Дни литературы 2019 в Калининграде

Дни литературы 2019 в Калининграде
(дружеская пародия)

Предисловие:
Материал является продолжением серии ироничных текстов  на сайте Проза.ру
 о жизни и приключениях почтальона на пенсии Жоры.
 «Дневники Жоры Почтальона», в формате экспериментального эпического жанра, поднимают сложные социальные вопросы и отображают быт нашего современника.

Коротко об авторе:
Родился и вырос в Республике Латвия, с 1972 года профессиональный военный: Калининградское ВАТУ, Монголия, Рига, Белоруссия. С 1984 года в городе Пионерском на преподавательской работе. В ходе служебных поездок посетил гарнизоны Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского флотов. С 1994 года офицер в запасе. Работал в городе Пионерском директором школы, директором  краеведческого музея. С 2004 года член Калининградского клуба краеведов. С 2014 года проживает в Калининграде. Участвует в работе литературных объединений и в движении по поддержке традиций семейного чтения.

 НА СТУПЕНЬКАХ ФОРУМА.

Дни литературы 2019 года в  Калининграде проходили с 14 октября и до завершения месяца. Так как с некоторых пор Жора стал интересоваться  литературой, то он решил запечатлеть в своих Дневниках посещение отдельных мероприятий, которые координировала Калининградская Губернская библиотека  (КГБ).
Дни литературы привлекли множество гостей из Калининграда и других городов - писателей, поэтов, критиков, редакторов, библиотекарей и просто любителей литературы. Жора считает себя свободным автором прозаических текстов, кроме того он посещает 1-й Экспериментальный кружок художественного чтения для взрослых. 

Про начало Дней литературы мы еще расскажем, а пока начнем с события, которое произошло на ступенях этого, без всякого преувеличения, Форума культуры. Состоялась встреча писателя и поэта Лебедева, критика Ракова, редактора толстого московского журнала Щукова, других профессиональных и непрофессиональных литераторов с читателем Телегиным и его собратьями. Подбежал Зайкин со словами: « Я крупный специалист по всем вопросам, у меня множество научных званий, и я выведу вас на чистую воду!» Короче, народу собралось множество, только Воеводин отсутствовал, также не наблюдались Издатель и хозяин финансов – Банкир.

Обсуждали вопрос, который не все собравшиеся  поняли: толи «современный взгляд на литературный процесс», а возможно и «взгляд на современный литературный процесс».

Нашему Жоре до стенографиста далеко, поэтому беседу передаем в свободном стиле и  без авторства  реплик.

Рубанули сразу с плеча: «…«Современный литературный процесс» это устаревшее словосочетание - атрибут советского прошлого. Есть смысл использовать понятие – «литературное пространство»…»

«…Нам нужны не новые Пушкины и Лермонтовы, а необходимы новые Пржевальские для изучения  России. Система чтения рухнула. Предлагаю ринуться в  новый жанр - роман в смс...»

«… Надо писать  просто о простом!  Хорошо ли быть писателем? У него нет денег, нет перспектив. Райтер – создает тексты ( это на западе).  Отсутствие литературного процесса – это тоже процесс. Что является критерием оценки писателя? Это литературные премии.  Что такое элита? Есть множество элит – в том числе и литературная элита.    Писателей необходимо лелеять…».

«…Герой нашего времени – Кто он? ПУСКАЙ писатели нам это скажут. А пока будем распространять книги – через автозаправки…».

«… Все мы забыли о пространстве русского языка, а ведь язык связывает народ. Писательство - тяжелый труд. Чиновники не обращают внимание на литературный процесс. У нас министерство культуры и туризма, и культура находится на задворках. Мало в регионе литературных премий…».

«…Я  читатель в отличие от писателей. У нас есть предмет современная русская литература. В последние годы вернулась в литературу народность. Актуальный вопрос – срок годности современной литературы. Только Страдалец является истинным Героем нашего времени. Какую литературу мы читаем? Литература – это наслаждение текстом, или?.,. Студентов очень трудно заставить читать определенных современных авторов. «Какие рухнули деревья, какие карлики взошли?»…»

«…Мне не нужны списки авторитетов. Время сделает свое дело и отсеет однодневок. Меня беспокоит современное состояние литературы. В Калининграде в советское время было 20 писателей, сейчас не менее 100. Происходит девальвация качества. Меня беспокоит региональная литература. Литература не нужна государству. Современная молодежь не читает книг. Литература держится на энтузиастах. В Рязани всем писателям платят стипендию…».

