Теленок

Телёнок. 
(1952 год,  СССР, Западная Сибирь,  деревня Степно     Гутово).
Зима    в     Сибири длинна  и сурова. Скупа  на  солнышко.   Дни     короткие, а ночь ну просто кажется бесконечной. Особенно в  январе.      
В дошкольном возрасте зимой  редко выходил  на  улицу.   
В послевоенное время жили бедно. Откуда в деревенской семье, не имеющей кормильца справная для каждого обувь? Одалживал иногда     пимы (валенки) у  сестры. На малое время. Ей в школу каждый день, к подругам. Да мало ли что?!  У мамы  не брал.  В них можно «утонуть».         
  Для  кратковременных вылазок на улицу в холодяку, бабушка  шила  из овчины мне   чуни - это из выделанной овечьей шкуры маленькие      лапоточки под  мою ногу шерстью внутрь.  Но в них долго не  побегаешь. Быстро намокают  и неудобно  приделывать к  ногам.  Веревочки там всякие надо обматывать вокруг ноги, да ещё и узелок-зайчик  завязывать.  А он  мне плохо поддаётся…. Одна     маята!  Но и этому рад радёшенек! 
В   сильный  мороз  можно  свободно  и воробьёв  половить, так как они в это время не летают, а хоронились  под соломенной крышей.   Сидели, скукожившись, и были очень ленивы. Теряли всякую боязнь! А может быть и рады, что брали в тёплые руки.
Я заносил  их домой. Отогревались, и  давай  метаться по дому. К потолку, к полу, к окнам….  Фы-р-р…. Фы-р-р-р…. Кошка сходила с ума. Глаза вытаращивала, усы топорщились, начинала подпрыгивать из угла в угол вслед.    Заводился целый  тарарам! Один раз даже жировой светильник скинула, подвешенный перед иконой в «красном» углу!! Хорошо, что мамы нет. Наподдавала бы, за милую душу!!    
 А Шурку сестру не боюсь, хотя она и старше и сильнее. Чего бояться? Сестра ведь!!
В  зимнее время в дом заносили от беды подальше всех кур с петухом под шесток, появлялись маленькие ягнята. Тоже в  дом.
Большая скотина – корова, овцы, свиньи были в хлеву, а  маленькие в тепло. На несколько недель…. 
Очень было тесно!
Да ещё  и летающий воробей здесь прибавлялся! 
Не расстраивались. В тесноте да не в обиде!! Всё своё!!
  Много места занимала в  доме  русская  печка - наша кормилица и   обогревательница.    
Её   появление - это целый праздник, большое событие для каждой семьи в деревне!  Строили  скопом, собирали помочь. Мастер   печей  по просьбе хозяина  скликивал мужиков деревни, сколь  было, и они помогали.               
Всегда  добровольно, так как строить печь - Божье, святое дело.  Без понуждения.
Необходимую глину брали за деревней, не  далеко от мельницы, у  берега   речки Торьсма. Хорошая красная  глина.
Много времени уходило у печника на хорошую печь. В заключении всем готовили угощение и  делали подарки мастеру, чтоб печка долго и праведно служила.
Мне  наша печка нравится.
Уютная, приветная. Зимою долго держит тепло.  Заберёмся на неё с Ванькой Мазеиным и Володькой  Ерёминым и играем короткими днями в костяные бабки. Такая же печка была у большинства деревенских. 
А вот  у Ваньки Мазеина  почти такая же, но с голбцем. У стенки справа от печки дверь и за нею вниз  лестница, ведущая в большое помещение в наш рост. Не погреб. Там хранились всякие банки на  полочках, корзинки, картошка в закроме, отдельно мука. И вкусно пахло всячиной!
С    Ванькой на его печке  играли вдвоём. Старший брат Витька с нами не водился. Для него мелюзгой были!!  Володьку Ерёмина тоже не  брали. Хорошо, тепло и уютно там! 
Когда мама пекла хлебушко, его аромат расплывался по всему дому и даже в сенцы!!   Через какое-то время мама  деревянной лопатой вынимала первую буханку с пода и укладывала на стол. Она знала, когда в какое время вынимать. Ну а я в этот момент наливал в кружку молоко, ожидая отрезанный ломоть. Горячий  с молочком сдобный хлебушко - это величайшее наслаждение!! Да ещё только-только испечённый!!
Испробуйте сами…. окунуть в молоко свежий кусочек хлеба, и вы увидите, что этот кусочек всё молочко выпьет в себя! Только на донышке немножечко останется….
Печка была и моей защитницей!!
Не один  раз выручала от сестрёнки  Шурки. 
Набедокурю что-нибудь, а она за мной. Я на печку. Потом спрячусь  за трубу и выглядываю, показывая язык.  А когда она начинает  лезть  ко  мне,  то дрыгаю ногами. Попробуй,  сунься! Тогда она брала пимы  и  начинала в меня кидать. Глупая!  Мне совсем и не больно! Они же  мягкие!  Печка всегда меня спасала от всяких  бед.  Поэтому она и    кормилица и спасительница! 
