выполнять руководящие указания. Папа был из редкого, теперь наверное совсем уже вымершего вида мужчин, который называется «хороший семьянин». Между собой они ладили. Как-то Вита нашла на столе трогательную, вызвавшую невольную улыбку, записку: «Кошечка, я ушел в баню. Твой котик».
       Однажды Витина матушка, более бдительная и суровая, чем Джульеттина, обнаружив Ромео в комнате своей дочери, бесчеловечно вынудила его спуститься с четвертого этажа тем же путем, каким он проник на балкон. Вывод был сделан простой: cкомпрометировал девушку – женись. Пришлось задуматься о свадьбе, хотя отношения были совершенно вегетарианскими. Но кто же этому поверит?
       Сыграли шумную, многолюдную свадьбу в кафе "Юность" на пятьдесят, а может и больше гостей. Присутствовали обязательные родственники, некоторые даже не знакомые молодым, близкие и дальние друзья. Все, как полагается, "как у людей" - воздушные шарики и кукла на бампере белой «Волги». Белое платье и фата у Виты, черный костюм и галстук у Ромы. Волнующая речь регистратора, цветы, фотограф, марш Мендельсона, подписи, кольца, шампанское.
        Во время торжественной церемонии произошел маленький казус. После слов регистратора: "А теперь молодые поздравьте друг друга", Вита подала Роме руку, а он ее крепко пожал, как товарищу, что вызвало взрыв дружного смеха в рядах родных и друзей, сопровождавших брачующихся в ЗАГСе. Тогда только Вита и Рома скромно поцеловались, как будто бы в первый раз. 
       На выходе из ЗАГСа родственники щедро посыпали Виту и Рому рисом для благополучной жизни. Затем молодоженам поднесли каравай хлеба, считалось что, кто больше откусит, тот и будет в семье главным. У входа в кафе тамада постелила небольшой коврик, кто первый наступит, тот и будет главой семьи. Вот, пожалуй, и все жалкие попытки вспомнить обрывки многодневного народного свадебного обряда. Старые ритуалы проведения свадеб были напрочь забыты. Из новых традиций возникла одна – возложение молодоженами цветов к Вечному огню.
       Жить Вите и Роме пришлось сначала в квартире родителей Виты, которым совершенно не нравился Рома, потом с родителями Ромы, которым не по душе пришлась Вита. Снимать отдельную квартиру в те годы было практически невозможно. Излишков жилой площади ни у кого не было, да и сдача жилья в аренду приравнивалась к нетрудовым доходам, можно было и под статью или штраф угодить.
       Поэтому видимо бесцеремонное вмешательство в личную жизнь молодых родители считали своим священным долгом. Да, что там мамы и папы, любопытный нос в личные дела людей могли сунуть все, кому этого хотелось, соседи, трудовой коллектив, комсомольская организация, партком. Все жили на виду, как рыбки в аквариуме. 
       Взаимоотношения  родителей молодоженов были такими же сложными, как отношения  «равноуважаемых в Вероне семейств Монтекки и Капулетти».
«Судите ж вы, какие розы им заготовил Гименей».  Развод Виты с мужем был предсказуем, устав от постоянных разборок родителей, да чего греха таить, своих собственных, Ромео и Джульетта разбежались, не прожив вместе и трех лет. Слава Богу, обошлось без смертей и рождения детей. Развелись Вита и Рома легко, в ЗАГСе. После скорее дружеских, а не любовных отношений бремя супружеской жизни навалилось непосильной ношей. В результате взаимных упреков "ты должен", "ты должна" разбежались даже с каким-то облегчением.

       Работа монтажниц требует точности и внимания. Присутствие  незанятых делом людей в монтажных помещениях крайне нежелательно. Монтажной группе  выделили комнату отдыха на первом этаже!
       Перед тем, как приступить к  своим трудовым обязанностям, в комнате отдыха девушки совершали священный для советских учреждений утренний ритуал. Красились, наводили марафет, накладывали макияж, занимались визажом, как хотите, так и назовите. Помните «Служебный роман», одну из лучших комедийных мелодрам социализма?
       «Каждое утро в нашем заведении начинается одинаково. Это уже обычай, традиция, ритуал», -  говорит Новосельцев.
       Все происходило точно так же, как в одном из эпизодов этого фильма. «А потом работники работали, начальники руководили, каждый в меру сил занимался своим делом».
       В свободное от работы время Вита и Лена Кирхонен писали здесь конспекты, курсовые и дипломные работы, поскольку заочно учились в ВУЗах. А также шпаргалки по совершенно забытым теперь, искусственно созданным, по мнению Виты, наукам, таким,  как диалектический материализм, исторический материализм, научный коммунизм. В нашей жизни все проверяется временем и видимо главную проверку эти науки не прошли. В программах современных ВУЗов их давно нет. Хотя, что говорить, заочники были неприхотливыми студентами, которых не озадачило бы предложение «препода» сдать китайский язык, они не стали бы дискутировать, изучали - не изучали, они просто спросили бы в какую аудиторию идти сдавать. Вита и Лена дружно придерживались мнения, что нужные науки надо учить. На экзамены по не нужным, о которых в дальнейшей жизни вряд ли вспомнишь, следует написать шпаргалки.