«…Где современная подростковая литература – новый Валентин  Катаев и другие авторы? 18 плюс мы в школе рекомендовать не можем…»

«…Литературный процесс или литературное пространство? Краеугольный вопрос о соотношения динамики и статики. Страна утратила понятие  единого чтения. Все члены семьи если читают, то читают разное. Им не о чем общаться…».

«…Есть еще один термин - предлагаю: «литературный пейзаж». Одну картину нарисует критик,  другую картину нарисует читатель. А я пишу о том, что интересно здесь и сейчас…».

«…Я много езжу по стране. Я спрашиваю в библиотеках – читают? Они отвечают - читают разное. Раньше за книжкой в очередь становились. В Китае писатели делятся на разряды. Они не могут критиковать государство…».

«….мы живем в эпоху глобализации. Писатели разных регионов не знают друг друга. Я певец родного края. Премии дискредитированы. Вопрос иерархии – важный вопрос. Вопрос жизни произведения – фундаментальная вещь. Сейчас информационные слои наплывают очень быстро, и предыдущее стирается, не оставляя следов. Значение слова будет утрачиваться, следовательно, необходима визуализация…»

Это все, что Жора сумел уловить. Вывод напрашивается такой - писатель и поэт Лебедев, критик Раков, редактор  толстого московского журнала Щуков, другие профессиональные и непрофессиональных литераторы не могут в настоящее время увлечь  читателя Телегина и его собратьев добротной литературой. Поэтому, в частности, Жора и читает в свободное время произведения Алексея Толстого столетней давности и не потерявших, тем не менее, актуальность. Пользуясь случаем, Жора, хотел по окончанию встречи, поблагодарить редактора  толстого московского журнала Щукова за его принципиальную позицию и пожать ему руку, но обладатель многих научных званий Зайкин «взял гостя в полон» и пришлось Жоре уйти ни с чем.

ВСТРЕЧА С РЕДАКТОРОМ. ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН.

В рамках Дней литературы 2019 в Калининграде проводились встречи читателей с гостями. Предлагаем заметки Жоры об этих мероприятиях. 
Особо запоминающейся стала встреча участников Дней литературы с  редактором всем известного толстого московского журнала Николаем Щуковым.  У него  за плечами колоссальный опыт работы,  еще начиная с советских времен, когда литература являлась мощным рычагом воздействия на массы.

Николай Щуков говорил  много и по существу, но Жора уловил только следующие две мысли: …  «пускай человек писательством занимается, чем водку пьет», и «каждый писатель пишет сам для себя…».  И ни одного слова о графоманах, хотя через редакцию проходят тексты сотен, если не тысяч, самых разных авторов. В этой позиции одного из первых лиц в отечественной литературе можно усмотреть поддержку  энтузиастов пера, не состоящих в формальных сообществах писателей.

ВСТРЕЧА  С ПИСАТЕЛЕМ  АРТУРОМ ШУМСКИМ

Встреча с московским писателем Артуром Шумским состоялась в один из теплых октябрьских дней украшенным золотом и пурпуром еще не везде опавшей листвы с температурой воздуха 17 градусов.

 Скажем откровенно, что Жора этого автора не читал. Он пришел на встречу немного пораньше и  бегло посмотрел на стенде пару книжек автора. И сделал для себя вывод – читать эти произведения не будет, так как, на взгляд Жоры, в них много «воды», и тратить время на выуживание возможно «ценных мыслей» автора, это непозволительная роскошь в наш стремительный век.

Артур оказался достаточно молодым человеком, обладающим бойкой речью, но искаженной микрофоном и акустикой зала. Поэтому приходилось напрягаться, отслеживая  мысли выступающего.

А. Шумский рассказал немного о себе: … начал он  трудовую деятельность 30 лет назад с отдела писем. Разделил авторов писем на три категории, одну из которых назвал больными людьми.  Аналогичная градация, считает А. Шумский, существует и в наше время. Одного «больного автора» назвал «чуваком», пишущим про заговоры на всех уровнях. При этом ни осуждения, не сочувствия не прослушивалось.

Затем в беседу вступил Ведущий.

-  Отличия стиля  работы автора произведения - писателя и журналиста?
-  Заметки я пишу очень быстро, литературные произведения отнимают у меня намного больше времени. В заметках нет сюжета, и меня в заметках нет. Книги создаются в преломлении через героев произведения и их эмоциональное восприятие окружающего….Я не считаю себя писателем-фанатом…

-  Главная задача писателя?
- У меня однозначного ответа нет. Писатели необходимы  человечеству для самоопределения во времени и пространстве…. Общество меняется и литература также меняется…

- Надеетесь ли вы остаться в истории?
- Писатель пишет для своих ровесников ( ? вопросительный знак Жоры ). Писателями становятся те, кто много читал, и они выхватывают частично мировоззрение предыдущих поколений. Книжки – скоропортящийся продукт. Молодежь не понимает, что происходит, например,  в романах Ильфа – Петрова (?).

