Сначала я смеялась

Сначала я смеялась. Смеялась над их кредитками. Это надо же платить за всё в долг! Зачем? Если есть стабильный большой доход, счет в банке. И всё-таки человек выбирает пользоваться тремя кредитными картами - какой в этом толк? Однажды я не выдержала и задала этот вопрос американскому миллионеру. То, что он посмотрел на меня, как на вымершее доисторическое животное, не нуждается в комментарии, удивительно было другое - то, что он не сразу смог подобрать слова для объяснения причины, по которой пользуется кредитками, причем сразу тремя. Поразмыслив, всё-таки объяснил. Причины казались весомыми: каждая кредитка давала свои преимущества. По одной он покупал билеты на самолет и копил мили, по другой затаривался продуктами, по третьей заправлял автомобиль и получал кэшбэк ещё в каких-то заведениях. На аргумент о том, что следить за датами пополнения кредитных карт непросто, он пожал плечами и гордо парировал: “Так что из того? Это просто твои обязательства.” Я смотрела на него с недоумением и думала: неужели этот солидный, взрослый дядька не понимает, что с покупкой вещей в кредит их количество будет неуклонно расти - человек будет подсознательно тратить больше. Просто так устроено сознание. Да, и кэшбэк… Не отключает ли он в сознании тот самый центр критического мышления, который позволяет нам мыслить рационально? Ну, а то, что пропустить платёж просто, как дважды два, это само собой разумеется - тогда весь полученный кэшбэк улетает в тартарары, и пиши пропало! Тогда и вся затея получения льгот и выгоды от кредитных карт становится не более, чем рябь на воде. Это было очевидно мне, но никак не ему. Сегодня у меня есть кредитная карта. А работники банков разбивают мой телефон в попытке навязать мне ещё парочку.

Потом я смеялась над мобильными телефонами. Вернее над людьми, которые постоянно нажимали на экран в ожидании нового сообщения, новости в ленте фейсбука или смешной фотографии в инстаграме. Мне казалось нелепым, что при каждой вибрации телефона моего собеседника словно ветром сдувало с места. Он фактически исчезал с моей кухни, несмотря на то, что его чашка дымящегося горячего чая ещё стояла у меня прямо перед носом. Но потом и в моём телефоне завёлся зверь. Он стал бесплатно передавать мои сообщения, фотографии, найденные в сети ролики. Это казалось очень удобным чудом - очередным благом цивилизации. БЕСПЛАТНЫМ! На какое-то время меня увлёк поток цветных картинок, забавных эмодзи, приветов со всех концов земли. Сознание захватило ощущение, что границ больше нет. Открываешь мессенджер, а там вот они - все твои знакомые и друзья, с новыми фотографиями, в сегодняшних реалиях. Но прошел год, потом другой и я с ужасом заметила, как все мои друзья в списке мессенджера стали отдаляться от меня с необыкновенной быстротой. Звонки смолкли. Вместо полуторачасовых задушевных разговоров “за жизнь” ко мне стали прилетать обрывочные фразы и фотографии, констатирующие факты из их жизни. Вот кто-то млеет на морском побережье, а кто-то попал наконец в филармонию, у кого-то ребенок впервые выступил на сцене, а у кого-то уже отпраздновал школьный выпускной… Череда фактов о жизни моих друзей стала густой, как плотная комариная сетка. Но эмоции и чувства из отношений ушли. Я перестала понимать, что происходит в душе моих друзей. Я перестала чувствовать их души. Ушла искренность и близость. Все стали скрываться за неоспоримыми предлогами занятости. Им больше некогда говорить, им больше некогда делиться - они спешат. Но неужели два года назад было меньше спешки, думается мне? Наверное, меньше. Ведь не надо было просматривать столько лент, чатов, постов, пересматривать столько высланных тебе роликов. И мы потеряли друг к другу чуткость. Мы больше не бежим друг другу навстречу. Не чувствуем, когда мы нужны. По этой причине наши эмоции оказались в западне. Им некуда выплеснуться, не в ком отразиться. Нам некому выговориться, а значит лучше понять себя. По этой причине профессия психолога будет всё востребованнее и востребованнее с каждым годом. Консультация у психолога… Пятнадцать лет назад это было то, над чем я тоже смеялась, считая что в нашей стране эта профессия всерьёз не приживётся. Как же я ошибалась! Я не знаю, сколько ещё смогу самостоятельно справляться с эмоциями, которые меня душат. Возможно когда-нибудь и я сдамся и отправлюсь на сеанс для выговаривания вслух своих переживаний, которые больше не нужны моим друзьям.