       Еще в комнате отдыха компания два раза в день пила чай, иногда обедала. В городе, конечно, были ведомственные столовые и в некоторых даже вкусно кормили. Но в окрестностях ГТРК находилось несколько рабочих столовок. Во всех примерно один и тот же весьма ограниченный ассортимент блюд и отвратительное качество пищи. Иногда возникал вопрос, каким образом можно до такой степени испортить простые продукты, типа гречки или макарон. Вонючие залы с грязными пластиковыми столами, усыпанными крошками.  Перекрученные алюминиевые ложки и вилки, с торчащими в разные стороны зубьями, горой сваленные в засаленные алюминиевые тазы. По своим важным делам особо не прячась, безнаказанно сновали не пуганные, породистые тараканы. Бумажные салфетки и туалетная бумага повсеместно отсутствовали. Одним словом «тошниловки».
       Зарабатывали монтажницы сравнительно неплохо. При начислении зарплаты монтажниц учитывались вредные условия труда и премиальные, поскольку все как одна девушки являлись «Ударниками коммунистического труда». Это звание присваивали тем, кто на работу не опаздывал, не прогуливал, задания руководства выполнял качественно и в срок согласно графику. Фотография Виты  много лет висела на «Доске почета» предприятия.  Девушки искренне гордились званием «Ударника» и имидж образцово – показательных сотрудниц носили с честью.  Премию, как и зарплату, получали каждый месяц.  В конце года на радость всему коллективу выдавалась поощрительная тринадцатая зарплата.
       Страдать «вещизьмом» в стране с застойным типом экономики не представлялось возможным. Повышенной склонностью к бережливости монтажницы не отличались. Поэтому компания частенько обедала в ресторанах. Вызывали такси по телефону. На пять человек удовольствие было недорогое. В такси, а тогда все такси были марки «Волга», помимо водителя могли разместиться только четыре пассажира. Одна из девушек, чаще это была Леночка Иванова самая маленькая из всех, чтобы ее не было видно, ложилась сидящим на заднем сиденье на колени. Усаживались в машину шумно и весело, поэтому ни один таксист, ни разу не отказался везти неположенное количество симпатичных  пассажирок.
       Обеды были вкусными и не дорогими, как правило, комплексными. Салат, суп, мясо или рыба с гарниром и компот или кофеек. Меню такого обеда формировалось заранее, и приготовлен он был в расчете на людей не располагающих большим запасом времени. Сейчас такой обед называют «Бизнес-ланчем». Частенько на стол, за которым обедала компания, официанты приносили бутылки с коньяком или шампанским, присланные щедрыми гостями ресторана, подгулявшими уже, грузинами, торговцами цветами с рынка. Они тогда считались самыми богатыми людьми в городе. Но монтажницы были девушками строгих правил и гордо удалялись, не прикоснувшись к подаркам, хотя, что скрывать, слегка польщенные таким вниманием.
        Так много и искренне, как в тот период жизни Вита не смеялась никогда. Радостно было встречаться с подругами утром у проходной, идти впятером домой после работы. Обсуждать прочитанные книги и просмотренные фильмы, свидания и кавалеров, а чуть позже семейные проблемы и радости.
Еще подруги вместе ходили в сауну, очень модным стало это развлечением в те годы, купались в бассейне, любили посидеть в барах или ресторанах, частенько посещали кино, реже - театр, отмечали праздники, ездили на пикники или на дачу родителей Виты. «Тусовались», одним словом. Правда этого слова в их лексиконе тогда не было, а зря, очень точно выражает смысл происходившего. Причем веселье никогда не требовалось подогревать выпивкой.
        В кинокомплексе некоторые отделы «сбрасывались по рублю» в обеденный перерыв чуть ли не каждый день, следуя поговорке «Если пьянка мешает работе, то ну ее, эту работу». Непосредственная Витина начальница, Хильда Петровна большая любительница выпить, не понимала, как можно пребывать в хорошем настроении в трезвом состоянии, поэтому монтажниц не любила и при каждом удобном случае интересы их ущемляла.
       Особенно это касалось поездок в подшефные колхозы или на овощебазы. Тогда убирать урожай в совхозах направляли сотрудников всех учреждений, предприятий, заводов. Ехать естественно никому не хотелось, но каждому необходимо было отработать положенное количество дней. На уборочную регулярно выезжало все трудоспособное население города. Для студентов выезд в колхоз был нормой, и в сентябре они отправлялись не в аудитории, а на поля. Мобилизовали в колхозы даже солдат. С крупных городских предприятий отправляли целые автоколонны.