- Вы изображаете Россию большой свалкой?
-  Вы преувеличиваете эту тенденцию в моих произведениях, хотя такие элементы имеют место  в действительности, и соответственно в моих произведениях.

- Вы изображаете атмосферу 80х годов, вы являлись очевидцем этих событий?
- Не всегда, тогда я был ребенком, и поэтому взгляд на  многие элементы жизни я черпал из воспоминаний других людей.

- Какой вы читатель?
-  В последнее время меня привлекают в качестве эксперта. И поэтому приходится читать не то, что хочется. Прочитал до 200 текстов за лето. Встречаются мощные авторы, но не мои.

ВСТРЕЧА С КРИТИКОМ

Встреча с критиком, крупнейшим теоретиком литературы из Москвы Иваном Петровичем Минь-Яном прошла под девизом  «В ожидании текста - как в ожидании спирта». Что означают эти слова, из объяснений выступающего, Жора не понял.

Докладчик комфортно разместился в кресле и через микрофон буквально поверг слушателей в трепет от обилия фактов и глубокого содержания идей о прошлом, настоящем и будущем мира литературы. Однако монотонная речь  привела к тому, что Жора едва не заснул. Кроме того, мысли и фактура содержания оказались настолько глубоки, что не все слушатели  сумели адекватно воспринять суть представленной научной проблематики. Вследствие этого, половина женщин- слушательниц расстроилась и покинула аудиторию.

Сделали это они напрасно, так как оставшиеся выяснили, что « …понятие текста изменилось. Среди текстов выделяются локальные тексты. В 20 веке произошел лингвистический поворот. В частности имеется формат «регионального текста», и даже  возможен Калининградский текст местных авторов».

У Жоры оформилось мнение, что слушать писателей веселей, чем критиков. Но делать такой вывод после общения с одним критиком, вероятно, преждевременно.

ВСТРЕЧА С ПИСАТЕЛЕМ МАРТЫНОМ  ПЫЛЬНИКОВЫМ

Аудитория заполнена слушателями. Скромно одетый молодой человек, писатель, лауреат премии «Национальный бестселлер» М.Пыльников незаметно просачивается в зал и плюхается в кресло.

Автор нашумевших романов «Сидоровы в экземе и вокруг нее», «Опохмелянный», «Задел» и других приступает к ответам на вопросы ведущего.

- Что увидели нового для себя в Калининграде?
- Я первый раз оказался на море!
 Комментарий от Жоры: похоже, что народный писатель  М.Пыльников и на солнце бывает редко, судя по его бледному лицу, уставшему толи от трудов, толи от встречи с морем.

- Расскажите о библиотеке в вашей жизни.
- Помню памятник белому медведю. Это уже было для меня осмысленно. Я погладил собаку и потом ел этими руками, меня стошнило. Затем уехал на Урал. Мой друг воровал книги из библиотеки.

- Где продолжение романа?
- Эта книга без продолжения, к этой теме я, вероятно, не вернусь. Традиция русского романа – они без логического завершения. Героя я срисовал со своего приятеля писателя. Надеюсь, что он себя не узнал. Я раньше писал стихи.

- Как критику воспринимаете?
- Положительную – положительно, отрицательную – отрицательно. Особенность наших дней – читатель к автору может обращаться непосредственно.

Периодически Мартына Пыльникова  отвлекали звонки по телефону. Некоторые ответы вызывали смешок в зале, причина этого веселья до Жоры не доходила,  голос писателя звучал, как из бочки, и многие ответы оказались непонятными. Поэтому далее приводим только отдельные  вопросы.

- Косноязычие в ваших романах подкупает читателей, это вы делаете осознанно или непроизвольно?

- Где ваше место в литературе?

- Ваши сюжеты выдумка, или из реальной жизни?

Надеемся, что это не последняя встреча с народным писателем Мартыном Пыльниковым, и мы еще услышим ответы на эти и другие вопросы.

По окончанию встречи Жора разговорился с двумя девушками. Они прочитали роман «Задел» и рекомендовали ознакомиться с этим произведением. На следующий день Жора пришел в библиотечный отдел за романом «Задел». Но все книги автора разобрали читатели, кроме романа  «Сидоровы в экземе и вокруг нее». Жора полистал это  творение. Диалоги героев напоминали ситуации из клиники для душевнобольных. Остается только догадываться, откуда автор берет такой уникальный материал.