Мы всё больше отдаляемся друг от друга и от себя самих. Даже не замечая этого. Но с каждым годом нам будет всё труднее раскрывать друг другу своё сердце. А ведь это то, что жило в России всегда, что делало её особенной и непонятной другим нациям. Технологии незаметно встают между нашими сердцами и душами, возводя невидимую, но непреодолимую стену. Настала пора хотя бы это осознать, чтобы либо воспрепятствовать этому стремительному процессу, либо добровольно смириться с тем, что скоро мы останемся за глухой стеной в полном одиночестве. Точно также, как японцы, которые уже даже не женятся по одной только причине, что боятся личностных отношений. Резиновые куклы, созданные по самой последней мировой технологии, один в один похожи на живых людей. Отличие лишь в одном - они не говорят и ничего не требуют. В прошлом году я смеялась над японцами. Теперь же моя душа полна стенаний - мы отстаём от Японии совсем на немного, но наш движущийся эскалатор несёт нас с бешеной скоростью по абсолютно тому же заданному кем-то вектору….


Рецензии
Какую же серьезную тему Вы затрагиваете, Рада!
Припомнилась история о том, что один весьма состоятельный господин преклонных лет так организовал свою жизнь, что читал ежедневно только газеты сорокалетней давности (каждый день - "свежие"), смотрел те же,что и сорок лет назад, фильмы "по тв", жил в специально созданной соответствующей обстановке.... Вот так "законсервировался". Крайность, чудачество, смешно?
Но слишком ускорилось изменение жизни, и старшему поколению становится настолько неуютно в новых реалиях. Остается раздумывать, кем же и насколько всерьез задан этот вектор, по которому нас несет "с бешеной скоростью"; стараться понять и пытаться - не просто адаптироваться, а найти возможность как-то изменять мелочную суетную действительность на нечто иное, по-настоящему ценное, человеческое.
Конечно, вполне возможно, что сейчас просто наступают "смутные времена" - отказа от многовековых нравственных постулатов, использования интеллекта человека на создание тех же кукол вместо более достойных поисков. Возможно, это временное явление, но насколько?
В общем, информация эта для серьезных размышлений. Спасибо, что затронули ее.
С уважением.

Тамара Николенко   15.02.2020 21:17     Заявить о нарушении
Тамара, спасибо, что откликнулись. "Стараться понять и пытаться не просто адаптироваться, а найти возможность изменять мелочность на нечто ценное" - согласна, это важно. Важно осознавать, что изменения происходят и происходят ни где-то там, а с тобой. Хотя бы постараться направлять их в лучшую для себя сторону, а не плыть, как придется.
В связи с этим возникает еще один момент: вырастает молодое поколение, которое не представляет жизни без цифровых технологий. Но важно даже не это - им становятся смешны ценности и идеалы, которые мы в свое время черпали из детских сказок. Вот куда это приведет - большой вопрос.
Всего Вам доброго!

Рада Панина   16.02.2020 07:13   Заявить о нарушении
Согласна с каждым словом,особенно - когда речь идет о молодежи. И в иных ваших публикациях, я заметила, затронута та же тема. Размышления - в заметке "В ящике", а в письме юной девушке - реальная попытка помочь ей (и не только ей)найти свой путь. Хочется верить, что понимание будет.
Приглашаю Вас иногда по возможности заглядывать на страницу мою. Безо всяких привязок к рецензиям - просто есть надежда на взаимопонимание при прочтении.
С теплом.


Тамара Николенко   16.02.2020 18:09   Заявить о нарушении
Тамара, благодарю за приглашение! Обязательно буду заглядывать🌞.

Рада Панина   16.02.2020 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.