Общими усилиями собирали рекордные урожаи. В новостных программах по телевидению и радио, в газетах радостно сообщали о великих победах на сельскохозяйственном фронте. Но из-за неправильного хранения на овощебазах половина выращенного картофеля и овощей сгнивала. И все те же служащие, рабочие, студенты и солдаты зимой отправлялись в овощехранилища перебирать овощи. Монтажниц назначали на сельхозработы и на переборку овощей, как самых молодых и вне очереди.
       Теперь Вита не могла уже вспомнить, кому из ее подруг пришла в голову идея осуществить страшную месть Хильде Петровне.
       Здесь нужно кое-что объяснить. Кинопленка очень чувствительна к механическим повреждениям, поэтому работы с ней по инструкции должны были производиться в специальных белых хлопчатобумажных перчатках. В реальности же пользоваться ими было невозможно, потому, что перчатки были одного самого большого размера. Вот такую перчатку в один из вечеров, перед уходом домой монтажницы набили ватой и подвесили на нитке сверху в дверном проеме, примерно на уровне головы входящего.
       На следующий день, как обычно, будучи с бодуна в плохом настроении, Хильда Петровна, как злобная фурия влетела с утра в монтажную. Дабы разрядиться посредством очередного громкого разноса. 
       Страшная месть свершилась!
       А страшной она оказалась еще и потому, что голову фурии всегда украшал модный тогда парик,  и когда белая хлопчатобумажная  рука ласково провела ладонью по начальничьей голове, парик свалился на пол, обнажив почти голый череп, местами  покрытый легким светлым пухом. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных.
       С Хильдой Петровной связан один интересный факт, характеризующий время застоя. Ее сын Андрей находился в местах не столь отдаленных по политической статье. Его осудили на несколько лет лишения свободы за диссидентство. Будучи студентом университета, Андрей открыто выражал свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей тогда в обществе и государстве идеологии, изготавливал и распространял листовки соответствующего содержания. Однако на судьбе и карьере его жены и самой Хильды Петровны этот факт никак не отразился, не 37 год ведь шел.
       Жестокость этой глупой шутки Вита осознала гораздо позже, когда извиниться было уже невозможно.  Вита не вспомнила, чем закончилась эта история, но если бы чем-то серьезным, то, наверное, в памяти  всплыли бы ее последствия. Как ни странно преследования  начальница прекратила и давала монтажницам исключительно хорошие характеристики.
       А характеристики были  очень нужны, потому, что тогда же три Лены, Галя и Вита впервые побывали во время отпусков за границей, естественно в странах социалистического лагеря.
       К середине восьмидесятых к социалистическим относилось пятнадцать стран, среди которых наиболее популярными у советских туристов были Болгария, Венгрия, Румыния, ГДР, Польша и Чехословакия. Капиталистические страны в те времена посещали избранные. Всем остальным преграждал дорогу железный занавес. Через него не могла бы пролететь даже птица.
       Собрав массу справок и справочек, тщательно проверенный всеми полагающимися органами и инстанциями, потенциальный турист, который «никогда, ничем, нигде», перед отъездом подвергался строгому инструктажу, усваивая простые правила - больше трех не собираться, меньше трех от группы не отрываться. Выпускали из страны далеко не всех без объяснений. Боялись невозвращенцев.
       Короче, «Руссо туристо - облико морале».
       Надо было видеть, как трепетно компания собирала счастливицу, выезжавшую за рубеж.  Девушкам не хотелось за границей ударить в грязь лицом. Да и «за державу было обидно». Без  сомнений и жалости отдавали самые красивые вещи из своего гардероба, кто сумочку, кто кофточку, кто босоножки. Одни и те же вещички побывали в разных странах, часто отдельно от своей хозяйки.
       Монтажницы даже одевались тогда не как «инкубаторские» - неприметно, скромненько, серенько, а  в своем, присущем только  компании стиле. Многие вещи были мастерски связаны или сшиты своими руками.  Сиротский ширпотреб брежневской эпохи  искрометная фантазия превращала во вполне приличные вещи, как им тогда казалось. Отправляясь впервые за границу, девчонки самоуверенно надеялись «взлохматить» старушку Европу, но кудри встали дыбом у них самих.
       Первые поездки за границу принесли шок. Прилавки магазинов в странах социалистического лагеря ломились от изобилия дефицитных на родине товаров народного потребления. Там лежали вещи совершенно непохожие на те, что продавались в советских магазинах. Продуктовые витрины вызывали шок и растерянность от  огромного ассортимента  сыров, колбас и многого такого, чего  отродясь не видали на родине, да что лукавить, даже не предполагали, что такая еда существует. В гостиничных номерах все бесперебойно работало: краны, души, унитазы, освещение, кондиционеры, все включалось и выключалось. Это как так-то? 