ВСТРЕЧА С БРЕНД МЕНЕДЖЕРОМ

На Дни литературы из Москвы приехала Бренд Менеджер «Редакции Акулины Сарафановой». Ей оказалась молодая девушка. На встрече с читателями и литераторами она ответила на многочисленные вопросы.

- Почему Вы считаете Калининград самым литературным городом?
- Вы открыты для новых имен в литературе.

- Вы работаете с Калининградскими писателями?
- Пока нет, но ищем. Установить прямые связи – это очень важно. Для работы с книгой надо работать глобально.

- В чем состоит работа бренд менеджера?
- Это такой человек, который формирует коммуникации, в том числе и с читателями, и с разными структурами

- Сколько человек в редакции?
- Мы маленькое подразделение в составе большого холдинга, 8 человек в офисе. Средний возраст редакторов 30 лет, один из них к нам пришел в 16 лет. Редактор ведет книгу до издания, это не просто работа с текстом. У редакторов  специализация в зависимости от жанра литературы. 

- Какие критерии оценки текста у редакции для принятия решения об издании?
- Акулина Сарафанова  начинала раскручивать многих в настоящее время известных авторов. Наша миссия - это издание высоколитературных текстов. Наши книги издаются за границей. Мы отслеживаем рынок. Мы продвигаем топ - авторов, и открываем новые имена путем издания небольших тиражей.

- Какие способы продвижения автора?
- У меня много инструментов для продвижения автора, для каждого индивидуальный набор.

- Как рукопись попадает в редакцию?
- Много путей. По рекомендации. Тексты из толстых журналов. Рекомендации критиков. Литературные премии. Поступление в литинститут не гарантирует становление в качестве писателя. Участие в литературных объединениях, это, в частности,  поможет быстрее понять – графоманом или писателем является автор текста.
«Голому тексту» без сопроводительного письма мало шансов для издания.
Правка текста для автора – болезненный процесс. Автор пишет книгу, мы продаем книгу. Поэтому мы оформляем обложку с рекламной целью, что автору не всегда нравится.
Но мы прислушиваемся к автору и стараемся достичь согласия.

-Автор теряет права на текст?
- Да.

- Как деньги делятся?
- Вопрос индивидуальный, молодые меньше получают, как правило, выдается аванс. А также проценты от продаж.

- После издания к чему должен быть готов автор?
- Часто бывает так, что критика воспринимается болезненно. Чем дольше живешь в этой сфере, приходит понимание, что в конечном итоге важно отношение читателя, а не критиков. Бывают случаи, когда редакция расстается с автором.
Мы поддерживаем публичное чтение на различных площадках в среде заинтересованных сообществ. Привлекаем блогеров. Интересы читателей развиваются.

- Спасибо за внимание!

И спасибо Жоре, который, хоть кратко и не совсем точно, но передал, мы надеемся, основные вопросы, затронутые в беседе с представителем коммерческого издательства. Жоре беседа понравилась, но он сначала не понял, почему на встрече отсутствовали местные авторы? А затем, поразмыслив, сделал вывод, что они с методами коммерческих издательств знакомы, и знают, что «ловить» там нечего:
«Только бизнес - ничего личного!»

ЭТО ЕЩЕ НЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ…

31 октября, накануне Карнавала злых персонажей, проводимого в некоторых странах Западной культуры, состоялась заключительная встреча с автором книги в рамках Дней литературы 2019  в Калининграде. Раскрывать имя автора не будем, так как Жора является реалистом и не любит мелодрам. А насколько он понял, представленная книга является мистической мелодрамой. В ней кота наделили человеческим именем, а потом кастрировали. Обсуждение деталей сюжета дошло до того, что по завершению встречи автора книги назвали по ошибке именем бедного животного. Женщинам автор книги понравился.

Дни литературы 2019 в Калининграде оказались насыщены интересными встречами. Жора посетил беседы с тремя авторами, и ни один из них не попытался зачитать выдержку из своей книги. А ведь это действенный способ, или привлечь внимание к произведению, или… Было бы странно на презентации сыра поговорить с его производителем, но самого сыра не попробовать. В таком случае сразу возникает вопрос, что перед нами - сыр, или сырный продукт? Читатели – участники Дней литературы 2019 надеются, что их вниманию предлагали не «литературный продукт», а Настоящую Литературу.

И в заключение предлагаем для наиболее стойких читателей рассказ о том, как работают над текстами соавторы вышеизложенных заметок Жора Почтальон и Юрий Марьян, и как для Жоры Почтальона начались Дни литературы 2019.

