Карело-финские формирования в боях за Карелию и Ле

71-ая стрелковая дивизия

Многие тверские карелы воевали в составе 71-ой стрелковой дивизии, созданной в июне 1940 года в Петрозаводске из карел, финнов и вепсов Карелии, Калининской и Ленинградской областей. В дивизию призвали призывников 1920-1922 годов рождения, с общим личным составом в 9 тысяч человек. В дивизию входили 5 стрелковых полков, 237-ой артиллерийский полк, 133 отдельный истребительно-противотанковый дивизион, минометный дивизион, рота разведчиков, батальоны связи, саперов и другие подразделения.

В начальный период Великой Отечественной войны  71-ая стрелковая дивизия держала оборону в Карелии против финской Карельской армии. Она обороняла южный участок границы с Финляндией в районе поселка Вяртсиля.
 
В начале июля 1941 года финны повели активное наступление на территорию Карело-Финской ССР. 14 июля  1941 года финнам удалось рассечь оборону 71-ой дивизии надвое. В период с 5 по 15 августа на территории Сортавальского района один 367 стрелковый полк потерял погибшими и раненными 1021 бойца.

71-я дивизия была вынуждена отступать вглубь страны с большими потерями. С конца августа к началу октября в Кондопожском районе дивизия потеряла погибшими и пропавшими без вести 565 человек. В первой половине октября 1941 года в Кондопожском районе дивизия потеряла еще 408 человек, из них 244 красноармейца, сержанта и офицера погибли и пропали без вести во время боя 3 октября у деревни Кеняки.

К концу октября 1941 года все отступающие части 71-ой дивизии объединились в Медвежьегорскую оперативную группу и заняли позиции в районе Повенец – Медвежьегорск - шлюзы Беломорско-Балтийского канала. Дивизия была пополнена 131-м запасным стрелковым полком, также состоявшим преимущественно из карел и финнов.  К этому времени, за четыре месяца боевых действий и отступления, дивизия потеряла убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести 10,5 тысяч человек или более 75% всего численного состава.

К настоящему времени частично рассекречены журналы боевых действий 71-ой стрелковой дивизии, начиная с 1 января 1942 года. В выписке из журнала указано, что 16 марта 1942 года Медвежьегорская оперативная группа была ликвидирована, дивизия вошла в состав 32-ой армии. Части дивизии заняли оборону на рубеже по восточному берегу Водлозера и Беломорско-Балтийскому каналу им. Сталина.

После приказа Наркома РККА от 3 апреля 1942 года «Об изъятии из действующей армии бойцов финской национальности и переводе их в рабочие колонны НКВД» из 71-ой стрелковой дивизии карел и финнов не изъяли. Иначе дивизия перестала существовать и не могла воевать. Но после лечения в госпиталях карел и финнов в 71-ую дивизию уже не возвращали.

По воспоминаниям  бойца 133-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 71-ой стрелковой дивизии тверского карела из деревни Бирючево Петра Николаевича Капитонова, обучение красноармейцев военному делу проводили возле Медвежьегорска.

В первые дни войны над позициями 71-ой стрелковой дивизии финны разбрасывали листовки, в которых от имени командующего финскими войсками Карла Маннергейма, карел и финнов призывали сдаваться. Писали о хорошей жизни карел без Советов. Находясь на позициях, финские солдаты кричали братьям по крови: «Oma veri»,  то есть у нас своя одна кровь, не надо стрелять друг в друга. Особенно донимали финские снайперы – «кукушки».

На границе с Финляндией дивизия сдерживала финнов около месяца, потом началось отступление. Были оставлены города Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск и Повенец. Дивизия укрепилась на шлюзах Беломорско-Балтийского канала. На этих позициях активные боевые действия не велись, не было сил ни у 71-ой дивизии, ни у финнов.

В октябре 1942 года дивизию перебросили на Волховский фронт, оттуда в январе 1943 года – на Ленинградский фронт под Синявинские высоты. Здесь шла непрерывная артиллерийская канонада, орудия утопали в болоте. Из всего взвода, в котором служил П.Н. Капитонов, целым осталось одно его орудие и три человека расчета. Но пока он ходил в штаб для получения там медали «За отвагу», двое из его расчета погибли, живым из взвода остался он один.