       Все это приводило аскетичных русских туристок к симптомам тихого помешательства. Надо заметить, что они были не одиноки, все советские туристы за границей выглядели полными папуасами. Начать с того, что провозили в багаже кипятильники, консервы, сухое печенье. Сами таскали свои чемоданы, чтобы не платить носильщику. Не позволяли себе такие маленькие удовольствия, как прохладительные напитки или мороженое. Скудные задекларированные средства экономили на подарки родным. В ступор приводило многое. Даже внешне «руссо туристо» сильно отличались от остальной туристической массы своим неповторимым колоритом.

       Они были молоды и энергичны, заняты интересной работой, неплохо по тем временам зарабатывали и, конечно, пользовались успехом у противоположного пола. Поэтому неизменно пребывали в жизнерадостном настроении! Они и представить себе не могли, что готовит им жизнь. В самых смелых фантазиях не намечтаешь таких поворотов судьбы.
       В стране началась перестройка. Общество, беспредельно уставшее от дряхлых вождей в правительстве, давно ждало перемен. Не было бы Горбачева, был бы кто-нибудь другой. Но эти события происходили пока еще где-то там, в столицах, далеко от них, еще пока непосредственно их не касаясь. А вот ветер перемен на ГТРК имел отношение лично к каждой. Здесь разворачивались грандиозные события. Растворялась в истории эпоха пленочного кино. Наступила эра видеозаписи. Надо было срочно переквалифицироваться. «Может быть даже в управдомы», - как говорил Остап Бендер.
       В кинокомплексе свертывалось кинопроизводство. В прошлое уходила масса профессий, теперь они стали не нужны. Раньше открыто о профессиональной конкуренции не говорили. Теперь конкурентами в борьбе за «местом под солнцем» стали многие. Обстановка на предприятии кардинально изменилась. Страшно было всем, и талантливым, и умным, и везучим, и не очень. Страшно выходить из привычного круга, принимать решения, рисковать, начинать новое. Отношения между сотрудниками накалились. Кому остаться, кому уйти решало начальство. Но начальство это тоже люди и к ним тоже можно было найти подход. Кто-то искал, кто-то не стал. Как это часто бывает, люди делили между собой то, чего уже не было. Интриговали, подличали, доносили, выдавливая конкурентов, а надо было просто менять профессию, переучиваться, искать новую работу. В этих перипетиях компания уменьшилась до трех персонажей. Лена Лебедева, Лена Маркова и Вита по-прежнему поддерживали дружеские отношения.
       С детства им часто твердили, что человек — хозяин своей судьбы. Это красивые слова, но это неправда. Эх, если бы заранее знать, каким боком повернется к ним судьба. Но так не бывает, чтобы заранее. А может это и к лучшему? Потому что каждой из них жизнь уготовила свой пуд соли. И действительность превзошла все самые худшие ожидания. Перестройка, путч, лихие девяностые, развал огромной страны, денежные и экономические реформы, приватизация, дефолты, деноминации, голод, нищета, предательства, отсутствие веры в душе, одиночество... Короче, катастрофа для огромного количества людей.
 
       Семья Марковых, как в русской народной сказке жила-поживала, добра наживала. Лена Маркова всю жизнь прожила с одним мужчиной, ни разу не зная других. Родила сына и дочь. Стала настоящей еврейской мамой. Говорят, что как только у женщины-еврейки рождается первый ребенок, она автоматически перестает быть женщиной и превращается в маму навсегда. Еврейская мама – это состояние души. Это когда забота о ребенке возведена в степень идеала. Работали Марковы теперь на радиостанции. Лена занимала должность сначала администратора, затем стала директором программ, Игорь – был диктором, оператором, ведущим, исполнительным директором, затем поднялся до генерального.
        Союз рационального мышления Лены и радийных способностей Игоря позволил сделать им хорошую карьеру, не парясь особо по поводу отсутствия образования. Лена зорким глазом и чутким ухом следила за границами, вверенного им предприятия, и всех, кто неосторожно посягал на них ждала незавидная участь. Вряд ли без нее Игорь, в силу мягкости своего характера, долго удержался на столь высоком посту, а Лена без Игоря получила престижную должность.
        У Лены хватило ума простить мужу многочисленные измены. Если бы она его не простила, то могла потерять работу и положение в обществе. Тянула бы одна всю жизнь двоих детей, повторив тяжелую судьбу своей мамы. Все в жизни совершают ошибки, особенно по молодости. И вряд ли  найдется хоть одна семья без таких проступков. А женская мудрость — это понять произошедшее и главное  в дальнейшем никогда не вспоминать об этом. Лена приняла  мудрое решение - сохранить семью, не смотря ни на что. В первую очередь думать не о своих обидах, а о детях, не позорить отца в их глазах. К зрелому возрасту Марковы подошли примерной семьей, построив дом, посадив деревья, вырастив детей, принимая самое деятельное участие в воспитании внуков.