КАК СОЧИНЯЮТ НАШИ СОАВТОРЫ?

Возможно, что у некоторых читателей возникли претензии к качеству вышеизложенных заметок. Поэтому раскрываем некоторые мучительные подробности творческого процесса их появления.

Невозможно излагать то, что неинтересно для автора. Одни авторы фантазируют о событиях, очевидцами которых не являлись. Другие пишут о своих воспоминаниях давно прошедших дней. А вот самодеятельный автор-любитель  Жора  старается отражать в своих текстах те явления, которые состоялись недавно. Чтобы не напрягать свою память, он по горячим следам, а еще лучше непосредственно во время события, составляет краткий конспект, а затем его сосед и друг Юрий Марьян эти тексты преобразует к виду, возможному для размещения на цифровых носителях информации.

Плохие студенты не конспектируют вообще, хорошие ведут конспекты подробно, а у Жоры получается ни то – ни се. После обработки этих записей Юрием Марьяном формируются сюжеты, в которых трудно разглядеть исходное событие. Поэтому, чтобы не обижать участников событий неточностями, все они, как правило, наделяются вымышленными именами. А так как, ни у Жоры, ни у Юрия Марьяна нет литературного образования, то можно представить, что в итоге получается… Во всяком случае, если это и не «глас народа», то мнение отдельного представителя наших сограждан.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

14 октября - начало Дней литературы 2019 в Калининграде.
 Жору разбудила кошка Мурилка в пять часов утра. Вопросы литературы ее не интересуют, но от утренней сосиски она никогда не отказывается. Кошка быстренько расправилась с продуктом и убежала по своим делам, а Жора продолжил репетировать. Этим благородным делом он занимался уже второй день, так как собирался выступить толи на флеш-моде, толи на фреш-мобе, а если по-русски, то на чтениях стихов  Анны Ахматовой.  Начинающий декламатор пошел своим путем и нашел стихотворение  Иосифа Бродского «За церквами, садами, театрами, за кустами в холодных дворах…» от 1962 года и посвященного знаменитой поэтессе. Заунывный голос нашего дачника, увлеченного репетицией, никого не испугал, так как сезон закончился и соседи, на свое счастье, почивали на зимних квартирах. Соседям, можно сказать, повезло, а Жора после двухдневных репетиций сорвал голос и не смог порадовать участников фреш-моба, которые  по традиции  в 15 часов собрались на ступеньках Драматического театра. Зато он порадовался за других исполнителей стихов Анны Ахматовой. Больше всего Жоре понравилось выступление местной поэтессы Ирины Вервай.
Вечером состоялась официальная часть открытия Дней литературы в Большом зале на Острове. Жора надеялся в натуре, а не по телевизору, увидеть министра культуры и туризма Калининградской области Ермака Андрея Викторовича. Но он не подошел, видимо решал более важные государственные вопросы регионального масштаба. Сначала состоялось награждение  работников культуры и творческих деятелей Калининградской области различными подарками.
Затем показали "Ревизскую сказку" по мотивам произведений Николая Гоголя. Фактически это был театр одного актера с музыкальным сопровождением местного Оркестра русских народных инструментов. Оркестр, как обычно, выступил замечательно. Исполнитель текст сначала читал  по-памяти, но затем перешел на чтение с листа. Так и сам Жора умеет, что он и делает два раза в месяц на заседаниях   1-го Экспериментального  кружка художественного чтения для взрослых. А на спектакле получился «винегрет» из хорошей музыки и хорошего выступления чтеца, но в зале для этого не совсем подходящего. В результате, голос звучал недостаточно отчетливо, и слушатели не могли сосредоточиться… Самые нетерпеливые зрители по одному и кучками потянулись к выходу. Жора проявил выдержку и досмотрел спектакль. Завершился он около 21 часа.
Жора побежал на остановку. В это время автобусы на Первую большую кривую улицу, где проживают в основном дачники, как правило, уже не ходят. Пришлось поехать на другом автобусе, а потом еще три километра идти пешком. Искусство и культура для жителей окраин Калининграда требуют если не жертв, то сопряжены с некоторыми неудобствами. Когда до дома осталось совсем ничего, за спиной послышались голоса двух субъектов, двигающихся в попутном направлении. Жора замедлил ход и у частного дома с ярко освещенными окнами совсем остановился. Один из субъектов попросил сигарету. Узнав, что Жора некурящий, мрачные субъекты отправились далее.
А вот и калитка родного дома, где кошка Мурилка с нетерпением ожидала вечернюю сосиску.

Юрий Андронов

Октябрь 2019 года


Рецензии