В своих мемуарах командующий финской армией Карл Густав Маннергейм писал: «После захвата 1 октября 1941 года Петрозаводска, 6 октября я отдал Карельской армии следующий приказ:
а) сразу, как только в результате проводимой на перешейке между Онежским озером и Сесозером операции войска выйдут на юге на железнодорожную станцию Медвежьегорск, а на севере на станцию Маселькя, приказываю прекратить наступление и одновременно занять здесь выгодные оборонительные позиции;
б) полки и прочие части и подразделения, которые во время наступления были переведены в чужие оперативные соединения, возвратить обратно, как только это будет возможно.
В день независимости Финляндии 6 декабря 1941 года публике сообщили о взятии Медвежьегорска. Укрепившись на линии Медвежьегорск - Маселькя,  финская армия смогла провести широкую демобилизацию солдат и офицеров старших призывных возрастов. К весне 1942 года было демобилизовано в общей сложности 180 тысяч человек».
 
В январе 1943 года дивизию перебросили на Волховский фронт, в журнале боевых действий дивизии указано, что 6 января в 16 часов выступили по назначенному маршруту и к 6 часам утра 7 января совершили марш с исходного пункта Вольтово к деревне Войбакала. К 11 января передислоцировались северо-западнее деревни Килози.

Наступление на немцев дивизия начала с 12 января 1943 года, когда  237-ой артиллерийский полк дивизии вел огонь по позициям противника, немцы вели ответный огонь. Перестрелка продолжалась до 15 января, когда дивизия пошла в наступление, но оно успеха не имело. 16 января дивизия получила задачу наступать на высоту 33,8, противник оказывал сопротивление артиллерийским и минометным огнем. Наступления на позиции немцев продолжались ежедневно до 20 января включительно. Таким образом, дивизия принимала участие в операции «Искра», в результате которой 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда.

Дивизию переподчинили Ленинградскому фронту, новое наступление на немцев она предприняла 3 февраля 1943 года, захватив в плен 16 немецких солдат. В результате этого наступления в период с 3 по 14 февраля, как сказано в журнале боевых действий дивизии, ее 126-ой стрелковый полк продвинулся на запад на 100 метров, положение остальных полков осталось без изменений.

В апреле 1943 года выведенная в тыл 71-ая стрелковая дивизия перестала быть карело-финской в результате больших потерь карел и финнов в боях в Карелии и под Ленинградом. В тылу дивизию пополнили казахи, киргизы, узбеки, туркмены, чуваши, татары и другие народности. После пополнения боевой путь 71-ой стрелковой дивизии до конца войны был долгим, героическим и жестоким, но уже не был связан с боями в Карелии и под Ленинградом.
 
Дивизия воевала на Курской дуге, освобождала Украину, Белоруссию, Польшу. Освобождала Киев, Житомир, Бердичев, форсировала Днепр, Буг и Вислу. Освобождала Сандомир, Варшаву, Данциг, Сопот, вела бои под Кенигсбергом, освободила от фашистов город Вислау.  Дивизия закончила боевой путь встречей с войсками союзников в Германии.



1016-ый стрелковый полк 288-ой стрелковой дивизии

В июне 1941 года в селе Карабиха Ярославской области была сформирована 288 стрелковая дивизия, в которую вошел и 1016 стрелковый полк. Полк формировался из карел Калининской области, например, из карел одного Рамешковского района был сформирован 3-й батальон полка, численностью 680 человек.  Другие батальоны полка были сформированы из тверских карел разных карельских районов Калининской области.

По выпискам из журнала боевых действий 288 стрелковой дивизии за период с 18 августа 1941 года по 6 сентября 1943 года, можно проследить ее путь. 18 августа 1941 года перед дивизией была поставлена задача, занять оборону правого берега реки Волхов на рубеже Переход – Селищенский поселок. В дальнейшем выйти к городу Чудову и закрепиться там. В тот же день дивизия выгрузилась из вагонов на станциях Дубцы, Гряды и Будогощь, маршем двинулась для занятия обороны восточного берега реки Волхов.