        Лена Лебедева еще при Советах вышла замуж за водителя рейсового автобуса, который в лихие девяностые каким-то непонятным образом превратился в бизнесмена, можно сказать, нового русского. Муж, став богатым человеком, вскоре заскучал в одной семье. Он завел на стороне любовницу, она родила ему сына. Он параллельно жил в двух семьях, объясняя любовнице, что пока не может оставить жену, потому что ее родители из Мирного прилично помогают денежными средствами, необходимыми бизнесу. Жене вообще ничего не объяснял. На особо настойчивые вопросы, где провел несколько дней, мог дать леща. Да и как относиться к взрослой женщине, матери двоих детей, если, привыкнув с детства быть за спиной родителей, она не повзрослела. Так и оставшись пятилетней "Леночкой из вон того красного дома", продолжала по детски  лепетать и наивно таращить глазки. Лена не была готова к взрослой жизни, поскольку привыкла, что за нее всегда кто-то решает и о ней кто-то заботится. Она продолжала искать себе "родителей" среди подруг, мужчин, партнеров. И если поначалу сюсюканье и детский лепет выглядят няшно-мимимишно, то постепенно начинают раздражать. И рано или поздно другой человек в паре устает тянуть такие отношения.
       Лебедев купил Лене четырехкомнатную квартиру в блочной пятиэтажке, перевез ее туда с двумя маленькими детьми и на этом свои супружеские и родительские обязанности счел исчерпанными. В квартире до этого жили алкаши, загадившие ее окончательно, там не было даже унитаза, раковина в санузле была разбита. Помогла ленкина свекровь, мать Лебедева, она подключила своих сестер-пенсионерок, в прошлом — маляров, и они совместными усилиями сделали ремонт. Работала теперь Лена секретарем. Зарплата, конечно, крошечная, но по-прежнему финансово поддерживали родители. В долгих, но безуспешных поисках нового богатого мужа Лена прошла большой сексуальный путь, так и не утратив романтических иллюзий.
Олигархи замуж не звали. Да и кто были эти олигархи? Необразованные хамы, вышедшие из криминальной среды. Бандит на бандите. Выжили в лихие годы самые хитрые и подлые. Да и девчонки-конкурентки подросли, поколение девяностых, без комплексов, умелые, готовые на все, наглые, хищные, как акулы.
        Cудьба повернулась так, что теперь возле Лены крутилось много всяких проходимцев, желающих устроить свою жизнь за ее счет. Романтическая натура - легкая добыча для альфонсов. Ну, а кто еще может быть постоянным посетителем сайтов знакомств или так называемых танцевальных вечеров для тех, кому за сорок? Неликвид. Хороших мужиков еще щенками разбирают. Одноразовые кавалеры приходили и уходили. Взрослые уже дети некоторое время с пониманием терпели активные поиски мамой спутника жизни. Но у всего есть предел. Дочь деликатно молчала, делая вид, что не замечает того, что происходит в квартире, а сын, устав от слишком частой смены половых партнеров мамы, напрямую спросил: "Когда закончится это б...ство?».
       Наконец ей повезло, на одном из сайтов познакомилась с Димой. Не Ален Делон, конечно. "Но ведь и ко мне очередь из претендентов на руку и сердце не стоит", - повторяла Лена. Зато на пять лет моложе. Водитель миксера, машины-бетономешалки. Главное - не пьет, не курит. В общем положительный.
Как оказалось, Дима когда-то снимал квартиру в одном доме с Лебедевыми и всегда завидовал ленкиному мужу-бизнесмену, которому принадлежали ярко-красная ауди, привлекательная жена с двумя ухоженными детишками и породистая такса, которую жена каждый день выгуливала вместе с детьми. Со стороны - глянцевая рекламная картинка счастливой жизни из зарубежного журнала.
       Встретив Лену на сайте знакомств, Дима глазам не поверил, она ли это, его давняя несбыточная мечта? Мечта правда за последние годы слегка потускнела, но в целом оказалась ничего еще себе. Широко открытые глазки, аккуратно накрашенные реснички, не по возрасту короткие юбочки. Тот же наивный, детский лепет. С виду - сама невинность. Познакомились, вскоре поженились. Взрослые дети завели свои семьи, разъехались.
       Пришло время и родители Лены вышли на пенсию и финансовый источник постепенно иссяк. Пока регулярно поступали деньги, Дима ласково называл жену Аленушкой, теперь она стала Ленкой. После десяти лет почти счастливого брака, Дима потребовал развод, обобрал Лену до нитки, решив, что "деньги - детям не игрушка" и исчез. Но Лена не унывает и не теряет надежды, разменяв пятый десяток, снова устроить личную жизнь. Она ждет следующего «принца», который все будет решать за нее, потому что без мужчины она чувствует себя несчастной.
