Ван Гог-ярчайший представитель постимпрессионизма3

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Ван Гог самозабвенно срисовывает живую натуру как наглядное пособие: та же застылость формы, статичность. Безжизненные позы и жесты, скованность, линия мертва и неодушевлена. Конечно, в них сочувствие, смиренная любовь к «малым сим», но еще нет темперамента, динамики зрелого Ван Гога.
На память приходят слова Стендаля: «Увы, ничто еще не предвещает гениальности! Может быть признак её – упорство»..

В декабре 1881г. Ван Гог в Гааге. Здесь его начал опекать родственник по материнской линии художник Антон Мауве, мастер крестьянского жанра, пейзажист, акварелист, график. Он возглавлял гаагскую школу живописи.

С семьей Ван Гогов Мауве был связан через свою жену, родственницу матери Винсента. Он был среди тех, кто морально поддержал юношу в его стремлении к искусству.

Мауве был потрясен новыми работами и этюдами, которые показал ему Ван Гог. Взглянем на них: «Осенний пейзаж», 1881 г., муз. Крёллер-Мюллер, Оттерло;
«Вид Гааги», начало 1882 г., частн. собр., Германия. Мауве не ожидал такого мастерства Винсента, фактически художника-самоучки.
Судьба предложила новое испытание, Ван Гог влюбляется в кузину Кее. Но она была лишь дочерью своих буржуазных родителей. Перед ними же был нищий гений, к тому же ещё ничего не создавший. Опять отказ! Винсент обезумел. Он был смятён. Но не побежден.
С ним была вера в его предназначение быть художником. Одетый, как простолюдин – в куртку и грубые штаны (что, кстати, было одной из причин постоянных ссор с родными), Ван Гог бродил по Гааге, наблюдая сцены из жизни «низов», заглядывая в самые нищие кварталы. Он и сам живет в таком.

Буквально осязаешь прозрение, которое наступило у взрослого, сложившегося человека, без малого тридцати лет, от прикосновения к живописи, рисунку, композиции. Зрелый мужчина становится вновь юным по первичности взгляда на жизнь.
Вот ему удалось подглядеть, как толпа бедняков атакует кассу лотереи («В ожидании лотереи», 1882 г., муз. ВГА), как получают благотворительную подачку («Раздача супа», март 1883 г., муз. ВГА). «Орда» бедняков заполняет десятки и сотни рисунков Винсента.
Обитатели трущоб и богаделен, землекопы, собиратели колосьев, торфяники, сеятели, жнецы – это, как считает Ван Гог, актуальные мотивы.
И рука Винсента начинает слушаться его чувств. Многие его штудии с натуры уже дают представление о врожденной способности Ван Гога видеть вещи остро и непредвзято, драматично.


Рецензии
Как жизнь ведет нашего героя к его громадному успеху на ниве живописи!

Лариса Бережная   10.12.2019 16:41     Заявить о нарушении