1016-ый стрелковый полк, сформированный из тверских карел, находился во 2-ом эшелоне дивизии. В ночь на 19 августа авангардные батальоны встретили части противника на правом берегу Волхова. В результате длительного боя к концу дня противник был отброшен за реку Волхов. Дивизия заняла рубеж обороны по линии Грузино – Селищенский поселок, 1016-й стрелковый полк по-прежнему оставили во втором эшелоне на линии Дубцы – Папоротно.

23 августа 1941 года 1016-й стрелковый полк форсировал реку Волхов, и к 10 часам 24 августа занял село Марьино. Далее рассекреченные записи из  журнала боевых действий 288-ой стрелковой дивизии прерываются и возобновляются лишь с 1 января 1943 года. Из других источников известно, что в период с 22 октября 1941 года по 8 января 1942 года дивизия вела тяжелые оборонительные бои в районе населенных пунктов Грузино, Раменье и Межник Чудовского района Ленинградской области.

На этих позициях дивизия находилась до января 1944 года, участвуя с 28 января в освобождении от фашистов города Любани. В журнале боевых действий 1016-го стрелкового полка 288-ой стрелковой дивизии указано, что 18 января 1944 года получен приказ следовать по маршруту Пролет – Мелеховская – Новые Кириши – Драчево. Сосредоточиться  возле деревни Зенино Тосненского района Ленинградской области.

Полк снялся с позиций и 19 января 1944 года маршем последовал по маршруту, указанному в приказе. 23 января получен приказ наступать в направлении Ляды через болото Гладкий Мох на выступ леса и Ильинский погост. После взятия Любани дивизия была отведена в армейский резерв для пополнения.



168-ая стрелковая дивизия

168-ая стрелковая дивизия была сформирована в августе-сентябре 1939 года в Череповце в значительной части из карел и финнов, принимала участие в Зимней войне. В мае 1941 года в эту дивизию, из 71-ой стрелковой дивизии,  был переведен 260-й «национальный» стрелковый полк, состоящий исключительно из карел и финнов. На 22 июня 1941 года дивизии дислоцировалась северо-западнее города Сортавала.
 
С 21 июля 1941 года в 168-ую стрелковую дивизию из 71-ой стрелковой дивизии были переподчинены  230-й артиллерийский полк, 74-й разведывательный батальон и 367 стрелковый полк. В связи с передачей в нее этих подразделений число карел и финнов в  дивизии значительно возросло.
 
168-ая стрелковая дивизия вела бои с финнами в районе города Сортавала, она оказалась прижатой к северо-западному берегу Ладожского озера. С 18 августа дивизия эвакуировалась через Ладожское озеро отрядом кораблей Ладожской флотилии сначала на остров Валаам, а затем в район южнее Кексгольма. Была переброшена через Неву и вела бои с немцами в районе городов Слуцк (ныне Павловск), Пушкино, Колпино, Тосно, Ульяновка. 17 сентября оставила города Пушкин и Слуцк (Павловск), закрепилась на берегу реки Ижоры, и вела тяжелые оборонительные бои.
 
В октябре 1941 года, передав свои позиции 7-ой бригаде морской пехоты, 168-ая  дивизия была переброшена в Невскую Дубровку. В ночь на 3 ноября часть дивизии высадилась на Невский пятачок и вела бои за расширение плацдарма. Плацдарм Невский пятачок находился на левом берегу Невы в районе поселка Дубровка, в 12 километрах от Ладожского озера. С этого плацдарма войска Красной Армии пытались начать наступление на Мгу и Синявино навстречу своим войскам, чтобы прорвать блокаду Ленинграда. Семь суток подразделения дивизии пытались расширить плацдарм, но наступление окончилось неудачно. Дивизия находилась на Невском пятачке, ведя тяжелые бои, до 28 декабря 1941 года. В результате длительных боев из всей 168-ой дивизии осталось около 300 бойцов.

В конце декабря 1941 года дивизию передислоцировали на Ораниенбаумский плацдарм, где она держала оборону до прорыва блокады Ленинграда в январе 1944 года. После этого 168-ая дивизия была переброшена под Псков, оттуда в июне 1944 года – на Карельский перешеек, приняв участие в Выборгской операции.