       Галя Погодина учудила. Неожиданно для всех в конце девяностых ушла от мужа, забрав сына-подростка и почти все имущество из квартиры. Почему? Муж Николай долго терялся в догадках. Еще утром ничто не предвещало беды, а вечером он вернулся с работы в пустую квартиру. В голодные девяностые Галя жила, как у Христа за пазухой. На железной дороге, где работал Коля, задержек не было, зарплату всегда выдавали вовремя. Нужды не знала. Когда уходила, оставила Николаю странное прощальное письмо на двух страницах и свою фотографию, пересеченную наискосок черной ленточкой, как у покойников. Видимо, сказать этим хотела: для тебя я умерла. Всегда была большой затейницей. Интриги - ее стихия.
        Невозможно было объяснить, почему она ввязывается в интриги, совершенно ее не касающиеся. Вита хорошо помнила, как Галя старательно улыбается и поддакивает, преданно заглядывая в глаза и доверительно перешептываясь с тобой. Она очень располагает к откровенности. А затем ты с изумлением обнаруживаешь, что за спиной тебя обошли именно там, где не ожидала. Или что о тебе ходят самые невероятные слухи, невесть откуда взявшиеся. Галя умело нагромождает одну чудовищную ложь на другую, подставляет подруг, обманывает мужа. Но почему-то ей все всегда сходило с рук.  Много лет Галя прожила вдвоем с сыном, окончательно рассорив его с отцом. Трудилась мелкой служащей в мэрии. Невероятно много курила. Одумавшись, предприняла несколько безуспешных попыток вернуть мужа. Умерла внезапно. Прилегла днем отдохнуть, во сне и отдала Богу душу. После вскрытия врач сообщил: ишемическая болезнь сердца. На поминках шепотом судачили, накликала себе той фотографией преждевременную смерть.
       Не лучшим образом судьба сложилась и у Леночки Ивановой. Еще в браке с Костиком она начала немножко выпивать. Немножко больше и чаще, чем все остальные. Случайно встретила свою самую большую в жизни любовь. Химика, грузина по национальности Мишу Пация. В те годы «химией» называли стройки народного хозяйства, куда обычно отправляли на принудительные работы некоторых заключенных - химиков. Миша отбывал срок за мошенничество, был обаятельным и щедрым. Произвел впечатление человека с легким характером и тяжелой судьбой. Поначалу казалось, что ему свойственны стабильность и постоянство. Но, как оказалось впоследствии, жизненные обстоятельства вынуждали его частенько менять место жительства, работу и семью. Долго не раздумывая, Леночка ушла от Костика к Мише. Сняли квартиру, взяли в кредит мягкую мебель. Леночка родила от него дочь. Назвали Полиной. Миша превосходно готовил, любил делать цыпленка табака, сациви, лобио. Закончился срок его "химии" и Пация исчез так же внезапно, как и появился. Леночка места себе не находила, хотя  в общих чертах все было понятно. Все деньги, отложенные на машину, забрал. С собой взял абсолютно все свои вещи. Молодая женщина осталась одна с кредитом и маленьким ребенком на руках, в съемной квартире, без средств к существованию. Спустя месяц, когда Леночка немного успокоилась, Миша вдруг позвонил по телефону и сообщил, что самолет, в котором он летел навестить в Грузии родных, захвачен террористами и, как только ситуация разрешится, он вернется. Но не вернулся больше никогда. Навели справки всеми возможными и невозможными способами, подключив все связи, всех мыслимых и немыслимых знакомых. Выяснили: в тот период времени ни один самолет террористы не захватывали. Зачем звонил? Зачем врал? Не понятно. Леночка начала выпивать еще больше, часто повторяла: "Почему все всегда все врут?" Работала лифтером в городской больнице. Вышла еще раз замуж, но любовь всей своей жизни забыть не смогла и пережить разлуку и предательство не смогла. Дочь Полина росла сама по себе. Каким-то чудом выросла хорошим, порядочным человеком. Муж Лены рассказывал, что в последнее время пила она страшно, как будто сознательно убивала себя. Что это было? Разлад с собой и с окружающим миром? Есть такое выражение "бедный, но честный человек" - это именно о Леночке. Другого такого бескомпромиссно-честного человека Вита в своей жизни не встречала. Лена могла довольствоваться малым. Никогда ни на что не претендовала. Всегда бескорыстно готова была помочь. Вита не знала, чего испытывала больше в отношении к ней уважения или сожаления.
       Ну и, конечно, несколько слов о Вите.
