О граблях
Недаром говорят, что нет таких грабель, на которые не наступала бы нога человека. Думается, что с этим согласится большинство читателей. Последствия суровой встречи живо вспоминаются каждым и запоминаются надолго.
Стоял осенний весёлый денёчек. Бабье лето - чудная пора. Земля на пришкольном участке укрыта золотым багрянцем опавших листьев. Небо сияет пронзительной голубизной. Хочется петь, скакать, стоять на голове, радоваться счастью, наполняющему душу.
И хотя летние каникулы недавно закончились, а учебный год только начался, сидеть в классе невмоготу. Развесёлый кадетский класс с граблями, носилками и пакетами для сбора листьев вывалился из школы.
Мальчишки, получив инструктаж учителя биологии и распределившись на группы, приступили к уборке территории. Работа спорилась. Слышались шутки и прибаутки, звонкий смех. Как хотелось выделиться на фоне остальных классов! Дружные и озорные! А какие трудолюбивые!
Не прошло и получаса - территория убрана. Инструмент собран, отнесён в подвал. Благодарности объявлены. До построения пятнадцать минут – можно вволю побегать и попрыгать. Ничего, что на плечах погоны с буквой «К». Военная форма заставляет каждого вести себя иначе. Но возраст. Дети остаются весёлыми озорниками независимо оттого, во что одеты.
День необычен тем, что на сегодня запланирована встреча с родителями учеников. Первое собрание после летних каникул. Многое предстоит обсудить. С ними, как и с детьми, повезло. Понимающий и вникающий во всё коллектив в наше время редкость. Сделаны последние штрихи дежурными по классу. На стенде документации - боевые листки и ведомости текущих отметок за прошедшую неделю. Физиономии кадетов, отличившихся в учебе, спорте, весело смотрят с фотографий стенда. Заключительным аккордом звякнул ключ, провернувшись в замке и поставив точку в подготовке к родительскому собранию.
Осталось только спуститься вниз, заглянуть в глаза любимым чертенятам, напомнить о соблюдении правил дорожного движения и попрощаться, а через пару часов встретиться с родителями. Нос к носу столкнулся с заплаканной учительницей биологии. Молодая, но начитанная, умеет преподать материал. Чёртушки мои смотрят на неё заворожённо и учатся на «отлично». Всегда весёлая, наполненная радостью, а тут всхлипывает:
- Андрей Михайлович! Этот разбойник Стёпка…- и снова в слёзы.
А Стёпка – действительно, разбойник, каких мало. Воспитывается в неполной семье. Отца нет. Мать с утра до ночи работает в больнице операционной сестрой. Старается набрать больше дежурств, чтобы прокормить сына и старенькую бабушку. Характер у Степана не сахар. Таким уродился.
Упёртый. Что делать?Такие идут только против ветра. На уроке все рисуют мячик, а он – танк. Не хотите танк? Тогда буду сидеть и смотреть в потолок. Редко с таким характером, как у него, уживаются в коллективе. И учителя на него жаловались, и мать в школу вызывали. Не раз уже стоял вопрос перед администрацией школы о переводе из кадетского класса.
Взглянешь на него – симпатичный белобрысый парнишка с синими глазами, с белоснежной улыбкой, располагающий к себе любого собеседника. Не врёт, не изворачивается:
-Да знаю, виноват! Не хотел. Так получилось. Даю слово - больше не буду!
И не врёт. Такое не повторяется, но появляется другое, мало чем отличающееся от предыдущего.
В классе Стёпку уважали не за то, что быстрее всех бегал и больше всех подтягивался на перекладине, а за справедливость, за честность и открытость. Одним словом, заводила или по- другому – скрытый неформальный лидер. С такими упёртыми работать сложно и в тоже время интересно. Никогда не угадаешь, чего ожидать.
Сколько было жалоб на поведение. Но в противовес им за непродолжительное время успел спасти ветерана.
Старенький дедушка, поражённый инсультом, упал в снег. На него не обращали внимания и проходили мимо все, кроме Стёпки,... который забежал к вахтёру во Дворец культуры и вызвал «скорую».
На ответ диспетчера «Мальчик, прекратите играться!»- среагировал грубо, обозвав дурой. В результате получил выговор от директора школы и благодарность от родственников ветерана...
В снегу, у заброшенных гаражей, нашёл сумку с крупной суммой денег и паспортом. И тут же, отыскав хозяйку, вернул утерянное, отказавшись даже от плитки шоколада и не назвав фамилию. Та, растроганная таким отношением, на следующий день прилетела в школу с упаковкой шоколада, ворвалась в кабинет директора, благодарила за воспитание юных чертенят в кадетских погонах и слёзно просила отыскать это благородное создание...
Не прошло и двух минут, как «создание» отыскалось. Было доставлено низко склонившим голову в кабинет директора учителем музыки за срыв урока. В результате опознано и расцеловано.
И вот теперь очередное похождение.
-Только на минуточку отлучилась. С ребятишками унесла в подвал инструмент, а остальным сказала: «Ждите офицера – воспитателя. Поиграйте минут пятнадцать».
Прихожу, а они с синяками и шишками! Это Стёпа – разбойник!
Картина яркая и красочная. Любимцы стояли с расшибленными лбами, физиономиями в красную полоску, которые в ближайшее время приобретут синий цвет. Cо слезами, но с виноватой улыбкой и смеющимися глазами. Отдельно стоял Стёпа- разбойник с опущенной головой и граблями в руках.
Посмотрел в мою сторону, удручённо вздохнул и произнёс: «Ну, виноват! Не подумал. Больше не буду. Тут тренировка нужна. У меня с первого раза тоже не получалось. Надо точно рассчитать усилие, с каким на грабли наступать, чтобы по лбу не стукнули, а остановились в пяти сантиметрах...
- Знаете, сколько раз в прошлом году по лбу получил? Пытался отговорить, а они сами. Те, кто первым попробовал, остальных подбивали. Типа - а тебе слабо?».
Что тут будешь делать с этими чертенятами. Отпустил по домам, а Стёпу оставил.
- Вот скажи, юный друг, ты с головой дружишь? А если бы в глаз кому черенком заехало? Спасибо, Степан, за такой подарок. Как буду перед родителями оправдываться на собрании - ума не приложу. Иди домой и матери расскажи, «товарищ двоечник».
Только оправдываться не пришлось. С родителями повезло - понимающие и адекватные. Сами меня успокаивать стали. Мол, возраст такой – переходный период.
Стёпа с мамой пришёл раньше всех и, несмотря на мои возражения, стоял возле класса с граблями в руках. Обсудили произошедший случай. Обид на Стёпу ни у кого не было, и перешли к обсуждению других насущных проблем.
Один родитель во время горячего диспута по поводу предстоящей экскурсии попросил разрешения отлучиться и вышел из класса.
Через пару минут послышался хлёсткий удар черенка по полу. Открылась дверь вошёл улыбающийся родитель с красной полосой на лбу:
- Ребёнок ни при чем – сам решил попробовать. Да, еще насчёт переходного возраста – у некоторых он продолжается до самой пенсии. По себе знаю…
В приоткрытую дверь протиснулся Степан- разбойник с граблями в руках и низко опущенной головой: «Виноват - предупреждал, что с первого раза не получится».
P. S Недаром говорят, что нет таких грабель, на которые не наступала бы нога человека.
Свидетельство о публикации №219120701451
Neivanov 28.05.2025 15:39 Заявить о нарушении
Андрей Эйсмонт 28.05.2025 16:38 Заявить о нарушении