К настоящему времени рассекречена выписка из журнала боевых действий 260-го «национального» карело-финского стрелкового полка 168-ой стрелковой дивизии за период с 1 июля 1944 года по 3 апреля 1945 года. Из выписки можно определить, что 1 июля 1944 года полк в авангарде 168-ой дивизии следовал в район поселка Ихантела (в 12 километрах севернее города Выборга). Войдя в соприкосновение с противником, полк развернулся и продолжал наступление, но сильным артиллерийско-минометным огнем был остановлен и принял оборону.

Вечером того же дня, 1 июля 1944 года, полк развернул два батальона для боя, прикрываясь одной ротой, пошел в наступление, потеряв в бою 34 бойца и командира убитыми и 202 человека ранеными. Начиная со 2-го июля, полк отдельными штурмовыми группами пытался захватить одну безымянную высоту. На 8 июля полк получил 40 человек пополнения, вместе с ним в полку осталось всего 650 бойцов и командиров. С того времени по 25 июля полк занимался обучением красноармейцев боевой и тактической подготовке, находясь в лесисто-горной местности.

В период с 26 по 29 июля 260-й полк 168-ой стрелковой дивизии передислоцировался сначала по железной дороге, потом пешим маршем от Выборга в район Пулкова. 31 июля вышел по маршруту Пулково-Нарва, где занял позицию для наступления. Во время наступательных боев в районе Нарвы полк нес большие потери. 2 августа было убито 27 человек, ранено 55 человек, 4-5 августа убито 13 офицеров, 123 красноармейца, ранено 36 офицеров, 307 сержантов и красноармейцев.

7 августа 1944 года полк сдал свой участок 952-му  полку 268-ой стрелковой дивизии, сам совершил марш до города Кингисеппа, где 11 августа погрузился в вагоны и прибыл на станцию Резекне. Оттуда маршем полк прошел несколько местечек по территории Латвии и 24 августа занял рубежи на северо-восточном берегу озера Талея. С этих позиций полк повел наступление  на противника, теряя в боях своих бойцов. За день 25 августа было убито 9 человек и ранено 40 человек, 28 августа убито 20 человек и ранено 38 бойцов и командиров, 29 августа убито 13 человек и ранено 27 человек.

15 сентября 1944 года полк форсировал реку Огре, уничтожив до одной роты противника, захватил в плен 11 человек, но и сам понес потери 16 человек убитыми и 56 человек ранеными. 17 октября 1944 года при взятии населенного пункта Слагунас полк потерял 27 человек убитыми и 92 человека ранеными.
 
Карелы и финны вместе с русскими и воинами других национальностей обагрили своей кровью Латвию, освобождая ее от фашистов. На территории Эстонии, Латвии и Литвы остались известные и безымянные их могилы.
*****
Многие тверские карелы, погибшие в боях за Ленинград и его пригороды, не пропустившие врага в город, похоронены на Пискаревском и Серафимовском кладбищах Ленинграда, на кладбищах городов Волхова, Выборга, Гатчины, поселка Будогощь и деревни Посадников Остров Киришского района, поселка Успенское Чудовского района, деревни Язвище и других кладбищах Ленинградской области. Бесчисленное множество остается до сих пор безымянных могил.
 
Некоторые раненые тверские карелы умерли в госпиталях Череповца и Вологды. Раненых  с Волховского фронта привозили в Череповец на грузовых машинах, которые доставляли на фронт снаряды. Из Череповца тяжелораненых на санитарном поезде № 13-59 отвозили в Вологду, кто-то выживал, а умерших хоронили в городе на Пошехонском кладбище.

Источник: А.Н. Головкин. Собрание сочинений, том первый, Тверь, изд. "Триада", 2022 год, стр. 170 - 179.


Рецензии
Интересно, а воевали ли наши карелы, вепсы и финны на стороне фашистов? И как они воевали против своих же финнов? Наш генерал Томолла, финн, воевал против финнов.

Мария Белая4   10.07.2021 17:52     Заявить о нарушении