       После развода с первым мужем Вита не так уж долго горевала в одиночестве. Вскоре познакомилась с Сергеем. Второй муж имел романтическую профессию, работал вторым штурманом, моряком загранплавания. Человек он был решительный, времени на суше проводил немного, после  шести месяцев  работы в море ему полагались три месяца отдыха на берегу, поэтому предложение руки и сердца сделал быстро: "Мне ухаживать некогда, вы привлекательны, я чертовски привлекателен, чего зря время терять?" И отвел Виту в ЗАГС. Бракосочетание назначили простое, не торжественное. После регистрации зашли в ресторан и вдвоем отметили событие.
       Вита ждала мужа-моряка верно, «сердце ее не было склонно к измене». Она не умела вести одновременно параллельные, любовные истории. В них всегда кто-то один должен быть любим, другой противен. Терпеть «противное» в своей жизни она не хотела, хотя понимала, что отношения с Сергеем нельзя назвать безумной любовью или неземной страстью с ее стороны. Скорее это была высокая степень уважения и взаимопонимания, когда люди чувствуют друг друга на расстоянии. Высокие гармоничные отношения, спокойный долгосрочный союз. Единственной проблемой было отсутствие детей. Пока муж находился в рейсах, Вита предприняла несколько попыток обследоваться по поводу бесплодия. Месяцами лежала в больницах, вызвав откровенное недовольство руководства на работе, связав  огромное количество шарфов, носков и рукавиц, но, не добившись внятного  ответа на вопрос - в чем, же все-таки дело? По мнению пожилой гинекологини, много повидавшей на своем веку, все было очень просто, нужен был муж, не уезжавший бы, так надолго.
       Время шло, не девочка уже, с беременностью надо было поторопиться, начала всерьез задумываться об ЭКО. "Вбахать огромные деньги в непонятную затею?", - Сергей был категорически против. Тогда еще крайне мало знали об ЭКО. "Кроме того, на мой взгляд это шарлатанство, а сам процесс - большой грех с точки зрения церкви. Мы и без детей хорошо живем", - вынес окончательный вердикт муж. Виту особенно поразил довод про церковь, не верящего ни в Бога, ни в черта мужа.
       Поэтому появление третьего мужа стало закономерным. Володя, по профессии инженер-физик, работал в научной лаборатории НИИ, что-то там изобретал  со своими коллегами, научными сотрудниками. Старая гинекологиня оказалась права, Вита вскоре забеременела и благополучно родила сына. Провела в отпуске по уходу за ребенком полтора года. Получила приглашение на работу в частную телекомпанию. Видеомонтажу научилась сама. Виту приняли в телекомпанию режиссером монтажа в программу «Новости».
       Начались голодные девяностые, зарплату в телекомпании перестали платить.
Муж Виты попытался заняться строительным бизнесом, редко бывал дома, денег не приносил. Как оказалось впоследствии, его делового партнера Андрея Гусева убили. Его машину нашли за городом, водителя удушили сзади удавкой. Добрая душа, в недалеком прошлом - десантник, Андрей беспечно подобрал голосующих на обочине парней, подвезти хотел, а пассажиры оказались бандитами. Андрей был "паровозом" в бизнесе и без него дело погибло. Тогда такие случаи не были редкостью.
       Володя и в советское время не особенно отличавшийся трудолюбием, теперь потерялся вовсе, днями грустил на диване. Тяжело болели родители. Надо было растить сына. Вита поняла: «Боливар не выдержит…» и выбрала родителей и сына. Типичная семейная история того времени.
       Рассчитывать Вита могла только на себя. Крутилась, как могла. Вот когда пригодились навыки написания курсовых, дипломных работ, рефератов. Скорбный труд по перелопачиванию гор литературы во время учебы в вузе не пропал даром. Вита подала объявление, и заказчики появились быстро.  Работать приходилось и днем и ночью. К сожалению, эти подработки не приносили стабильного дохода.
       Подруги советовали, найди мужика, легче будет жить. Вон в интернете полно сайтов знакомств. При чем тут любовь? Без этих глупостей люди живут. А она не могла без глупостей. Обносилась страшно, про косметику, уход за собой вообще забыла. Ну какие тут могут быть мужики? Кому нужны чужие проблемы?