Но самое интересное время наступает с появлением  телёнка в загончике у двери после отёла нашей Бурёнки. 
 Во-первых, мама варит, а может быть и  жарит молозиво из молока отелившейся коровы. Пальчики оближешь! Вкусное!!               
Делает  она это так: наливает молоко на сковороду и ставит на уголья в печи  и молоко превращается  как будто в творожистую массу, но значительно вкуснее. Жаль, что это молозиво   только один раз в году
появляется на столе. Долгожданное!
И, во-вторых - мама и сестра приносят из хлева  телёнка. Или утром или ночью. Как получится.  Они  караулят. Не спят. Нельзя, чтобы народившейся телёнок оставался долго в  хлеву.  Может и замёрзнуть. Очень беспомощного,  мокрого…. Смешно смотреть!
Вначале почти не  стоит на ногах. Они у него в разные стороны разъезжаются, скользят по полу и надо удерживать, чтоб не грохнулся. Умора и только!      
Пить молоко не умеет! Странно  как-то. Мама ему налила молочко в ведёрко, тычет мордочкой туда, да ещё  и  палец в  рот засовывает!  Зачем это она делает,  так  и  не понял? Но глупый малыш, хитрюга, почему-то вместе с пальцем и молоко  дудонит! только вей!  Завтра и я  его  буду  так же кормить. Запросто.
А через  день он становится твёрдо на ноги и с ним можно поиграть. Но мама ругается. Запрещает к  нему приставать!
Он такой миленький и просто замечательно-игручий. Но самое интересное, что после того, как  я с  ним поиграю, становится ну   просто  хулиганом-забиякой! 
Когда мама приходит поздно вечером домой с  работы и проходит мимо его загородки, то он пытается её боднуть, поддеть под попу.  Ему и с  мамой тоже хочется поиграть! Чего только с одним мной?! И к другим надо по - приставать! Сестрёнку тоже не пропускает. Комолым  лбом поддёвывает!
Это потом узнал, что его агрессия  возникает из-за того, что я телёнка      постукиваю в лоб, когда  играю.  Мне  нравится, как он отвечает.      Пытается  подбоднуть! Но не тут-то было!! Отскакиваю.  Я ловчее  него,  да ещё на двух ногах! Прыг в сторону и всё! Вот и приучиваю его. Для меня  - это игра, а для него - приобретение привычки  бодаться.      
Мама знает об  этих повадках, поэтому ругается, чтоб не приставал к     скотине.  Но кормить его доверяет. Наливает молочко в ведёрко,      накрашивает  в него хлебца мелкими кусочками  и предупреждает, чтоб  ведёрко держал крепко в руке, прижимал для устойчивости к  стеночке.  А
то выбьет из рук. А телёнок дурак-дураком! Тычется в молоко нежной мордашкой и не пьёт. Совсем глупый. Но я-то знаю, что  надо палец  сунуть в его рот, как  мама. Догадываюсь! Тогда начинает сосать вместе с пальцем и содержимое.               
Вижу, что ему  очень нравится и хочется ещё. Прошу  добавки,  но мама  говорит, что нельзя выть переедать. Хватит.   
Через недельку телёнок окончательно осваивается в  доме  и норовит      цапнуть всё, что близко лежит от загородки. Только смотри  в оба.    
Один раз у сестрёнки чуть  не сжевал  платье. Захватил подол  шершавым языком и в рот. Вовремя увидели. Отобрали!
Чтоб ему было мягко лежать, подстилали в загончик сено. Оно было    зелёное и вкусно  пахло. Не то, что солома,  белая и колючая.
Я-то знаю, что солома колючая, потому что в моём матрасе её полным полно! Мама несколько раз в году набивает матрац свежей соломой. Обновляет.  Колючесть её правда уходит, когда поспишь несколько дней.  Уминается.  А сплю я на полатях, под потолком. Высоко.
Когда был совсем маленьким, то сестра иль мама подсаживали на эти полати и снимали. А теперь стал большим. Хотя еще и не в школе, но ловко с печки на полати перепрыгиваю!! Запросто! Раз-два и там!! До десяти считать умею!! Сам научился!! Во как!!
Получается, что мама больше любит телёнка, а  не меня, если ему  подстилает мягонькое сено.  Даже обидно как то….    
Да что там обижаться?! Он  мне тоже нравится.  Глазастый  и  вечный  попрошайка.
 Не равнодушен к  кусочку хлебца с солью! Тянется ко мне и облизывается!!! Ну, просто умирает, когда я подхожу к загородке.
Мы с ним дружим, хоть я и старше!!   К маленьким надо с нежностью….
Жаль, что мама его скоро в хлев к корове отведёт, к своей маме. 
Она, наверное, тоже скучает.   
Мамы все скучают о своих детях…


Рецензии