       Вита работала так много, что из того периода жизни помнила только работу и заботу, заботу и работу. Всюду бегом. Неслась по замкнутому кругу, как белка в колесе. Лет десять отпусков не брала, старалась взять денежную компенсацию. Все время были нужны деньги. На продукты, лекарства для родителей, квартплату, коммунальные услуги, детский сад, потом школу…
       Сама над собой посмеивалась, как лягушка в горшке с молоком отчаянно барахтаюсь, только что-то  масло не взбивается. В детстве Вита своими глазами видела, как бабушка взбивала масло в трехлитровой банке, просто сильно тряся ее в руках. И как там из молока получался шар масла. Вот казалось бы только что еще молоко бултыхалось, и вдруг раз - и уже масло. Бабушка и рассказала ей притчу про лягушек: "Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и стали тонуть. Тонуть им, конечно, не хотелось, и они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушки оттуда никак не могли выбраться. Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Только мучиться зря, лучше сразу утонуть». Подумала она так, перестала барахтаться и утонула. А вторая думает: «Нет, утонуть я всегда успею». И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей  смертью. Уж вот ее и ко дну тянет. А она и тут не сдается и продолжает лапками работать. И вдруг чувствует, что под ногами у нее уже не молоко, а что-то твердое, что-то надежное. А это стоит она на комке масла. Удивилась лягушка, а потом догадалась, ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила".

        Время летело, о личной жизни Вита даже не помышляла. Уставала так, что выспаться было за счастье. Радовалась в выходной день что, по крайней мере, на работу спешить не надо, можно относительно спокойно готовить, стирать, убирать. Маленькую радость доставляло перед выходным спрятать будильник, чтобы не думать о времени. Сил на встречи с подругами не оставалось совсем. Изредка общались по телефону. Как-то Лена Маркова предложила Вите подработать на радиостанции ведущей в программе «Новости». Перспектива нарисовалась неожиданная. К этому времени, Вита готова была по битому стеклу ползти, чтобы семью спасти, а не то чтобы заговорить в эфире радиостанции. Конечно, да!
        Первое время работала и на радио, и на телеканале, еще не решаясь оторваться от привычного круга людей. Вставала в шесть утра. Неслась из одного района города в другой, с одной работы на другую пешком в старых, стоптанных туфлях. Возвращалась домой поздно вечером, чуть ли не в голос воя от голода: "Щассдохну". Несмотря на то, что недавно похоронила родителей, долго еще находилась в тяжелой зависимости от ритма прежней жизни, нормой были судорожные порывы вскакивать по ночам, беспокойно вспоминать, не забыла ли что-то сделать для родителей, для сына. Даже перестала чувствовать, как страшно устала. Позже сама себе удивлялась, где взяла силы? Как смогла все вынести? Но ведь Бог не посылает человеку испытаний больше, чем тот может выдержать.
        Потом пошла в гору карьера, сначала Вите предложили должность главного редактора радиостанции, через несколько лет - директора по рекламе в известной газете, затем стала генеральным директором издательского дома. Одна работа плавно перетекала в другую, где всегда пригождались, приобретенные на предыдущей знания, навыки, умения. Ничего в жизни не бывает зря. Просто вдруг осознаешь, что выросла из работы, которой занималась долгое время и пришло время для другой. Пришло время освободиться от того, что себя изжило. Износилось.
        Даже шальная мысль промелькнула тогда: если карьера поперла, может скоро и в личной жизни все будет о кей? Главное о себе не забывать, не зацикливаться только на работе. Но работа захватила все сферы жизни. Не умела она вполсилы, спустя рукава. Некогда стало устраивать личную жизнь. Хотя претендентов было не мало. Но никто не "зацепил", все - не то. Жила в режиме безумной гонки, работала на износ. Вспомнить нечего. Разве что редкие моменты счастья. А может все это и было счастье? Вся жизнь — череда удачных стечений обстоятельств. Не надо было для новых назначений ни ноги раздвигать, ни поступаться совестью, интриговать или подсиживать кого-нибудь. Все получалось само собой. Приходило положенное время и надо было подниматься на новую ступень, новый уровень.
       Вот интересно, как бы сложилась жизнь, не получи она "волшебный пинок" в лихие годы? Скорее всего, просидела бы на ГТРК в старших монтажницах до пенсии. Все три брака считала удачными. Ни за одного из мужчин не было стыдно. Просто каждый был хорош для своего времени. Благодаря помощи родителей и свекрови вырастила сына. Достойно перенесла все, что было отмерено судьбой. Как лягушка в горшке с молоком беспрестанно взбивала масло. Не сдавалась и не опускала руки. Какими бы тяжелыми ни были обстоятельства, выход всегда есть. Правда иногда он может оказаться неожиданным. И помощь придет оттуда, откуда совсем не ждешь.
       Но осталась по жизни одна. Давно одна. Везде первая, всегда одна, одинокая? Но как говорится, одиночество, конечно, штука хорошая, только когда есть, кому сказать, что одиночество - хорошая штука. А ведь время  стремительно уходит. И Вита начала задумываться, а вдруг я всегда буду одна, вдруг так и не встречу мужчину, с которым раз и навсегда? Ведь одиноких женщин много. Может мне предназначено судьбой быть одинокой? Не хотелось бы так-то, конечно. Короче, ждем-с. Еще не вечер. Как в том старом анекдоте "принца на белом коне уже не жду, но к цокоту копыт еще прислушиваюсь".



 
 


Рецензии